8. ПАРНЫЙ ВАЛЬС
Парный вальс на коньках следует рассматривать как переходную ступень от одиночного фигурного катанья к парному; но для овладения простейшими танцами не требуется предварительного изучения даже первоначальных школьных фигур — здесь необходимо лишь умение уверенно двигаться как на внутренних, так и на наружных рёбрах конька вперёд и назад; поэтому такие танцы сами могут служить переходной ступенью от простого катанья к фигурному. Кроме того, танец на коньках сам по себе составляет прекрасное и увлекательное физическое упражнение на чистом зимнем воздухе.
Соединение рук в танцах на коньках такое же, как в обыкновенных бальных танцах.
Всякий парный танец должен быть изучен предварительно в одиночку каждым членом пары. Мы ограничиваемся здесь разбором трёх типичных вальсов на льду.
Простейший и самый лёгкий парный танец на льду — это вальс, описанный нами для одиночного катанья в предыдущем разделе; он наиболее приближается к обыкновенному бальному вальсу на паркете.
Шаги («па») мужчины и женщины одинаковы (рис. 122), но при парном исполнении женщина начинает танец с первого шага, а мужчина — прямо со второго, с общим вращением вправо, двигаясь по кругу влево, т. е. против часовой стрелки. На приведенных чертежах мужская партия показана слева, а женская справа.
Рис. 122
Другой, весьма популярный у нас и тоже очень нетрудный вальс «14 шагов», имеет для мужчины и для женщины различные шаги (рис. 123), имеющие различную длительность, одинаковую для обоих партнеров. Так как в каждом такте музыки вальса имеется три четверти целой ноты, то в нижеприведённом перечне шагов мы указываем против каждого шага его длительность в четвертях ноты.
Рис. 123
Однако правильнее было бы начинать не с первого, а с четвёртого шага, чтобы согласовать движения с 8-тактовой фразой музыки.
Уже из приведённых двух примеров можно заключить, что в парном танце, как в элементе катанья, должно быть налицо единство движений обоих партнёров. Это не значит, что они исполняют обязательно и всегда одно и то же: наоборот, в каждый данный момент они исполняют разные шаги, но в их движениях должно быть или тождество, как в первом вальсе, хотя бы и не совпадающее по времени, или полная аналогия, как во втором вальсе, где всегда совпадают: 1) длительность шагов обоих партнеров и 2) скрещение ног на переходах, причём переходу с подкладкой мужчины обязательно соответствует переступание женщины и наоборот.
Тот же принцип мы увидим в третьем, на вид простейшем, но на деле самом трудном классическом троечном вальсе (рис. 124). Там оба партнёра всё время исполняют одинаковые для обоих движения — наружные троечные переходы и перетяжки, но всегда на разноименных ногах и противоположными фронтами: если он шагает вперёд, то она — назад, и наоборот. Здесь длительность каждого шага равна 2 тактам — 6 четвертям.
Рис. 124
Трудность этого вальса заключается в том, что его нужно исполнять на быстром ходу и с очень большим наклоном ко льду, с очень мягкой и отлогой перетяжкой, давая на ней волнообразное понижение, повышение и снова понижение центра тяжести посредством соответствующей работы опорной ноги.
Обычные ошибки в танцах
- Начинающие чаще всего исполняют шаги в танцах или на плоскостях коньков, не отдавая себе отчета, на каком ребре нужно скользить, или скользят не на том ребре, которое в данном шаге требуется.
- Так же часто встречается так называемое смазывание шагов, когда ноги переставляются, не отрывая коньков от льда. Это смазывание не следует, однако, смешивать с змеечной манерой исполнения некоторых трехшажных групп, как, например, в вальсе (см. рис. 119) или в последних четырёх шагах вальса «14 шагов», где исполнение на обеих ногах без отрыва от льда вполне допустимо, конечно, при условии, что оно будет применено обоими партнёрами.
- Упрощение предписанных «па» путём применения простых переходов вместо подкладок и переступаний.
- Несоответствие переходов у обоих партнёров, например когда он применяет переход со скрещением ног (подкладку или переступание), а она — простой или наоборот.
- Но самой грубой ошибкой, к сожалению, очень распространенной у нас, является исполнение танца несоответственно точному ритму музыки: так, например, в вальсе «14 шагов» в I, IV, VI и IX его тактах оба шага делают одинаковой длительности, т. е. превращают трехдольный ритм в двухдольный и только воображают, что вальсируют, а по существу исполняют марш под музыку вальса.
|