ПАРНОЕ КАТАНЬЕ
Этот раздел фигурного катанья имеет свою особую специфику. Методика и техника его требуют довольно глубокой и пространной разработки; но в этой небольшой главе можно дать лишь очень краткие сведения о нём.
В правилах соревнований предусмотрено катанье смешанных пар (женщина и мужчина) и несмешанных (две женщины или двое мужчин). Парным катаньем считается произвольное катанье двух лиц, в котором исполняются только такие фигуры, которые демонстрируют единство действия обоих партнеров. Не нужно это понимать так, будто бы они должны всегда исполнять одинаковые движения — наоборот, они могут одновременно использовать весьма различные фигуры и даже на время разъединяться, но впечатление единства, общности действия никогда не должно теряться. Однако не допускаются такие фигуры, в которых один из участников покидает поверхность льда за счёт силы другого на более или менее продолжительное время.
Для достижения такого впечатления единства главное значение имеет: 1) полное единообразие всех движений и постановки тела обоих партнёров, когда они исполняют одинаковые, похожие или соответственные шаги (например, в вальсе «14 шагов») и 2) полное совпадение моментов начала и конца комбинаций, содержание которых у обоих участников разное (например, длительный пируэт у одного и фигурное скольжение вокруг него у другого). В первом случае нужна возможно полная параллельность постановок рук и ног и вообще всех контуров тела, одинаковая манера держаться, полнейшая одновременность и соразмерность всех движений, как, например, всех сгибаний и разгибаний опорной ноги, махов свободной, поворотов корпуса и опорной ноги, — всё это составляет неотъемлемые качества классного катанья, без которых оно не может приблизиться к совершенству. Малейшее нарушение этих требований легко бросается в глаза даже неспециалисту.
В моменты временно-раздельного катанья парники не должны удаляться один от другого на значительные расстояния, а лишь настолько, чтобы зритель всегда мог одновременно чётко видеть все движения обоих.
Рис. 125
Из сказанного видно, что взаимная связь обоих участников между собою может выражаться в двух основных формах: сомкнутого и раздельного катанья.
При сомкнутом катанье соединения рук применяются обычно в следующих шести видах:
- Открытое соединение — партнёры держат друг друга только за одну разноименную или одноименную руку (рис. 125).
- Скрещенное соединение рук — одноименные руки сомкнуты спереди накрест (рис. 126).
- Прямое соединение обеих одноименных рук при положении партнёров лицом в одну сторону (рис. 127).
- Такое же соединение разноименных рук при положении партнёров лицом в разные стороны — спиной друг к другу.
- Соединение такое же, но лицом друг к другу.
- Танцевальное "соединение (рис. 128) — партнёры стоят рядом вполоборота друг к Другу; левый (мужчина) кладёт свою правую руку на талию правого партнёра (женщины), левой рукой держит её правую руку;
|
|
Рис. 126 |
Рис. 127 |
левая рука правого партнёра (женщины) — на правом плече левого (мужчины). Это соединение может изменяться в процессе исполнения танцевальных фигур: а) отпуская одну руку, тот или другой партнёр делает полный оборот под поднятой другой рукой партнёра или б) оба партнёра одновременно поворачиваются в противоположные стороны так, чтобы оказаться спиной друг к другу, причём перед таким поворотом женщина кладёт правую руку за спину, а мужчина берёт её в свою правую же; или же оба партнёра совсем отпускают обе руки и поворачиваются свободно, но не удаляясь друг от друга.
Рис. 128
При раздельном катанье парники всё же остаются тесно связанными вышеуказанным требованием единства исполнения.
Парное катанье чаще всего применяется в смешанных парах. Кроме указанных выше ограничений, оно так же свободно в своем содержании и исполнении, как и одиночное произвольное катанье; оно охватывает все известные нам элементы последнего, обогащая их содержание путём различного комбинирования их в исполнении обоих партнёров. Для наилучшей характеристики различных приёмов парного катанья; избегая повторений подробностей, сказанных об одиночном, мы подразделяем все парные фигуры на группы с точки зрения того впечатления, которое оно производит на зрителя. Таким образом, получаются элементы парного катанья, изложенные ниже.
1. ФИГУРЫ С РАЗБЕГОМ
Фигуры с разбегом совпадают с одноименным элементом одиночного катанья и состоят из простых и сложных полуспиралей (рис. 129), не исключая и разных видов кораблика (рис. 130).
Рис. 129. Т.А. Гранаткина и А.Ф. Толмачев, многократные чемпионы СССР
Разнообразные способы соединения рук и комбинаций взаимных положений тела и ходов конька обоих участников дают богатые возможности к достижению впечатления высокой пластики хода, характерной для этой группы фигур. Полная симметрия или, наоборот, параллельность положений всех частей тела на инертном скольжении имеют здесь наибольшее значение.
Рис. 130. Двойной наружный кораблик
Применяя разбеги, следует помнить сказанное о них в гл. VII, разд. 2 и ни в каком случае не допускать здесь длинных шагов, в особенности с приседаниями на каждом из них, как это делают некоторые из парников. Такие «ныряющие» движения крайне некрасивы и портят впечатление от катанья даже лучших мастеров.
2. ТАНЦЫ
Танцы по кругу или в форме большой восьмерки — преимущественно как элемент музыкальности катанья.
На льду могут быть воспроизведены почти всякие танцы, включительно до таких темпераментных, как русская пляска, гопак, краковяк, чешская полька и т. п. Народные танцы здесь наиболее эффектны. Но для начинающих предпочтительны лишь некоторые танцы, по характеру своему подходящие для плавных скольжений на коньках. На первом месте здесь стоит вальс; из всех видов его простой троечный, с его спокойно качающимся волнообразным движением на большом ходу, считается классическим и является наиболее излюбленным. Одиночные танцы, приведённые в главе о произвольном катанье, почти все могут быть приспособлены и для парного катанья.
Танец на льду лишь в отдельных случаях соответствует одноименному танцу на паркете по характеру и форме движений. В большинстве же связь между этими танцами ограничивается совпадением только музыкальной формы. Приспособление к последней одних и тех же движений танцора может быть совершенно различным; точнее — эти движения могут следовать одно за другим в неодинаковых ритмах, из которых каждый подходит под данную музыку. Примером может служить простейший вальс, приведённый нами в предыдущей главе; состоя из четырех шагов, он может одинаково успешно выполняться под музыку любого бального вальса в следующих ритмах: 1) каждый шаг соответствует трём четвертям целой ноты, т. е. целому такту вальса и 2) первый и третий шаги равны половинной ноте, а второй и четвёртый — четверти.
Само собой разумеется, что характер танца получится в обоих случаях не одинаковый: в первом он будет плавнее, и спокойнее, во втором — живее и темпераментнее.
Ещё более оживлёнными будут танцы, ритм движений в которых приспособлен к быстрой двудольной музыке, например к музыке марша, польки и. т. п.
3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ФИГУРЫ
В параллельных фигурах партнёры исполняют приблизительно одинаковые шаги с движением в одном и том же для обоих направлении, по большей части с руками, сомкнутыми тем или иным способом. Эти фигуры могут быть исполнены или одинаковыми для обоих партнёров фронтами, когда оба движутся одновременно передними либо задними ходами; или противоположными, когда один идёт передним, а другой задним ходом. Кроме того, при исполнении данной фигуры одним общим фронтом один партнёр может идти наружным, а другой — внутренним ходом (на другой ноге); поэтому полного тождества движений здесь может и не быть; но параллельность поступательного движения сохраняется, ритмическое же единство и постоянная взаимная параллельность постановки тела и отдельных конечностей обоих партнёров обязательны: в них заключается главная ценность исполнения фигур этой группы, дающих своё характерное впечатление скатанности.
К этой же группе принадлежат фигуры так называемого «теневого» катанья, где оба партнёра, не держась за руки, но в непосредственной близости друг к другу исполняют на большом ходу или с большой скоростью вращений ряд трудных элементов так единообразно, чтобы каждый из них, как тень, вполне синхронно воспроизводил все движения другого. Теневое катанье составляет, по нашему мнению, одно из высших достижений в работе смешанных пар, вполне приводя технику обоих партнёров на один уровень.
В противоположиых фигурах этой же группы оба партнёра исполняют также одинаковые фигуры на одноименных ногах и притом ещё и одинаковыми ходами, но в диаметрально противоположных направлениях от общего центра и в виде исключения с довольно значительным удалением в разные стороны от центральной исходной точки. У этой точки они вскоре снова сходятся, исполняя в максимальной близости друг перед другом различные трудные элементы: скобки, крюки, выкрюки и т. п. В своё время, в девяностых годах прошлого века, эта разновидность катанья под названием «совместного» практиковалась как самостоятельный раздел фигурного катанья, но теперь сохранилась лишь как небольшая часть более обширной области парного катанья.
Сюда же относятся «мельницы», когда партнёры, скользя на большом ходу к общему центру навстречу друг к другу на одноименных ногах, исполняют при сближении перетяжку и, поймав друг друга за протянутые вперед руки, быстро вращаются вокруг общего центра в положении кораблика и расходятся потом снова в разные стороны. При ещё большем сближении такая «мельница» может перейти в парный пируэт, когда оба партнёра, используя танцевальное соединение рук, вращаются вокруг общего центра, каждый на одной одноименной ноге, обычно на ходу назад-внутрь. Такой пируэт может быть исполнен и в низком приседе «двойным волчком» (рис. 131).
Рис. 131. Двойной волчок (Р.Н. и А.Б. Гандельсман, двукратные чемпионы СССР)
4. ДВУСТОРОННИЕ СИММЕТРИЧНЫЕ ФИГУРЫ
Двусторонние симметричные фигуры исполняются обоими партнёрами раздельно, с движением в одну сторону, но на разноименных ногах. Движение партнеров проходит все время на приблизительно одинаковых для обоих расстояниях от общей оси симметрии, делящей всю фигуру на льду пополам; от этой оси партнёры расходятся, один исполняет правую, другой симметричную левую половину; на этой же оси они вновь сходятся для продолжения катанья.
Здесь положение коньков обоих партнёров не может быть параллельным; но в каждый момент они находятся под одинаковым углом к упомянутой оси. Исполнение фигур этой группы должно дать впечатление наибольшей симметричности и единообразия работы пары как результат той же скатанности.
5. ФИГУРЫ С ВНЕЗАПНОЙ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКОЙ
Фигуры с внезапной полной остановкой, обычно на зубцах коньков, где главную роль играет красивая поза и внезапная полная неподвижность, контрастирующая с предыдущей динамикой скольжения и создающая впечатление пластики покоя.
6. КОМБИНАЦИИ
В комбинациях оба партнёра одновременно исполняют разные фигуры, но не теряют, однако, взаимной внешней или, по крайней мере, внутренней связи в исполнении своих частей. При этом роль каждого из них никогда не должна выходить из рамок фигурного катанья. Сюда относятся, например, такие фигуры, в которых мужчина становится в положение циркуля назад-наружу в открытом соединении за одну руку с женщиной, которая описывает вокруг него широкий круг вперёд или назад-наружу иногда в довольно рискованных положениях, где женщина в запрокинутом навзничь положении едва не касается затылком льда. Такие фигуры дают впечатление неожиданной и бьющей в глаза картины.
Все описанные типы парных фигур могут сочетаться между собою, образуя смешанные и средние формы, как это бывает обычно на практике.
В отношении составления программ парного катанья и тренировки в нём приходится прежде всего повторить сказанное выше об одиночном произвольном катанье (гл. VII, разд. 7), но, кроме того, надо заметить ещё следующее:
- При составлении пар необходимо руководствоваться не личными симпатиями участников друг к другу, а во-первых, наибольшим соответствием внешних их черт: конституции, роста, сложения, а также осанки и манеры держаться и двигаться во время катанья; и во-вторых, — и это главное — равномерностью общей физической и специальной подготовленности обоих партнёров. Высокие достижения едва ли возможны, если один из партнёров стоит в этом отношении на значительно более низком уровне, чем другой.
- Если в одиночном катанье требуется энергичный, смелый и быстрый ход, то в парном динамика приобретает ещё большее значение. Медленное, вялое катанье при самой выдающейся по трудности программе обречёно на неудачу. Для подготовки этой стороны исполнения программы мы рекомендуем специальную тренировку в скоростном воспроизведении отдельных комбинаций и частей программы, с прикидкой времени по секундомеру, стараясь постепенно от раза к разу снижать это время, при непременном условии совершенно чистого, пластичного и неторопливого исполнения; снижение времени достигается здесь не за счёт сокращения длины шагов или «комкания» движений, а за счёт ускорения хода путём более сильных толчков и более резких наклонов на рёбра коньков. Соответственно должен постепенно ускоряться и темп сопровождающей музыки.
|