32. ВОСЬМЕРКА НА ОДНОЙ НОГЕ (рис. 74)
8
Восьмёрка входит как составной элемент во многие наиболее трудные комбинации нашей школьной программы; кроме того, никакое другое упражнение на льду не совершенствует в такой степени основные приёмы
Рис. 74
фигурного катанья: скручивания корпуса, мягкие нажимы опорной ноги без отрыва от льда и махи свободной в связи с их тончайшей взаимной координацией. Вот почему эта фигура должна быть изучена тщательнейшим образом во всех деталях; но и после того она составляет обязательное повседневное упражнение каждого классного фигуриста, и не только в форме школьной фигуры № 24, но и преимущественно в форме непрерывной восьмёрки, повторяемой 10—15—20 раз подряд на каждой ноге.
33. ВОСЬМЕРКА ВПЕРЕД-НАРУЖУ-ВПЕРЕД-ВНУТРЬ (№ 24 а и б)
I18 — II28 и
II18 — I28
Условия правильности рисунка этой восьмёрки (рис. 74) нам уже известны (гл. II, п. 8). Она вполне замыкается уже на одной ноге и после перехода на другую исполняется по тому же самому следу.
Специфические трудности этой фигуры состоят в том, чтобы вторая половина каждой восьмёрки была не меньше первой и чтобы перетяжка в ней, несмотря на значительную потерю хода после пробега целого круга, была без угла, с мягким, постепенным переходом.
Общие указания для обеих восьмёрок вперёд сводятся к следующему:
- Первый круг не должен быть слишком велик, чтобы второй мог быть сделан в том же размере. Уменьшение первого круга достигается не уменьшением хода, а более сильным наклоном тела и конька ко льду, толчок при этом даётся в полную силу. В остальном первый круг исполняется точно так, как соответствующая дуга (круг), но в конце его, приближаясь к продольной оси и, следовательно, к перетяжке, корпус больше повёрнут по закривлению, с небольшим перегибом в талии внутрь круга, свободная нога вытянута вперёд, немного снаружи следа, а опорная немного согнута.
- Полученное таким образом предварительное положение восьмёрки отличается от такового простой перетяжки значительно более ранним его принятием, несколько большим сгибом опорной ноги и большим поворотом корпуса по закривлению первой дуги. После обычного для простой дуги плавного маха свободной ноги немного вперёд фигурист должен думать о двух вещах: чтобы не сделать этой ногой ни малейшего движения назад и хорошо уравновесить её отклоном плеч назад. Вообще здесь необходимо обратить особое внимание на устранение всяких лишних, ненужных движений.
- Предварительное положение разрешается: дополнительным широким, но плавным махом свободной ноги вперёд и тотчас назад в начальное положение соответствующей дуги; одновременным небольшим вытягиванием и новым сгибом опорной ноги; очень коротким поворотом корпуса по закривлению уже новой дуги, настолько коротким, чтобы сильная III позиция предварительного положения i8 перешла в слабую II, но не в I, а сильная IV в 28 перешла в слабую I, а не во II; одновременно лёгкий перегиб корпуса к центру первого круга восьмёрки переходит в такой же перегиб в другую сторону — к центру второго круга.
В дальнейшем фигура кончается, как соответствующий круг.
Всё сказанное настолько одинаково относится и к наружной, и к внутренней восьмёрке вперёд, что нам остаётся указать только , последовательность позиций в них.
В восьмёрке вперёд-наружу: слабая I позиция уже на 1/3 дуги переходит в слабую II, тотчас после половины дуги — в сильную III — перетяжка — слабая II, на продольной оси слабая IV — переход на другую ногу.
В восьмёрке вперёд-внутрь: слабая II на половине первого круга переходит в сильную IV — перетяжка — слабая I, слабая II, слабая III — переход на другую ногу.
34. ВОСЬМЕРКА НАЗАД-НАРУЖУ—НАЗАД-ВНУТРЬ (№ 25 а и б))
I38 — II48 и
II38 и I48
Исполнение обеих восьмёрок назад отличается от простых перетяжек в параграфах назад только более полным поворотом корпуса и более глубоким сгибанием колена опорной ноги в предварительных положениях. Разрешение последних здесь точно таково же, как и в простых перетяжках, но производится с большей энергией; здесь надо строго следить за правильным махом свободной ноги вперёд — вплотную мимо опорной, над следом фигуры, за строгим уравновешиванием этих махов наклонами и отклонами корпуса.
Последовательность позиций в наружной восьмёрке: III, IV, I слабые, I сильная — перетяжка — слабая IV и далее, как указано в описании 'простого круга, назад-внутрь. Во внутренней — IV, III, II слабая, II сильная — перетяжка — слабая III, слабая IV и т. д., как на простом круге.
Необходимо указать, что, подобно перетяжкам в параграфах и в исполнении восьмёрок назад, возможен другой вариант, пользующийся в настоящее время у мастеров фигурного катанья предпочтением. В этом варианте применяется такая последовательность позиций: в первой восьмёрке 38 — толчок в III позицию, затем около 1/3 или половины круга свободная нога идёт назад, получается II позиция; смотреть следует внутрь круга на то место, где будет перемена ребра; в предварительном положении— позиция II сильная. Широкий мах свободной ноги ещё назад и вперёд вместе с доворотом плеч «в плюс» по второй дуге перетяжки, с вытягиванием и новым сгибанием свободной ноги, приводит к перемене ребра и к резкой III позиции, дальше движения следуют в порядке простой дуги 4Д. Во второй восьмёрке 48 — толчок в III позицию, около 7з круга корпус поворачивается «в минус», в IV позицию, свободная нога идёт назад, получается I позиция, со взором внутрь круга на то место, где будет перемена ребра, позиция в предварительном положении I сильная. Широкий мах свободной ноги ещё назад и вперёд вместе с доворотом плеч «в плюс» по второй дуге перетяжки и с вытягиванием и новым сгибанием свободной ноги приводит к перемене ребра и к резкой IV позиции, дальше движения следуют в порядке простой дуги 3Д. Сравни рис. 39 и 41.
Здесь надо оговориться, что в сложных восьмёрках как вперёд, так и назад после перетяжки могут приниматься и другие позиции в зависимости от того, какой элемент будет входить в комбинацию с восьмёркой.
Обычные ошибки в восьмерках
- Самая частая ошибка — меньший размер второго круга по сравнению с первым. Причиной бывает по большей части или недостаточное сжатие первого круга сильным наклоном на ребро конька, или недостаточный сгиб опорной ноги в предварительном положении и обусловленная этим слабость нажима её на лёд во время перетяжки, или слишком большая кривизна лезвия конька, т. е. слишком малый её радиус.
- Ломаная, угловатая линия перетяжки получается, как и на простых перетяжках, от неверного ведения свободной ноги на обратном махе её назад (см. п. 3 перечня ошибок в перетяжках).
- К тому же недостатку приводит жёсткость (излишняя вытянутость) опорной ноги.
- Слишком поздняя перемена ребра на перетяжке ведёт к излишне глубокому изгибу её линии и к троекратному пересечению её с поперечной осью фигуры, что считается грубой ошибкой; линия скольжения может пересекаться с этой осью только в одном месте, сливаясь с нею на небольшом пространстве.
- Отрывистость, угловатость и малая эффективность отдельных движений устраняются прилежной тренировкой.
|