Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Петля

Страницы: 123456789101112131415161718192021222324252627   
 

18. ПЕТЛЯ (рис. 51)

П

Требования к правильности рисунка этой фигуры на льду уже указаны в главе II о теории фигурного катанья, разд. 2. Теоретические обоснования исполнения петель даны в гл. II, разд. 5. Для практического исполнения этой обязательной фигуры укажем сначала те приёмы, которые общи для всех четырех ходов конька.

panin4-71.jpg
Рис. 51

panin4-72.jpg
Рис. 52

  1. Фигура Начинается, как обыкновенная дуга, но с небольшого хода, с большим наклоном тела и конька ко льду, с большей положительной скрученностью корпуса и, следовательно, с большей кривизной линии скольжения, и всегда в гораздо меньшем размере. Последнее вытекает. из того, что выезд из петли — вторая дуга фигуры — всегда имеет ограниченный размер, так как ход для неё складывается только из небольшого остатка хода первой дуги, увеличенного вытягиванием колена опорной ноги и махом свободной в момент выезда из петли; а остаток хода первой дуги всегда неизбежно будет очень мал, так как при исполнении самой петли поступательное движение почти совсем прекращается.
  2. Корпус, получивший с самого начала более быстрое положительное вращение, чем на простой дуге, начинает ещё более энергичное скручивание непосредственно перед тем моментом, когда должно прекратиться поступательное движение конька, не допуская, однако, наступления этого момента и превращая это движение во вращательное. Преждевременный переход во вращение приведёт к размазанной, соскобленной линии на петле, последняя может и совсем не выйти, приняв форму «колпачка» (рис. 52), а запоздалый переход — к острому углу на ней; всё это считается грубой ошибкой. Но как только петля уже описана, хотя бы на 3/4, корпус тотчас переходит в короткий «обратный рывок», о чём уже сказано в гл. II, разд. 5.
  3. Свободная нога ведётся на первой дуге обязательно внутри следа, чтобы, согласно правилу 7 техники, сильнее закривить линии скольжения; как только будет описано больше половины петли, но не раньше, свободная нога энергичным махом выносится вперёд (на задних ходах назад), причём путь её должен лежать по возможности дальше от опорной ноги на наружных ходах и возможно ближе к ней — на внутренних ходах. На второй дуге фигуры свободная йога помещается обязательно снаружи следа во избежание чрезмерности кривизны и недостаточности размера этой дуги.
  4. На всех петлях надо держаться совершенно прямо, не отставляя таза назад. Умеренный наклон корпуса вперёд или на задних ходах назад обязателен на первой дуге фигуры, поскольку этот наклон уравновешивает далеко отброшенную свободную ногу; но на самой петле корпус стоит почти вертикально.

ПЕТЛЯ ВПЕРЕД-НАРУЖУ (№ 14)

I1П - II1П

panin4-73.jpg
Рис. 53

Петля вперёд-наружу в отличие от тройки начинается в более сильной II позиции так, чтобы наружная рука и плечо были уже выдвинуты вперёд, а внутренние убраны назад. Толчок должен быть очень умеренной силы, иначе первая дуга фигуры будет больше второй. Конёк сразу ставится со значительным наклоном на наружное ребро, и линия скольжения сильно закривляется с таким расчётом, чтобы остановка поступательного движения произошла на продольной оси фигуры, где должна быть описана петля. При этом применяются следующие приёмы:

  1. Свободная нога ведётся на первой дуге, внутри следа, следовательно, немного скрещена с опорной сзади, а на второй дуге — снаружи следа, как показано пунктиром на рис. 53.
  2. Корпус поворачивается в положительную сторону скорее, чем на простой дуге, но всё же постепенно и только перед самой петлей, почти уже на продольной оси вращается в полную силу, увлекая в это вращение и опорную ногу (рис. 54, 12). В дальнейшем, одновременно с махом свободной ноги вперёд (см. ниже), корпус выполняет короткий «обратный рывок», который фактически сводится к энергичному выбрасыванию внутренней руки и плеча (одноименных с опорной ногой) вперёд и соответственному оттягиванию наружной руки и плеча назад (рис. 54,3), после чего корпус снова плавно вращается в положительную сторону.
  3. В момент задержки поступательного движения конька свободная нога только откидывается ещё немного дальше от опорной и остаётся как можно дольше сзади неё до тех пор, пока вращением корпуса не будет исполнено немного больше половины петли, тогда она махом выносится вперёд, описывая около опорной круг, но ни в коем случае не доходя до скрещения с ней спереди; наоборот, она остаётся снаружи линии скольжения, несколько в стороне от опорной ноги, регулируя этим правильный и достаточно длинный выезд на вторую дугу фигуры. Если мах свободной ноги во-время не остановлен, то выезд закручивается внутрь и правильность рисунка нарушается.

panin4-74.jpg
Рис. 54

panin4-74.jpg
Рис. 55

Петля вперёд-наружу исполняется на середине конька, но можно делать это и на задке, если он не слишком плоский, и на передней части; в последнем случае трудно сохранить правильную прямую осанку.

Держаться надо прямо, глядя всё время в направлении движения, но ни в коем случае не на ноги и не на сделанную петлю. Для получения правильной оси можно взглянуть на противоположную петлю в тот момент, когда находишься к ней лицом, на дуге перед самой второй петлей.

Последовательность позиций: II сильная, II резкая, проходящая IV слабая, III слабая — перемена ноги.

20. ПЕТЛЯ ВПЕРЕД-ВНУТРЬ (№ 15)

I2П - II2П

Исполнение внутренней петли существенно отличается от предыдущей только ведением свободной ноги, в остальном оно вполне аналогично исполнению наружной петли.

Начиная фигуру в слабой II позиции на сильно согнутом колене и резко на ребре конька, корпус следует держать почти совершенно прямо, отнюдь не нагибаясь слишком вперёд и не отставляя таза назад, как это делают теперь за рубежом многие известные фигуристы. Свободная нога — внутри следа или над ним, но без скрещения с опорной сзади; 7-е правило техники здесь особенно важно, так как линия скольжеия должна закривляться сильнее, чем на простой дуге. Корпусу вместе с руками с самого начала придаётся некоторый размах на положительное скручивание — он быстро переходит в I позицию и, когда приближается задержка хода, энергично вращается в ту же сторону, заставляя конёк описать петлю. При этом для большей плавности руки могут свободно подниматься в стороны почти до уровня плеч. В момент маха свободной ноги вперёд происходит «обратный рывок» корпуса с выносом внутренней руки вперёд.

panin4-76.jpg
panin4-77.jpg
Рис 55

Свободная нога остаётся в прежнем положении, лишь перед самой петлей немного скрещивается с опорной; когда же вращением корпуса будет исполнено немного более половины петли, свободная нога энергично выбрасывается вперёд вплотную мимо опорной, едва не задевая её ботинка, и скрещивается с нею спереди как можно сильнее (7-е правило техники).

Фигура заканчивается, как обыкновенная дуга, вперёдвнутрь (рис. 55, 13).

Последовательность позиций: слабая II, сильная I — петля — проходящая III, слабая IV — перемена ноги.

21. ПЕТЛЯ НАЗАД-НАРУЖУ (№ 16)

I3П - II3П

Эту фигуру следует признать самой трудной из основных обязательных упражнений.

Правильное её исполнение требует максимального скручивания корпуса в рискованном и неудобном положении IV позиции при максимальном наклоне конька на наружное ребро.

Принцип исполнения этой петли вполне аналогичен принципу петли вперёд-наружу. Начиная фигуру, следует отталкиваться обязательно вперёд, от себя, а не в сторону. Положение тела вначале подобно тому, какое оно занимает в начале дуги назад-наружу, но опорная нога значительно сильнее согнута в колене, свободная сильно скрещена с опорной спереди, держится носком внутрь и в бедренной части даже прижимается к опорной. Корпус наклонён назад, всему телу придаётся большой наклон на наружное ребро, и корпус плавно вращается по закривлению. Более сильное вращение его начинается не раньше как перед самой петлей (в точке «а» на рис. 56 и 57, 1), где опора передаётся на переднюю часть конька.

В этот момент плечи и голова так сильно повёрнуты в положительном направлении, что, опустив взгляд на лёд (без заметного опускания головы), можно увидеть то место на льду, куда должна быть помещена петля. Свободная нога как можно дольше остается спереди в прежнем положении, не выходя из скрещения с опорной, пока конёк спокойно объезжает петлю; корпус при этом держится возможно прямее, и всё тело принимает почти вертикальное положение, наклон его на наружное ребро уменьшается. Как только вершина петли оказывается пройденной, благодаря только вращению корпуса, так приблизительно в точке «б» (рис. 56 и 57, 2) свободная нога широким махом выносится назад, не скрещиваясь, однако, с опорной сзади. Одновременно плечи выполняют очень короткий «обратный рывок» в отрицательном направлении, выбрасывая внутреннюю руку и плечо назад (по движению вперёд) и останавливая вращение тела, а опорная нога выпрямляется, значительно усиливая скорость хода (рис. 57, 3).

panin4-78.jpg
Рис. 56

panin4-79.jpg
Рис. 57

Фигура заканчивается, как обыкновенная дуга, назаднаружу, причём необходимо избегать глубокой и длинной перетяжки перед переходом на другую ногу (рис. 57, 4).

В настоящее время в этой фигуре допускается переход на другую ногу «подкладкой», скрещивая новую опорную ногу с толчковой сзади и отталкиваясь не внутренним а наружным ребром конька. При таком толчке исполнение петли назад-наружу значительно легче.

Последовательность позиций: сильная IV, резкая IV — петля — переходящая слабая II, слабая I, сильная I — перемена ноги.

22. ПЕТЛЯ НАЗАД-ВНУТРЬ (№ 17)

I4П - II4П

Исполнение самой петли назад-внутрь нетрудно. Наибольшая трудность этой фигуры заключается не в петле, а в начальной и последней её дугах, подобно простому кругу назад-внутрь; в отличие от последнего фигура начинается не в IV, а в слабой III позиции, на сильно согнутой опорной ноге, и после толчка тело некоторое время почти не меняет своего положения: свободная нога остаётся впереди почти над следом, но всё же с внутренней стороны его (припомним 7-е правило техники, см. рис. 58, 1). Линия скольжения принимает спиральную форму, закривляясь всё сильнее, голова повёрнута в положительном направлении назад; по мере приближения к месту петли корпус ускоряет своё скручивание в положительную сторону в сильной III позиции, заставляя конёк описать большую часть петли (рис. 58, 2); тяжесть тела передаётся на переднюю часть конька, и, как только последний пройдёт вершину петли, свободная нога махом проходит спереди назад, близко мимо опорной, повернув носок стопы слегка внутрь, и остаётся сзади опорной в скрещенном с ней положении (рис. 58, 3), чтобы выезд, т. е. вторая дуга фигуры, не закручивался. Одновременно корпус, вернее плечи, исполняют лёгкий «обратный рывок» для остановки вращения конька. Колено опорной ноги, вначале очень мягкое, вытягивается в момент окончания петли для получения некоторого ускорения хода в резкой II позиции (рис. 58, 4).

Возможен другой вариант выезда на вторую дугу: вместе с обратным рывком корпуса последний настолько поворачивается в отрицательном направлении, что фигурист принимает положение не II, а I позиции, как после тройки № 7, причём голова остаётся повернутой в отрицательном направлении, чтобы лучше попасть на след при переходе на другую ногу (рис. 58, 5).

Последовательность позиций: слабая III, сильная III — петля — слабая II, сильная II — перемена ноги. Или после петли: сильная I — перемена ноги.

Обычные ошибки в петлях

panin4-80.jpg
Рис. 58 (Опущенная голова — большая ошибка)

  1. Петля вперёд-наружу не удаётся, если на первой дуге не было достаточного наклона корпуса вперёд с выпрямлением его на самой петле.
  2. Вместо этой петли получается «колпачок» либо от преждевременного вращения корпуса с его выпрямлением до затухания хода конька перед петлей, либо от передачи точки опоры на передок конька и обратно, либо от преждевременного выноса свободной ноги вперёд.
  3. Постановка свободной ноги с внутренней стороны следа на второй дуге петли; в результате эта дуга слишком закручивается и выходит короче, чем нужно. Необходимо соблюдать 7-е правило техники.
  4. Преждевременная остановка вращения корпуса на петле вызывает волнистость на второй её дуге.
  5. Скрещение свободной ноги с опорной на первой дуге петли вперёд-внутрь, а также и назад-внутрь мешает должному закривлению линии скольжения и затрудняет исполнение петли.
  6. На петлях вперёд-внутрь и назад-внутрь мах свободной ноги сзади наперёд и спереди назад, направленный недостаточно близко, не вплотную мимо опорной, приведёт к неудаче — петля выйдет слишком большого размера с очень коротким выездом.
  7. Если свободная нога на второй дуге этих петель не будет слегка скрещена с опорной, то эта дуга выйдет слишком закривлённой, короткой и правильность рисунка будет нарушена.
  8. Исполнение петли вперёд-внутрь на передней части конька следует признать ошибочным, так как при этом почти всегда искажается прямая постановка тела — фигурист некрасиво наклоняет корпус вперёд.
  9. Наклон корпуса вперёд на первой дуге петли назаднаружу ведёт к неудаче. Линия, проведённая вертикально через середину груди фигуриста, должна при продолжении её пройти через колено опорной ноги, а не позади него.
  10. Выход свободной ноги из скрещения перед этой петлей, поворот её носком наружу и коленом вбок ведут к неудаче; нужно строго следить за тем, чтобы бедренные части ног ученика на первой дуге не разъединялись.
  11. Скрещение свободной ноги с опорной после петли назад-наружу вызывает закручивание и укорочение второй дуги фигуры.
  12. Эта петля не выйдет, если тяжесть перенесена на переднюю часть конька раньше подхода к самой петле.
  13. В конце этой фигуры преждевременный поворот плеч перед переходом на другую ногу приводит к излишне глубокой и длинной перетяжке перед новым толчком опорной ноги (так называемый «крысиный хвост»). Нужно быстрее переходить на другую ногу.
  14. Недостаточно «мягкое» опорное колено в начале фигуры всех петель составляет грубую ошибку и ведёт к неудаче.
  15. Слишком резкое вытягивание опорной ноги в первый момент выезда из петли назад-наружу или внутрь ведёт к угловатости линии скольжения с последующей излишней её прямизной. Следует требовать большей плавности этого движения.
 
Панин Н.А. Фигурное катанье на коньках. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1952
Разделы
Фигурное катанье на коньках (Панин Н.А.)
Глава I. Общие сведения
Глава II. Основные данные по теории фигурного катания
Глава III. Организация занятий по фигурному катанью
Глава IV. Методика обучения фигурному катанью
Глава V. Предпосылки для овладения техникой и пластикой фигурного катанья
Глава VI. Техника обязательных (школьных) фигур.
Дуга, иначе круг
Перетяжка, иначе параграф
Тройка
Двукратная тройка
Петля
Скобка
Крюк
Выкрюк
Восьмерка на одной ноге
Сложные фигуры
Глава VII. Техника произвольного катанья
Переходы с одной ноги на другую
Фигуры с разбега
Змейки и циркули
Пируэты
Прыжки
Разные комбинации
Составление программы, транировка и исполнение упражнений программы
Парный вальс
Глава VIII. Парное катанье
Глава IX. Организация соревнований
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.011 сек.