9. ТРОЙКА (рис. 42)
Т
Как видно на рис. 42, тройка состоит из двух дуг, исполняемых последовательно на одной ноге в одном направлении, но разными фронтами и соединённых между собой переходом, который мы называем поворотом. Условия правильности рисунка этой фигуры нам известны (гл. II, разд. 2); из них следует сделать дополнительный вывод, что концы обеих троек должны соприкасаться, почти не пересекаясь.
Рис. 42
Рис. 43
Характерным элементом в этой фигуре является поворот, сопряжённый с переменой фронта движения и ребра конька. Объяснение основных приёмов его исполнения нам уже известно из гл. II, разд. 5 и из правил техники (гл. II, разд. 11). Общие для всех троек указания сводятся к следующему:
- Корпус плавно скручивается на первой дуге по закривлению в предварительное положение данной тройки; в момент поворота конька в ту же сторону он вращается коротким рывком обратно и тотчас снова медленно скручивается по закривлению, как на обыкновенной дуге. Исключение — тройка № 7, где последнего скручивания нет.
- Опорная нога, всё время очень мягкая, перед самой тройкой перемещает точку опоры на переднюю часть конька (на тройках вперёд) или на заднюю (на тройках назад); после поворота конёк скользит на середине своего лезвия.
- Свободная нога, помещённая после толчка, по 7-му правилу техники, стопой немного внутри следа фигуры, остаётся всё время зафиксированной в тазобедренном суставе без всякого самостоятельного движения: в момент поворота опорного конька, ноги и таза она вместе с последним поворачивается вокруг продольной оси тела, описывая в воздухе полукруг, и её стопа после этого оказывается настолько же вне линии фигуры, насколько вначале была внутри. В дальнейшем эта нога работает, как в конце соответствующей простой дуги (рис. 43).
Необходимо заметить, что указанные способы ведения свободной ноги мы считаем наиболее правильными с точки зрения экономичности движений, а также и пластики. Но существуют другие способы, например с приближением стопы свободной ноги к стопе опорной в момент поворота и с новым удалением её после поворота на прежнее расстояние или в момент поворота тройки назад-внутрь отбрасывание назад свободной ноги, находившейся до поворота спереди опорной.
- Смотреть нужно всё время в направлении движения, но в разных тройках по-разному, о чем скажем ниже.
- Самая трудная задача при исполнении троек — это «положить» поворот строго на продольной оси, остриём по её направлению; для достижения этого не следует торопиться с принятием предварительного положения и не забывать только что указанного правила ведения свободной моги на первой дуге внутри следа.
10. ТРОЙКА ВПЕРЕД-НАРУЖУ-ВПЕРЕД-НАРУЖУ (№ 7)
I1Т - II1Т
- Эта фигура выделяется из ряда других своим необычным переменным переходом с одной ноги на другую: ход «назад-внутрь» меняется на «вперед-наружу». Этим обусловливается исключительность работы корпуса на второй дуге — после обратного рывка в момент поворота конька он не вращается снова по закривлению, но всеми силами стремится скрутиться «в минус» — против закривления с целью подготовки к этому переменному переходу (рис. 44, а и б).
- Последовательность позиций: слабая I или слабая II позиция, которой начинается фигура, перед поворотом переходит в сильную II, обратный рывок корпуса в момент поворота приводит к сильной I, с лицом, обращенным внутрь фигуры; лишь перед самым переходом на другую ногу I позиция ослабляется и ведущее плечо и рука выдвигаются немного вперёд.
- Смотреть всё время в направлении движения; например, в момент поворота конька вправо голова вместе с корпусом резко поворачивается влево и остаётся таким образом до перемены ноги, всё время лицом в одну сторону,
- Чтобы избежать невольного закручивания всего тела по закривлению второй дуги, обратный рывок корпуса должен быть здесь особенно сильным, кроме того, в сильной I позиции второй дуги свободная нога, а также одноименное ей плечо и рука максимально оттягиваются назад, наружу фигуры, стремясь удержать поворот корпуса в отрицательном направлении.
- Более глубокое сгибание опорной ноги и прямая постановка спины сильно облегчают выезд и переход на другую ногу.
11. ТРОЙКА ВПЕРЕД-НАРУЖУ - НАЗАД-ВНУТРЬ (№ 8 а и б)
I1Т - II1Т и II1Т - I4Т
Первая половина — 1Т — исполняется в своей первой части точно так, как первая тройка в фигуре № 7; но после разрешения предварительного положения путём положительного поворота конька и отрицательного поворота корпуса фигурист остаётся в сильной I позиции лишь на протяжении 1 1/2 — 2 метров, после чего корпус сдаёт «в плюс» и плавно поворачивается по закривлению второй дуги, заканчивая её и переходя на другую ногу точно так, как на простой дуге 4Д (рис. 34).
Последовательность позиций: I слабая или II слабая, II сильная — поворот — I сильная, II слабая, II сильная — перемена ноги.
Смотреть на этой тройке надо сначала так же, как на тройке № 7; но на второй дуге, с поворотом корпуса по закривлению, и голова поворачивается в ту же сторону, лицом наружу круга и далее назад.
Pue. 44
Рис. 45
Рис. 46 Рис, 47
Вторая половина — 4Т — самая трудная из разбираемых здесь троечных фигур: обычно начинающему долго не даётся правильное помещение тройки на продольную ось. Исполнение в общем аналогично другим тройкам, за исключением работы свободной ноги: оставаясь на первой дуге после толчка в таком же положении, как в соответственной дуге 4Д (т. е. впереди опорной, немного внутри фигуры), в момент поворота опорной ноги она с силой отбрасывается назад и благодаря такому движению, вращаясь лишь вокруг собственной продольной оси, остаётся почти в том же месте пространства, но оказывается уже сзади повернувшейся опорной ноги, в I позиции, как в начале дуги 1Д (рис. 45). Нужно следить, чтобы при этом движении свободная нога не выходила из поверхности движения и оставалась все время над следом, не скрещиваясь с опорной, — иначе тройка чисто не выйдет и ослабеет ход. Дальнейшее скольжение идет по правилам дуги 1Д; свободная нога выносится вперёд лишь перед концом фигуры. Можно применить и другой вариант ведения свободной ноги: оставлять её всё время спереди опорной. Однако мы считаем такой приём менее красивым и менее выгодным в отношении сохранения хода (рис. 46 и 47).
Для помещения тройки на продольную ось нужно после толчка не спешить со скручиванием корпуса по закривлению, начинать его не ранее половины первой дуги так, чтобы предварительное положение было принято лишь перед самой продольной осью; в этот момент максимально оттянуть назад наружное плечо; всю первую дугу исполнять лучше на задней половине конька.
Последовательность позиций: слабая III, сильная III — поворот — слабая I, слабая II, слабая III — переход на другую ногу. Или, в другом варианте, после поворота — слабая IV, слабая III — переход.
12. ТРОЙКА ВПЕРЕД-ВНУТРЬ — НАЗАД-НАРУЖУ (№ 9 а и 6)
I2Т - II3Т и II2Т - I3Т
Первая половина фигуры — 2Т — исполняется во всём согласно общим указаниям для троек (разд. 9 этой главы).
Последовате-льность позиций: слабая II или слабая I, сильная I — поворот — проходящая II, слабая I, сильная I — переход на другую ногу (рис. 48).
Смотреть на первой дуге вперёд, потом внутрь круга, на второй —г через ведущее плечо наружу круга и в сторону движения, как в 3Д- Свободная нога на повороте не должна сближаться с опорной, но описывает около неё полукруг в воздухе, держась всё время на прежнем расстоянии.
В связи с возможностью применения второго варианта исполнения простой дуги 3Д (гл. VI, разд. 4) и здесь возможен и часто применяется второй вариант исполнения тройки 2Т: после её поворота в результате «обратного рывка» корпуса получается II позиция, которая в отличие от первого варианта не переходит в I, но остаётся до конца фигуры со взором наружу или внутрь круга: из неё и делается переход на другую ногу: на ход назад-наружу, прямо в IV позицию.
Рис. 48
Рис. 49
Вторая половина — 3Т — также ни в чём не отступает от общих указаний.
Последовательность позиций: слабая III, слабая IV — поворот — слабая III, слабая IV — переход на другую ногу. При втором варианте эта тройка начинается сразу в IV позиции (рис. 49).
Соблюдая 7-е правило техники, очень важно следить, чтобы свободная нога в бедренной своей части была всё время прижата к бедру опорной и носок её не выворачивался бы наружу раньше поворота.
Смотреть — на первой дуге, как на 3Д: сначала очень недолго внутрь начинаемой фигуры, потом наружу через ведущее плечо; при втором варианте — лучше всё время наружу; на второй дуге, как на 2Д, — вперёд. Для помещения тройки на ось смотри сказанное о тройке 4Т в предыдущем разделе.
Обычные ошибки в тройках
- Недостаточный наклон конька на соответствующее ребро в начале фигуры ведёт к недостаточной кривизне линии, к отсутствию продольной оси и к неодинаковому размеру обеих дуг тройки.
- Те же недостатки получаются от нарушения 7-го правила техники и 3-го пункта общих указаний для троек (разд. 9 этой главы).
- Слишком сильное закривление и слишком малый размер второй дуги получаются от недостаточной скрученности корпуса в предварительном положении, а также от недостаточной силы «обратного рывка» корпуса в момент поворота.
- Созерцание только что сделанного острия тройки имеет те же последствия.
- К тому же ведёт преждевременный переход из I позиции во II после поворота на первой тройке (фиг. № 8 а и б).
- Соскобленные, не чистые острия троек обычно получаются или в результате ведения свободной ноги в предварительном положении не внутри, а снаружи линии фигуры, или от перегибов корпуса наружу фигуры перед поворотом, или от исполнения троек вперёд на задке конька, а троек назад — на передке его.
- В тройках № 8 и 9 очень часты вогнутости на второй дуге вторых троек; это происходит обычно от нагибания корпуса вперёд до или после поворота, что, в свою очередь, вызывается жесткостью колена опорной ноги или нарушением 9-го правила техники, а в первом варианте тройки № 8 также и от преждевременного маха свободной ноги вперёд, раньше чем корпус вполне повернулся во II позицию.
- Очень часто встречающийся у начинающих преувеличенный размер второй тройки в фигурах № 8 и в особенности № 9 происходит обычно от причин, указанных в пп. 1 и 2 этого перечня ошибок.
|