Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Фигуры с разбега

Страницы: 123456789101112131415161718192021222324252627   
 

2. ФИГУРЫ С РАЗБЕГА

Эти фигуры применяются обычно для начального выезда и для заключения программы произвольного катанья, но также и в середине программы для перехода к новой группе упражнений. Они состоят в очень быстром длительном инертном скольжении на том или другом ребре конька вперёд или назад в какой-нибудь красивой неподвижной или планомерно меняющейся постановке тела после сильного разбега, причём линия скольжения имеет приблизительно спиральную форму, поэтому все эти фигуры и называются иначе спиралями (рис. 83). Однако первоначальная форма спирали, скручивающейся улиткой к середине, применяется теперь редко, она заменена более или менее длинными её отрезками.

Рис. 83
Рис. 83

Разбег должен быть как можно короче и как можно сильнее. Он начинается на рёбрах или на носках коньков, с большим наклоном тела вперёд, на согнутых ногах, ровными шагами, которые быстро учащаются до самого скорого темпа, подобно спринтерскому старту в беге по земле. Разогнавшись как можно скорее до полного хода, тотчас переходят на спираль, не растягивая последнего шага разбега. Но современные мастера избегают простых разбегов и ищут разгона хода для спиралей в более сложных комбинациях, например в шагах троечного вальса с прыжками (см. ниже) и т. п.

Спирали исполняются всеми четырьмя ходами; наиболее излюбленными являются: спираль вперёд-внутрь во II позиции с протянутой вперёд внутренней рукой (рис. 84, а). Корпус сильно наклонён вперёд, спина прогнута, голова лицом вперёд, свободная нота, почти вытянутая и выворотная, поднята назад так, чтобы стопа была выше тазобедренного сустава; спираль назад-наружу в I или во II позиции с поворотом головы в положительном направлении (рис. 86, а); спираль вперёд-наружу или внутрь — «ласточкой» с обеими руками, откинутыми возможно дальше назад (рис. 84, б, 85, а и б, 86, б).

Рис. 84
Рис. 84.
а - Е.А. Алексеева, четырехкратная чемпионка СССР
б - П.С. Чернышев, четырехкратный чемпион СССР

Рис. 85
Рис. 85.
а - З.Я. Зивертс, Рига
б - В.Ю. Падури, чемпионка СССР и Эстонской ССР

Рис. 86
Рис. 86.
а - С.П. Васильев, неоднократный чемпион СССР
б - Б.Н. Подкопаев, Москва

Для спиралей назад необходим немедленный после разбега поворот на задний ход; исполняется он по-разному:

  1. Последний шаг разбега даётся вперёд-внутрь — тройка, тотчас после поворота другая нога становится на лёд рядом с опорной и даёт ещё один толчок или назад-наружу (рис. 87, а) или назад-внутрь, проходя по льду за опорную со скрещением наподобие вексира (рис. 87, б).
  2. Рис. 87
    Рис. 87
  3. Последний шаг разбега вперёд-внутрь, но вместо тройки делается переменный переход на другую ногу назад-внутрь, ставя её на лёд в положение «кораблика»: пятки вместе, носки врозь. Если нужен ход назад-наружу, то тотчас после этого другая нога становится рядом на наружное ребро.

Можно применять и другие более сложные переходы, например змейкой или прыжком с полуоборотом в воздухе (см. ниже).

Одна из выдающихся фигур с разбега — это спираль корабликом (рис. 88, 89 и 90). Она исполняется так, что обе ноги идут на внутренних или обе на наружных рёбрах, одна за другою почти по одной линии, причём стопы развёрнуты носками врозь под углом 180° и расставлены приблизительно на полметра, с вытянутыми коленями и совсем выпрямленной спиной, с общим наклоном тела вперёд (на внутреннем кораблике) или назад (на наружном). Такое положение тела требует достаточной гибкости тазобедренных и голеностопных суставов и легче достигается в детском возрасте, поэтому мы и рекомендуем как можно раньше, начинать соответствующие упражнения.

Рис. 88 Рис. 89 Рис. 90
Рис. 88 Рис. 89 Рис. 90

Вначале надо стараться оставаться на наружных ребрах, не слишком заботясь о положении тела, во всё же вытягивать колени и избегать наклонов корпуса вперёд. Для этого с разбега, сначала умеренной скорости, делается движение, подобное перетяжке вперёд наружу-внутрь, корпус скручивается по закривлению, свободная нога даёт мах вперёд и назад и вместо перемены ребра ставится на лёд, следуя за опорной «ноги врозь» пяткой к пятке, причём оба конька, а в особенности передний, надо сильно наклонить на наружное ребро. Линии скольжения обоих коньков идут параллельно и близко друг к другу (рис. 91); идущий сзади конёк описывает внешнюю дугу; пересечение линий ведёт к неудаче.

Рис. 91
Рис. 91

Овладев наружным и внутренним корабликом с движением в обе стороны, можно исполнять в этом положении спирали перетяжкой, тройкой, скобкой, крюком или выкрюком.

Излюбленной фигурой для заключения программы является остановка на зубцах (рис. 92) с разбега на быстром ходу назад на плоскости конька по прямой линии. Поза фигуриста в фигуре сильно напоминает описанную выше спираль вперёд-внутрь, но голова обращена прямо вперёд. Скольжение обычно направлено здесь от трибуны зрителей или параллельно ей, удаляясь к выходу с площадки. На первых метрах этой прямой корпус наклонён вперёд не больше, чем на обычной опирали, но затем он склоняется всё ниже, принимая вид прощального поклона, а хорошо выворотная свободная нога поднимается всё выше, и в этот момент опорная нога, всё время совсем прямая, резко поднимается на зубцы конька, вызывая почти мгновенную остановку на месте (рис. 92).

Рис. 92
Рис. 92

Фигура остановка на зубцах очень эффектна, и мастера фигурного катанья любят заканчивать этой фигурой свои выступления.

Обычные ошибки в фигурах с разбега

  1. Начинающие часто допускают на спиралях наклон корпуса вперёд или назад, не отвечающий скорости хода; сильный наклон на медленном ходу производит неприятное впечатление.

    Разбег у начинающих фигуристов часто бывает слишком длинный и медленный. Это большая ошибка.

    Разбег должен быть как можно короче и сильнее.

  2. Всякие колебания тела, свободной ноги или руки на инертном скольжении портят впечатление. Необходимо соблюдать в избранной позе полную неподвижность, напоминая скользящую статую и избегая, малейших лишних, ненужных движений.

    Надо внимательно следить при исполнении фигуры спираль корабликом за положением обоих коньков, которые должны быть строго параллельными, и не допускать пересечения дуг, оставленных коньками на льду, так как это ведет к неудаче.

  3. Слишком резкие степени позиций на спиралях выглядят нехорошо.
  4. Отставление назад таза при исполнении корабликов, наклоны корпуса вперёд и невытянутые колени совершенно портят эту фигуру; эти недостатки должны быть устранены специальными гимнастическими упражнениями.
  5. Всякие другие нарушения пластики именно в этих фигурах наименее допустимы, потому что при длительном сохранении раз принятой постановки тела они бросаются в глаза.
 
Панин Н.А. Фигурное катанье на коньках. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1952
Разделы
Фигурное катанье на коньках (Панин Н.А.)
Глава I. Общие сведения
Глава II. Основные данные по теории фигурного катания
Глава III. Организация занятий по фигурному катанью
Глава IV. Методика обучения фигурному катанью
Глава V. Предпосылки для овладения техникой и пластикой фигурного катанья
Глава VI. Техника обязательных (школьных) фигур.
Дуга, иначе круг
Перетяжка, иначе параграф
Тройка
Двукратная тройка
Петля
Скобка
Крюк
Выкрюк
Восьмерка на одной ноге
Сложные фигуры
Глава VII. Техника произвольного катанья
Переходы с одной ноги на другую
Фигуры с разбега
Змейки и циркули
Пируэты
Прыжки
Разные комбинации
Составление программы, транировка и исполнение упражнений программы
Парный вальс
Глава VIII. Парное катанье
Глава IX. Организация соревнований
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 1.016 сек.