2. ФИГУРЫ С РАЗБЕГА
Эти фигуры применяются обычно для начального выезда и для заключения программы произвольного катанья, но также и в середине программы для перехода к новой группе упражнений. Они состоят в очень быстром длительном инертном скольжении на том или другом ребре конька вперёд или назад в какой-нибудь красивой неподвижной или планомерно меняющейся постановке тела после сильного разбега, причём линия скольжения имеет приблизительно спиральную форму, поэтому все эти фигуры и называются иначе спиралями (рис. 83). Однако первоначальная форма спирали, скручивающейся улиткой к середине, применяется теперь редко, она заменена более или менее длинными её отрезками.
Рис. 83
Разбег должен быть как можно короче и как можно сильнее. Он начинается на рёбрах или на носках коньков, с большим наклоном тела вперёд, на согнутых ногах, ровными шагами, которые быстро учащаются до самого скорого темпа, подобно спринтерскому старту в беге по земле. Разогнавшись как можно скорее до полного хода, тотчас переходят на спираль, не растягивая последнего шага разбега. Но современные мастера избегают простых разбегов и ищут разгона хода для спиралей в более сложных комбинациях, например в шагах троечного вальса с прыжками (см. ниже) и т. п.
Спирали исполняются всеми четырьмя ходами; наиболее излюбленными являются: спираль вперёд-внутрь во II позиции с протянутой вперёд внутренней рукой (рис. 84, а). Корпус сильно наклонён вперёд, спина прогнута, голова лицом вперёд, свободная нота, почти вытянутая и выворотная, поднята назад так, чтобы стопа была выше тазобедренного сустава; спираль назад-наружу в I или во II позиции с поворотом головы в положительном направлении (рис. 86, а); спираль вперёд-наружу или внутрь — «ласточкой» с обеими руками, откинутыми возможно дальше назад (рис. 84, б, 85, а и б, 86, б).
Рис. 84.
а - Е.А. Алексеева, четырехкратная чемпионка СССР
б - П.С. Чернышев, четырехкратный чемпион СССР
Рис. 85.
а - З.Я. Зивертс, Рига
б - В.Ю. Падури, чемпионка СССР и Эстонской ССР
Рис. 86.
а - С.П. Васильев, неоднократный чемпион СССР
б - Б.Н. Подкопаев, Москва
Для спиралей назад необходим немедленный после разбега поворот на задний ход; исполняется он по-разному:
- Последний шаг разбега даётся вперёд-внутрь — тройка, тотчас после поворота другая нога становится на лёд рядом с опорной и даёт ещё один толчок или назад-наружу (рис. 87, а) или назад-внутрь, проходя по льду за опорную со скрещением наподобие вексира (рис. 87, б).
Рис. 87
- Последний шаг разбега вперёд-внутрь, но вместо тройки делается переменный переход на другую ногу назад-внутрь, ставя её на лёд в положение «кораблика»: пятки вместе, носки врозь. Если нужен ход назад-наружу, то тотчас после этого другая нога становится рядом на наружное ребро.
Можно применять и другие более сложные переходы, например змейкой или прыжком с полуоборотом в воздухе (см. ниже).
Одна из выдающихся фигур с разбега — это спираль корабликом (рис. 88, 89 и 90). Она исполняется так, что обе ноги идут на внутренних или обе на наружных рёбрах, одна за другою почти по одной линии, причём стопы развёрнуты носками врозь под углом 180° и расставлены приблизительно на полметра, с вытянутыми коленями и совсем выпрямленной спиной, с общим наклоном тела вперёд (на внутреннем кораблике) или назад (на наружном). Такое положение тела требует достаточной гибкости тазобедренных и голеностопных суставов и легче достигается в детском возрасте, поэтому мы и рекомендуем как можно раньше, начинать соответствующие упражнения.
Вначале надо стараться оставаться на наружных ребрах, не слишком заботясь о положении тела, во всё же вытягивать колени и избегать наклонов корпуса вперёд. Для этого с разбега, сначала умеренной скорости, делается движение, подобное перетяжке вперёд наружу-внутрь, корпус скручивается по закривлению, свободная нога даёт мах вперёд и назад и вместо перемены ребра ставится на лёд, следуя за опорной «ноги врозь» пяткой к пятке, причём оба конька, а в особенности передний, надо сильно наклонить на наружное ребро. Линии скольжения обоих коньков идут параллельно и близко друг к другу (рис. 91); идущий сзади конёк описывает внешнюю дугу; пересечение линий ведёт к неудаче.
Рис. 91
Овладев наружным и внутренним корабликом с движением в обе стороны, можно исполнять в этом положении спирали перетяжкой, тройкой, скобкой, крюком или выкрюком.
Излюбленной фигурой для заключения программы является остановка на зубцах (рис. 92) с разбега на быстром ходу назад на плоскости конька по прямой линии. Поза фигуриста в фигуре сильно напоминает описанную выше спираль вперёд-внутрь, но голова обращена прямо вперёд. Скольжение обычно направлено здесь от трибуны зрителей или параллельно ей, удаляясь к выходу с площадки. На первых метрах этой прямой корпус наклонён вперёд не больше, чем на обычной опирали, но затем он склоняется всё ниже, принимая вид прощального поклона, а хорошо выворотная свободная нога поднимается всё выше, и в этот момент опорная нога, всё время совсем прямая, резко поднимается на зубцы конька, вызывая почти мгновенную остановку на месте (рис. 92).
Рис. 92
Фигура остановка на зубцах очень эффектна, и мастера фигурного катанья любят заканчивать этой фигурой свои выступления.
Обычные ошибки в фигурах с разбега
- Начинающие часто допускают на спиралях наклон корпуса вперёд или назад, не отвечающий скорости хода; сильный наклон на медленном ходу производит неприятное впечатление.
Разбег у начинающих фигуристов часто бывает слишком длинный и медленный. Это большая ошибка.
Разбег должен быть как можно короче и сильнее.
- Всякие колебания тела, свободной ноги или руки на инертном скольжении портят впечатление. Необходимо соблюдать в избранной позе полную неподвижность, напоминая скользящую статую и избегая, малейших лишних, ненужных движений.
Надо внимательно следить при исполнении фигуры спираль корабликом за положением обоих коньков, которые должны быть строго параллельными, и не допускать пересечения дуг, оставленных коньками на льду, так как это ведет к неудаче.
- Слишком резкие степени позиций на спиралях выглядят нехорошо.
- Отставление назад таза при исполнении корабликов, наклоны корпуса вперёд и невытянутые колени совершенно портят эту фигуру; эти недостатки должны быть устранены специальными гимнастическими упражнениями.
- Всякие другие нарушения пластики именно в этих фигурах наименее допустимы, потому что при длительном сохранении раз принятой постановки тела они бросаются в глаза.
|