6. ПЕРЕТЯЖКА (рис. 35)
S
Из 69 фигур школьной программы только 21 не включает элемента перетяжки в том или ином виде, а потому эту фигуру надо изучить с особой тщательностью.
Рис. 35
Перетяжка состоит из двух дуг, соединённых коротким переходом закривления с одной стороны на другую; при исполнении её поочерёдно на той и другой ноге. Первая перетяжка начинается на наружном ребре, а кончается на внутреннем, а вторая — наоборот; обе вместе составляют так называемый «параграф» (рис. 35), начинаемый или с правой или с левой ноги, но всегда с наружного хода.
Эти два видоизменения параграфа, а также и его комбинации входят в программу обязательных фигур под буквами «а» и «б» (гл. II, разд. 2).
Расположение фигуры относительно осей симметрии показано на рис. 35, условия правильности исполнения рисунка нам известны; из них следует сделать дополнительный вывод, что все три круга параграфа должны быть приблизительно одинакового размера.
В отношении техники исполнения этой и всех прочих школьных фигур мы будем в дальнейшем останавливаться только на тех приёмах, которые являются специфичными для данной фигуры, не повторяя уже сказанного об исполнении их составных частей.
Объяснение основных приёмов перемены закривления дано в гл. II, разд. 5. Общие для обеих перетяжек вперёд указания сводятся к следующему:
- Так как перетяжка входит как элемент в большую часть школьных фигур (см. школьную программу), то её нужно исполнять так, чтобы после неё было легко выполнить всякий другой элемент комбинации (дугу, тройку, двукратную тройку, петлю и т. д.). А так как все эти элементы начинаются в различных своеобразных положениях тела на первой их дуге, то ясно, что положение тела после перемены закривления должно быть точно таким, как в начале соответствующей фигуры: дуги, тройки и т. д. Отсюда следует, что в предварительном положении перетяжки (гл. II, разд. 5) корпус должен быть скручен по закривлению первой дуги лишь настолько, чтобы даже при некотором вращении в обратную сторону, что необходимо для перехода на новое направление движения, он мог остаться в начале второй дуги в таком положении, которое отвечало бы началу соответствующего элемента.
Перегибы его в сторону закривления сначала первой, а потом второй дуги не должны быть слишком заметными.
- Предварительное положение каждой перетяжки принимается тотчас после пересечения поперечной оси фигуры, т. е. в точке «а» (рис. 35), следовательно, скручивание корпуса производится здесь гораздо раньше, чем в простых дугах.
- Руки движутся, как всегда, вполне согласованно с корпусом; свободное движение их вокруг корпуса при переходе на другое ребро конька должно иметь довольно широкую амплитуду.
- Опорная нога, Сильно согнутая с самого начала фигуры, в точке «б» (рис. 35) очень немного и плавно выпрямляется, в точке «в» снова сгибается, избегая в этом движении отрывистых рывков.
- Свободная нога на передних ходах сохраняет первоначальное положение сзади опорной до точки «а»; здесь она выходит вперёд и в точке «б» делает свободный и широкий, не отрывистый мах ещё вперёд и тотчас, без остановки назад, с таким расчётом, чтобы в точке «в» снова быть сзади в положении начала соответствующей дуги; путь стопы в этом движении проходит вплотную мимо опорной ноги над линией следа фигуры, носком прямо вперёд, без его выворотности; последняя восстанавливается лишь при возвращении ноги назад.
- Смотреть надо по правилам соответствующих простых дуг.
- Описанное выше движение опорной и свободной ног исполняется одновременно и согласованно с небольшим обратным вращением корпуса против закривления первой дуги и с незаметным перегибом его к центру новой окружности; всё вместе это составляет так называемое «разрешение» перетяжки, которое при самом плавном исполнении даёт вполне достаточно хода для окончания фигуры и вовсе не требует чрезвычайно резких усилий: перетяжка делается после полудуги, когда ещё много остаточного хода.
- Все правила постановки тела (пластики) остаются в силе. Но мы должны ещё раз напомнить здесь о сказанном во II главе, разд. 5, а именно: для соблюдения строгой правильности рисунка перетяжки в отношении постепенной плавности перехода в новое направление кривизны линии скольжения здесь необходимо тщательно избегать резких нажимов на лёд и стремиться только к мягкой перемене ребра конька и к точному уравновешиванию махов свободной ноги обратными наклонами корпуса при полном устранении всех лишних, ненужных движений.
7. ПАРАГРАФ ВПЕРЕД-НАРУЖУ—ВПЕРЕД-ВНУТРЬ (№ 5 а и б)
I2S2 - II2S1 и
II1S2 - I2S1
К указанному в предыдущем разделе остается добавить лишь последовательность позиций в данной фигуре и перечисление обычных ошибок в ней.
Первая перетяжка вперед-наружу начинается в слабой I позиции, в точке «а» (рис. 35) она переходит в сильную II и тотчас в III, во время маха свободной ноги ещё вперёд сохраняется III, тотчас переходящая в слабую II; дальше, как в 2Д: на продольной оси слабая IV и в конце круга переход на другую ногу (рис. 36,1—3).
Рис. 36
37
Вторая перетяжка вперёд-внутрь начинается со слабой II позиции, в точке «а» она переходит в сильную I (или в IV), во время маха свободной ноги на мгновение принимается IV, тотчас переходящая в слабую I; далее, как в 1Д: слабая II, слабая III — переход на другую ногу (рис. 37,1—3).
Но тут нужно оговориться, что в сложных параграфах с тройками, двукратными тройками и петлями после перетяжки вперёд-наружу — внутрь может быть принята не II, а I позиция, а после перетяжки вперёд-внутрь — наружу — не I, a II позиция, которые более соответствуют положениям тела на первой дуге названных элементов.
8. ПАРАГРАФ НАЗАД-НАРУЖУ — НАЗАД-ВНУТРЬ (№ 6 а и б)
I3S4 - II4S3 и
II3S4 - I4S3
Многие считают эту фигуру трудной и недоступной для начинающих. Но это не так: коэффициент 2, присвоенный параграфу назад, не говорит о чрезмерной трудности и даже для юных фигуристов, вполне овладевших исполнением простых кругов назад-наружу и внутрь и параграфа вперёд, овладение техникой и этой фигуры не представляет особых трудностей при условии правильного инструктажа.
Исполнение первой части — перетяжки назад-наружу — в общем очень сходно с исполнением перетяжки вперёд-наружу: с места исполняется полукруг назад-наружу, причём в точке «а» (рис. 35) положение тела соответствует концу полного круга назад-наружу, но с большей положительной скрученностью корпуса и с более согнутым коленом опорной ноги. В точке «б>> опорная нога мягко, не отрывисто выпрямляется и после перемены ребра снова плавно сгибается; свободная нога, бывшая сзади опорной над следом, одновременно исполняет дополнительный мах ещё больше назад (рис. 38,2) и тотчас обратно вперёд, проходя вплотную мимо опорной, после чего тело оказывается в слабой III позиции, соответствующей началу круга I4Д. В то же время корпус слегка вращается в обратную сторону, т. е. по закривлению второй дуги фигуры (рис. 38,5), не более чем до прямого угла линии плеч к линии скольжения, при этом наклон корпуса к центру первого полукруга переходит в наклон к центру нового круга назад-внутрь. Далее фигурист движется, как на простой дуге I4Д, с возможными на ней вариантами, до перехода на другую ногу назад-внутрь (рис. 38,4).
Напоминая здесь о возможных вариантах исполнения дуги назад-наружу (№ 3), и в частности об описанном в гл. VI, разд. 4, надо указать, что плавность и правильность линии перетяжки достигается легче при применении этого второго варианта, в котором предварительное положение перетяжки соответствует уже не I, a II позиции, из которой и делается перетяжка махом свободной ноги ещё назад и вперёд с 'поворотом корпуса в сильную III позицию, т. е. по закривлению второй дуги фигуры и далее подобно технике исполнения дуги 4Д (рис. 39,1—5).
Вторая часть фигуры — перетяжка назад-внутрь — исполняется подобным же способом: сначала полукруг назад-внутрь, причём в точке «а» тело должно быть уже в таком положении, как в конце простого круга назадвнутрь, свободная нога идёт строго над следом (рис. 35).
Рис. 38
Рис. 39
Далее опорная нога, как и на других перетяжках, работает коленом — вытягивается, мягко нажимая на лёд, и снова сгибается. Свободная нога после небольшого дополнительного движения ещё более назад (рис. 40,1) махом выносится вперёд, вплотную мимо опорной, и принимает точно такое положение, как после толчка в начале простой дуги назад-наружу — получается слабая III и тотчас слабая IV позиции (рис. 40,2).
Корпус в момент перемены ребра сменяет свой наклон к центру первого полукруга на противоположный и слегка вращается по закривлению линии второго круга назаднаружу, которым и заканчивается фигура.
Подобно предыдущей перетяжке, здесь возможен и другой вариант, связанный со вторым вариантом исполнения дуги 4Д. Он заключается в том, что принятая на этой дуге I позиция сохраняется до самой перетяжки и составляет её предварительное положение (рис. 41,2), из которого и совершается перемена закривления путём маха свободной ноги (рис. 41,3) ещё назад и вперед (рис. 41,4), с поворотом корпуса по закривлению новой дуги 3Д в сильную IV позицию и далее по этой дуге.
Рис. 40
Рис. 41
Последовательность позиций в первом варианте наружной перетяжки: слабая III, слабая IV, сильная I — перемена ребра — через слабую IV слабая III, слабая II, сильная II — перемена ноги. На внутренней: слабая IV, слабая III, сильная II — перемена ребра — через слабую III слабая IV, слабая I, сильная I — перемена ноги.
Во вторых вариантах этих перетяжек последовательность позиций несколько иная: на первой перетяжке назаднаружу — слабая III, сильная II — перемена ребра — сильная III, сильная IV, сильная I и т. д. На второй перетяжке назад-внутрь — сильная III, слабая IV, сильная IV, сильная I — перемена ребра — сильная IV, сильная I и т. д.
Обычные ошибки в перетяжках
- Если первая часть дуги слишком плоска, а самая перетяжка недостаточна кругла, угловата, то причина этого лежит или в недостаточном наклоне на ребро конька, или в неправильном ведении свободной ноги не внутри, л вне фигуры (нарушение 7-го правила техники), или в чрезмерной скрученности корпуса в предварительном положении. При внимательном наблюдении нетрудно различить, которая из трех причин налицо; но бывает, что действуют и две, и даже три вместе.
- Причиной угловатости перетяжки бывает также отрывистость маха свободной ноги, узость его амплитуды.
- Ломаная линия перетяжки, образующая тупой угол, указывает на неверное ведение свободной ноги на обратпом махе: она шла не над следом, не в поверхности движения, а слишком в сторону от неё или недостаточно близко мимо опорной ноги.
- Больший размер средней части параграфа по сравнению с двумя другими указывает на слишком позднее принятие предварительного положения и запоздалое исполнение самой перетяжки. Так, например, в параграфах назад ученик должен стараться исполнить перетяжку немедленно после начального толчка, так как здесь уходит много времени на скручивание корпуса.
- Наиболее часты у начинающих ошибки, нарушающие пластику: вместо скручивания всего корпуса с равномерным круговым махом обоих плеч и рук они выдвигают вперёд только одно наружное плечо и одноименную руку — в результате обе руки некрасиво протянуты вперед; вместо перетяжки они сгибают весь корпус, выпячивая таз назад, и пытаются получить ход резким выпрямлением спины. Сюда же относятся сгибы колена свободной ноги на махах её вперёд и назад, отсутствие уравновешивания этих махов отклоном и наклоном корпуса, сутуловатость от вытягивания головы вперед и проч. На устранение всего этого с самого начала необходимо обратить исключительное внимание.
|