Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Дуга, иначе круг

Страницы: 123456789101112131415161718192021222324252627   
 

1. ДУГА, ИНАЧЕ КРУГ

Д

Положение фигуры дуги относительно осей симметрии показано на рис. 8. Условия правильности рисунка её на льду известны нам из гл. II; из них следует сделать дополнительный вывод, что эта фигура, исполненная на одной ноге, по форме должна возможно более приближаться к кругу, а на двух — к восьмёрке.

В дальнейшем изложении техники обязательных упражнений во избежание повторений при подробном рассмотрении способов исполнения данной фигуры каждым из четырёх ходов конька мы сначала приводим обобщённые правила для каждой такой фигуры; а для отдельных её ходов указываем затем только их специфические особенности — это даёт возможность значительно сократить объём руководства.

Указания, общие для всех дуг

  1. Толчок с места, а также и при переходе на другую ногу должен быть сделан прямо по направлению поперечной оси и с максимальной силой (см. 1-е правило техники, гл. II, разд. 11). Указания некоторых зарубежных книг делать толчок из положения «на корточках» представляется нам ненужной и некрасивой крайностью.
  2. Из 2-го правила техники следует, что в начале каждой дуги корпус должен быть поставлен так, чтобы внутреннее плечо (т. е. обращенное к центру круга) было слегка выдвинуто вперёд по движению, а наружное убрано назад. В дальнейшем, при прохождении дуги, корпус скручивается плавно и постепенно всегда по закривлению так, чтобы к концу дуги быть в таком же положении относительно новой дуги, т. е. уже другим плечом вперёд. Однако в этом движении корпуса опытными фигуристами могут быть допущены довольно существенные отступления,— мы их рассмотрим при описании исполнения отдельных дуг.

    При переходах на другую ногу корпус обычно не вращается и в этом отношении остается совершенно неподвижным. Взмахи рук и вздёргивания плеч вообще относятся к лишним, ненужным движениям и портят впечатление от катанья. Но на задних ходах вращения корпуса во время толчков могут быть допущены.

  3. Руки переносятся с одной стороны тела на другую вполне соответственно вращению корпуса и, следовательно, при переменах ног либо остаются в полном покое, либо следуют движениям корпуса.
  4. Опорная нога во время толчка другой ноги ставится сразу на соответствующее ребро конька в глубоко согнутое положение, затем, постепенно и лишь немного выпрямляясь, возможно дольше остаётся в этом положении, — на «мягком» колене; на последней части круга вместе с плавным махом свободной ноги вперёд (или назад) выпрямляется ещё больше, а перед новым толчком вновь сильно сгибается.
  5. Свободная нога на дугах вперёд и назад работает по-разному в отношении времени её маха в сторону движения, но её путь в отношении линии скольжения на всех дугах одинаков, а именно: а) тотчас после толчка стопа её отнесена немного внутрь фигуры, т. е. ближе к центру круга, на второй трети она идет строго над следом, на третьей — уже немного снаружи следа (см. 7-е правило техники, гл. II, разд. 11); и б) прохождение ее сзади наперёд или спереди назад строго подчиняется 8-му правилу техники (близко мимо опорной).
  6. На всех дугах, да и на всех фигурах вообще нужно с самого начала строго следить за тем, чтобы голова не была опущена. Начинающий при первых шагах своих на льду легко приобретает манеру пристально смотреть на лёд перед своими ногами из невольной боязни споткнуться о какое-нибудь малозаметное препятствие — спичку, окурок, бугорок или трещину на льду. При этом голова естественно и неизбежно опускается, придавая юному конькобежцу сутуловатую осанку, которая быстро входит в привычку и становится неверным навыком; он искажает и форму, и содержание нашего советского стиля фигурного катанья. Поэтому, если у занимающегося проявляется тенденция к этому недостатку, то совершенно необходимо немедленно принять все меры к его исправлению, пока он ещё не приобрел характера автоматизма, как известно, весьма трудно устранимого.

При условии более или менее точного усвоения всех данных выше общих указаний специфические особенности исполнения каждой дуги могут быть сведены к сжатому изложению четырёх нижеследующих разделов.

2. ДУГА (КРУГ) ВПЕРЕД-НАРУЖУ (№ 1) (рис. 22)

I1Д - II1Д

panin4-40.jpg
Рис. 22

panin4-41.jpg panin4-42.jpg
Рис. 23

panin4-43.jpg panin4-44.jpg
Рис. 24. Последовательность позиций при выполнении фигуры дуга (круг) вперед-наружу

  1. Перед толчком стопы ставятся носками врозь под углом около 70° друг к другу с тем, чтобы в самый момент толчка развернуться до 90° (рис. 23). Будущая опорная, в данном случае правая, нога, сгибаясь Только в тазобедренном суставе, поднимается на воздух и выносится немного вперёд, с совершенно вытянутыми коленом и носком, причём корпус отклоняется немного назад; затем нога относится назад за толкающую, а корпус наклоняется вперёд, и всё тело, опираясь только на одно внутреннее ребро левого конька, начинает падать вперёд (рис. 24.1); в этот момент следует толчок с шагом на наружное ребро правой ноги и с легким отклонением центра тяжести внутрь круга.
  2. Последовательность позиций: слабая I сохраняется на первой трети круга (рис. 24,3), затем переходит в слабую же II (рис. 24,4), которая на продольной оси выражена вполне ясно и лишь на последней трети переходит в слабую III (рис. 24,6). Но возможно и иное исполнение, когда I позиция плавно и постепенно переходит в III (рис. 24,5). Такое исполнение не рекомендуется начинающим, ещё не овладевшим свободным сохранением II позиции в течение любого промежутка времени.
  3. Движение свободной ноги вперёд производится не ранее чем в начале второй половины круга; оно не должно быть слишком быстрым, наоборот, проводится в довольно спокойном, темпе.
  4. Смотреть надо не наружу круга и не вниз, а всё время через ведущее плечо вперёд; в начале круга, пока сохраняется I позиция, даже немного внутрь круга — этот поворот головы способствует выпрямлению корпуса.
  5. Перед самым переходом на другую ногу конец линии быстро закривляется внутрь, круга так, чтобы конёк, стал поперёк общего движения тела (рис. 24,7). Ясно, что при этом только конёк останавливается на месте, а центр тяжести тела, продолжая движение, проходит над точкой опоры, нарушая равновесие по направлению вперёд; получив новый толчок опорной ноги, всё тело начинает двигаться уже в новой поверхности движения на другой, левой, ноге в том же порядке (рис. 24,8). Следует помнить о необходимости остаточного хода. Свободная нога из положения спереди оттягивается перед толчком слегка назад, к опорной ноге, почти до соприкосновения пяток, и далее повторяется всё вышеописанное здесь в пп. 1—4, но на другой ноге.

Наиболее частые ошибки

panin4-45.jpg
Рис. 25

panin4-46.jpg
Рис.26

  1. Отталкивание носком конька, кроме прямого нарушения правил соревнований, ведёт к привычке «вешать» колено. Для исправления надо требовать толчка задней частью конька.
  2. Перетяжка на самом конце дуги. Для исправления следует перед толчком сильнее выворачивать стопу опорной ноги наружу до её полной остановки и не допускать ни малейшего её скольжения на внутреннем ребре во время толчка.
  3. Постановка опорной ноги при толчке не на ребро, а на плоскость делает начало дуги слишком прямым, искажает рисунок фигуры и мешает её замыканию. Нужно сосредоточить внимание на больший наклон конька на ребро.
  4. Очень многие новички начинают 1Д постановкой тела не в I, а сразу во II позицию: в результате корпус не имеет возможности вращаться по закривлению дуги, фигура приобретает спиральную, крючкообразную и незамкнутую форму (рис. 25). Однако такое начало вполне допустимо в некоторых случаях при исполнении более сложных упражнений, как, например, в тройках № 8, а и б.
  5. То же самое получается от нарушения 7-го правила техники о ведении свободной ноги.Самая частая ошибка начинающих, мешающая дальнейшему овладению техникой более сложных фигур, — поворачивание таза по закривлению одновременно с плечами или, что ещё хуже, вынесение в этот момент свободной ноги вперёд, причём тело переходит из I позиции прямо в III, a II выпадает. В первом случае получается «повешенное» колено, во втором — теряется подготовка к принятию предварительных положений перетяжки, тройки, петли и прочее. Необходимо наблюдать, чтобы II позиция, совершенно ясно выраженная, сохранялась возможно дольше, на протяжении около 1/3 круга.
  6. Вогнутости (волнистости) на линии фигуры происходят от несогласованности, непараллельности путей центра тяжести и точки опоры, проистекающей от разных причин: от преждевременного (на наружных дугах) или запоздалого (на внутренних дугах) посыла свободной ноги на махах её вперёд (или назад), раньше (или позже) того момента, когда корпус скрутится по закривлению в нужной мере; от перегиба туловища наружу фигуры, вообще от резкого уменьшения или увеличения наклона оси равновесия ко льду: проекция центра тяжести на льду должна идти всё время на приблизительно одинаковом расстоянии от точки опоры; нарушение этого требования немедленно вызывает неправильности в кривизне линии.
  7. Ошибки в постановке тела имеют во всех дугах наиболее важное значение (о них см. в гл. II, разд. 8).

3. ДУГА (КРУГ) ВПЕРЕД-ВНУТРЬ (№ 2) (рис. 26)

I1Д - II2Д

  1. В этой фигуре допускается излом конца линии в направлении наружу круга, в результате чего достигается возможность перехода на Другую ногу на самой продольной оси, при неглубоком скрещении обоих кругов.
  2. Толчок производится в общем так же, как и в 1Д, с той разницей, что опорная нога ставится на лёд не наружным, а внутренним ребром конька.
  3. Последовательность позиций. II позиция сохраняется до половины дуги, переходя непосредственно в IV после пересечения с продольной осью фигуры; I позиция выпадает (рис. 27.1—2).
  4. Отсюда следует, что выход свободной ноги вперёд производится не ранее достижения продольной оси и вполне одновременно с более или менее правым скручиванием корпуса по закривлению. Вынесенная вперёд свободная нога так глубоко скрещивается с опорной, чтобы бедренная часть её была прижата к бедру последней.
  5. Смотреть, как на наружной дуге, вперёд, держа голову прямо; можно видеть лёд, не опуская головы.
  6. Перед самым переходом на другую ногу надо резко повернуть опорную ногу носком наружу так, чтобы конёк стал поперёк движения и остановился, описав на льду короткий «крючок», с которого и производится новый толчок на другую ногу, как показано на рис. 26. Свободная нога перед толчком оттягивается пяткой вплотную к опорной.
  7. Следить, чтобы не было ошибок в пластике.

panin4-47.jpg panin4-48.jpg
Рис 27

Наиболее частые ошибки

  1. Отталкивание носком (см. в предыдущей фигуре перечисление ошибок, п. 1).
  2. Постановка опорной ноги при толчке не на внутреннее ребро, а на плоскость (см. там же, п. 3).
  3. Скрещение свободной ноги в начале круга и нескрещение в конце (нарушение 7-го правила, гл. II, разд. 11) ведёт к спиральной, крючкообразной, незамкнутой форме фигуры.
  4. В меньшей степени к тому же приводит преждевременный, ранее достижения продольной оси, переход из II в IV позицию.
  5. Неодновременное выполнение скручивания корпуса по закривлению и маха свободной ноги вперёд неизбежно ведёт к вогнутости линии.
  6. Об ошибках в пластике см. гл. II, разд. 8.

4. ДУГА (КРУГ) НАЗАД-НАРУЖУ (№ 3) (рис. 28)

I3Д - II3Д

panin4-49.jpg Рис. 28

panin4-50.jpg Рис. 29. 1 — исходное положение; 2 — толчок назад-наружу; а — толчок назад-внутрь

panin4-51.jpg Рис. 30

  1. Толчок в обеих дугах назад (3Д и 4Д) гораздо менее удобен, чем в двух предыдущих: стопы ног перед толчком ставятся параллельно, но в момент толчка поворачиваются носками вместе под углом около 60°. Во время толчка толкающий конёк не остается на месте, но очень коротко скользит на внутреннем ребре, удаляясь от пути опорной ноги под углом к нему (рис. 29,13). На данной дуге 3Д толкающий конек ставится параллельно продольной оси фигуры, плечи поворачиваются перед толчком вправо так, чтобы быть почти параллельными поперечной оси; лицо и взгляд обращены и внутрь будущего первого круга; на толчке будущая пюбодная нога работает так, чтобы после отрыва от льда нога осталась впереди тела в положении лёгкого скрещения с опорной; таким образом, тотчас после толчка тело оказывается в слабой III позиции.
  2. Последовательность позиций: III сохраняется очень недолго, приблизительно на 1/6 часть круга, переходя плавно в IV, которая уже на второй трети круга, далеко не доезжая поперечной оси, переходит в I; перед самым переходом на другую ногу вследствие выноса свободной ноги вперёд на мгновение получается опять IV позиция.

    Такое исполнение этой дуги является единственно правильным с теоретической точки зрения. Но мастера фигурного катанья, всесторонне овладевшие его техникой, часто позволяют себе существенные отступления от указанного выше способа, отыскивая, в особенности при исполнении сложных фигур, .новые приёмы, индивидуально более подходящие для них по тем или иным соображениям. Например, в интересах лучшего покрытия следа некоторые из них на 1/6 части круга вместо IV позиции переходят во II не поворачивая корпуса по закривлению до последней четверти круга, и только здесь переходят в IV и потом в I позиции; а иногда остаются во II позиции до самого конца и из неё совершают толчок для перехода на другую ногу с резким перебросом рук в противоположную сторону. При этом голова повёрнута либо наружу, либо внутрь круга.

    Известен и еще один вариант: после толчка из II позиции получается сразу IV позиция, но голова некоторое время обращена внутрь круга, а затем поворачивается наружу, после чего и свободная нога выносится назад в I позицию (рис. 30,16).

  3. Плавный мах свободной ноги спереди назад обычно производится приблизительно на 1/3 круга, но может быть сделан и в другом месте — раньше или позже.
  4. Смотреть во время толчка на центр описываемого круга, после чего голова плавно поворачивается наружу круга и смотрит через ведущее плечо; при перемене ноги она остаётся неподвижной со взглядом внутрь вновь начинаемого круга и т. д.
  5. Само собою разумеется, что в указанных выше случаях отступлений от теоретически правильной последовательности движений соответствующие изменения могут быть внесены и в движения головы.
  6. Перед переходом на другую ногу свободная нога плавно выносится немного вперёд и тотчас ставится рядом на лёд для нового толчка в начале второго круга. При этом опорная нога переходит на внутреннее ребро, описывая лишь очень короткую, почти незаметную перетяжку, а корпус и руки сохраняют почти полную неподвижность, чуть заметно вращаясь против закривления заканчиваемой дуги.

Обычные ошибки

  1. Толкающее движение ноги не вперед от себя, а в сторону так, что толкающая нога оказывается после толчка сзади опорной, опережая её по движению. Это некрасиво, не даёт толчку достаточной силы, исключает возможность применить на инертном скольжении мах свободной ноги и усилить этим ход, мешает исполнению более сложных фигур (троек, петель).
  2. Сильное нагибание туловища вперёд во время и после толчка некрасиво, парализует движение, мешает исполнению троек, петель, надо держаться возможно прямее, отклоняя плечи назад.
  3. Вообще даже лёгкое, едва заметное нагибание корпуса вперёд на обеих дугах назад немедленно ведёт к перемещению точки опоры на переднюю, более кривую часть конька и к потере хода
  4. Выворачивание свободной ноги в IV позиции носком и коленом наружу, а также отведение её в сторону, наружу фигуры, некрасиво. Привычка к такой постановке впоследствии будет мешать исполнению петель.
  5. Слишком поздний переход на; другую ногу ведёт к излишне глубокой, длинной перетяжке в конце фигуры и портит её рисунок.
  6. Новички часто начинают дугу назад-наружу не в III, а прямо в IV позиции, резко вращая корпус уже на толчке или на переходе с одной ноги на другую. Это крайне некрасивое, резкое движение исключает возможность плавного скручивания корпуса на дуге, приводит её к спиральной форме и уменьшает её размер.
  7. То же самое получается от нарушения 7-го правила техники, когда свободная нога не скрещена с опорной в начале фигуры или скрещена в конце.
  8. Самые частые и самые серьёзные ошибки, мешающие последующему овладению техникой троек, двукратных троек и петель, — это преждевременное вращение таза по закривлению и вынос свободной ноги назад одновременно с поворотом корпуса в ту же сторону, причём тело переходит из начальной III позиции прямо в I, a IV выпадает и таким образом теряется подготовка к принятию предварительных положений соответственных троек и петель.
  9. Ошибки в постановке тела см. гл. И, разд. 8.

5. ДУГА (КРУГ) НАЗАД-ВНУТРЬ (№ 4) (рис. 31)

II4Д - II4Д

panin4-52.jpg Рис. 31 panin4-53.jpg Рис. 32 panin4-54.jpg Рис. 33 panin4-55.jpg
  1. Эта фигура представляет большую трудность, чем три предыдущие. Переход на другую ногу на продольной оси может быть достигнут лишь при условии искажения конца круговой линии в виде, резкого излома его наружу, круга «крючком» (подобно тому, как показано на рис.26).
  2. Толчок на ходу назад-внутрь. — самый неудобный и трудный из всех. Толкающая нога, выпрямляясь, вращает таз против закривления, дуги, поэтому, действенность толчка здесь наименьшая. Для придания ему силы необходимо перед толчком очень глубоко сгибать толкающую ногу и приводить корпус в состояние максимальной скрученности против закривления начинаемой дуги, принимая довольно резкую II позицию. Это даст корпусу возможность свободнее вращаться во время толчка по закривлению и компенсировать противоположное вращение таза. Но голова может быть повёрнута в круг, чтобы лучше попасть при смене ноги на след (рис. 34,6). Толкающий (левый) конёк ставится на лёд параллельно продольной оси, корпус скручивается влево по крайней мере до того момента, когда линия плеч станет параллельной этой же оси; свободная, будущая опорная нога глубоко скрещена сзади с толкающей ногой и повёрнута носком внутрь до прямого угла с толкающей, чтобы при толчке направление её конька уже не изменялось. Голова повёрнута влево или по желанию вправб. На толчке будущая свободная нога работает так, чтобы после отрыва от льда она осталась впереди тела без скрещения с опорной, немного внутри фигуры. Корпус лее и руки до отрыва толкающей ноги от льда должны, как и на других трёх дугах, оставаться почти неподвижными, допуская лишь едва заметное вращение по закривлению так, чтобы тотчас после толчка получилась слабая IV, а не III позиция,
  3. Последовательность позиций: IV позиция сохраняется очень недолго, приблизительно на 7а круга; корпус вскоре после отрыва толкающего конька от льда начинает плавное скручивание по закривлению (рис. 32,1); уже в начале второй четверти круга получается слабая III позиция, постепенно переходящая в сильную и далее, не доезжая продольной оси, во II, ещё более сильную; к концу круга последняя становится резкой (рис. 32,2).
  4. Мах свободной ноги назад производится почти без сгиба её в колене и не ранее принятия довольно сильной III позиции, т. е. приблизительно на Уз круга, непременно вместе с поворотом корпуса в еще более сильную II позицию.
  5. Смотреть во время толчка по продольной оси перед собой на какой-нибудь ориентир для лучшего определения направления линии скольжения; далее всё время в направлении движения — назад через плечо, соответствующее опорной или свободной ноге (рис. 33).

    Описанные приёмы исполнения 4Д теоретически правильны, аналогичны исполнению трёх других дуг и должны быть вполне изучены начинающими. Однако более опытные фигуристы, желая достичь большей красоты положений тела и лучшего покрытия следа, предпочитают другой вариант — несколько иное ведение корпуса и головы; они в начале дуги переходят сразу в сильную III позицию (рис. 34.1), рывком перекидывая руки и корпус из положительного скручивания по первой дуге в такое же по второй (рис. 34.2); затем, оставляя корпус неподвижным, обращают лицо внутрь круга (рис. 34.3), затем и корпус поворачивают «в минус», принимая надолго IV позицию (рис. 34, 4), далее выносят свободную ноту махом назад, принимают таким образом сильную I позицию (рис. 33), в конце круга на мгновение II (рис. 34, 5), из которой затем и производится переход на другую ногу (рис. 34, 6). При этом последовательность позиций получается такая: сильная III, слабая IV, слабая I, сильная II — переход.

  6. Переход на другую ногу совершается так же, как начальный толчок с места — II сильная или даже резкая позиция в конце дуги создаёт полную готовность к нему; но он легче начального толчка ввиду наличия остаточного хода. Переход должен быть выполнен очень быстрым и очень широким шагом свободной ноги во избежание постановки её на наружное ребро и как следствие этого — перетяжки. Оба конька не должны долго оставаться на льду. одновременно; толчок должен быть с виду мягким и в то же время сильным; огромную роль в этом играет максимальный сгиб опорной, толкающей ноги перед переходом (рис. .29, 1)

Обычные ошибки

  1. Вращение корпуса по закривлению начинаемой дуги в момент начального или переходного толчка с перекидкой рук в ту же сторону препятствует правильному плавному скручиванию его на инертном скольжении, делает переход резким, а скольжение по дуге — безжизненным. В более сложных фигурах, например в тройках и двукратных тройках, такое вращение корпуса может вызвать преждевременный поворот. Однако при исполнении дуги в описанном выше другом варианте это движение корпуса является правильным.
  2. Постановка опорной ноги при толчке не на внутреннее ребро, а на плоскость приводит к неверному рисунку.
  3. Нагибание корпуса вперёд на толчке, а также и на инертном скольжении парализует ход.
  4. Скрещение свободной ноги с опорной в начале круга и нескрещение в конце (нарушение 7-го правила техники) приводит к спиральной, незамкнутой форме фигуры.
  5. В первом варианте преждевременный мах свободной ноги спереди назад, пока слабая II позиция ещё не перешла в сильную, не даёт нужного ускорения хода.
  6. Недостаточное положительное скручивание корпуса в конце фигуры ослабляет переход на другую ногу.
  7. Опущенная голова и взгляд, направленный вниз на лёд, являются наиболее частым нарушением пластики исполнения.
  8. Прочие ошибки в постановке тела см. гл. II, раздел 8.
 
Панин Н.А. Фигурное катанье на коньках. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1952
Разделы
Фигурное катанье на коньках (Панин Н.А.)
Глава I. Общие сведения
Глава II. Основные данные по теории фигурного катания
Глава III. Организация занятий по фигурному катанью
Глава IV. Методика обучения фигурному катанью
Глава V. Предпосылки для овладения техникой и пластикой фигурного катанья
Глава VI. Техника обязательных (школьных) фигур.
Дуга, иначе круг
Перетяжка, иначе параграф
Тройка
Двукратная тройка
Петля
Скобка
Крюк
Выкрюк
Восьмерка на одной ноге
Сложные фигуры
Глава VII. Техника произвольного катанья
Переходы с одной ноги на другую
Фигуры с разбега
Змейки и циркули
Пируэты
Прыжки
Разные комбинации
Составление программы, транировка и исполнение упражнений программы
Парный вальс
Глава VIII. Парное катанье
Глава IX. Организация соревнований
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.019 сек.