7. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ, ТРЕНИРОВКА И ИСПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Как уже указано выше, в произвольном катанье конькобежцу предоставлена полная свобода выбора и исполнения упражнений в целях демонстрации своих индивидуальных качеств и достижений. Его задача при составлении программы сводится к подбору и распределению в должном порядке элементов с расчётом на отведённое ему по программе соревнования время. Программа для соревнования должна быть хорошо продумана, содержание её точно выработано в связи с определённым временем и размещением фигур по площадке. При этом можно дать следующие советы:
- Надо включать в программу все самые трудные и эффектные из хорошо освоенных элементов, по возможности из всех известных разделов, не забывая о требовании наибольшего их разнообразия.
- Никогда не включать в программу фигур, исполняемых не с полной уверенностью, как бы эффектны и трудны они ни казались.
- Не заимствовать фигур у других конькобежцев: это только смазывает индивидуальность исполнителя.
- При выборе фигур и их комбинаций отдавать предпочтение наиболее динамичным, с очень оживлённым исполнением.
- Стремиться к контрастности исполнения, сочетая молниеносно быстрые переходы и прыжки с спокойными, хотя бы и на большом ходу, спиралями, динамичные комбинации и быстрые скольжения по площадке с движением на месте в форме циркулей и пируэтов.
- Приступая к составлению программы, фигурист должен положить в основу этой работы эстетическую сторону катанья — пластику, грациозность движений и органическую связь фигур с музыкой, ориентируясь на общее художественное впечатление, а не только на трудность отдельных номеров.
- Обращать серьёзное внимание на разрешение проблемы правильного распределения всех фигур по ледяной площадке — от этого сильно зависит общее впечатление от катанья.
- Не выпускать из поля зрения последовательной взаимосвязи упражнений, так как правила соревнований требуют связного, т. е. безостановочного их исполнения (см. начало этой главы).
- Очень важно так составить программу, чтобы наиболее эффектные фигуры были распределены на протяжении времени катанья равномерно между более лёгкими и простыми, но всё же самые лучшие должны быть отнесены на последнюю часть программы.
В процессе ежедневной тренировки произвольным катаньем следует заниматься только после окончания обязательных упражнений. Начинать- лучше всего с разнообразных переходов с ноги на ногу в такт музыки. После того переходить к прыжкам, пока мышцы еще не чувствуют утомления. При этом не следует оставлять без внимания ошибок и в то же время помнить общее правило: прекращать любое упражнение тогда, когда оно стало лучше всего удаваться.
После прыжков можно заняться пируэтами, затем змейками, циркулями и разными комбинациями, в том числе спиралями и «корабликом».
Здесь опять-таки всё время требуется сосредоточить внимание на эстетическую сторону катанья. Технические трудности будут постепенно преодолены в процессе работы, хотя иногда и не так скоро, как хотелось бы. Но если с первых же шагов не усвоить правильную постановку тела, красоту движений и не приобрести привычку кататься всегда под музыку, то всё это может остаться навсегда недостижимым. Это надо твердо запомнить.
После периода изучения отдельных элементов произвольного катанья приступают к соединению их в общую программу, сначала по частям, сочетая их в небольшие связные группы с соблюдением данных выше указаний; например, после исполнения пируэтов всегда надо продолжать кататься без остановки, чтобы привыкнуть к преодолению головокружения. После того начинается тренировка в безостановочном исполнении всей программы.
Исполнение произвольного катанья должно прежде всего считаться с требованиями правил соревнований. Катанье должно быть по возможности более динамичным, быстрым, смелым, с неизменно красивыми постановками тела, с полной уверенностью и грациозностью всех движений и с подчеркнутой контрастностью между отдельными элементами. При этом ритм и музыка являются ведущим регулятором почти всех движений, которые органически увязываются с последней. Поэтому выбор музыки чрезвычайно важен. Пора оставить банальные танцевальные формы в виде давно заигранных маршей и вальсов и кататься под действительно, художественные произведения, носящие по возможности народный характер.
Такты |
Ноты |
Шаги |
Мужские «па» |
Женские «па» |
I |
|
1 2 |
II1 - 2 четв. Подкл. I2 - 1 четв. |
I3 - 2 четв. Перест. I4 - 1 четв. |
II |
|
3 |
II1 - 3 четв. |
I3 - 3 четв. |
III |
|
4 |
I2 - 3 четв. |
II4 - 3 четв. |
IV |
|
5 6 |
II1 - 2 четв. Подкл. I2 - 1 четв. |
I3 - 2 четв. Перест. II4 - 1 четв. |
V |
|
7 |
II1 - 3 четв. |
I3 - 3 четв. |
VI |
|
8 9 |
I2 - 2 четв. Перест. II4 - 1 четв. |
II1 - 2 четв. Подкл. I2 - 1 четв. |
VII |
|
10 |
I3 - 3 четв. |
II1 - 3 четв. |
VIII |
|
11 |
Подкл. II4 - 3 четв. |
Перест. I2 - 3 четв. |
IX |
|
12 13 |
I2 - 2 четв. Перест. II4 - 1 четв. |
II2 - 2 четв. Подкл. I4 - 1 четв. |
X |
|
14 |
I2 - 3 четв. |
II4 - 1 четв. |
Во время катанья необходимо так распределить свои силы в соответствии с своей выносливостью, чтобы вполне сохранить способность блестящего выполнения наиболее эффектных заключительных номеров программы.
Шаги |
Мужская партия |
Женская партия |
1 |
II1T |
I3 |
2 |
I3 |
II1T |
3 |
II1T |
I3 |
4 |
I3 |
II1T |
5 |
II1T |
I3 |
6 |
I3 |
II1T |
7 |
II1 - без перерыва переходит в |
I3 - без перерыва переходит в |
8 |
S2T |
S4 |
9 |
II1T |
I3 |
10 |
II3 |
I1T |
|