razdvatri пишет: |
Tuky Дислексия либо есть, либо её нет. "В той или иной степени" - это как быть в той или иной степени беременной.
Это просто очень модный повод оправдать себя, настоящий клад для нерадивых родителей и педагогов. |
Не в курсе тонкостей терминологии, вроде бывают именно серьёзные нарушения, когда человек не в состоянии понять смысл прочитанного. Причём скорее всего, что как и все подобные нарушения, там разная степень выраженности может быть. Не важно.
Попробую ближе к тому, о чём тут написано, но зайду издалека и буду излишне многословен
Человек очень адаптивен, кроме того, одно и тоже действие можно делать различными способами. Если один способ не работает - то человек приучается использовать другой, компенсирующий способ, это и благо, и источник дальнейших проблем одновременно. Из-за этого "прямой" механизм не развивается, и подминается плохо предназначенным для этого компенсирующим. Это главная проблема самостоятельного обучения, тренировок и другого - необходимо контролировать, выискивать "запущенные", но нужные навыки, и развивать именно их, не позволяя их заменять навыками-компенсаторами. Это может сделать компетентный учитель/тренер со стороны, самому же себя контролировать сложно, а для ребёнка это вообще невозможно.
Поэтому я согласен с тем, что подобные "диагнозы" - это лишь способ самооправдания, либо же способ навесить ярлык неполноценного, тут две стороны медали. Хотя по-моему, тут надо иначе формулировать - "запущен или не развит навык посимвольного (позвукового) восприяния информации". Тогда всё становится на свои места, и понятно, что запущено, и понятно, что не беда, развить можно, если работать
Мне самому несколько свойственны описанные симптомы, поэтому я представляю, как это выглядит изнутри. Человек может воспринимать слово (написанное или услышанное) как отдельно по звукам, так и всё целиком. В последнем случае слово распознаётся как некая самостоятельная единица, распознаётся сразу целиком (или, точнее - глаз как бы бегает по слову, пока не угадает его, иногда с ошибками). На самом деле, всем людям свойственны оба способа распознавания - есть много красивых тестов на эту тематику, просто один механизм доминирует над другим.
Теперь допустим, что один механизм доминирует над другим, и хочется поменять их местами, так как первый механизм недостаточно эффективен - просто наработана привычка им пользоваться (заметим, что всё это относится и к тренировкам ФК или других технических видов). Если просто повышать требования, то просто упрёшься в потолок - первый механизм будет развиваться, дойдёт до предела, но второй, который мог бы отработать, не запускается, так как развит хуже первого, и с задачей справиться не в состоянии из-за недоразвитости. Грамотное обучение состоит в том, чтобы блокировать первый механизм, и на упрощённых задачах начать развивать второй. Например, для чтения - можно взять книгу, лист бумаги с прорезанной дырочкой для одной буквы, и начать водить этим листком по книге, читая по букве. Таким образом блокируется механизм блочного распознавания слов. Дальше нужно блокировать блочное восприяние, для этого читают вслух - иначе слово может накапливаться "в кеше", и выдаваться потом целиком. Ну и т.д.
В общем, проблемы нужно лечить. Причём именно сами, исходные, проблемы. У человека большие возможности, только ими заниматься нужно.