Для современного стиля фигурного катания характерен высокий атлетизм, и никакие другие элементы не позволяют столь ярко подчеркнуть это качество, как прыжки. Поэтому фигуристы стараются больше включать их в свои программы.
В данном пособии разбирается техника наиболее сложных и трудных прыжков. Отрабатывая и совершенствуя их исполнение, фигуристы должны находить свой «почерк», свой стиль, только тогда с их помощью можно создать колоритные и своеобразные комбинации.
Прыжок Акселя Паульсена (одинарный), рис. 77. Несмотря на то что фигуристы исполняют этот прыжок в различной манере, основа его остается неизменной. Чтобы легче было понять технику выполнения этого прыжка, расчленим его на отдельные фазы: подход, толчок, полет и приземление.
|
Рис. 77. Прыжок Акселя Паульсена (одинарный) |
Подход. Обычно перед тем как поставить опорную ногу на лед с хода вН, фигурист скользит назад-наружу. При переходе на толчковую ногу «шагом тройкой» допускают ошибку, которая мешает правильно выполнить прыжок: ставят толчковую ногу на лед передней частью конька. Фигурист теряет контроль над ребром конька и уменьшается площадь опоры, в результате этого происходит преждевременное скручивание корпуса в сторону вращения. На льду остается «рваный» и волнистый след от зубца конька, напоминающий крутую дугу. Фигурист не может уже сохранить направление толчка после перехода на толчковую ногу. На льду видно, что направление у дуги подхода и у дуги толчка разное. Все это затрудняет эффективное отталкивание.
Толчок. Толчковая дуга также имеет свой рисунок на льду. На расстоянии иногда очень трудно определить, правильно ли выполнено отталкивание, а рисунок позволяет более детально проанализировать фазу прыжка. Толчковая дуга во всех случаях, в частности и при выполнении прыжка Акселя Паульсена, должна иметь ровную кривизну (/, 2, 3). В момент отталкивания и маха свободной ногой важно сохранить скольжение на ребре конька, чтобы избежать поворота тела по ходу движения еще до отталкивания. Если при отталкивании сохранено направление тела, которое имело место до перехода на толчковую ногу, то направление силы инерции и силы толчка совпадает, что позволяет произвести сильный и высокий взлет.
Полет. Фигурист находится в воздухе доли секунды, и, конечно, трудно успеть проанализировать свои движения за это время. Тем не менее это необходимо делать, чтобы совершенствовать технику прыжка.
В полете фигурист должен сохранять вертикальное положение тела. Тяжесть тела в этот момент переносится в сторону маховой ноги, которая при приземлении окажется опорной.
При выполнении одинарного, двойного и тройного Акселя Паульсена степень группировки тела различна, и за этим необходимо следить. Ясно, что при выполнении одинарного прыжка напрягать мышцы при группировке тела надо меньше, чем при выполнении двойного и тройного Акселя Паульсена. Группировка может быть выполнена с фиксацией различных положений рук и ног, но во всех случаях нужно избегать сутулости, . излишней скованности и напряжения (4, 5, 6, 7, 8)е
Приземление. Плохо освоенная техника приземления может быть причиной срывов при выполнении прыжков. Начинается приземление в фазе полета с отведения в стороны рук и свободной ноги, чтобы замедлить вращение тела. Надо помнить, что замедлять вращение следует в полете, а не на льду (9, 10, 11). Приземление производится на слегка согнутую в колене ногу, касаясь льда зубцом конька и переходя затем на плоскость конька.
Все сказанное выше относится и к выполнению двойного Акселя Паульсена с той лишь разницей, что сила толчка, скорость скольжения и степень группировки тела в этом прыжке значительно сильнее, чем в одинарном.
На рис. 78 показана кинограмма одинарного Акселя Паульсена, способ группировки которого необычен. Техника всех фаз, за исключением фазы полета, аналогична обычному Акселю Паульсену.
|
Рис. 78 |
После отталкивания ото льда (1, 2, 3, 4) толчковая нога сгибается в колене (5). В полете корпус и маховая нога фиксируются в положениях (6, 7). Техника приземления такая же, как и в обычном Акселе.
Прыжок Сальхов (двойной), рис. 79. Этот прыжок имеет много общего с прыжком Акселя Паульсена, разница между ними в технике отталкивания и количестве оборотов. Отталкивание происходит со скольжения по дуге нВ. Фигурист совершает в воздухе два полных оборота. Владение техникой одинарного Акселя Паульсена позволяет быстрее освоить технику двойного Сальхова. Наиболее трудные фазы в выполнении прыжка — подход и отталкивание.
|
Рис. 79. Прыжок Сальхов (двойной) |
Подход к прыжку, как показано на рис. 79 (1, 2, 3) осуществляется поворотом тройкой на опорной ноге, в то время как подход к прыжку Акселя Паульсена — «шагом тройкой» со сменой ног. Очевидно, что только спецификой подхода можно объяснить то, что в Акселе Паульсене достигается такой длинный пролет, который невозможен в Сальхове.
Значительную ошибку допускают фигуристы, преждевременно начиная вращать тело. Это мешает выполнить уверенный толчок с дуги нВ. На рисунках (2, 3) показано, какое положение необходимо принять до и после поворота. После перехода на внутреннее ребро тело поворачивается в сторону центра описываемой дуги, чтобы не произошло скручивания его по ходу вращения раньше, чем следует. В это время выполняется подседание на опорной ноге. В момент отталкивания и маха свободной ногой основное усилие падает на середину конька. Преждевременное перемещение центра равновесия на переднюю часть конька — большая ошибка, которая встречается даже у опытных фигуристов, так как уменьшается пло-щадь опоры и усиливается вращение тела еще до момента отталкивания.
Прыжок тройной Риттбергер (петля), рис. 80. При выпол-нении этого прыжка, после того как набрана достаточная скорость скольжения, переходят в скольжение нН (1, 2, 3, 4), Перед отталкиванием линия плеч и рук параллельна дуге скольжения. Для того чтобы подготовиться к отталкиванию, необходимо выполнить подседание на опорной ноге (5, 6). Толчок начинается с разгибания опорной ноги и движения корпуса в направлении будущего вращения. Причем перед этим корпус слегка наклоняют к центру описываемой дуги. Во время отталкивания плечи вращаются быстрее бедер; свободная нога и руки двигаются в стороны-вверх. Толчок выполняется с чистого ребра. Центр тяжести размещается на средней части конька {7,8, 9, 10, 11).
|
Рис. 80. Прыжок тройной Риттбергер (петля) |
В полете руки приближаются к оси вращения тела., Свободная нога скрещивается спереди с опорной (12, 13, 14, 15, 16, 17). Приземление происходит на переднюю часть конька с последующим переходом на среднюю. При приземлении корпус должен сохранять вертикальное положение (18, 19, 20, 21).
Прыжок «шпагат», рис. 81. На кинограмме прыжка «шпагат» показаны положения тела, начиная с разбега и кончая наивысшей точкой прыжка. Этот прыжок обычно выполняют фигуристки. Толчок производится с обеих ног: ребра опорной и носка другой ноги. После того как получена достаточная скорость скольжения, выполняется энергичный поворот тройкой вНнВ, так, чтобы, развернув опорную ногу, оставить плечи в прежнем положении (4, 5, 6). После смены фронта скольжения опорная нога сгибается, а тело отклоняется несколько назад. Затем свободная нога опускается носком на лед (7, 8).
|
Рис. 81. Прыжок «шпагат» |
Очень часто фигуристы допускают ошибку в толчке, подставляя толчковую ногу близко к опорной. Здесь отталкивание по схеме напоминает отталкивание в прыжке с шестом. В момент отталкивания начинается поворот тела в сторону прыжка (9, 10). Достигнув наивысшей точки прыжка, фиксируют положение «шпагата» (11), Приземляются, сменив положения ног, одновременно на ребро одной и носок другой ноги.
Прыжок «разножка», рис. 82. Этот прыжок выполняют только мужчины. Он похож на обычный прыжок «шпагат», разница в позиции тела, которую принимает фигурист в полете. Техника подхода и отталкивания аналогичны рассмотренному выше прыжку. Перед тем как разучивать этот прыжок на льду, целесообразно в зале научиться принимать положение «разножки» (6). Приземление такое же, как и при выполнении прыжка «шпагат».
|
Рис. 82. Прыжок «разножка» |
Прыжок Флипп, рис. 83. Заход на прыжок' начинается с тройки ВнНв. На толчковой дуге нВ необходимо следить за тем, чтобы не было излишнего наклона тела во внутрь круга (I), Правильное положение тела перед отталкиванием показано на кадре (2). Перед толчком тело отклоняется назад и затем переводится в вертикальное положение, чтобы направление прыжка было строго вертикальным (3). Отталкивание выполняется с последующим поворотом тела в сторону вращения и сведением ног (4, 5).
|
Рис. 83, Флипп (двойной) |
Группировка тела в полете ничем не отличается от ранее рассмотренных прыжков—Аксель Паульсена и Сальхова. Приземление такое же, как и в этих прыжках.
Прыжок наружный Лутц (двойной), рис. 84. В последние годы этот прыжок стал очень популярным и по сложности оценивается выше обычного Акселя Паульсена и Сальхова. На рисунках приведены две кинограммы прыжка, заснятого с различных позиций. Это упрощает понимание техники прыжка.
|
Рис. 84 |
Подход осуществляется с обычной спирали нН (длинной дуги), при движении по которой необходимо уравновесить тело и сосредоточить внимание на выполнении прыжка. Многие фигуристы недооценивают значение длинного подхода к прыжку и выполняют его с короткой дуги. Это неправильно. Прыжок наружный Лутц требует высокой скорости скольжения и сильного отталкивания. Поэтому, перед тем как встать на наружную дугу назад, следует сделать несколько шагов, чтобы получить достаточную скорость скольжения. При переходе на наружную дугу в первые секунды движения необходимо уравновесить тело, чтобы полученное ускорение не помешало устойчивости на ребре конька.
Прыжок начинается со значительного сгибания опорной ноги и отведения назад почти прямой свободной. Одновременно плечи и руки разворачиваются по направлению линии скольжения. Поворот верхнего корпуса в сторону вращения начинается еще до момента удара о лед толчковой ногой. Завершая отталкивание, группируют ноги (4), группировка туловища осуществляется за счет соединения рук (5, 6). Приземление обычно производится назад-наружу, как и в ранее рассмотренных прыжках.
Прыжок Лутц в «шпагате», рис. 85. Хотя этот прыжок оборотный, но его можно рассматривать как совместную комбинацию двух прыжков: «разножки» и внутреннего одинарного Лутца. При правильном выполнении он оценивается очень высоко, как сложные двойные прыжки.
|
Рис. 85 |
Техника подхода, толчка и приземления аналогична технике прыжка внутренний Лутц. Фаза полета в начале выполняется так же, как в прыжке «разножка», а в конце, как обычный оборот, имеющийся во многих прыжках. После положения, показанного на кадре (5), резко сводят ноги и одновременно поворачивают туловище в сторону вращения, принимая вертикальное положение. Разучивать этот прыжок целесообразно только после того, как хорошо освоена техника прыжка «разножка», и сначала в зале, потом на льду.
Прыжок Лутц махом, рис. 86. Особенность этого прыжка в том, что фигуристы выполняют его каскадом, в несколько прыжков подряд.
|
Рис. 86 |
Подход к прыжку осуществляется с внутренней дуги тройкой вВнН. При переходе на наружное ребро опорной ноги туловище принимает положение, показанное на кадре (4). Прыжок начинается резким выпрямлением опорной ноги и поворотом туловища по направлению вращения. Вместе с туловищем поворачивают плечи и руки до отказа в том же направлении (5). Оттолкнувшись, группируют ноги и руки одновременно так, как показано на кадрах (6, 7). Разгруппи-ровка-и приземление обычные.
Прыжок Тулупп (двойной), рис. 87. В этом прыжке подход с тройки вВнН ничем не обличается от подхода к рассмотренному выше прыжку Лутц махом. Вместе с опорной ногой разворачивается туловище по направлению естественного вращения и широким движением отводится1 назад свободная нога (2, 3, 4). Резко поставив носок свободной ноги на лед, выпол* няют группировку туловища, сохраняя вертикальное положение (5, 6, 7, 8). Поставив толчковую ногу на лед, приостанавливают скольжение, в то время как туловище продолжает разворачиваться в сторону вращения. Последующие фазы этого прыжка не имеют никаких особенностей в технике исполнения.
|
Рис. 87. Прыжок Тулупп (двойной) |
Современная Программа произвольного катания фигуристов старших разрядов насыщена не только прыжками и вращениями. В ней мною и других элементов, таких, как спирали, кораблики, циркули, шаги и прочие. Поэтому делать упор на
разучивание одних лишь прыжков и вращений, пренебрегая остальными элементами, не следует.
На рис. 88, 89, 90, 91 даны кинограммы нескольких элементов произвольного катания в исполнении сильнейших фигуристов: спираль (рис. 88), прыжок из спирали в спираль (рис. 89), циркуль нН (рис, 90) и прыжок из циркуля в циркуль ,(рис. 91).
|
Рис. 88 |
|
Рис. 89 |
|
Рис. 90 |
|
Рис. 91 |
|