| Хвоствил пишет: |
| Однако, задний винт на уровне Бронзы и Серебра умеют почти все. |
Мой личный опыт — на уровне Бронзы далеко не все. И это при том, что сейчас принято занижать свою категорию.
Очень красивый пример — Полина Куликова, которая в детстве не занималась ФК, начала не больше 5 лет назад. Меня в свое время поразили ее вращения, именно задний винт, которого до этого я больше ни у кого из взрослых, занимающихся не больше 2-х лет, не видел. А хороший задний винт в ее случае влечет и красивый, идеальный по технике риттбергер с разных заходов. Но вот не прошло с того момента и двух лет, и Полина уже прыгает аксель, да и вообще, ее показательные программы бесподобны, для меня куда интереснее, чем любые выступления топ-фигуристов (посмотрите ее парные номера с ее тренершей или с Дашей Никейцевой — поражает и идеальная техника, и нетривиальный замысел всех ее программ).
Еще раз, меня в самом начале поразили именно ее задние вращения, такие, которых я ни у кого из начинающих, причем вовсе не молодых девушек до 30-ти, не видел. И это за несколько лет развилось до уровня как минимум Золота (ее вращения включают и вращения в обе стороны, волчок, например, и разные задние вращения). Это для меня подтверждает моё убеждение: задний винт — ключ ко всему.
Почему он настолько реже встречается у любителей, чем передний? Мне кажется, из-за естественного страха: когда ты вращаешься в заднем винте на ребре назад-наружу (допустим, на правой ноге против часовой стрелки), то лезвие конька едет по кружку, центр которого находится не внутри, а сбоку от корпуса фигуриста (справа в данном случае). Почему, кстати, мы так часто видим неправильные попытки заднего винта на ребре вперед-внутрь (без использования зубца) или маленькие троечки на каждом обороте (мой случай в первые 3 года катания) — это не так страшно, как правильный задний винт на ребре назад-наружу, в группировке и с давлением на зубец и мизинец опорной ноги, без всякого намека на троечки или внутреннее ребро. Не соглашусь, что это простой базовый элемент, просто по наблюдению за окружающими. Те, кто его освоил, никогда не останавливаются на уровне Бронзы — быстро переходят к акселю и двойным, к выступлениям на уровнях Серебра, Бронзы, Мастер. Конечно, у детей всё иначе, но я говорю лишь о взрослом любительском катании и о людях, для которых и 30 лет — еще детство.