kivi пишет: |
В походах, организованных нормальными турклубами, как правило, есть маршрут, который знают в турклубе, есть руководитель, который связывается с Москвой в заранее оговоренных местах. Есть регистрация у спасателей, которая делается перед выходом на маршрут... |
Из личного опыта. В 1982 г. мы ходили на Эльбрус (дойти не удалось из-за катастрофического ухудшения погоды, на следующий год мои друзья, но уже без меня, зашли начала на Казбек (для акклиматизации), а после поднялись на Эльбрус с восточной стороны).
Мы, планируя поход, были озабочены как раз противоположным: чтобы обойти КСС, нигде не засветиться, потому что нас тут же завернули бы назад и, скорее всего, еще и крупно оштрафовали бы. Шли мы по нестандартному маршруту: обычно на Эльбрус поднимаются с юга, мимо Приюта 11-ти, с выходом сначала на седловину и уже потом на одну или обе вершины (до которых от седловины, вроде бы, не больше 300 м по высоте). Мы же шли с востока, от поселка Эльбрус, с выходом сначала на ледовое плато (базовый лагерь был в начале плато на рантклюфте ледника на высоте около 3500), потом Приют 4-х (это скальный выход на высоте 4100 в начале крутого склона, сплошь покрытого снегом и льдом) и дальше полтора км вверх по очень крутому восточному склону. Если бы мы, например, провалились бы в скрытую трещину на леднике, то нас бы никто не стал спасать (но мы не провалились, поскольку по леднику передвигались только в связке, а в Москве еще и тренировали подъем по веревке).
Зарегистрировать поход в каком-либо туробществе в те годы было абсолютно нереально. Там должны были быть и медкомиссии (которые я, например, ни разу в жизни не смог пройти, хотя и много занимался спортом), и сдачи техминимумов, и обязательное присутствие в группе людей с соответствующими разрядами и опытом (опытные люди были, но даже без намеков на официальные разряды). В общем, мы КСС (контрольно-спасательную службу) воспринимали исключительно как наших главных врагов, от которых чем дальше находишься, тем лучше.
И вообще, советское время приучило нас к тому, что надо категорически избегать общения с любыми государственными и общественными структурами. Самодеятельность в Совке никогда не поощрялась. Нынешние любительские соревнования взрослых по фигурному катанию тогда представить было невозможно. Казалось бы, чего такого? Собирается группа любителей, скидываются, арендуют лед, оплачивают работу судей. Смешно, это сейчас лед может арендовать любой, были бы деньги (и не такие уж и большие), но тогда (при коммунизме) деньги ничего не стоили, а государство, которому всё принадлежало, не озабочивалось отношениями с частными лицами. Вообще, с тогдашней точки зрения взрослые и фигурное катание — звучало как абсолютный нонсенс (взрослые мужского пола могли зимой только играть в хоккей, ледовые дворцы тоже на 90% были отданы хоккею, фигуристам зачастую приходилось тренироваться либо по ночам, либо самым ранним утром, лед был страшным дефицитом, фигурные коньки мужских размеров не продавались в магазинах, и т.п.).