Serena пишет: |
Вообще-то Чайковская в свое время была чемпионкой Москвы по ФК. |
Безусловно, Чайковская была в свое время сильной фигуристкой.
Но, тем не менее, я склонен согласиться с
skatedreamer'ом: для того, чтобы быть хорошим тренером, вовсе не обязательно быть в прошлом сильным спортсменом. Как вам Геннадий Шипулин, тренер волейбольного клуба "Локомотив-Белогорье", многократного чемпиона страны, а также в недавнем прошлом тренер сборной России? А ведь он никогда не был спортсменом высокого класса, играл лишь в студенческой волебольной команде, т.е. его уровень как спортсмена соответствует фигуристам-любителям. И в фигурном катании такие примеры есть: Жанна Громова тоже не была очень уж сильной фигуристкой, а тренер блестящая. Я вообще могу себе представить, что собственный опыт иногда может даже вредить в тренерской профессии: штампы, устаревшие представления могут мешать двигаться вперед (конечно, тут всё от человека зависит). Я считаю — способность учиться и думать для тренера гораздо важнее, чем собственные спортивные успехи в далеком прошлом и набор унаследованных с того времени представлений и штампов, которые ведь могут и устаревать.
Murchik пишет: |
Грубо говоря, «думать» тут должно тело, а не голова, |
Полностью согласен, когда речь идет о самообучении. Но в профессии тренера и голова тоже важна (самому учиться и учить других — вещи разные). И еще: нетрудно понять, как нужно делать идеально, искусство тренера состоит не в том, чтобы знать правильную технику, а как подвести своего ученика к ней, исправить ошибки и корявости (которые всегда неизбежны на начальных стадиях), придумать подводящие упражнения и т.п. Здесь голова не помешает (и также важно уметь учиться у других).
Еще великолепных 2 примера любителей в спорте, которые тренировались самостоятельно вопреки всем советам. Боб Бимон, рекордсмен в прыжках в длину, прыгал с точки зрения тогдашней техники безобразно, совершенно неправильно, в противоречие канону. Если бы у него был сильный и авторитетный тренер, который сумел бы его переломить об колено, то мы бы нескоро увидели прыжок в длину на 8.90. Совершенно аналогичная история с Диком Фосбери: он был практически отчислен из университетской секции легкой атлетики в виду его отставания от других учеников и практической невозможности обучить его тогдашней технике прыжка в высоту стилем "перекидной". Я еще помню то время, когда над прыжками стилем Фосбери ведущие тренеры подтрунивали, даже несмотря на то, что Дик Фосбери выиграл олимпиаду (готовясь к ней фактически самостоятельно, без тренерской помощи — ведь он прокладывал дорогу по целине). Опять же, хорошо, что ему не повстречался в жизни сильный тренер — иначе бы Фосбери так и остался бы заурядным спортсменом, а мир бы так и не узнал техники прыжка, названной его именем (единственный такой случай в легкой атлетике).