Хвоствил, сначала по каждому конкретному вопросу:
1) погибших и раненых вполне могут быть миллионы (как минимум более миллиона), особенно если учитывать потери с обеих сторон, военных и гражданских, данные из разных источников расходятся очень сильно, а какие они на самом деле никто не знает, смысл в том, что пострадало много людей, гораздо больше, чем в какой-нибудь Газе;
2) официальная цифра, насколько я смог найти эту информацию, чуть больше 200 миллиардов, что подразумевается под 350 я не знаю, может быть ничего и это «ложь», а может быть что-то о чем не известно официально, в любом случае не понятно что конкретная цифра меняет, если никто не требует эти деньги обратно, если заменить конкретное число на «много денег», суть сказанного не изменится;
3) «ложь» в политике норма, никого еще за это не удаляли от власти, это всегда предлог или пиар-возможность, такие вещи делаются стратегически: в чем выигрыш, в чем проигрыш, что можно предъявить, какова вероятность успеха. Чтобы составить мнение о личности, надо смотреть на то какого рода эта ложь, с какой целью создана, на кого направлена и применяется ли цензура для подавления критики. На эту тему есть книга Джона Мершаймера «Why Leaders Lie».
Теперь в целом. Есть разные философии истины. Например, всем понятна буквальная истина, если x = 200 и 200 != 350, следовательно утверждать, что x = 350 — это ложь. Согласно той же философии утверждать, что в эдемском саду была говорящая змея, которая ответственна за сегодняшнее состояние человечества, — ложь. Для меня последнее не ложь, это более глубокая истина. Ложью для меня в этом случае было бы учение о том, что змея на самом деле носитель тайного знания, а Создатель — ревнивый заточитель-садист. Есть и другие аспекты, которые нужно принимать во внимание, вынося вердикт об истинности чего-то. Например, если продолжить предыдущую линию рассуждения, утверждение о том, что бытие исключительно материально и никакого Бога нет, в зависимости от мотивации можно расценить как заблуждение, а можно расценить как ложь в зависимости от мотивации. Или ответ на вопрос жене: «я не располнела?» — может быть буквально истинным, но мотивационно ложным, а может быть мотивационно истинным, но буквально ложным, зависит от вашей философии истины и этой самой мотивации.
Так и здесь, 350 миллиардов — ложь? Или что война на Украине — это война за демократию — ложь? Можно сказать, что и то, и другое. Можно сказать, что первое — преувеличение, тогда как второе — ложь на глубоком уровне. Мне кажется, что нужно уметь читать что-то на том уровне абстракции, на котором некое высказывание несет наибольший смысл. Вот если бы выставлялся счет и требовали вернуть 350 миллиардов, то неплохо бы предъявить чек, иначе это ложь. А если об этом говорится как об огромных вложениях без какой-либо пользы, то завышенная цифра — это просто sales pitch. И дальше все зависит от мотивации. Если мотивация — ненависть, то будет выбран тот уровень абстракции, на котором высказывание некорректно. Если нейтрально оценивать высказывание, то можно сказать, что оно по сути верно, но цифра скорее всего завышена, и это было бы самой адекватной реакцией.
Ну, и в десятый уже раз, наверно, повторю, мне более-менее все равно что там какой-то политик говорит, я знаю что все политики врут в той или иной степени, что это не источник информации, которому стоит доверять. Don't hate the player. Слушать их нужно не целью информированности, а только чтобы понимать их позицию. Что важно, это действия. Например, все равно что там Байден говорил про Украину или Россию, уверен, что можно найти много лжи, но более-менее по барабану, мне важно что он сделал чтобы не допустить войны и чтобы ее остановить. Ответ: ничего, и все еще хуже.
И еще, раз уж это было затронуто, есть вещи, которые лучше не трогать, не создавать прецедентов. В первую очередь академия, то есть высшее образование и наука. К сожалению, это самое инфицированное место на теле западной цивилизации сегодня, поэтому эту позицию сложно защищать, но на мой взгляд лезть туда — ошибка, нужно дать им сгнить, лопнуть и переродиться самим под давлением сил интеллектуальной и рыночной конкуренции. Очевидно, в команде Трампа решили иначе, и это можно понять, но я эту позицию не разделяю. Но вот множество других структур, похоже, невозможно реформировать, их разрушение не просто допустимо, оно необходимо чтобы создать что-то новое, что реально будет выполнять изначально поставленные задачи. Сокрушаться по поводу каких-то бесчисленных департаментов, бюро и прочих прогнивших бюрократий совершенно нелепо.