Calgary пишет: |
Я помню то время, люди как и всегда ходили на работу, по улицам ездили автобусы и скорые помощи, работали фитнес-клубы, катки, аэропорты и курсы кройки и шитья. Были открыты все магазины, ВУЗы, школы, детсады. Это называется профессионализм - делать свою работу даже не в самых благоприятных ситуациях. |
Я тоже помню то время (да и нынешнее не лучше). Про ВУЗы — уехали в нашем случае примерно четверть преподавателей (на нашей кафедре больше). Ну подумаешь, четверть! Но беда в том, что это были лучшие. Это вообще серьезный удар по науке — какие-то направления, темы, можно сказать, теперь прикрыты, поскольку некому их поддерживать. Да и студентам, научные руководители которых уехали, не повезло. Да, в первый год еще можно было общаться дистанционно (а тех, кто уехал, не сразу уволили, считались в отпуске без оплаты, могли участвовать в семинарах по Zoom — теперь, кстати, Zoom практически недоступен). Но потом было даже специальное заседание Госдумы с требованием прекратить подобное безобразие (там даже специально поминали недобрым словом Московский университет, в частности Лену Бунину и др.), теперь уже все уволены (думаю, уже навечно), это очень сильный удар по науке.
Второе: минус международные конференции (даже если тебя туда приглашают, я не очень представляю процесс получения визы в нынешних условиях; да перелет в Европу теперь сложный, через Стамбул, всё это теперь очень дорого). Вот пример (не связанный с наукой): мой друг, с которым мы вместе учились и который тоже работает в МГУ, бегает марафоны (начал где-то лет в 40), и раньше он постоянно участвовал в (любительских) международных марафонах (Стокгольм — много раз, Афины и т.д.). Теперь об этом можно только вспоминать.
Насчет "были открыты все магазины" — во сколько раз возросла цена на фигурные коньки? Моей подруге понадобилась срочно купить новый автомобиль (старый, купленный еще подержанным, Шеви-Нива за 120 тыс. руб., окончательно проржавел насквозь, несмотря на все довольно тяжелые ремонты кузова, которые мы делали самостоятельно). Я совершенно обалдел от нынешних цен. Я покупал свою Ниву в 1999 г. за 58 тыс. рублей, в пересчете на доллары это было тогда примерно $4500. Ныне практически такая же Нива-Легенд имеет заводскую отпускную цену 1 миллион 200 тысяч рублей; мы выбрали магазин, где утверждали минимальную цену чуть меньше 800 тыс. руб., но оказалось, что это без учета разных страховок жизни, каско и т.п., и после оформления кредита вышла цена в полтора миллиона руб. (это без учета чудовищных процентов по кредиту) — платеж 42 тыс. руб. в месяц в течение 5 лет. В результате оформили машину, которая уже полтора года простояла на площадке (и, как оказалось, с дефектом коробки передач — но ремонт оказался совсем недорогим), за 1 миллион 300 тыс. рублей (еще месячный платеж по кредиту 27 тыс. руб.
в течение 7 лет, это с учетом первоначального взноса в 300 тыс.). Как вам это нравится? Оказывается, в те самые проклятые 90-е можно было купить машину даже без всякого кредита, на заработки за российские гранты (которые сейчас практически свернуты). Ныне даже в пересчете на доллары российский автомобиль (один из самых дешевых) подорожал с $4500 в 1999-м году до $15000 сейчас, более чем в 3 раза. А моя зарплата (в гос. ВУЗе), кстати, довольно заметно снизилась.
И последнее, насчет аэропортов. По-прежнему мы не видим никаких российских самолетов, даже и так небольшой в прошлом выпуск самолетов Сухой Суперждет остановлен, поскольку он использовал французские двигатели, импортную авионику и т.п. Когда он выйдет с российскими двигателями (РД-8 или что-то в этом роде), бог весть, сейчас российская промышленность сосредоточена на совсем других изделиях, не на гражданских самолетах. Обещанного МС-21 три года ждут (а сейчас уже кажется, что скорее 33). Что же касается парка Аэробусов и Боингов, не вполне законно присвоенных лизинговых самолетов, которые в результате нормально не обслуживаются, то он устаревает и летать на самолетах российских авиакомпаний становится всё более опасно, за прошедший год было более 70 инцидентов, к огромному счастью, не приведших к гибели людей. Но многие теперь советуют забыть про аэропорты и по возможности пользоваться железнодорожным или автомобильным транспортом. А лучше вообще никуда не ездить. "В Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы."