Ешка пишет: |
"Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы" (Бернштейн) |
Да, действительно интересная статья.
Жаль лишь, что нам не доступны в полной мере методы циклографии, описанные в этой статье, позволившие бы нам до мельчайших подробностей разложить движения фигуристов при выполнении тех или иных элементов, и уж тем более у нас нет возможности проникнуть внутрь их физиологических процессов, чтобы понять в какой степени и в какой последовательности задействованы различные группы мышц.
Потрясает воображение технический прогресс, и его влияние на различные сферы деятельности человека – то, что раньше требовало наличие специально оборудованных лабораторий, сегодня в той или иной степени доступно каждому из нас. Безусловно, видеоролики, размещенные на этом сайте далеки от видеоряда, полученного при помощи рапидной киносъемки (100-200 кадров в секунду), но тем не менее, для проведения некоего подобия циклограмметрических исследований подойдет. При условии, что будет изображен весь фигурист целиком, а не отдельные его фрагменты.
Любопытно, но по-моему все посетители «тулупа» с этим сталкивались, но навряд ли многие из нас (кроме профессионалов конечно) догадывались, что это есть воплощение методики, разработанной еще в начале прошлого века.
Единственное, хотелось бы отметить, что в данном случае
теорию координаций движений Бернштейна Н.А., применительно к непрофессиональному ФК следует рассматривать с несколько иной точки зрения.
Здесь в качестве первоначальной задачи следует рассматривать не
преодоление избыточных степеней свободы движущихся органов начинающегося фигуриста, а наоборот их увеличение, поскольку инстинктивный страх перед падением, сформировавшийся в человеке к моменту его первого выхода на лед уже сделал свое «черное» дело. Прошу отметить, что речь идет не о детях 3-5 лет, а о нормальных психически-устойчивых взрослых (безбашенные экстремалы не в счет). Они и так уже настолько скованы ЦНС в своих движениях на льду, что при дальнейшем сокращении их подвижности им останется лишь неподвижно сидеть на скамейке за пределами ледовой арены.
Поэтому, на мой взгляд, методы тренировки детей не всегда приемлемы для тренировки взрослых, что, к сожалению, осознается не всеми тренерами. Это я уже не про ФК, а вообще в целом. На моем веку немало таких повстречал…
Да, и еще один момент из теории Бернштейна Н.А., применительно к обучению ФК.
Бернштейн понимал, что мозгу заранее известна цель любого действия, он непрерывно создает прогностическую модель будущего, основанную на вычислении вероятности. В этом-то вся и беда, что моему мозгу, неопытному в ФК, не известна взаимосвязь между движениями руками и скольжением ногами (возвращаясь к моему предыдущему сообщению). Вернее он раньше даже и не предполагал, что такое возможно, вероятность равна нулю, поэтому никаких усилий в этом направлении и не предпринимал. Я считаю, что в этом и заключается задача тренера – направить мозг в нужном направлении, а там дальше он сам разберется. Пойду теперь пересматривать все свои изученные элементы на предмет согласованности движений…