Adx пишет: |
Во-вторых, Волги были и у обычных людей, в смысле не чиновников или партийных деятелей. |
Волга стоила 15 с половиной тысяч рублей при средней зарплате в 100 рублей. Какие-такие обычные люди могли ее купить? В лучшем случае Запорожец стоимостью 3500 руб (потом приходилось годы расплачиваться с долгами) — Запорожец был в свое время и у Лужкова, и у Путина. (Лужков в свое время меня поразил рассказом, как он вытачивал на станке длинные шпильки, притягивающие головку блока к картеру двигателя. Они были с резбой М10, которая закручивалась в аллюминиевый сплав, а нагрузка измерялась чуть ли не тоннами, и они вырывались с мясом; надо было самому вытачивать (на самодельном токарном станке) шпильку М12 или даже М14, в моем Запорожце так были заменена половина шпилек из, если я правильно помню, 10-ти, так что в словах Лужкова "что-то слышалось родное". Я со своей зарплатой, конечно же, никаких Запорожцев купить не мог, но мой отец, занимавший довольно высокую должность с зарплатой 300 руб., это смог. Но уж никак не Волгу, которая, помимо космической цены, еще и не продавалась открыто, так же не продавались и Жигули.)
Да и положение чиновников определялось не только и не столько зарплатой. Квартиры, распределение (те же автомобили, не продававшиеся просто так). Например, в Советском Союзе практически невозможно было устроиться на автокурсы, чтобы получить права (в очереди надо было стоять лет 5, а когда такие сроки ожидания, то этой очереди никогда не дождешься). Всякие путевки в привелегированные санатории. Меня дважды в командировке (в г. Ульяновске) селили в цековские гостиницы (поскольку в обычном общежитии или гостинице мест не было), и один раз я обедал в столовой парткома. Это было совершенно шокирующее впечатление! Гостиница — представьте себе дворец в стиле Людовика XIV, какая-то сумасшедшая безвкусная роскошь, пятиметровые потолки, позолоченная мебель и проч. А столовая парткома — странные цены типа 14 копеек за второе, и при этом любые блюда на выбор самого высокого качества. В спецгостиницу в нормальной ситуации посторонним даже войти было нельзя, и при этом ресторан там работал круглые сутки. Это всё быт (который сейчас нафиг никому не нужен, потому что гостиницу может забронировать любой человек; но тогда нет, устроиться в гостиницу ты мог только по направлению парткома, да и селили тебя всегда в многоместных номерах с совершенно незнакомыми людьми). Но особое сообщество того времени — то, что сейчас называется золотая молодежь, дети чиновников: у детей отдельные квартиры в элитных домах (были тогда такие!), автомобили, которые другие не могли ни заработать, ни купить (потому что обычным людям они просто так не продавались, приходилось ждать в очереди несколько лет). Откуда-то заграничные шмотки, пластики, видеомагнитофоны и западные фильмы на кассетах; я пару раз бывал в гостях в подобных домах (дети из МИМО, говорили исключительно по-французски), это впечатляло и сразу обозначало твое место.
Тогда между этими мирами пропасть была гораздо глубже, чем сейчас. Недаром лозунг борьбы с привелегиями нашел такой мощный отклик в народе в конце 80-х.
P.S.
Одна из книг, которая в свое время произвела на меня сильное впечатление: Генри Форд, "Моя жизнь. Мои достижения". В частности, он рассказывает, что на заводе Форда зарплата рабочего составляла 120 долларов. А цена легендарного автомобиля Форд-Т (признанного не так давно лучшим автомобилем XX века) составляла в разное время от 600 до 700 долларов, т.е. всего 6 месяных зарплат рабочего. А цена Волги 15500 руб., 155 зарплат советского человека. И после этого нам еще рассказывали об ужасах капитализма, о безжалостной эксплуатации и т.д. (Кстати, в книге Форда вопросам зарплат и прибыли посвящено очень много внимания; вспомним, сам Генри Форд был сыном фермера.)