Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Вращения

Страницы: 12345678910111213141516171819202122232425262728   
 

В настоящей главе разбирается техника произвольных упражнений, которые выполняют фигуристы старших разря-дрв; вращения, прыжки, прыжки во вращение, спирали, циркули.

ВРАЩЕНИЯ

Пируэты. В произвольной программе фигуристы выполняют обычно пируэты с определенного захода, иногда они это делают без захода, прямо с дуги. От захода на пируэт во многом зависит и выполнение самого пируэта и впечатление от целой комбинации.

На рис. 58 показан часто применяемый заход на пируэт, который обычно называют передним. Чтобы выполнить этот заход энергично, на большой скорости, «бесшумно», нужно уметь хорошо координировать свои движения. Этот вариант переднего захода несколько сложнее обычного, с тройки вН — нВ, но он более динамичен и позволяет сохранять высо-кий темп скольжения, поэтому фигуристам следует чаще его использовать.

Рис. 58

На рис. 59 показан другой заход, называемый задним, который сильнейшие фигуристы мира применяют при исполнении задних пируэтов.

Рис. 59

Рис. 60 — пируэт винтом. Техника его выполнения одинакова и для мужчин и для женщин. С дуги нН на правой ноге производится переход на левую ногу так, чтобы оказаться в положении (/).: Сразу после перехода верхний пояс и голову поворачивают в сторону вращения, значительно сгибая при этом опорную ногу. Точка опоры перемещается на нижний зубец конька. В этот момент вращение верхнего пояса несколько замедляется. Свободная нога, продолжая движение вокруг корпуса, выносится вперед (2, 3). В конце первого оборота опорная нога выпрямляется, точка опоры переносится на переднюю часть лезвия (4) и этим заканчивается центровка пируэта. Чтобы избежать «сползания» в сторону, надо достичь устойчивого положения тела. Поэтому не следует сразу производить группировку рук и подтягивать свободную ногу к опорной, необходимо сделать не менее четырех или пяти оборотов.

Рис. 60

Группировка тела начинается с подтягивания свободной ноги к оси вращения, которая выполняется в течение четырех-пяти оборотов (5). Ни в коем случае нельзя раньше времени опускать свободное колено. Подтянув ногу, можно «сводить» руки, но тоже не сразу, а сделав,еще несколько оборотов (б),

К концу группировки фигурист производит около 10—15 полных оборотов. Далее свободная нога плавно опускается вниз, а руки одновременно поднимаются вверх (7). В положении «винта» фигурист должен вращаться не менее 10 оборотов.

Техника выполнения верхних пируэтов чрезвычайно разнообразна. Здесь большой простор для творчества фигуриста. На рис. 61 изображены наиболее типичные положения при выполнении верхних пируэтов. Для наглядности пируэт расчленен на промежуточные фазы: вверху даны положения тела в шести пируэтах в момент центровки оси вращения; в середине— начальная фаза группировки, внизу — заключительные позы в конце вращения.

Заклоны. Заклоны — разновидность верхних пируэтов. Их выполняют преимущественно женщины. Как в пируэте стоя, так и в заклоне можно принять различные позы. Заход и центровка оси вращения здесь аналогичны обыкновенным верхним пируэтам.

Приступая к разучиванию того или иного заклона, необходимо предварительно освоить его в зале и только после этого переходить на лед.

На рис. 62 показаны наиболее характерные положения тела при выполнении верхних и нижних заклонов. Принцип показа промежуточных фаз упражнения такой же, как и при иллюстрации пируэтов.

Рис. 62

На рис. 63 дана комбинация, где скольжение на внутреннем кораблике завершается пируэтом-заклоном. Заканчивая скольжение в кораблике, следует перенести тяжесть тела на правую ногу. Затем, после плавного отталкивания правой, опять перенести его на левую (/, 2, 3, 4). После перехода на левую ногу верхний пояс круто поворачивают в сторону вращения, оставляя сзади свободную ногу (5—6). Выпрямляя колено опорной ноги, фигурист переходит на нижний зубец. Во время центровки оси вращения поворот плеч приостанавливается, а свободная нога, продолжая движение, делает широкий мах в сторону вращения (7). После центровки ось опоры перемещается на переднюю часть лезвия.

Рис. 63

Сделав два-три оборота, переходят в заклон (8). Прогибаясь в пояснице назад, выдвигают вперед бедро опорной ноги так, чтобы ОЦТ тела находился над коньком. Соблюдение этого условия обеспечивает устойчивое равновесие во всех без исключения заклонах (9). На рис. (10, 11, 12, 13) —выезд из заклона. При завершении вращения опорная нога сгибается в колене, и фигуристка производит разгруппировку. Отталкиваясь левой ногой, она переходит на правую ногу.

Либелы — вращения в ласточке. На рис. 64 показан въезд в либелу. Техника его выполнения отлична от техники въезда в обычный пируэт. При сгибании опорной ноги центр равновесия тела переносится на зубец конька, а верхний пояс резко поворачивают в сторону вращения, принимая горизонтальное положение. Центровка зубцом конька должна быть мгновенной. Как только найдена ось вращения, центр равновесия тела перемещается на переднюю часть лезвия. При этом опорная нога выпрямляется, а корпус принимает горизонтальное положение.

Рис. 64

На рис. 65 даны основные положения тела при вращениях в ласточке. Количество полных оборотов в либеле 5—8.

Рис. 65

Рис. 66 — пируэт с переходом в либелу. Эта комбинация состоит из двух самостоятельных, но неразрывно связанных между собой вращений. Выполнить вращение в либеле с самостоятельного захода гораздо проще, чем из пируэта. Трудность заключается в том, чтобы, не прекращая вращения, перевести корпус из вертикального в горизонтальное положение.

Рис. 66. Пируэт с переходом в либелу
Рис. 66. Пируэт с переходом в либелу

При завершении вращения в пируэте (1, 2) опорная нога сгибается в колене. Поднимая свободную ногу вверх, верхний пояс наклоняют вниз до горизонтального положения (3, 4, 5), Закрепив мышцы спины, фигурист выпрямляет опорную ногу, сохраняя опору на передней части конька. При недостаточной скорости вращения невозможно сохранить равновесие, то есть практически выполнить либелу.

Волчки — нижние пируэты. Вращение в волчке.выполнить значительно проще, чем вращение в либеле. В нижних вращениях легче удерживать равновесие, так как ОЦТ тела находится очень близко от опоры. И несмотря на это, волчок выполняют де всегда хорошо: часто теряют центровку оси вращения.

На рис. 67 — кинограмма обычного волчка, который заканчивается верхним пируэтом — винтом. Въезд в волчок осуществляется активным и энергичным движением. При резком сгибании опорной ноги с одновременным поворотом рук и плеч в сторону вращения производится мах свободной ногой (1, 2, 3).

Рис. 67

Центр равновесия тела переносится на переднюю часть конь* ка. Устойчивость тела и центровка оси вращения'; осуществляются значительным напряжением мышц.

Переход из волчка в верхнее вращение необходимо* выполнять постепенно, без рывков, не нарушая устойчивости вращения. Выпрямляя опорную ногу, нужно следить за тем, чтобы точка опоры находилась на передней части конька.

На рис. 68 — кинограмма комбинированного вращения — либела-волчок. Чтобы выполнить эту комбинацию, необходимо, вращаясь в либеле, резким движением согнуть опорную ногу и повернуть верхний пояс в сторону вращения, а свободную ногу широким махом вывести вперед.

Рис. 68

На рис. 69 показаны основные варианты положения тела при выполнении нижних вращений.

Рис. 69
 
Смушкин Я.А. Искусство фигурного катания на коньках. — М.: Советская Россия, 1967.— 230 с
Разделы
Искусство фигурного катания на коньках (Смушкин Я.А.)
Рисунок обязательных фигур
Современные требования к рисунку обязательных фигур
Ошибки в начертании обязательных фигур
Микрогеометрия следа
Ошибки в рисунке поворотных элементов
Техника обязательных упражнений
Основные позиции фигуриста
Скобка
Крюк и выкрюк
Восьмерка
Параграфы
Восьмерки с тройками
Восьмерки с петлями
Восьмерки со скобками
Элементы одиночного произвольного катания
Вращения
Прыжки во вращение
Прыжки
Элементы парного катания
Спортивные танцы на льду
Обязательные спортивные танцы
Простые: Марш, Фокстрот, Рокер-фокстрот
Вальсы: Европейский, Американский, Вестминстерский, Венский
Быстрые: Килиан, Квикстеп, Пасодобль,
Медленные: Танго, Аргентинское танго, Блюз
Творчество и культура фигуриста
Музыкальное сопровождение программы
Спортивный инвентарь и одежда фигуриста
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.023 сек.