Восьмерка со скобками № 40 ПР.ВП.НР.— ЛВ.ВП.ВН., рис. 56.
Исходное положение и положение на старте показаны на. рисунке (/—4). На первой четверти круга фигурист принимает положение (5), удерживая равновесие тела на средней части конька. Со второй половины круга верхний пояс равномерно скручивается наружу круга, а свободная нога плавно подносится к опорной (6—8). Смена фронта движения осуществляется активным поворотом верхнего пояса в противоположную движению сторону и одновременным разворотом бедра опорной ноги (9—12). Во время поворота опорная нога прямая. Центр равновесия тела на передней части конька.
После поворота скобкой вНнВ фигурист принимает положение (13). Подготовка к перетяжке нВнН начинается с постепенного поворота верхнего пояса наружу круга и равномерного отведения назад свободной ноги (14—15). Направление движения меняют изменением положения тела (16, 17, 18). Во время перетяжки опорная нога прямая. Центр равновесия переносится на среднюю часть конька.
После перетяжки верхний пояс постепенно поворачивают правым плечом наружу круга, свободная нога остается за опорной (19—22). Смена фронта движения осуществляется активным поворотом верхнего пояса в противоположную движению сторону и разворотом, бедра опорной ноги (23—25)< Во время поворота опорная нога прямая. Центр равновесия тела находится на задней части конька.
Верхний пояс после поворота скобкой нНвВ закрепляется в полож^ии (26), а свободная нога плавно выносится вперед (27, 28). Круг заканчивается в положении (29, 30). Центр равновесия перемещается на среднюю часть конька.
Переход на левую ногу показан положениями (31, 32). Вторая половина фигуры начинается с дуги вВ. Со старта верхний пояс равномерно скручивают наружу круга, а свободную ногу постепенно выносят вперед (33—35). Центр равновесия тела находится на средней части конька. Смена фронта движения производится за счет активного поворота верхнего пояса в противоположную движению сторону и одновременного разворота бедра опорной ноги (36—38). Центр равновесия тела размещен на передней части конька. Опорная нога прямая.
После поворота скобкой вВнН верхний пояс сильным напряжением мышц удерживается в положении (39). Направление движения меняется в результате изменения положения тела (40—43). Центр равновесия перемещен на среднюю часть, конька. Опорная нога прямая.
После перетяжки нНнВ верхний пояс поворачивают к центру основного круга, а свободную ногу постепенно отводят назад (44—47).
Смена фронта движения осуществляется активным поворотом верхнего пояса на 180 градусов и одновременным разворотом бедра опорной ноги (48—51). Центр равновесия тела в момент поворота находится на задней части конька. Опорная нога прямая. Фигура заканчивается в положении (52). Центр равновесия тела переносится на среднюю часть конька.
При выполнении восьмерок со скобками (так же как и параграфов со скобками) необходимо обращать внимание на форму основных кругов, чтобы они не получались зллипсовид-ной формы.
Для сложных восьмерок и параграфов важно выработать ритм скольжения как для всей фигуры, так и для ее основных частей и элементов. Ритм вырабатывается под счет раз — и, два — и, и т. д. Счет облегчает соосное выполнение поворотных элементов на льду.
|
|
Рис. 56. Восьмерка со скобками № 40 ПР.ВП.НР — ЛВ.ВП.ВН |
Восьмерка со скобками № 41 ПР.НЗ.НР.— ЛВ.НЗ.ВН., рис. 57.
Исходное положение и положения тела при стартовом толчке можно видеть на рисунке (1—11). Стартуя, верхний пояс поворачивают к центру основного круга, а свободную ногу постепенно отводят назад, за опорную (12—20). Центр равновесия тела с момента старта и до поворота скобкой нНвВ помещен на средней части конька.
Фронт движения меняется энергичным поворотом верхнего пояса в противоположную движению сторону и бедра опорной ноги в другую {21—26). В момент поворота опорная нога прямая. Центр равновесия тела на задней части конька. После поворота скобкой нНвВ верхний пояс разворачивают к центру круга, а свободную ногу плавно выносят вперед (27—32). Центр равновесия тела перемещается на среднюю часть конька.
Направление движения меняют изменением положения тела (33—38). В момент перетяжки вВвН опорная нога прямая. Центр равновесия тела находится на средней части,конька. После перетяжки верхний пояс равномерно поворачивается наружу круга, а свободная нога плавно выносится вперед (39—43). Центр равновесия тела переносится на среднюю часть конька. Перед сменой фронта движения верхний пояс поворачивают до отказа наружу круга, а свободную ногу подводят к щиколотке опорной (44).
Изменение фронта движения достигается активным поворотом верхнего пояса в противоположную движению сторону с одновременным разворотом бедра опорной ноги (45—53). Центр равновесия тела на передней части конька. Опорная нога прямая. После поворота скобкой вНнВ верхний пояс скручивают наружу круга, а свободную ногу постепенно отводят назад (54—56). Первая половина фигуры заканчивается в положении (57) в полушаге от центра фигуры.
Переход на левую ногу показан положениями (58—65). Вторая половина фигуры начинается с дуги нВ. Верхний пояс на первой четверти круга скручивается наружу, а свободная нога остается впереди опорной (66—69). Со второй четверти круга верхний пояс равномерно поворачивают в обратную сторону, а свободная нога плавно отводится назад (70—75). Равновесие тела удерживается на средней части конька.
Фронт движения меняется за счет активного поворота верхнего пояса на 180 градусов и одновременного разворота бедра опорной ноги (76—80). Равновесие тела в момент поворота удерживается на задней части конька. Опорная нога прямая. После поворота скобкой нВвН фигурист принимает положение (81), сохраняя равновесие тела на средней части конька. На последней четверти круга верхний пояс равномерно поворачивает в обратную сторону, наружу круга, а свободной ногой производит широкий мах вперед-вверх (82—86). Центр равновесия тела расположен на средней части конька.
Изменить направление движения позволяет изменение положения тела (87—89). В момент перетяжки опорная нога прямая. Равновесие тела удерживается на средней части конька. После перетяжки верхний пояс на первой четверти круга скручивается по ходу движения, а свободная нога остается перед опорной (90, 91, 92). Со второй четверти круга верхний пояс равномерно скручивают в обратную сторону, а свободную ногу плавно подводят к щиколотке опорной (93—97). На этом участке круга равновесие тела удерживается на средней части конька.
Смена фронта движения осуществляется активным поворотом верхнего пояса в противоположную движению сторону и разворотом бедра опорной ноги (98—101). Центр равновесия тела в момент поворота перемещается на переднюю часть конька. Опорная нога прямая. После поворота скобкой вВнН фигурист фиксирует положение тела (102). На последней четверти круга верхний пояс равномерно поворачивается по ходу движения. Ось равновесия проходит через среднюю часть конька. Фигура заканчивается в положении (103, 104) t
Практически за победу в одиночном катании могут бороться только те фигуристы, которые после выполнения обязательной программы попали в группу сильнейших. Поэтому обязательные упражнения для многих становятся камнем преткновения на пути к заветной мечте стать чемпионом.
Обязательные упражнения — сложный вид фигурного катания. В их основе лежит тонкая координация тела, отточенное чувство равновесия, хорошая пространственная ориентация. Освоение навыков происходит очень медленно, путем многократного повторения одних и тех же движений. Поэтому над совершенствованием обязательных упражнений работают в течение всего периода обучения фигурному катанию.
Но как ни сложны обязательные упражнения, трудность их преувеличена тренерами. Повышению мастерства выполнения этих упражнений чаще всего мешают неправильно заученные навыки на первых этапах обучения. Переучиваться, как известно, всегда труднее, чем осваивать новое,
|
|
|
|
Рис, 57, Восьмерка со скобками № 41 ПР.НЗЛР — ЛВ.НЗ.ВН |
Много причин тому, что фигуристы с самого начала обучения усваивают неверную технику обязательных упражнений. Одной из них можно считать отсутствие учебных программ по каждому спортивному разряду, где бы было толково изложено, как и в какой последовательности должно проходить освоение обязательных фигур. И тренеры нередко пользуются классификационной программой как учебной.
В классификационной программе только перечислены номера обязательных упражнений, которые подлежат выполнению на соревнованиях по соответствующему спортивному разряду: не раскрывается техника этих упражнений, внутренняя структура, ничего не говорится о том, какие двигательные навыки надо выработать в процессе обучения. Например, предлагается научить фигуриста выполнять упражнение № 1 (круг ПвН—ЛвН) или упражнение №7 (тройка ПвН—ЛвН). Ясно, что из такого описания нельзя получить представления о том, как следует выполнять упражнение.
Разучивать обязательные упражнения необходимо в определенной последовательности, не пропуская ни одного из них, чтобы постепенно вырабатывались нужные двигательные навыки. Но бывает, что тренеры «натаскивают» своих учеников на выполнение обязательных фигур, отрабатывая с ними только те упражнения, которые указаны в классификационной программе. Это, правда, позволяет быстро получить младший спортивный разряд, но отрицательно сказывается на дальнейшем росте мастерства фигуриста.
К сожалению, разрядные требования классификационной программы составлены так, что позволяют переходить из разряда в разряд фигуристам, плохо освоившим технику обязательных упражнений. Для подтверждения младшего спортивного разряда фигуристу достаточно иметь 50 процентов от требуемой суммы баллов за выполнение произвольной и обязательной программ, и он чаще всего набирает ее за счет произвольной программы. Покажем это на примерах.
Так, в программу третьего юношеского разряда включены четыре обязательных упражнения (№ 1, 2, 5, 7), за выполнение которых можно получить максимальную сумму баллов, равную 30, а двухминутная произвольная программа дает фигуристу 20,4 балла. При безупречном исполнении той и другой программы он набирает 50,4 балла. Для подтверждения данного разряда ему достаточно иметь 50 процентов от этой суммы, то есть 25,2 балла. Давайте посмотрим, как он может получить минимальный проходной балл.
Юный фигурист плохо выполняет обязательную программу, за каждое упражнение ему дают по 2 балла (из 6 возможных), в результате он получает 10 баллов за обязательные упражнения, так как коэффициент трудности последней фигуры № 7 равен 2. Недостающие баллы он может набрать, выполнив произвольную программу с оценкой не ниже 4,5 как за трудность, так и за исполнение программы. Коэффициент трудности произвольной программы равен 1,7. Получив за произвольную программу оценку 15,3 балла, которая соответствует хорошему исполнению, он может считать себя спортсменом третьего юношеского разряда.
Другой пример. Обязательная программа второго юношеского .равряда содержит четыре упражнения, три из которых с Кт = 2, а одно с Кт=3. Максимальная сумма баллов за обязательную программу равна 54, за произвольную — 36. Для подтверждения спортивного разряда достаточно иметь 45 баллов.
Если спортсмен получит за каждую обязательную фигуру по 2 балла, в сумме за всю программу 20 баллов, то недостающие ему до подтверждения разряда 25 баллов он сможет добрать, выполнив произвольную программу с оценкой не ниже 4,4 балла.
В обязательные программы второго и третьего юношеского разрядов входят 15 основных упражнений (три упражнения № 5, 8, 9 выполняются и с правой и с левой ноги). Если фигурист плохо усвоит эти упражнения, то, естественно, он не сможет дальше совершенствовать свое мастерство в спортивном фигурном катании.
Глубокое знание теории фигурного катания, рациональных приемов формирования необходимых навыков — основа успешного и более быстрого овладения трудной техникой обязательных упражнений. Тренеру не придется тратить время на поиски экспериментальным путем правильного способа выполнения упражнений, он избежит многих ошибок в работе с учениками. Во многом ему может помочь и опыт других тренеров, как советских, так и зарубежных, который, к сожалению, еще мало пропагандируется у нас.
Приступая к разучиванию обязательного упражнения, нужно охарактеризовать его посредством качественных и количественных признаков. Качественные признаки — это удержание равновесия тела на определенном участке полоза конька, фиксация той или иной позиции в определенные моменты скольжения и т. п.; количественные — размеры основных кругов фигуры, расстояние между следами при покрытии фигуры, метрические характеристики поворотных элементов и другие. До выхода на лед следует ознакомить фигуриста с геометрическими особенностями рисунка фигуры, расчленить целое упражнение на отдельные двигательные компоненты, подобрать определенные подготовительные или подводящие упражнения и т. п. Теоретические знания позволяют ему быть увереннее в своих действиях на льду и с меньшей затратой сил достигать желаемых результатов.
В соответствии с основным требованием педагогики — постепенностью обучения весь процесс освоения обязательного упражнения рекомендуется разделить на четыре самостоятельных этапа: 1 — разучивание отдельных частей или элементов фигуры; 2 — совершенствование в выполнении отдельных частей или элементов фигуры; 3 — разучивание обязательного упражнения; 4 — совершенствование техники его выполнения. Рассмотрим основные задачи каждого учебного этапа.
При разучивании отдельных частей или элементов фигуры тренер старается научить фигуристов правильной координации во время скольжения, то есть свободно, легко и грациозно принимать необходимые положения тела, не нарушая при этом равновесия на опорной ноге. В этот период не ставится перед обучаемым задача нарисовать на льду правильный рисунок того или иного элемента фигуры. Основное внимание обращается на постановку туловища, плеч, рук, головы, свободной и опорной ноги, на силу толчка, скорость скольжения и сохра-ненисравновесия на ребре конька.
В каждом обязательном упражнении имеются простые и сложные элементы, сначала осваивают наиболее простые и постепенно переходят к более сложным. Полезно отдельно разучивать так называемые «половины» фигуры. Например, в упражнении №24 выполняется первая половина фигуры с правой ноги и тут же по этому следу — с левой. Многократное повторение отдельных частей упражнения облегчает освоение целого упражнения. Разучивая отдельные части и элементы, их постепенно соединяют вместе.
Основной задачей второго этапа является формирование у обучаемых таких навыков движения, при которых можно было бы на чистом льду получить правильный рисунок. В это время основное внимание уделяется рисунку следа.
На льду рисуется «учебная» фигура, скользя по которой обучаемый выполняет заданные движения. Путем сличения рисунка следа, оставляемого коньком фигуриста, с нарисованной на льду фигурой оценивается качество выполненного задания. После того как обучаемые станут правильно покрывать учебный рисунок, тренер дает вторую задачу — начертить этот рисунок на чистом льду, соблюдая все требования к его геометрии.
Переходя к разучиванию упражнения в целом, тренер ставит задачу научить фигуриста целым двигательным актам с последовательным выполнением всех движений, имеющих место в этом упражнении. Если до этого какой-либо элемент |едостаточно освоен, то его не следует «доучивать» в целом комплексе упражнения. Неточность выполнения составного звена упражнения часто влечет за собой срывы в последующих двигательных звеньях.
Тренер на этом этапе обучения обращает основное внимание на пластичное, взаимосвязанное исполнение фигуристом всех входящих в упражнение двигательных компонентов, начиная от стартового толчка и кончая заключительной дугой. Требовать от обучаемых в это время правильного рисунка обязательной фигуры на льду не следует. Рисунок фигуры тренер (или сам спортсмен) предварительно чертит на льду, отмечая участки толчков или поворотных элементов, наносятся и другие ориентиры, облегчающие ориентировку при разучивании конкретного упражнения.
Выполняя заданное упражнение по нарисованному на льду чертежу, спортсмен сосредоточивает внимание на скорости скольжения, устойчивости тела на ребре конька и на соблюдении правильной позиции тела как на участках круга, так и во время поворотов.
Отрабатывать чистоту выполнения обязательных упражнений нужно на совершенно гладком льду. Тренер в этот период ставит перед обучаемыми цель: добиться правильного рисунка обязательной фигуры, сохраняя симметрию отдельных частей и элементов относительно главных и вспомогательных осей. Нарисовать на льду правильный рисунок фигуры — еще полдела, необходимо научиться «покрывать» след. Троекратное покрытие рисунка фигуры также следует тренировать отдельно.
Многие фигуристы считают, что хорошо покрыть рисунок фигуры можно в том случае, если направить конек по следу. Это неверно. Качество покрытия рисунка зависит не от искусства скольжения по нему, а от способности воспроизводить одинаковые режимы движений. Хотя правила ИСУ (Международного союза конькобежцев) требуют при выполнении обяза-. тельного упражнения точно накладывать один след на другой, лучше совсем незначительно смещать второй и третий рисунок относительно продольной оси. Именно так выполняла обязательные упражнения на первенстве мира 1965 года олимпий-. екая чемпионка Сьокье Дийкстра. Когда фигурист покрывает след фигуры три раза подряд, на льду остается толстая выбоина, на которой тяжело разобрать ошибки в чертеже фигуры.
При подготовке к соревнованиям, когда уже известны фигуры обязательной программы, переходят к отработке тройного покрытия следа фигуры. Каждый раз, трижды покрыв рисунок фигуры, начинают заново вычерчивать новый след. Таким образом, вырабатывается определенный ритм и режим движений, который нужно будет воспроизвести на соревнованиях для каждой фигуры в отдельности.
Как бы ни была высока техника спортсмена, он почти никогда не сможет положить фигуру след в след, всегда будут те или иные отклонения от заданного рисунка. Поэтому тренер должен определить, допустимые ли эти отклонения, и установить причины их, чтобы до соревнований исправить ошибки.
|