Работа со взрослыми - любителями , я думаю , определяется несколькими важными вещами :
- мотивацией
- целями
- ресурсами
По поводу того , правильно учить взрослого или как - нибудь .
Правильная техника является базой для роста - овладения новыми элементами , более качественного выполнения уже освоенных , профилактикой травм . Тренер для того и есть , чтобы , заметив технические огрехи , предложить фигуристу поработать над ошибками . Но право взрослого решить самому , хочет ли он заниматься этим .
Не очень понимаю , что может делать на льду тренер , который , зная , как правильно можно научить , станет намеренно учить как - нибудь . Может быть , имелось в виду , что тренер может ограничиться общим представлением о технике элемента , не вдаваясь в детали ? Возможно , если ученик не преследует цели совершенствоваться .
Работать ли со взрослыми , как с детьми .
Думаю , ответ очевиден . Со взрослыми надо работать , как со взрослыми . А вот как ? Учат ли этому где - нибудь ? Насколько мне известно , в программе института физкультуры такого раздела нет . Хорошо , если тренер имеет хотя бы общее представление о том , что происходит в организме человека в процессе старения . Но и этого недостаточно , чтобы грамотно спланировать тренировочный процесс .Я вообще думаю , что никакому тренеру это не под силу . Ни интеллектуально , ни физически . Не потому , что тренеры чего -то не знают или не хотят , а просто потому , что это - особая тренерская специальность должна быть ,например : тренер - геронтолог . И для каждого катающегося - свой личный тренер . Но мы живем в стороне от сказки .А потому , тренировка взрослых , на сегодняшний день , - это исключительно метод " тыка " - все нарабатывается опытным путем . В чистом виде ничей опыт не может быть распространен широко , кроме общих рекомендаций .
Если и тренер , и взрослый ученик понимают свою ответственность и относятся с доверием друг к другу , то это - лучшее , что помогает им плодотворно сотрудничать .
Тогда сам собой решается и вопрос : напрягать ? напрягаться ?
Если взрослый фигурист принимает всю ответственность за то , что происходит с ним , на себя , делегируя тренеру роль помогающего специалиста , а не человека ,принимающего за него решения , то и вопрос как , сколько , для чего напрягаться он решает сам . Тогда и тренеру нет нужды брать на себя функцию напрягающего . А напрягаться ли самому тренеру в работе со взрослыми , в смысле , выкладываться , болеть душой , быть заинтересованным в процессе и в успехах своих учеников - так это дело профессиональной чести , которую , естественно , каждый сам определяет для себя , и на которую невозможно никак повлиять .
Мне больше нравится слово " побуждать " , чем напрягать . Так стоит и в работе с детьми не напрягать , а побуждать , заинтересовывать , объяснять . Ведь никого не надо напрягать , если человек чувствует , что то , что ему предлагается сделать , дает свои плоды и позволяет пережить радость от того , что получается . Только это требует ума , внимания , терпения , творческого дара и т . д .
Требовать или не требовать ?
Мне кажется , у тренера есть право требовать оплаты своего труда , соблюдения дисциплины на льду и договоренностей .
Но тренер может настаивать , опираясь на свой профессионализм и авторитет , если понимает и знает , на чем он настаивает и для чего , исходя из интересов ученика .
Вообще , могут существовать любые формы взаимодействий , если они устраивают обе стороны и оговорены . В том числе , требования .
По каким критериям оценивать прогресс , уровень мастерства взрослого фигуриста и эффективность работы тренера ?
Думаю , самая главная оценка эффективности работы тренера - это желание продолжать с ним сотрудничать .
Прогресс всегда оценивается изнутри и извне . Оценки могут сильно не совпадать . В обе стороны . На практике , человек снова и снова выходит на лед , пока чувствует прогресс , хоть в чем - нибудь малом .И перестает тренироваться , когда у него исчезает внутреннее ощущение прогресса . Тренер всегда сможет помочь , если фигурист нуждается в поддержке в этом вопросе . Поэтому стоит поговорить напрямую об этом с тренером , прежде , чем принимать окончательное решение , что прогресса нет .
Вообще , прогресс - это такое нечто , что может быть очень далеко от видимых успехов и результатов . То есть , занятия фк во взрослом возрасте могут приносить плоды в таких разных областях жизни , что сводить их только к прогрессу на льду - это неправильно .
Но правда и то , что для кого - то это может быть исключительно вопрос о прогрессе в катании .
Интересным мы делом занимаемся , однако . Поле непаханное для наблюдений и исследований .
Если пофантазировать , то как хорошо было бы , если бы на взрослых соревнованиях отводилось время для встреч , по типу " круглого стола " , где можно было бы обсуждать наш опыт , обмениваться находками , приглашать ученых , специалистов по интересующим вопросам .
Я бы и вопросы предложила для обсуждения . Например :
- возраст и состояние вестибулярного аппарата
- особенности технических ошибок
- скорость и особенности восстановления во взрослом спорте
- подготовка к соревнованиям
А пока нет ответов на многие вопросы , я руководствуюсь такими вот правилами для себя :
- ответственность за то , как я чувствую себя и как прогрессирую , лежит на мне;
- лучше недо- , чем пере-;
- азарт - плохой советчик
- никогда не снимать с повестки дня вопрос : зачем я катаюсь ? , чтобы всегда искать и находить свежий ответ ;
- всему есть мера.
Желаю всем взрослым фигуристам искать собственные пути к тем целям , которые намечены , опираясь на помощь профессионалов и специалистов .