Спортивный танец на льду состоит из трех разделов: обязательных танцев, оригинального и произвольного танцев. И во всех трех разделах, как составляющие танца, являются различные шаги и повороты в разных танцевальных позициях, а в произвольном танце включаются также небольшие подпрыжки и прыжки, а также танцевальные поддержки и вращения. Итак:
- Танцевальные шаги.
- Повороты.
- Прыжки.
- Поддержки.
- Вращения.
1.ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ШАГИ
включают в себя:
- основной шаг
- дуги (роллы)
- беговые шаги
- кросс-роллы
- шассе
- скрещенные шаги
- скользящие шаги
- широкий шаг
а) ОСНОВНОЙ ШАГ выполняется практически на двух ребрах конька или на очень плоском наружном или внутреннем ребре конька. Главными составляющими шага являются: толчок, работа колена опорной ноги и осанка.
Прежде чем перейти на новую опорную ногу, необходимо осуществить подготовку для толчка. Для этого колено будущей толчковой ноги слегка смягчается, а вес тела находится над опорной. Затем свободная нога вместе с корпусом посылается вперед. Посыл ноги вперед — что очень важно — начинается от бедра, в противном случае плечи и колено новой опорной уходят вперед, а таз остается сзади и осанка резко ухудшается.
Начало движения опорной ноги вперед желательно выполнять из третьей позиции. Во время посыла ноги вперед колено опорной смягчается, но настолько, чтобы не было заметного «провала» и только, когда между опорной и толчковой ногами становится максимально возможное расстояние, не ухудшающее
осанки, производится толчок внутренним ребром конька. При этом необходимо следить за тем, чтобы толчок был назад, а не в сторону и после толчка свободная нога фиксировалась низко надо льдом, а бедро, голень и стопа свободной ноги были развернуты наружу. Для соблюдения хорошей осанки руки разведены в стороны, чуть ниже плеч, ладони обращены ко льду. Подбородок поднят, глаза смотрят вперед и чуть-чуть вверх. Спина прямая, без заметного прогиба. В таком положении спортсмен движется в зависимости от желаемой длительности шага. Для перехода к следующему шагу необходимо: не меняя осанки, слегка приподняться на опорном колене, при этом свободная нога остается оттянутой сзади. Верхняя точка подъема на колене не должна быть фиксированной, а колено фазу начинает снова смягчаться и в этот же момент свободная нога начинает двигаться вперед, причем, это движение должно быть непрерывным без какой-либо фиксации около опорной, пройти мимо нее по шестой позиции и максимально близко. Следующий за посылом свободной ноги вперед толчок должен также, как и описано выше, производиться внутренним ребром конька, но выполнен так, чтобы не было заметно разворота стопы для толчка, а оттяжка после толчка стопы носком слегка в лед не должна сопровождаться зубцовым толчком.
Основной шаг назад выполняется аналогично, однако, особенно следует обратить внимание на толчок, чтобы сразу после толчка и во время толчка не было сильного разворота стопы, бедро и колено свободной ной оттянуты вперед, а конек находится невысоко надо льдом и почти параллелен льду.
б) ДУГИ (РОЛЛЫ) исполняются на достаточно крутых наружных или внутренних ребрах и могут выполняться как простые, так и маховые.
Начало исполнения дуги должно быть аналогично основному шагу, но опорная нога сразу должна стать на наружное или внутреннее ребро конька, а корпус должен иметь наклон в сторону центра круга, однако, необходимо следить за тем, чтобы бедро опорной ноги не было «вывалено» в круг, а составляло единую линию с голенью и корпусом. Особенно на это следует обращать внимание на наружных дугах. Работа опорного колена аналогична основному шагу. При смене ноги свободная нога энергичным посылом проходит мимо опорной по шестой позиции максимально близко. В этот момент происходит смена наклона корпуса. Направление каждого последующего шага при исполнении наружных дуг должно идти как продолжение предыдущего шага, только в другой круг, т. е. след от этих двух шагов представлял бы перетяжку, выполняемую на одной ноге.
Маховая дуга может выполняться как на полном выпрямлении опорного колена, так и со смягчением опорного колена после проноса свободной ноги мимо опорной.
При исполнении наружной маховой дуги:
В первом случае дуга начинается с хорошо смягченного опорного колена. Свободная нога оттянута сзади и находится над следом.
Затем, с одновременным выпрямлением опорного колена, свободная нога начинает двигаться вперед с таким расчетом,
чтобы в момент выпрямления опорного колена она прошла мимо опорной по шестой позиции и продолжала движение вперед над будущим следом. В начальной и в конечной точках маха необходимо зафиксировать акцентированное положение маховой ноги, причем в конечном положении не следует увлекаться сильным развертыванием бедра и стопы. Особенно следует обратить внимание при махе на положение свободного бедра, которое должно быть поднято настолько, чтобы не было заметного угла между корпусом и бедром свободной ноги. Также требуется следить за тем, чтобы в конечной фазе маха плечи не ушли назад. Затем свободная нога начинает движение назад к опорной,
колено которой одновременно с этим движением начинает смягчаться и к моменту подноса свободной ноги к опорной готовится к толчку для следующего шага. На всем протяжении маха вперед и назад необходимо четко выдерживать наружное ребро конька и следить за тем, чтобы в момент проноса свободной ноги мимо опорной не было изменения кривизны дуги (уплощения). Только в самый последний момент возврата свободной ноги к опорной происходит небольшая и быстрая перетяжка, сопровождающаяся изменением наклона корпуса для подготовки к следующему шагу. Свободная нога на всем протяжении маха вперед и назад прямая,
но со слегка смягченным коленом, чтобы в самый последний момент возврата к опорной можно было согнуть колено так, чтобы оно было так же согнуто,
как и опорное.
Во втором случае первая фаза аналогична выше описанному, но сразу после проноса свободной ноги мимо опорной колено опорной ноги сгибается, а свободная, маховая, нога проводится вперед над следом, но так чтобы конек был почти надо льдом.
При возврате свободной ноги к опорной колено опорной распрямляется, чтобы к моменту подноса свободной одновременно оба колена смягчить для подготовки к следующему шагу. Все остальное то же, что и в первом случае.
В обоих случаях свободная нога проносится мимо опорной прямой со слегка смягченным коленом, но не сгибая его в момент проноса — не превращая мах в похожий на удар футболиста по мячу.
При исполнении маховых внутренних дуг работа опорной ноги аналогична, как при исполнении наружных дуг, но работа свободной ноги другая.
Сразу после толчка бедро и стопа свободной ноги развернуты.
Стопа раскрыта в круг, а носок опущен слегка в лед. В таком положении свободная нога проносится мимо опорной вперед над следом, но слегка в круге. Подготовка к следующему шагу: свободная нога подносится к опорной в третью позицию, колени слегка разведены, таз подобран, бедро свободной ноги развернуто,
колено опорной смягчено. Сразу после толчка идет смена наклона корпуса — в центр круга. В начале шага в момент толчка одноименное с толчковой ногой плечо отведено назад. В конце дуги плечи перпендикулярны линии скольжения, а при возврате свободной ноги к опорной для следующего шага одноименное со свободной ногой плечо слегка отводится назад.
в) БЕГОВЫЕ ШАГИ — беговой шаг вперед выполняется на мягких коленях, но при этом без заметного подъема и опускания вниз корпуса. Плечи и бедра слегка развернуты в центр круга, свободные руки как бы охватывают круг, но ладони смотрят в лед и находятся на высоте или чуть выше бедер. Голова повернута слегка в круг. Корпус прямой. Вес тела над опорной ногой. При движении влево: левая нога, проходя мимо опорной по шестой позиции на наружном ребре, вместе с бедром посылается вперед. Корпус, уходя с толчковой ноги, движется также вперед и, только когда между новой опорной и толчковой ногами достигается максимально возможное расстояние, производится толчок. Толчок должен быть назад и чуть в сторону. Толчок выполняется внутренним ребром конька, при этом, в конце толчка носок опускается слегка в лед, но зубцового толчка не должно быть. Бедро и стопа свободной ноги слегка раскрыты. Конек свободной ноги невысоко надо льдом. Посылать свободную ногу вперед необходимо скользящим движением без заметной постановки конька на лед. Затем правая нога движется вперед, вплотную к опорной и слегка пересекая воображаемый след.
Опять же толчок, теперь левой ногой, производится при максимальном расстоянии между коньками. Толчок выполняется наружным ребром.
Голень, бедро и стопа смотрят слегка из круга, стопа направлена немного в лед. Зубцовый толчок также недопустим. Осанка прямая, здесь особенно необходимо следить, чтобы бедра не ушли назад.
Для того, чтобы круг на беговых шагах не превращался в маленький кружок, необходимо следить за тем, чтобы левая нога при проходе мимо опорной точно по шестой позиции на крутом ребре, а не шла елочкой в центр, а правая не делала сильного скрещения, хотя и становилась сразу на внутреннее ребро. После каждого толчка свободная нога выдерживает акцент. При движении ноги вперед не должно быть заметной остановки около опорной.
Направление толчка почти над следом, слегка из круга.
Беговые шаги назад по основным компонентам аналогичны беговым вперед, однако сами толчки и положения свободной ноги после толчка требуют особенного внимания. При движении вправо (по ходу движения) правая нога проходит вплотную к опорной точно по шестой позиции. При этом не должно быть ни малейшей задержки около опорной ноги. Она посылается настолько же далеко, как и последующий шаг левой, чтобы не было «хромания». Толчок левой производится внутренним ребром конька, но слегка развернутым в круг, чтобы толчок не выглядел
«косолапым». Левая свободная нога остается над следом в фиксированном положении, а затем движется мимо опорной,
слегка пересекая воображаемый след.
Эти движения свободных ног при переходе в опорные должны быть особенно мягкими и скользящими, чтобы было со стороны трудно заметить,
когда был перенесен вес на новую опорную ногу. Толчок правой ногой производится наружным ребром и тоже без заметного разворота стопы. Осанка на беговых шагах также требует особого внимания, как и в других шагах. Надо следить, чтобы таз не ушел назад, т. к. при этом плечи для компенсации, как правило, уходят вперед и зубцы начинают скрести лед, тормозя скольжение. Однако плечи тоже не следует отводить назад. Резюме — спина должна быть прямой. Корпус, как и в беговых вперед, слегка развернут в круг, голова также повернута в круг.
г) КРОСС-РОЛЛЫ. Природа исполнения кросс-роллов такая же, как и роллов. Прежде чем начать последующий шаг, необходимо смягчить опорное колено, чтобы было с чего стартовать. Свободная нога посылается вперед с бедром. Конек должен пересечь воображаемый след уже на наружном ребре. При переходе на новую опорную ногу необходимо смягчить колено опорной ноги и остаться в этом положении при толчке и весь период движения до нового кросс-ролла. Толчок осуществляется, так же как и в роллах при максимальном расстоянии между коньками. Толчок производится наружным ребром конька, при этом не следует торопиться развернуть стопу, боясь некоторой «косолапости» при толчке. Только после того, как будет утверждено уверенное скольжение на ребре — стопа и бедро толчковой ноги разворачиваются, но настолько, чтобы к следующему шагу быть готовыми пойти в новый кросс-ролл сразу на наружном ребре. Перед следующим шагом опорное колено слегка распрямляется, а затем сразу же снова смягчиться с одновременным посылом новой опорной ноги вперед. Однако здесь следует следить за тем, чтобы в момент проноса свободной ноги вперед колени были слегка раскрыты, а бедра оставались перпендикулярны линии скольжения.
На длинных шагах можно использовать смены наклона корпуса на каждом кросс-ролле, но только в направлении к центру дуги, а не вперед -
назад. Для того, чтобы кросс-роллы были более глубокими (более реберными),
необходимо сильнее смягчать колено опорной ноги, а направление посыла свободной ноги было бы под большим углом к опорной.
Кросс-роллы назад принципиально не отличаются от кросс-роллов вперед,
однако, при толчке наружным ребром, необходимо следить, чтобы стопа толчковой ноги не раскрывалась чрезмерно. Крутизна дуг должна быть одинаковой для обоих ног, как и в кросс-роллах вперед. Но при движении назад этому следует уделить особое внимание.
д) ШАССЕ. Шассе могут быть простыми,
скрещенными или открытыми
(скользящими).
Простое шассе, также как и другие шассе, является не толчковым шагом. Предшествующая дуга — обычная дуга, начинающаяся с мягкого колена. При движении влево это дуга на наружном ребре. Тогда шассе исполняется на внутреннем ребре. Свободная нога, из положения сзади, подносится к опорной, когда та практически почти выпрямлена. На лед правая нога ставится так, чтобы носки были на одном уровне и между ботинками не было большого расстояния. Колено опорной полностью выпрямлено, но не «выключено», а присутствует незаметное смягчение колена, чтобы на следующем за шассе шаге можно смягчить колено без видимого «провала». Одновременно с постановкой правой ноги на лед, левая снимается со льда, но делать это надо
не за счет сгибания колена, а за счет «укорачивания» бедра. Ноги остаются при этом в плотной позиции. Только после необходимого по длительности акцента, оба колена смягчаются, оставаясь как и носки, ботинок, на одном уровне между собой, т.е. колено свободной ноги не должно уходить вперед по отношению к колену опорной. Только после такого смягчения опорного колена можно переходить к следующему шагу. При выполнении шассе особенно следует следить за вертикальным положением корпуса. Небольшой наклон может быть только в боковом направлении, чтобы подчеркнуть реберность шага.
При выполнении шассе на другом ребре или при движении назад схема остается той же.
Скрещенное шассе начинается так же, однако когда свободная нога (с еще не полностью распрямленным коленом) подводится сзади из скрещения, опорная нога остается еще не полностью выпрямленной в колене. Только в момент постановки конька на лед с одновременным выпрямлением опорного колена, полностью распрямляется колено свободной ноги, а ботинок свободной выходит вперед, но так, чтобы пятка слегка вышла за носок новой опорной,
и тут же вернулся к опорной с ее внутренней стороны. Носки на одном уровне. Бедро свободной ноги укорочено,
все остальное так же, как и при простом шассе.
Открытое или скользящее шассе отличается от простого тем, что в момент постановки на лед конька опорной ноги, свободная нога выносится вперед параллельно будущему следу опорной. Для точного исполнения открытого шассе, свободная нога должна сразу быть снята со льда, без скольжения по льду до снятия. Но для исполнения любого следующего шага свободная нога, выдвинутая вперед, должна быть возвращенной к опорной.
Необходимо также следить, чтобы при выносе свободной ноги и возврате к опорной корпус оставался прямой, а не откидывался назад.
Перечисленные выше шассе при движении назад должны выполняться аналогично шагам, выполняемым при движении вперед.
е) СКРЕЩЕННЫЕ ШАГИ. Скрещенные шаги также как и скрещенные шассе, являются нетолчковыми шагами. Они могут различаться скрещением спереди или сзади, а также ходом вперед или назад. Кроме этого скрещенные шаги могут выполняться как со сменой направления скольжения (например в таких танцах, как Танго или Аргентинское танго), так и без смены направления скольжения (танго Романтика или Вестминстерский вальс).
Характерной особенностью исполнения скрещенного шага, отличающегося от кросс-ролла, является то, что свободная нога ставится на лед не скользящим движением, а сверху - вниз.
При исполнении скрещенного шага ходом вперед, свободная нога проходит через шестую позицию и над подъемом опорной, а ставится на лед с наружной стороны ботинка опорной, которая в тот же момент снимается со льда, не меняя положения относительно новой опорной. Подъем этот осуществляется за счет полного выпрямления колена новой опорной ноги и «укорачивания» свободной ноги за счет подъема бедра. Конек свободной должен остаться параллельно льду.
При ходе назад свободная нога проносится через шестую позицию назад, но так, чтобы носок ее слегка прошел за пятку опорной и тут же вернулся максимально вперед, но уже с другой стороны ботинка опорной ноги. Только после этого, когда будет осуществлен полный контакт между голенями, нога ставится на лед. Опорная нога тут же снимается со льда. Но здесь, в отличие от скрещенного спереди шага, существуют различные по мере интерпретации шага в различных танцах подходы к положению свободной ноги. Так, при исполнении шага в таких характерных танцах, как танго, нога может быть снята более резко и с сгибанием колена, или в «мягких» танцах, таких, как блюз, может быть плавно вынесена вперед, т.е. здесь уже появляется некоторая индивидуальность исполнения.
И наконец при выполнении скрещенного шага со сменой направления реберность наружу - наружу (танго), а при выполнении шага без смены направления скольжения реберность разноименная на соседних шагах (например, в блюзе или пасодобле)
наружу - внутрь.
ж) СКОЛЬЗЯЩИЕ ШАГИ. Главным отличием скользящих шагов от всех описанных выше является скольжение на двух ногах, а также двухреберное скольжение, которое должно достигаться за счет строго вертикального положения корпуса. Положение же корпуса, а следовательно и веса тела может быть распределено между ногами или перенесено над более сильной опорной ногой, которая находится сзади (при скольжении вперед -пасодобль, самба), но в обоих случаях снятие ноги, движущейся вперед, должно быть доделано и сниматься со льда только в крайнем положении.
з) ШИРОКИЙ ШАГ. При выполнении широкого шага свободная нога отводится в сторону и ставится на лед на расстоянии 40 - 50 см от опорной. При этом необходимо следить за тем, чтобы носки опорной и снимаемой со льда ног находились на одном уровне относительно фронта скольжения. Это достигается за счет либо не толчкового шага, либо за счет выполнения толчка не назад, а в сторону. Очень важно при выполнении этого шага положение корпуса. Сразу с началом движения свободной ноги в сторону за ней должен перемещаться и корпус, так, чтобы при постановке ноги на лед он находился почти над новой опорной, слегка в круге. Движение свободной ноги в сторону должно производиться надо льдом, так чтобы конек был параллелен льду и на протяжении всего движения это расстояние относительно льда не менялось, особенно в конце
Особый эффект этому шагу можно придать, если в конце иго немножко
«дошагнуть». Колено новой опорной ноги при постановке конька на лед должно слегка смягчиться, а свободная нога выпрямлена в сторону без видимого разворота стопы. В конце этого шага, для перехода к любому следующему свободную ногу необходимо вернуть к опорной по шестой позиции.
2. ПОВОРОТЫ
следует разделить на две части:
а) повороты на одной ноге
б) повороты с переходом на другую ногу
К ПОВОРОТАМ на одной ноге относятся:
а.1 Тройки
а.2. Твизлы
а.З. Крюки
а.4. Выкрюки а.5. Скобки
К ПОВОРОТАМ с переходом с одной ноги на другую
относятся:
б.1. Моухоки
б.2. Чоктау
Итак, ПОВОРОТЫ НА ОДНОЙ НОГЕ: 8.1. ТРОЙКИ. Тройки в свою очередь следует разделить на
а. 1.1. Наружные
а. 1.2. Внутренние
Несмотря на это достаточное укрупненное разделение троек, существует много разновидностей троек такие, как: закрытые (наиболее распространенные), открытые (к примеру, из «Американского вальса»), двух- или более кратные, с оттянутой сзади ногой («Золотой вальс») и т. д., и, естественно, все они могут начинаться как с хода вперед, так и с хода назад.
а.1.1.1. Н а р у ж н а я т р о й к а с хода вперед. Тройка начинается в первой позиции. Одноименная опорная нога и рука (плечо)
в момент толчка и первой фазы тройки находятся впереди, свободная нога над следом, бедро, колено и голеностоп направлены из круга.
Колено опорной ноги согнуто. Затем колено опорной ноги начинает плавно распрямляться, свободная нога подводится к пятке опорной,
а в то же время корпус, это бедро и плечо свободной ноги, выводятся вперед и только после этого делается дополнительный доворот свободного бедра с одновременным поворотом конька. В момент перехода на ход назад,
чтобы прекратить вращение, необходимо сделать контрдвижение свободного бедра и плеча. Подвод свободной ноги к опорной перед тройкой может быть в третьей позиции и тогда тройка получается более мягкая, что более характерно для таких танцев,
как вальс или блюз. Но можно подвести свободную ногу и по шестой позиции.
Тогда тройка получается более резкая, что характерно для таких танцев, как танго. Сразу после выполнения поворота, колено опорной ноги остается выпрямленным и только после небольшой паузы начинает смягчаться, готовясь к следующему шагу. Однако при этом свободная нога должна оставаться рядом с опорной, не ставя конек на лед, и только, когда опорное колено достаточно смягчено и готово к толчку для следующего шага, свободная нога ставится на лед. Наиболее распространенным в обязательных танцах является троечный шаг. После смягчения опорного колена, после разрешения поворота, свободная нога находится в шестой позиции и от опорной начинает движение скользящим ходом конька по льду, но вес тела переносится на нее в тот момент, когда она уходит достаточно далеко от бывшей опорной, и только тогда выполняется толчок.
Отдельно необходимо остановиться на положении корпуса. При первой фазе тройки, либо другого какого-либо поворота на одной ноге, для выполнения подхода к повороту на достаточно крутом ребре, корпус следует держать в наклоне к центру круга. Но к моменту поворота, в момент поворота и небольшой паузе после поворота корпус должен принять вертикальное положение. Это исключит «падения» при повороте. Затем он снова наклоняется к центру нового круга. Особенно это важно при выполнении твизлов или многократных троек.
При выполнении открытой тройки (например, в
«Американском вальсе»)
первая фаза выполняется, как описано выше, но далее свободная нога подносится к опорной в третью позицию к самому моменту поворота и, одновременно с поворотом, проводится вперед над будущим следом.
При этом бедро и голеностоп открыты, пятка располагается над следом, а носок смотрит в круг. Колено опорной ноги может остаться прямым («Американский вальс»), либо смягченным («Австрийский вальс»). После необходимой длительности скольжения в такой позиции свободная нога возвращается к опорной при ее выпрямлении, и только затем колено опорной ноги смягчается для подготовки к следующему шагу.
При выполнении такой тройки необходимо исключить наиболее часто встречающуюся ошибку, когда свободная нога проносится мимо опорной до поворота.
При выполнении тройки с оттянутой сзади ногой характер подхода аналогичный описанному выше, однако предварительное скручивание корпуса перед тройкой происходит без помощи свободной ноги, которая должна остаться над следом и перед и после выполнения тройки («Золотой вальс», хотя там исполняется двухкратная тройка).
а.1.1.2. Двухкратные тройки вперед наружу начинаются так же, как и однократная тройка. Дальнейшее исполнение имеют следующие различия: по длительности между тройками и по расположению свободной ноги. По длительности они могут быть непрерывными или с фиксированными положениями после каждой тройки. В первом случае они выполняются, как «на одном дыхании», и расстояние между тройками минимальное. Для этого вращение плеч после первой тройки необходимо продолжить и прекратить с одновременным контрдвижением плечей только после второй тройки. Здесь очень важна также мягкая работа опорного колена. Сразу после первой тройки оно слегка смягчается и сразу же выпрямляется к моменту выполнения второй тройки и снова смягчается после разрешения второй тройки. Расстояние между тройками и время, за которое они исполняются, зависит от энергичности вращения плеч.
При фиксированном положении плеч после каждой тройки расстояние между тройками зависит от длительности фиксации. Сразу после первой тройки выполняется контрдвижение плеч, и
только после паузы они снова начинают скручиваться для подготовки выполнения второй тройки на необходимый счет. Так, при исполнении двукратной тройки в «Золотом вальсе» счет всех трех дуг одинаков — 3+3+3.
Но в любом случае к моменту поворота корпус, как и при исполнении однократной тройки, обязан принять вертикальное положение. И только после уверенного выезда вперед он может выполнить необходимый наклон в направлении центра дуги.
По расположению свободной ноги тройки могут быть с оттянутой сзади ногой на всем протяжении двукратной тройки и после выезда оставаться над следом сзади опорной, но также можно исполнить так, что после исполнения второй тройки свободная нога вышла вперед опорной. И в том, и в другом случае положение свободной ноги над следом активно влияет на крутизну последней дуги вперед. Если ее необходимо сделать круче — свободную ногу держат над следом, либо даже внутри следа,
если желательно иметь более пологую дугу, тогда свободная нога смещается в сторону от центра круга.
В первом случае к моменту исполнения троек свободная нога может не подноситься к опорной ноге, а на всем протяжении оставаться сзади, так, например, в «Золотом вальсе». Но может при въезде в тройку оставаться сзади, в момент исполнения троек быть прижатой к опорной, а сразу после исполнения второй тройки отойти от опорной назад над следом. Во втором случае, как и в первом, сначала свободная нога над следом, в момент исполнения троек прижата к опорной, а сразу после исполнения второй тройки выносится вперед.
а.1.2.1. Наружная тройка с хода назад начинается в третьей позиции. Колено опорной ноги смягчено. Одноименное плечо и бедро впереди. Свободная нога вытянута над следом. Подготовка к выполнению тройки аналогична тройке с хода вперед. Одновременно с распрямлением опорного колена бедро свободной ноги и одноименное плечо отводятся назад. Корпус скручивается настолько, что достаточно легкого дополнительного движения, чтобы выполнить тройку.
Сразу после поворота необходимо выполнить контрдвижение плеч, чтобы остановить вращение. Свободная нога после тройки может располагаться как сзади, так и спереди. Но в обоих случаях она должна располагаться над следом. Колено опорной ноги сразу после поворота смягчается. Также, как и при исполнении тройки вперед, корпус до и после тройки наклонен в круг, а к моменту поворота и во время самого поворота принимает вертикальное положение. После окончания поворота свободная нога может принимать и положение шассе (Американская полька).
а.1.3.1 Тройка вперед внутрь.
Тройка начинается во второй позиции. Свободная нога после толчка (открытое отталкивание внутренним ребром) находится над следом. Бедро, голень и стопа направлены в центр круга. Плечи перпендикулярны линии скольжения. Руки разведены в стороны и слегка вперед. Колено опорной ноги согнуто. Далее колено опорной начинает распрямляться. Свободная нога подводится к опорной и в это же время плечо и бедро свободной ноги поворачивается в направлении из круга, и только после этого производится поворот конька. Сразу после перехода на ход назад необходимо выполнить контрдвижение плечами, чтобы прекратить вращение и закрепиться на наружном ребре. Положение свободной ноги после поворота может быть сзади, и тогда она располагается над будущим следом, однако, она может остаться впереди над следом.
При этом она может быть вначале подведена к опорной, а затем отведена над следом (вариант исполнения тройки в Румбе) или оставлена на купе перед опорной (Австрийский и Золотой вальсы). В других случаях сразу после толчка и до разрешения тройки свободная нога остается над следом, но и после выполнения тройки она также остается перед спортсменом над следом (Вестминстерский и Равенсбургский вальсы). Однако, здесь необходимо выдержать свободную ногу над следом или даже немного из круга, иначе появится желание поставить ее на лед скрестно с опорной. Это положение усугубляется, если не выдержано вертикальное положение корпуса (наклон в круг).
а.1.3.2. Маховая тройка вперед внутрь. Начало тройки как описано выше. Но внутреннее ребро сохраняется как при движении свободной ноги при махе вперед, так и при возврате ее к опорной.
Свободная нога проходит вперед мимо опорной в момент, когда колено опорной выпрямлено.
При возврате к опорной корпус принимает вертикальное положение. К моменту подвода свободной ноги к опорной плечо и бедро свободной ноги отводятся назад, и только в этот момент поворачивается конек. Сразу после поворота необходимо выполнить контрдвижение плеч. Опорное колено смягчается, а свободная нога вытягивается сзади над следом или выносится и вперед (Румба).
а.1.3.3. Двухкратная тройка вперед внутрь
начинается, как и однократная. После окончания первой тройки колено опорной ноги смягчено. Для выполнения второй тройки необходимо выполнить все действия, перечисленные в пункте а. 1.2.1. (тройка назад наружу).
Существуют различные тройки по расположению свободной ноги. Наиболее часто применяемая тройка, когда свободная нога после первой тройки остается сзади над следом, а после второй — выносится вперед над следом и даже слегка скрестно с опорной.
Другой вариант, когда после первой тройки свободная нога остается перед опорной. А после второго поворота, она либо также остается впереди,
но тогда ее желательно в последний момент вытянуть вперед над следом, либо остается сзади над следом. Приемлем и вариант, когда свободная оттянута сзади над следом, и в таком положении она остается и после второго поворота (Золотой вальс).
а.1.4.1. Тройка назад внутрь начинается в четвертой позиции. Подготовительные действия перед поворотом аналогичны, как и перед тройкой назад наружу. Скручивание корпуса также идет из круга. Свободная нога может после поворота оставаться сзади над следом, но при этом кроме стандартного контрдвижения в тройках после поворота важно бедро свободной ноги оставить над следом. В этот момент также необходимо развернуть бедро и голеностоп свободной ноги так, чтобы они были направлены из круга. Однако, можно вместе с поворотом вынести свободную ногу вперед над следом или оставить ее около опорной, чтобы можно было начать следующий шаг с удобного положения.
а.1.4.2. Двухкратная тройка назад внутрь начинается так же, как и однократная. После первой тройки вторая выполняется так же, как и обычная тройка вперед-наружу, если после первой тройки свободная нога осталась сзади над следом. Если же после первой тройки свободная нога находится спереди, то к моменту выполнения второй тройки, одновременно со стандартными действиями, необходимо свободную ногу вернуть к опорной. После выполнения второй тройки свободную ногу можно оставить сзади над следом или вывести вперед. Однако, если следующий за поворотом шаг требует удержать ее около опорной, это возможно,
но для этого необходимо, одновременно со смягчением колена опорной, бедро свободной ноги открыть, а голеностоп удержать в третьей позиции.
а.2. Твизлы. Твизлы так же, как и тройки, имеют много разновидностей аналогично самим тройкам, а именно:
а.2.1. Наружные вперед
а.2.2. Наружные назад
а.2.3. Внутренние вперед
а.2.4. Внутренние назад.
Общим для всех перечисленных твизлов является их различие по числу оборотов и положение свободной ноги в момент твизла. Кроме этого они могут выполняться и как маховые.
а.2.1. Наружный твизл с хода вперед наружу или внутрь
начинается так же, как и соответствующие тройки. Основное отличие твизлов от многократных троек заключается в том, что с момента начала и до конца твизла корпус вращается вокруг кортикальной оси без заметной остановки. Очень важно, чтобы при исполнении твизла не нарушалась кривизна дуги, с которой он начинался.
Это обеспечивается правильным выбором плеча, который задает тон вращения. Так, например,
если з Аргентинском танго, твизл начинается с дуги ЛвН и за ведущее плечо принять левое, то дуга будет смещена от центра. Значит, более правильно в этом случае правое плечо не отводить назад до начала твизла, а сам твизл начинать движением правого плеча по часовой стрелке.
Одно- и двухоборотные твизлы необходимо заканчивать только тогда, когда конек опорной ноги будет довернут до хода вперед. И только в этот момент необходимо сделать контрдвижение плечами. Так же, как и тройки, твизлы выполняются на выпрямленном колене и в вертикальном положении корпуса. Для более быстрого вращения при твизлах необходимо следить за максимальной собранностью свободных рук и ног, даже при исполнении твизла с купе. Для этого при исполнении твизла в паре под рукой партнера он обязан к моменту начала твизла поднять свою руку строго над головой партнерши.
а.2.2. Наружный твизл с хода назад
также начинается как многократная тройка. Одно- и двухоборотные твизлы должны заканчиваться только после того, когда пятка опорного конька будет довернута до хода вперед. Все перечисленное в параграфе а.2.1. необходимо выполнить и в этих твизлах.
Внутренние твизлы: а.2.3. Внутренние вперед и а.2.4. внутренние назад выполняются аналогично соответствующим твизлам, описанным в пунктах а.2.1. и а.2.2.
а.З. Крюки. Крюки так же, как и тройки, имеют достаточно большое количество разновидностей. Они различаются ходом вперед или назад. Реберностью — с наружного или с внутреннего ребра. Крюки бывают и маховые. Мы рассмотрим два типа:
а.3.1.
Крюк с наружного ребра
а.З.2. Крюк с внутреннего ребра.
Однако, среди них мы остановимся и на маховых крюках.
а.3.1. Крюк с наружного ребра. Первая фаза крюка — въезд — аналогична подходу к тройке. Однако, сразу после поворота плечо, бедро и свободная нога отводятся назад. Корпус сохраняет наклон по отношению к опорной ноге, чтобы легче было выдержать реберность назад наружу. Однако, манера положения свободной ноги, как в танцах, так и в интерпретации, может быть различной. Так, например, при исполнении крюка в рокер-фокстроте может быть с прижатой свободной ногой к опорной в момент крюка с последующим на счет 3, 4 выносом ее перед собой. Однако, следуя правилам,
здесь необходимо исполнить маховый крюк с выносом свободной ноги вперед до поворота.
Такой поворот достаточно эффектный. Соответствует характеру танца и хорошо сочетается с положением свободной ноги партнера (на его втором шаге ПвН) на счете 3, 4. Для того, чтобы такой поворот хорошо смотрелся и выполнялся реберно на въезде и выезде, необходимо сделать следующее: на счет «раз» опорное колено смягчено (свободная нога оттянута сзади, наклон корпуса в центр круга) на счет «два» опорное колено распрямляется, свободная нога через шестую позицию выносится вперед над следом и даже желательнее слегка вне следа, а в момент,
когда свободная нога находится в верхней точке, произвести поворот. Свободная нога выносится вперед носком без разворота бедра, но в момент поворота необходимо бедро и голеностоп развернуть из круга. Сразу после поворота свободная нога находится над следом и лучше немного в новом круге, куда и необходимо наклонить корпус. На счет 3, 4 свободная нога выносится вперед.
Такой крюк называется маховым, что и предусмотрено в правилах ИСУ.
А вот в танго «Романтика» есть другой вариант исполнения наружного крюка, но уже не махового.
Здесь также есть варианты исполнения по положению свободной ноги. Один из вариантов, когда сразу после выполнения поворота свободная нога остается около опорной. Тогда легче выполнить следующий скрещенный спереди шаг. Но более характерный, хотя и более сложный, вариант, когда после крюка свободная нога оттянута сзади над будущим следом или даже слегка в круге. При этом крюк выполняется на выросте, но сразу за поворотом колено опорной ноги резко сгибается, а свободная нога располагается низко надо льдом и фиксируется в этом положении.
а.3.2. Крюк с внутреннего ребра обладает такой же спецификой подготовки и также имеет варианты по положению свободной ноги.
Так, например, в Вестминстерском вальсе, исполняется маховый крюк. Однако, и здесь есть варианты исполнения. Классический — это, когда сразу после крюка свободная нога от опорной отводится назад на будущий след или даже слегка в круге.
Но все чаще встречается вариант, когда после поворота свободная нога выносится вперед. Но в обоих случаях начало одинаковое. При въезде свободная нога оттянута сзади, колено опорной смягчено.
Затем свободная нога с одновременным распрямлением колена опорной проносится по шестой позиции мимо опорной вперед над следом. Затем она возвращается к опорной. И только в этот момент производится поворот. Наклон корпуса и до и после поворота должен быть направлен к центру дуги.
а.4. Выкрюки применяются как в обязательных, так и в оригинальном и произвольном танце. Из всего разнообразия мы рассмотрим только три вида:
а.4.1.
Выкрюки с наружного ребра.
а.4.2. Выкрюки с внутреннего ребра.
а.4.3. Маховые выкрюки.
Здесь мы рассматриваем выкрюки с хода вперед.
а.4.1. Выкрюк с наружного ребра начинается как тройка вперед наружу. Однако, перед самым подходом к повороту свободная нога подносится к опорной с одновременным переходом на внутреннее ребро. Носок конька, в отличие от тройки или крюка, выходит из круга. Опорное колено выпрямлено. бедро свободной ноги выводится вперед. Но сразу после поворота свободная нога вместе с бедром отводится назад. Свободная нога над следом. При этом плечо, одноименное со свободной ногой, выполняет контрдвижение, чтобы закрепиться на наружном ребре.
Вторым вариантом исполнения выкрюка является выкрюк, когда после поворота свободная нога отводится вперед над следом. В обоих случаях сразу после поворота колено опорной ноги после поворота смягчается, но здесь, как и в тройках,
необходимо избежать резкого и глубокого провала опорного колена.
Положение корпуса, так же, как и в других поворотах
(тройка, крюк),
к моменту поворота необходимо привести в вертикальное положение.
а.4.2. Выкрюк с внутреннего ребра аналогичен выкрюку с наружного ребра, как его подход, так и варианты исполнения. Однако, для усиления реберности после поворота свободную ногу можно держать не над следом, а слегка в круге. Бедро свободной ноги и голеностоп раскрыты.
Такой выкрюк имеется в Аргентинском танго,
но начинается он из скрещения сзади. Несмотря на то, что сразу после скрещения сзади свободная нога выносится вперед, к моменту поворота,
одновременно с распрямлением опорного колена, свободная должна быть прижата к опорной, и только в этот момент необходимо осуществить поворот.
а.4.3. Маховый выкрюк вперед наружу имеет место в Вестминстерском вальсе у партнера. Подготовка к повороту аналогична выкрюку по пункту а.4.1. Наружное ребро здесь необходимо сохранить и при движении в махе вперед, и при возврате свободной ноги к опорной. Только при самом подводе свободной ноги к опорной выполняется короткая перетяжка на внутреннее ребро, а сам поворот происходит с прижатой ногой, а сразу после поворота свободная нога располагается спереди или сзади над следом. Работа опорного колена и положение корпуса такое же, как говорилось выше в пунктах а.4.1. и а.4.2.
а.5. Скобки. Наиболее часто скобки встречаются в произвольном танце, реже в оригинальном. В обязательном танце скобка впервые появилась в Золотом вальсе.
И появилась то она в связи с тем, что раньше это был оригинальный танец пары Климовой — Пономаренко, составленный Н. И. Дубовой.
Вот об этой скобке вперед внутрь — назад наружу мы и поговорим.
Скобка начинается с мягкого колена опорной ноги. Свободная нога расположена сзади над следом. Наклон корпуса в центр круга. Это общий случай, хотя в Золотом вальсе скобка начинается из скрещения сзади, а свободная нога расположена спереди над будущим следом.
К моменту выполнения скобки колено опорной ноги выпрямляется, свободная нога подводится к опорной, корпус принимает вертикальное положение. Носок конька, выполняя короткую перетяжку, выходит из круга. Бедро свободной ноги и одноименное с бедром плечо делают контрдвижение в направлении будущей дуги с одновременным поворотом конька. Сразу после короткой паузы, колено опорной ноги смягчается. Корпус из вертикального положения принимает небольшой наклон в сторону центра круга, а свободная нога располагается сзади над будущим следом или, как в Золотом вальсе, прижата в третьей позиции к пятке опорной ноги.
При выполнении скобки необходимо стремится перетяжку пород выполнением и сразу после поворота сократить до минимума.
Желательно, чтобы эти части скобки по длине не превышали длины конька.
Б. Повороты с переходом с одной ноги на другую.
б.1. Моухоки разделяются на открытые и закрытые. Они могут также выполняться как на наружных, так и на внутренних ребрах. Главное же их отличие — это переход с одной ноги на Другую без изменения реберности. Рассмотрим следующие типы моухоков:
б.1.1. Открытый внутренний моухок.
б.1.2. Закрытый внутренний моухок.
б.1.3. Открытый наружный моухок.
б.1.4. Закрытый наружный моухок.
б.1.5. Маховые моухоки.
Прежде чем мы коснемся каждого из перечисленных моухоков, следует остановиться на двух укрупненных типах моухоков:
открытых и закрытых. Само название определяет природу этих моухоков. В открытых при переходе на другую ногу свободная отводится назад по ходу движения. Здесь следует отметить, что отвод свободной ноги от опорной начинается от бедра,
а колено и голеностоп ведется уже бедром.
В закрытых моухоках сразу при переходе на другую ногу бедро свободной ноги закрывает поворот, при этом свободная нога вытягивается сзади над следом.
Итак, рассмотрим каждый из перечисленных моухоков отдельно.
б.1.1. Открытый внутренний моухок начинается с движения вперед на внутреннем ребре. Колено опорной ноги сильно согнуто. Свободная нога сразу после толчка открытого отталкивания находится над следом. Корпус прямой во второй позиции.
Бедро свободной ноги и голеностоп открыты. Носок конька смотрит в центр круга. Затем колено опорной ноги распрямляется,
но остается слегка смягченным (не выключенным). Свободная нога с сильно развернутыми коленом и голеностопом подводится к опорной. Пятка свободной ноги направлена к середине стопы опорной ноги. В момент подвода свободной ноги к опорной необходимо следить за тем, чтобы ни бедро, ни колено и голеностоп свободной ноги не находились внутри следа, который остается от конька. Колено опорной ноги начинает смягчаться, и в этот момент свободная нога ставится на лед.
Переход на другую ногу выполняется скользящим движением, так, как будто опорная нога выбивается со льда.
При переносе веса на другую ногу опорная одновременно снимается со льда и вытягивается сзади над будущим следом. Колено новой опорной ноги смягчается. Плечи остаются параллельно следу, но плечо, одноименное с новой свободной ногой, слегка отводится из круга, чтобы облегчить скольжение назад без форсирования ребра. Бедро, голеностоп и носок конька открыты, оттянуты сзади над будущим следом. Носок конька смотрит в центр круга.
Для исполнения следующего шага колено опорной ноги распрямляется,
а свободная нога подносится к опорной. Положение ее зависит уже от необходимости выполнения того или иного следующего шага. Это мы рассмотрели стандартное, классическое исполнение моухока. Однако, в некоторых танцах (к примеру,
в Марше или в Звездном вальсе) исполнения моухоков имеют определенные отличия. В момент перехода на другую ногу поворот открывает только бедро, а снятая со льда нога остается в третьей позиции около опорной. При этом бедро, голеностоп и носок конька открыты и направлены в центр круга. И только после необходимой паузы с одновременным смягчением опорного колена свободная нога принимает шестую позицию.
К разряду нестандартных относится и моухок в Вестминстерском вальсе. Начинается он так же, как было написано выше. Второй шаг, однако, после мягкой постановки конька на лед имеет другое продолжение. Колено опорной ноги после переноса веса на опорную ногу распрямляется, а свободная нога, развернутая в центр круга, поднимается над будущим следом и только после акцентированной паузы возвращается к опорной с одновременным смягчением опорного колена. Для выполнения моухока на более крутых ребрах общий наклон корпуса на обеих ногах должен быть в центр круга.
б.1.2.Закрытый внутренний моухок начинается так же, как
и открытый, и первый шаг ничем не отличается от первого шага
открытого моухока.
Для исполнения второго шага свободная нога посылается за пятку опорной и, не задерживаясь около пятки, скользящим движением ставится на лед. В этот момент бедро свободной ноги выносится вперед, и свободная нога вытягивается над следом. Сразу после переноса веса на новую опорную ногу, колено опорной смягчается, а плечо, одноименное со свободной ногой, отводится контрдвижением назад, что обеспечивает свободное движение на ребре, исключая скручивания корпуса. По окончании моухока колено опорной распрямляется, а свободная нога подводится к опорной. Колено опорной ноги снова смягчается, чтобы быть готовым выполнить толчок для следующего шага.
б.1.3.Открытый наружный моухок начинается в первой позиции с мягкого колена. Очень важен толчок, который выполняется открытым отталкиванием, при котором свободная нога сразу после толчка располагается над следом. Бедро и носок конька направлены из круга. Плечо, одноименное со свободной ногой, отведено назад. Затем колено опорной ноги распрямляется, а свободная нога начинает двигаться к опорной. Здесь необходимо особенно внимательно следить за тем, чтобы колено свободной ноги не выходило наружу следа, оставленного коньком. Свободная нога с сильно развернутыми бедром и голеностопом подносится к опорной. Пятка свободной ноги подводится к середине стопы опорной ноги. К этому моменту колено опорной снова смягчается. В момент перехода на другую ногу, опорная сразу же снимается со льда и отводится назад над будущим следом.
Необходимо следить за тем, чтобы она была сильно развернута в бедре, а конек находился невысоко надо льдом. Но так же, как и в открытом внутреннем моухоке, в некоторых танцах (например, в Марше и в Венском вальсе) свободная нога на втором шаге остается около опорной, но бедро свободной ноги открыто, а голеностоп, прижатый к опорной, направлен из круга.
б.1.4.Закрытый наружный моухок начинается так же, как и открытый наружный моухок. Однако свободная нога движется не к середине стопы, а за пятку опорной. Не останавливаясь около опорной, свободная нога, сильно развернутая в бедре и голеностопе, проходит вплотную мимо пятки опорной и скользящим движением ставится на лед. Переходу на другую ногу предшествует смягчение колена опорной ноги, которая сразу же снимается со льда и вытягивается над следом. Съем ноги со льда может сопровождаться толчком наружным ребром.
Бедро новой свободной ноги открыто и приподнято так, чтобы между корпусом и бедром не было заметного угла. Ведущее плечо отведено вперед по ходу. Колено новой опорной ноги в момент переноса на нее веса смягчается. По окончании скольжения на втором шаге моухока колено опорной ноги распрямляется, а свободная нога возвращается к опорной. Затем колено опорной снова смягчается для подготовки к следующему шагу.
Как и во всех перечисленных выше моухоках,
а в наружном моухоке особенно, необходимо следить за тем, чтобы кривизна первой и второй дуги была одинакова и составляла часть круга.
б.1.5. Маховые моухоки
отличаются от моухоков, о которых мы говорили раньше, тем, что перед моухоком выполняется мах.
Как во внутреннем, так и в наружном закрытом моухоке, имеющих место в Танго и Ча-ча Конгеладо, движение вперед начинается с мягкого колена опорной ноги. Свободная нога после толчка остается сзади надо льдом. Затем, одновременно с распрямлением опорного колена, свободная нога движется вперед и проносится мимо опорной в тот момент, когда колено опорной ноги выпрямлено.
В конце маха необходимо выдержать небольшую паузу, чтобы не получилось движение, характерное для удара футболиста по мячу. К моменту возврата свободной ноги к опорной колено опорной ноги должно смягчиться. Свободная нога проходит за пятку опорной и скользящим движением ставится на лед. Переход на новую опорную ногу может сопровождаться толчком ноги, которая снимается со льда. Здесь необходимо следить за тем, чтобы, в момент перехода на другую ногу, спортсмен не оставался на льду на двух ногах.
Корпус как на дуге вперед, так и на дуге назад все время имеет наклон в центр круга, что обеспечит одинаковую кривизну дуг. За этим необходимо следить особенно в момент проноса свободной ноги мимо опорной при движении и вперед, и назад. Работа колена опорной ноги при выполнении маха может быть различная.
Это зависит от характера танца. Так, в Ча-ча Конгеладо желательно в конце маха скользить на выпрямленном опорном колене, а в Танго после проноса свободной ноги мимо опорной колено опорной смягчается, а свободная нога после маха остается низко надо льдом. К моменту моухока опорная нога распрямляется в колене, чтобы сразу перед моухоком снова смягчиться для выполнения второго шага.
Во всех маховых моухоках, особенно в наружных, необходимо следить, чтобы к моменту перехода на другую ногу свободная нога была сильно развернута в бедре и голеностопе. Так легче выдержать реберность второго шага. Свободная нога после выполнения моухока, закрывая поворот бедром, вытягивается над следом и только после необходимой паузы начинает движение к опорной с одновременным распрямлением колена опорной. После того, как свободная нога подошла к опорной,
колено опорной снова смягчается, чтобы быть готовым для следующего шага. Как и в немаховых моухоках при переходе на другую ногу необходимо выполнить контрдвижение плеч, чтобы предотвратить
«закручивание».
б.2.Чоктау.
Также, как и в моухоках, существует большое количество разновидностей чоктау. Но основным отличием всех чоктау от моухоков является смена ребра при переходе на другую ногу.
Рассмотрим следующие разновидности чоктау:
б.2.1. Открытый чоктау с хода вперед внутрь.
б.2.2. Закрытый чоктау с хода вперед внутрь.
б.2.3. Маховые чоктау.
б.2.4. Широкий чоктау с хода вперед внутрь.
б.2.5. Широкий чоктау с хода назад наружу.
В пункте б.2.1 отдельно будет рассмотрено выполнение чоктау, которое начинается из скрещения сзади.
б.2.1. Открытый чоктау с хода вперед внутрь начинается во второй позиции. Опорная нога начинает скольжение на сильно согнутом колене, а свободная нога, после толчка открытого отталкивания, находится сзади над следом. Бедро и голеностоп свободной ноги открыты и направлены в центр круга. Плечо, одноименное со свободной ногой, выдвинуто вперед.
Для подготовки ко второму шагу, свободная нога подтягивается к опорной ноге, а колено опорной распрямляется, но не до конца. Плечи принимают позицию параллельную линии скольжения.
Далее свободная нога ставится на лед перед опорной, с максимально развернутым голеностопом так, чтобы пятка была направлена в сторону движения. Очень важно, чтобы в момент перехода скольжение было на четком наружном ребре, а колено новой опорной ноги сильно смягчено. Причем смягчение колена должно производиться почти одновременно с переносом веса на опорную ногу. Свободная нога снимается со льда в тот же момент и располагается над будущим следом, открывая поворот.
Необходимо следить за тем, чтобы бедро свободной ноги также принимало открытое положение и не выходило из круга.
В тот же момент, одноименное со свободной ногой плечо следует отвести назад, чтобы облегчить скольжение на наружном ребре.
Открытый чоктау с хода вперед внутрь из скрещения сзади, исполняемый в Килиане и Золотом вальсе, отличается от стандартного исполнения, описанного выше, другим началом.
Свободная нога, находящаяся на первом шаге чоктау с наружной стороны опорной ноги, движется вперед над будущим следом, выполняет небольшой ронд и возвращается к опорной с сильно развернутым голеностопом. Этот разворот голеностопа желательно выполнить в самый последний момент перед вторым шагом. Отличительными положениями свободной ноги на вгором шаге этого чоктау является подготовка к следующему шагу танца. Так в Килиане следующим шагом за чоктау является скрещенный сзади шаг. Так как темп шагов достаточно быстрый и исполняется эта серия шагов по одному счету каждый, то сразу после перехода на второй шаг чоктау свободная нога остается около опорной в третьей позиции прижатой к пятке опорной ноги, но иногда танцоры оставляют свободную ногу в скрещении сзади, чтобы облегчить себе следующий шаг танца, однако, первый вариант предпочтителен.
В Золотом вальсе последующим за чоктау является также скрещенный шаг, но скрещение спереди, поэтому, чтобы успеть его выполнить, свободная нога после чоктау, почти не задерживаясь сзади,
движется вперед для выполнения следующего шага.
Кривизна первого и второго шагов чоктау должна быть одинакова.
Наиболее часто встречающаяся ошибка — крутая дуга на первом шаге и пологая на втором шаге. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо использовать смену наклона корпуса.
б.2.2. Закрытый чоктау с хода вперед внутрь наиболее часто встречающийся в обязательных танцах, таких как Блюз, Полька, Венский вальс и др. Начинается он так же , как и открытый чоктау, с хода вперед внутрь. Все они начинаются с левой ноги (ЛвВ).
Свободная нога подводится к опорной по ее следу или с небольшим рондом вне следа. Главное требование, чтобы колено свободной ноги не находилось внутри следа. К моменту подвода к опорной,
голеностоп свободной ноги сильно развернут, а колени слегка разведены. Правая нога скользящим движением ставится за пятку опорной на четкое наружное ребро. Левая нога сразу же снимается со льда и располагается над следом или слегка вне следа.
При этом ведущим является бедро свободной ноги, которое приподнято, колени слегка разведены. Левое плечо сразу отводится назад.
Необходимо также следить за тем, чтобы в момент прохода правой ноги за опорную, колено опорной начало смягчаться еще до перехода на правую ногу. Съем левой ноги со льда может быть либо свободным,
либо с незаметным толчком наружным ребром. Сразу после переноса веса на правую ногу колено слегка смягчается,
без заметного провала. После необходимого акцента колено правой ноги распрямляется, а свободная нога подходит к опорной, затем колено опорной снова смягчается для подготовки к толчку для выполнения следующего шага.
б.2.3. Маховые чоктау,
использованные в обязательных танцах существуют как открытые, так и закрытые, а также начинающиеся с внутреннего или с наружного ребра. Рассмотрим следующие маховые чоктау:
б.2.3.1. Закрытый маховый чоктау с хода вперед наружу.
б.2.3.2. Открытый маховый чоктау с хода вперед наружу.
б.2.3.3. Открытый маховый чоктау с хода вперед внутрь.
б.2.3.1. Закрытый маховый чоктау с хода вперед наружу
используется в Квикстепе и танго Романтика.
В Квикстепе чоктау начинается с левой ноги, а в танго Романтика
— с правой, но по исполнению они не отличаются друг от друга.
Разберем чоктау из Квикстепа. Чоктау начинается в первой позиции на низком опорном колене. Свободная нога сзади над следом с открытым бедром. Свободная нога проносится вперед мимо опорной по шестой позиции и располагается над будущим следом, слегка развернутая в бедре. В момент проноса свободной ноги мимо опорной, колено опорной почти выпрямлено. При дальнейшем движении свободной ноги, колено опорной выпрямляется до конца. Корпус на всем протяжении этой маховой дуги наклонен в центр круга, что помогает выдержать скольжение на наружном ребре без изменения кривизны. После необходимого акцента,
свободная нога возвращается к опорной, сохраняется тот же наклон корпуса. Затем, проведя свободную ногу вплотную вокруг пятки опорной («облизывая пятку»), она скользящим движением ставится на лед на четкое внутреннее ребро. Как только свободная нога прошла мимо пятки, колено опорной ноги начинает смягчаться.
Опорная нога сразу же снимается со льда и располагается над следом. Бедро свободной ноги приподнято так, чтобы не было заметного угла между корпусом и ногой. Наклон корпуса сохраняется в центр круга. Кривизна дуг на первом и втором шагах чоктау должна быть одинаковой. На первом и в начале второго шагов правое плечо отведено назад, а к середине второго шага левое плечо плавно выводится немного вперед, чтобы плечи были перпендикулярны линии скольжения.
б.2.3.2. Открытый маховый чоктау с хода вперед наружу аналогичен закрытому. Первый шаг и мах такой же, но при возврате свободной ноги к опорной бедро и особенно голеностоп разворачиваются настолько энергично, чтобы к моменту перехода свободной ноги на лед пятка была направлена в направлении движения. Нога ставится на лед на четкое внутреннее ребро перед опорной, которая в тот же момент снимается со льда и остается сзади над будущим следом.
б.2.3.3. Открытый маховый чоктау с хода вперед внутрь начинается во второй позиции с мягкого опорного колена. Свободная нога находится сзади над следом. Одновременно с распрямлением опорного колена свободная нога выполняет мах. Пройдя мимо опорной по шестой позиции, свободная нога располагается над будущим следом. Наклон корпуса в центр круга. Плечо одноименной свободной ноги отведено назад. Затем свободная нога возвращается к опорной с одновременным разворотом бедра и голеностопа и ставится на лед на наружное ребро. Работа опорного колена такая же, как и в пункте б.2.3.2. Опорная нога сразу же снимается со льда и остается сзади над будущим следом, а одноименное с ней плечо отводится назад. Наклон корпуса сохраняется в центр уже нового круга.
При выполнении этого чоктау в Золотом вальсе свободная нога на втором шаге остается около опорной, так как сразу же за чоктау
(а второй шаг длительностью всего один счет) идет скрещенный спереди шаг.
б.2.4. Широкий чоктау с хода вперед внутрь
из Румбы начинается во второй позиции. Колено опорной ноги мягкое. Свободная нога сзади над следом. Одновременно с распрямлением опорного колена, свободная нога через шестую позицию выносится вперед. После небольшой паузы она рондом возвращается на линию опорной ноги. Это движение сопровождается разворотом свободной ноги в бедре и особенно в голеностопе, смягчением опорного колена и отводом правого плеча назад так, чтобы плечи приняли положение, параллельное линии скольжения. Свободная нога ставится на лед на одной линии с опорной на расстоянии 40-50 см от опорной на четкое наружное ребро. В тот же момент опорная нога снимается со льда в направлении скольжения. Бедро свободной ноги отведено назад и раскрыто настолько, чтобы при открытом голеностопе носок конька был направлен вперед по ходу и находился надо льдом. Левое плечо отведено назад. Колено правой ноги смягчено. Обе дуги должны быть достаточно крутые и расположены симметрично линии движения.
6.2.5.
Широкий чоктау с хода назад наружу (второй чоктау из Румбы)
начинается в позиции, которой было закончено описание чоктау б.2.4.
В конце первого шага колено правой опорной ноги слегка выпрямляется, а свободная нога начинает возвращаться назад, чтобы стать на лед снова на одну линию с опорной, как это было в чоктау б.2.4.
Перед переходом на левую ногу колено правой снова слегка смягчается. Одновременно с переходом на левую ногу правая сразу снимается со льда и выносится вперед и слегка в центр круга, что облегчает скольжение на крутом внутреннем ребре. Правое плечо сохраняет отведенное назад положение, а левое незначительно выдвигается вперед.
Следующую часть раздела составляют элементы, которые используются в произвольном и частично в оригинальном танцах.
3. ПРЫЖКИ
а также подпрыжки являются составляющими элементами произвольного танца, но могут быть включены в оригинальный танец, если они разрешены специальным коммюнике для конкретного танца. Прыжки разделяются на:
3.1. Прыжки.
3.2. Танцевальные прыжки.
3.1.
Прыжки выполняются одним из партнеров, но не более, чем в один оборот. Прыжок можно выполнять,
держась за руку другого партнера, или раздельно, но это не должно быть выбросом или поддержкой.
3.2 Танцевальный прыжок— это маленькие прыжки не более 1/2 оборота, используются для смены ноги или направления. Такие прыжки могут быть выполнены в танцевальной позиции или раздельно, но на расстоянии не более двух вытянутых рук. Они могут выполняться обоими партнёрами одновременно.
4. ПОДДЕРЖКА
это движение, в котором партнер поднят на определенную высоту и опущен назад. Во время этого движения поднимающий партнер не должен поднимать руки выше уровня своей головы. Любые вращения и/или позиции, а также изменения во время поддержки разрешены, за исключением сидения или лежания на плече или спине партнера. Поддержки должны отображать избранную музыку и выражать ее характер, а не демонстрировать акробатику.
Акробатическая поддержка, определенная как движение, в котором партнер удерживается за конек(и), ногу(и) или руку(и) и вращается маховым движением вокруг, не разрешается.
5. ВРАЩЕНИЯ
могут быть использованы как раздельные, так и совместные, а именно:
5.1. Пируэт — это вращательное движение на месте на одной ноге одним или обоими партнерами с ассистированием одного из партнеров или без ассистирования.
При исполнении пируэта одним из партнеров должна быть использована известная танцевальная позиция или их вариант. Пируэт не должен превышать пяти оборотов.
5.2. Танцевальное вращение — это вращение пары в известной танцевальной позиции или их вариантах (за исключением позиции «рука-в-руке»). Вращение исполняется на месте вокруг оси пары. Каждый из партнеров должен все время оставаться на одной ноге на льду. Однако, допускается по одной смене опорной ноги для каждого из партнеров. Танцевальное вращение не должно превышать пяти оборотов.
Прежде чем перейдем к обязательным танцам, необходимо остановиться на определении некоторых положениях свободной ноги, танцевальных позициях и вступительных шагах.
1. Купэ
— это движение, в котором свободная нога находится в контакте с опорной спереди или сзади. Бедро свободной ноги открыто, а конек находится в положении, перпендикулярном льду.
2.
Пассе — положение, при котором свободная нога находится сбоку опорной, а голеностоп свободной ноги параллелен опорной ноге.
3.
Аттитюд. Свободная нога поднята сзади опорной и находится под углом девяносто градусов к ней. |