Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Большое чудо маленькой феи (Шелухин А.)

Страницы: 123456789101112131415   
 

Кто для вас служил образцом из известных фигуристок прошлого? — этот вопрос был задан олимпийской чемпионке и чемпионке мира 1976 года Дороти Хэмилл.

— Пегги Флеминг. Ее программа 1968 года,— ответила Хэмилл.

Да, у американской фигуристки Пегги Флеминг была счастливая спортивная судьба: ее сразу признали, более того, специалисты утверждали, что ее место — в десятке лучших фигуристок всех времен, а этого удавалось достичь далеко не всем титулованным спортсменам.

Внешность у Пегги была в высшей степени артистична, и не случайно сразу после завершения спортивной карьеры она появилась на киноэкране. Причем исполнила лучшую роль — роль олимпийской чемпионки. Американские кинодокументалисты создали своеобразный рекламный фильм, в котором участвовали две «звезды»— Флеминг и знаменитый французский горнолыжник, герой Олимпиады в Гренобле Жан-Клод Килли. Каждый из спортсменов был показан в своей стихии — Пегги на ледяной арене, Жан-Клод на горнолыжной трассе. Но при замедленной съемке бросалось в глаза удивительное сходство движений у олимпийских чемпионов. Это были не просто легкие плавные движения, а настоящий полет, когда спортсмен едва касается льда или снега, достигая удивительной естественности, изящества, рационализма в стиле...

Каждое выступление Флеминг в соревнованиях превращалось в хореографическую миниатюру, где маленькая фея не только исполняла те или иные сложные элементы, а танцевала, рассказывала зрителю свое восприятие музыки, свое понимание сюжета или образа. И это зрелище оказывалось захватывающим и для судьи, который считает количество прыжков, вращений, и для неискушенного зрителя, который зачастую смотрит больше на цвет и фасон костюма, чем на сложные повороты коньков.

Флеминг воспринималась как чудо современного спорта. Но чуда в сущности не было. Все тонко продуманное мастерство Флеминг явилось результатом многолетнего поиска американских тренеров, итогом сложного синтеза тех достижений и программ, которые были созданы за последние двадцать лет. Пегги своими программами как бы подвела черту под этими длительными поисками.

Предшественницами Флеминг были знаменитые американские фигуристки Тенли Олбрайт, Керолл Хейсс.

Новое направление в женском одиночном катании связано с именем Тенли Олбрайт. В раннем детстве она перенесла тяжелую болезнь — полиомиелит — и для выздоровления врачи рекомендовали ей усиленные занятия спортом на свежем воздухе. С той поры она проводила на катке по восемь часов в день, усердно изучая технику фигурного катания. Девочка была очень музыкальна, пластична. В 15 лет она вошла в сборную США, в 16 лет дебютировала на чемпионате мира.

На Тенли Олбрайт большое впечатление произвела очаровательная фигуристка из Франции Жаклин де Бьеф. Ее необычайно изящная музыкальная программа, ее стиль поразили Тенли, она поняла, в каком направлении ей надо продолжить совершенствование.

Через два года Олбрайт исполнила на чемпионате мира композицию, в которой принцип музыкальности, естественного слияния движений с мелодией стал доминирующим. И эта программа в 1953 году принесла Тенли титул чемпионки мира.

На Олимпиаде в Италии в 1956 году Тенли завоевала золотую медаль, поразив всех судей совершенством своего почерка, где пластическое искусство было в полной гармонии с блестящей техникой элементов, где выразительность была на уровне лучших образцов хореографии.

Конечно, Пегги Флеминг сама не видела программы Олбрайт (скорее всего она знакома с ней по любительским кинолентам). Зато Пегги застала время расцвета другой «звезды» — Керолл Хейсс, ученицы олимпийского чемпиона Пьера Брюне, который переехал в США из Франции. Хейсс от природы была одаренной спортсменкой. Ее быстроте, силе, темпераменту, пластичности могли позавидовать многие мастера, имевшие уже большой опыт выступлений.

Тренер Брюне тяготел больше к спортивной направленности произвольной программы, и, возможно, поэтому стиль Хейсс был не столь поэтичен, как у Олбрайт. Но выступления Керолл подкупали большой эмоциональностью, она жила на льду, увлекала своим жизнерадостным настроением весь зал.

На Олимпиаде I960 года в Скво Вэлли выступление Хейсс было триумфальным, никто не мог серьезно спорить с ней за золотую медаль. Ей аплодировала тогда и 11-летняя Пегги Флеминг, которая только-только начала серьезную подготовку в группе тренера Карло Фасси.

Да, Флеминг, несомненно, многим обязана этому вдумчивому дальновидному тренеру. Фасси обладал большим личным опытом — с 16 лет он был чемпионом Италии в одиночном катании, с 1950 года выступал на чемпионатах мира и Европы. Причем Фасси, что называется, повезло на соперников — с ним тогда боролись за медали выдающиеся мастера американцы Дик Баттон, Аллен Дженкинс, позднее француз Алэн Жилетти. Все они выделялись ярким индивидуальным стилем, блестящей техникой прыжков, вращений, шагов.

Фасси многому научился у них. В 1953—1954 годы он добился наибольшего успеха — дважды завоевал титул чемпиона Европы и вошел в число призеров мировых чемпионатов.

Темперамент и артистизм Фасси привлекли на его сторону немало поклонников, в 1955 году он был приглашен на тренерскую работу в американский город Денвер, штат Колорадо. Фасси уехал туда работать вместе с женой Кристой, которая также была фигуристкой.

25-летний тренер обнаружил не только хорошее знание техники, но и незаурядные организаторские способности. Он охотно использовал все новинки в методике занятий, широко использовал помощь хореографов. Причем на льду он предпочитал работать с учеником один на один, без посторонних глаз. Полная сосредоточенность, большая въедливость при овладении каждым элементом.

Свое тренерское кредо Фасси выражал лаконично:

— Фигурист высокого класса — это прежде всего артист!

Пегги Флеминг начала готовиться у Фасси с 10 лет на знаменитом катке «Бродмор» в Колорадо-Спрингс, недалеко от Денвера. К тому времени Фасси имел уже более пяти лет тренерского стажа. Он сумел разглядеть в юной спортсменке будущую «звезду», обладающую редким сочетанием — хладнокровием и ыдержкой, с одной стороны, и большим чувством музыкальности, тонким артистизмом — с другой.

В 1964 году 15-летняя фигуристка вошла в число призеров на чемпионате США и была включена в сборную, которая должна была выступить на зимних Олимпийских играх в Инсбруке. Здесь Флеминг пришлось выдержать трудное испытание в споре с опытнейшими мастерами Европы — Сьокье Дийкстрой (Г лландия), Региной Хейтцер (Австрия), Николь Асслер (Франция). Европейские фигуристки были на подъеме, исполняли в то время очень сложные темповые программы и в целом доминировали на олимпийском турнире. И тем не менее произвольная композиция Пегги Флеминг с классическими мелодиями Сибелиуса, Шопена произвела большое впечатление на судей и зрителей.

Тонкая хрупкая девочка обнаружила удивительное понимание музыкального образа. В ее программе были порыв и лирика, каждый жест был подобен аккорду. Оценки 5,5 и 5,6 вывели юную фигуристку сразу на шестое место. Многие обозреватели после олимпиады отмечали, что в фигурное катание пришла преемница славы Тенли Олбрайт и Керолл Хейсс.

Однако даже такой талантливой спортсменке не сразу удалось добиться полного признания на международной арене. Чемпионат мира 1965 года в Колорадо-Спрингс завершился победой канадской фигуристки Петры Бурки, дочери известного тренера Элен Бурки. Понадобился еще год упорных тренировок, чтобы полностью овладеть техникой сложных прыжков, чтобы слить воедино в одной программе яркое спортивное начало и грациозный танец ледовой феи.

Чемпионат мира на катке Давоса принес, наконец, полный успех Пегги Флеминг: ей была вручена золотая медаль после упорнейшей борьбы с энергичной темпераментной Габриэль Зайферт (ГДР), а также с чемпионкой мира 1965 года Петрой Буркой. Это был уникальный случай: судьи в фигурном катании, столь безоговорочно признающие авторитеты чемпионов, были вынуждены с редким единодушием отдать пальму первенства новой «звезде»—17-летней Пегги, которая превратила четырехминутную программу в волнующий поэтичный танец.

Стиль Пегги Флеминг по праву можно назвать классическим. В нем каждая линия тщательно продумана, осмыслена с художественной точки зрения. Все служит одной цели — донести до зрителя красоту спорта, красоту мелодий, красоту юной спортсменки.

Сама Пегги Флеминг так рассказывала о начале своего спортивного пути:

— В девять лет я научилась кататься на фигурных коньках. Мой дед залил небольшой каток прямо возле моего дома и сам давал мне первые уроки. У меня осталось незабываемое, дивное ощущение от первого выступления под музыку.

Уже в 13 лет я поняла, что фигурное катание открывает прекрасный путь для проявления грации, изящества, женского обаяния. Я с удовольствием занималась танцами у хореографа и находила много общего между танцами на паркете и фигурным катанием.

Я полюбила фигурное катание за его многогранность — ведь практически я могла исполнять свои композиции под музыку любого стиля.

И еще мне стал дорог этот спорт, потому что я нашла много новых друзей в самых различных странах. Я увидела, что всюду есть замечательные люди, великолепные артисты. Я легко находила общий язык с большими чемпионами. И когда я с восхищением смотрела танец «Грезы любви» в исполнении Белоусовой и Протопопова, я понимала, что выбрала трудный, но благодарный путь...

Показательные танцы Пегги Флеминг стали также большим событием для всех любителей фигурного катания: она танцевала с исключительным чувством меры, внешне чуточку сдержанно, но предельно точно, выразительно и пластично. Ее стиль мог некоторым показаться своего рода слепком с балетных образцов. Но это были не копии. Это был настоящий синтез балета и спорта.

Три года подряд Пегги Флеминг выигрывала чемпионаты мира в борьбе с таким великолепным мастером, как Габриэль Зайферт из ГДР. Они совершенно по-разному трактовали произвольную программу: одна — в классическом стиле, другая—в эксцентричном, полном энергии, темперамента. Обе спортсменки вызывали бурю восторга на трибунах. И все же пальму первенства присуждали Флеминг.

Олимпийский турнир фигуристок в Гренобле проходил при очевидном преимуществе Пегги. Она была сильнейшей и в обязательных упражнениях, и в произвольном катании. Ее сумма баллов составила 1970,5 балла, в то время как у Зайферт было 1882,3 балла. В произвольной программе американской фигуристки было не так уж много прыжков, но зато все элементы она исполняла внезапно, без длительной подготовки. Очень эффектным был сложный переход из наружного кораблика в двойной аксель и тут же новый переход в кораблик. Олимпийская победа Флеминг была воспринята как закономерный итог ее большого труда (она нередко тренировалась по 7—8 часов в день).

Сразу же после победы в Гренобле на следующий день Флеминг вышла на лед в восемь часов утра, и в этом проявился ее твердый характер. Она ни на йоту не изменила свой распорядок дня.

О выдержке Пегги ходили целые легенды. Но вот точное свидетельство олимпийского чемпиона Олега Протопопова:

— Я видел, что вся команда американцев ждала Флеминг уже в автобусе, а Пегги в это время сидела в гостинице и сооружала свою прическу. За ней прибегали трижды, ей кричали хором. Но пока Пегги не закончила свою прическу, она не тронулась с места. Затем она вышла, извинилась, и команда уехала с ней...

Флеминг ушла из спорта после третьей победы в чемпионате мира. Ее пригласили работать на телевидение, но первые два года она в основном участвовала в специальных ледяных ревю, которые создавали на телестудии. Один из этих фильмов-ревю был снят в СССР (съемки шли на фоне памятников старины в Москве, Ленинграде). Экран позволил еще раз крупным планом показать все достоинства стиля знаменитой фигуристки.

Выступления Пегги Флеминг сыграли свою роль, и немалую, в совершенствовании мастерства фигуристок нового поколения. Они позволили по-новому взглянуть и на искусство пластики, и на артистизм спортсменов.

 
Звезды ледяной арены. Сборник. М, "Сов. Россия", 1976, 144 с.
Разделы
Звезды ледяной арены. Сборник.
Цветы триумфатора (Чайковский А.)
Поэты и романтики (Шелухин А.)
Чешский фейерверк (Шелухин А.)
Вторая высота (Шелухин А.)
Впереди идущий (Доброва Л.)
Это так здорово, когда можно отдать все (Токарев С.)
Карин Магнуссен (Доброва Л.)
Предтавитель французской школы - Ален Кальма (Шелухин А.)
Наследник Карела Дивина (Доброва Л.)
Им суждена долгая жизнь... (Доброва Л.)
Трудолюбие — его отличительная черта (Доброва Л.)
Сын капитана (Шелухин А.)
"И тогда я понял, что могу все" (Гескин В.)
Большое чудо маленькой феи (Шелухин А.)
Сложная совместимость (Токарев С.)
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.029 сек.