— Кто для вас служил образцом из известных фигуристок прошлого? — этот вопрос был задан олимпийской чемпионке и чемпионке мира 1976 года Дороти Хэмилл.
— Пегги Флеминг. Ее программа 1968 года,— ответила Хэмилл.
Да, у американской фигуристки Пегги Флеминг была счастливая спортивная судьба: ее сразу признали, более того, специалисты утверждали, что ее место — в десятке лучших фигуристок всех времен, а этого удавалось достичь далеко не всем титулованным спортсменам.
Внешность у Пегги была в высшей степени артистична, и не случайно сразу после завершения спортивной карьеры она появилась на киноэкране. Причем исполнила лучшую роль — роль олимпийской чемпионки. Американские кинодокументалисты создали своеобразный рекламный фильм, в котором участвовали две «звезды»— Флеминг и знаменитый французский горнолыжник, герой Олимпиады в Гренобле Жан-Клод Килли. Каждый из спортсменов был показан в своей стихии — Пегги на ледяной арене, Жан-Клод на горнолыжной трассе. Но при замедленной съемке бросалось в глаза удивительное сходство движений у олимпийских чемпионов. Это были не просто легкие плавные движения, а настоящий полет, когда спортсмен едва касается льда или снега, достигая удивительной естественности, изящества, рационализма в стиле...
Каждое выступление Флеминг в соревнованиях превращалось в хореографическую миниатюру, где маленькая фея не только исполняла те или иные сложные элементы, а танцевала, рассказывала зрителю свое восприятие музыки, свое понимание сюжета или образа. И это зрелище оказывалось захватывающим и для судьи, который считает количество прыжков, вращений, и для неискушенного зрителя, который зачастую смотрит больше на цвет и фасон костюма, чем на сложные повороты коньков.
Флеминг воспринималась как чудо современного спорта. Но чуда в сущности не было. Все тонко продуманное мастерство Флеминг явилось результатом многолетнего поиска американских тренеров, итогом сложного синтеза тех достижений и программ, которые были созданы за последние двадцать лет. Пегги своими программами как бы подвела черту под этими длительными поисками.
Предшественницами Флеминг были знаменитые американские фигуристки Тенли Олбрайт, Керолл Хейсс.
Новое направление в женском одиночном катании связано с именем Тенли Олбрайт. В раннем детстве она перенесла тяжелую болезнь — полиомиелит — и для выздоровления врачи рекомендовали ей усиленные занятия спортом на свежем воздухе. С той поры она проводила на катке по восемь часов в день, усердно изучая технику фигурного катания. Девочка была очень музыкальна, пластична. В 15 лет она вошла в сборную США, в 16 лет дебютировала на чемпионате мира.
На Тенли Олбрайт большое впечатление произвела очаровательная фигуристка из Франции Жаклин де Бьеф. Ее необычайно изящная музыкальная программа, ее стиль поразили Тенли, она поняла, в каком направлении ей надо продолжить совершенствование.
Через два года Олбрайт исполнила на чемпионате мира композицию, в которой принцип музыкальности, естественного слияния движений с мелодией стал доминирующим. И эта программа в 1953 году принесла Тенли титул чемпионки мира.
На Олимпиаде в Италии в 1956 году Тенли завоевала золотую медаль, поразив всех судей совершенством своего почерка, где пластическое искусство было в полной гармонии с блестящей техникой элементов, где выразительность была на уровне лучших образцов хореографии.
Конечно, Пегги Флеминг сама не видела программы Олбрайт (скорее всего она знакома с ней по любительским кинолентам). Зато Пегги застала время расцвета другой «звезды» — Керолл Хейсс, ученицы олимпийского чемпиона Пьера Брюне, который переехал в США из Франции. Хейсс от природы была одаренной спортсменкой. Ее быстроте, силе, темпераменту, пластичности могли позавидовать многие мастера, имевшие уже большой опыт выступлений.
Тренер Брюне тяготел больше к спортивной направленности произвольной программы, и, возможно, поэтому стиль Хейсс был не столь поэтичен, как у Олбрайт. Но выступления Керолл подкупали большой эмоциональностью, она жила на льду, увлекала своим жизнерадостным настроением весь зал.
На Олимпиаде I960 года в Скво Вэлли выступление Хейсс было триумфальным, никто не мог серьезно спорить с ней за золотую медаль. Ей аплодировала тогда и 11-летняя Пегги Флеминг, которая только-только начала серьезную подготовку в группе тренера Карло Фасси.
Да, Флеминг, несомненно, многим обязана этому вдумчивому дальновидному тренеру. Фасси обладал большим личным опытом — с 16 лет он был чемпионом Италии в одиночном катании, с 1950 года выступал на чемпионатах мира и Европы. Причем Фасси, что называется, повезло на соперников — с ним тогда боролись за медали выдающиеся мастера американцы Дик Баттон, Аллен Дженкинс, позднее француз Алэн Жилетти. Все они выделялись ярким индивидуальным стилем, блестящей техникой прыжков, вращений, шагов.
Фасси многому научился у них. В 1953—1954 годы он добился наибольшего успеха — дважды завоевал титул чемпиона Европы и вошел в число призеров мировых чемпионатов.
Темперамент и артистизм Фасси привлекли на его сторону немало поклонников, в 1955 году он был приглашен на тренерскую работу в американский город Денвер, штат Колорадо. Фасси уехал туда работать вместе с женой Кристой, которая также была фигуристкой.
25-летний тренер обнаружил не только хорошее знание техники, но и незаурядные организаторские способности. Он охотно использовал все новинки в методике занятий, широко использовал помощь хореографов. Причем на льду он предпочитал работать с учеником один на один, без посторонних глаз. Полная сосредоточенность, большая въедливость при овладении каждым элементом.
Свое тренерское кредо Фасси выражал лаконично:
— Фигурист высокого класса — это прежде всего артист!
Пегги Флеминг начала готовиться у Фасси с 10 лет на знаменитом катке «Бродмор» в Колорадо-Спрингс, недалеко от Денвера. К тому времени Фасси имел уже более пяти лет тренерского стажа. Он сумел разглядеть в юной спортсменке будущую «звезду», обладающую редким сочетанием — хладнокровием и ыдержкой, с одной стороны, и большим чувством музыкальности, тонким артистизмом — с другой.
В 1964 году 15-летняя фигуристка вошла в число призеров на чемпионате США и была включена в сборную, которая должна была выступить на зимних Олимпийских играх в Инсбруке. Здесь Флеминг пришлось выдержать трудное испытание в споре с опытнейшими мастерами Европы — Сьокье Дийкстрой (Г лландия), Региной Хейтцер (Австрия), Николь Асслер (Франция). Европейские фигуристки были на подъеме, исполняли в то время очень сложные темповые программы и в целом доминировали на олимпийском турнире. И тем не менее произвольная композиция Пегги Флеминг с классическими мелодиями Сибелиуса, Шопена произвела большое впечатление на судей и зрителей.
Тонкая хрупкая девочка обнаружила удивительное понимание музыкального образа. В ее программе были порыв и лирика, каждый жест был подобен аккорду. Оценки 5,5 и 5,6 вывели юную фигуристку сразу на шестое место. Многие обозреватели после олимпиады отмечали, что в фигурное катание пришла преемница славы Тенли Олбрайт и Керолл Хейсс.
Однако даже такой талантливой спортсменке не сразу удалось добиться полного признания на международной арене. Чемпионат мира 1965 года в Колорадо-Спрингс завершился победой канадской фигуристки Петры Бурки, дочери известного тренера Элен Бурки. Понадобился еще год упорных тренировок, чтобы полностью овладеть техникой сложных прыжков, чтобы слить воедино в одной программе яркое спортивное начало и грациозный танец ледовой феи.
Чемпионат мира на катке Давоса принес, наконец, полный успех Пегги Флеминг: ей была вручена золотая медаль после упорнейшей борьбы с энергичной темпераментной Габриэль Зайферт (ГДР), а также с чемпионкой мира 1965 года Петрой Буркой. Это был уникальный случай: судьи в фигурном катании, столь безоговорочно признающие авторитеты чемпионов, были вынуждены с редким единодушием отдать пальму первенства новой «звезде»—17-летней Пегги, которая превратила четырехминутную программу в волнующий поэтичный танец.
Стиль Пегги Флеминг по праву можно назвать классическим. В нем каждая линия тщательно продумана, осмыслена с художественной точки зрения. Все служит одной цели — донести до зрителя красоту спорта, красоту мелодий, красоту юной спортсменки.
Сама Пегги Флеминг так рассказывала о начале своего спортивного пути:
— В девять лет я научилась кататься на фигурных коньках. Мой дед залил небольшой каток прямо возле моего дома и сам давал мне первые уроки. У меня осталось незабываемое, дивное ощущение от первого выступления под музыку.
Уже в 13 лет я поняла, что фигурное катание открывает прекрасный путь для проявления грации, изящества, женского обаяния. Я с удовольствием занималась танцами у хореографа и находила много общего между танцами на паркете и фигурным катанием.
Я полюбила фигурное катание за его многогранность — ведь практически я могла исполнять свои композиции под музыку любого стиля.
И еще мне стал дорог этот спорт, потому что я нашла много новых друзей в самых различных странах. Я увидела, что всюду есть замечательные люди, великолепные артисты. Я легко находила общий язык с большими чемпионами. И когда я с восхищением смотрела танец «Грезы любви» в исполнении Белоусовой и Протопопова, я понимала, что выбрала трудный, но благодарный путь...
Показательные танцы Пегги Флеминг стали также большим событием для всех любителей фигурного катания: она танцевала с исключительным чувством меры, внешне чуточку сдержанно, но предельно точно, выразительно и пластично. Ее стиль мог некоторым показаться своего рода слепком с балетных образцов. Но это были не копии. Это был настоящий синтез балета и спорта.
Три года подряд Пегги Флеминг выигрывала чемпионаты мира в борьбе с таким великолепным мастером, как Габриэль Зайферт из ГДР. Они совершенно по-разному трактовали произвольную программу: одна — в классическом стиле, другая—в эксцентричном, полном энергии, темперамента. Обе спортсменки вызывали бурю восторга на трибунах. И все же пальму первенства присуждали Флеминг.
Олимпийский турнир фигуристок в Гренобле проходил при очевидном преимуществе Пегги. Она была сильнейшей и в обязательных упражнениях, и в произвольном катании. Ее сумма баллов составила 1970,5 балла, в то время как у Зайферт было 1882,3 балла. В произвольной программе американской фигуристки было не так уж много прыжков, но зато все элементы она исполняла внезапно, без длительной подготовки. Очень эффектным был сложный переход из наружного кораблика в двойной аксель и тут же новый переход в кораблик. Олимпийская победа Флеминг была воспринята как закономерный итог ее большого труда (она нередко тренировалась по 7—8 часов в день).
Сразу же после победы в Гренобле на следующий день Флеминг вышла на лед в восемь часов утра, и в этом проявился ее твердый характер. Она ни на йоту не изменила свой распорядок дня.
О выдержке Пегги ходили целые легенды. Но вот точное свидетельство олимпийского чемпиона Олега Протопопова:
— Я видел, что вся команда американцев ждала Флеминг уже в автобусе, а Пегги в это время сидела в гостинице и сооружала свою прическу. За ней прибегали трижды, ей кричали хором. Но пока Пегги не закончила свою прическу, она не тронулась с места. Затем она вышла, извинилась, и команда уехала с ней...
Флеминг ушла из спорта после третьей победы в чемпионате мира. Ее пригласили работать на телевидение, но первые два года она в основном участвовала в специальных ледяных ревю, которые создавали на телестудии. Один из этих фильмов-ревю был снят в СССР (съемки шли на фоне памятников старины в Москве, Ленинграде). Экран позволил еще раз крупным планом показать все достоинства стиля знаменитой фигуристки.
Выступления Пегги Флеминг сыграли свою роль, и немалую, в совершенствовании мастерства фигуристок нового поколения. Они позволили по-новому взглянуть и на искусство пластики, и на артистизм спортсменов.
|