Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Вторая высота (Шелухин А.)

Страницы: 123456789101112131415   
 

Спортивная судьба московского дуэта Татьяна Жук и Александр Горелик представляет собой загадку для многих знатоков фигурного катания: ведь не много найдется примеров того, как спортсмены, достигающие почти предельной высоты, уходят с арены, а затем возвращаются в строй, еще более сильные, энергичные, полные задора и жажды победы.

Свою первую совместную тренировку, как говорят, пробу пера, они провели в апреле 1964 года. Для Татьяны Жук прошедший зимний сезон был очень удачным: вместе с ленинградским фигуристом Александром Гав-риловым она завоевала бронзовые медали чемпионатов мира и Европы в парном катании. В свои 17 лет Татьяна по праву могла считать себя универсальным мастером, она с успехом выступала на чемпионатах страны в одиночном катании, с 12 лет готовилась и в парном катании.

Своя высота была взята и Александром Гореликом — еще подростком он начал выступать в паре с Татьяной Шарановой, успешно стартовал в чемпионатах страны. Тренеры сборной заметили молодой дуэт и вполне резонно решили послать фигуристов на чемпионат Европы 1964 года. Результатом было место в конце первой десятки. Для начала это было совсем неплохо.

В этот момент и произошел непонятный для стороннего наблюдателя перелом — распались сразу два дуэта. Горелик поступил в школу фигуристов ЦСКА, его тренером стал Станислав Жук, который возглавлял армейскую школу. И первое, что предпринимает новый тренер,— предлагает создать новый спортивный дуэт. А фактически начать все с нуля. Ведь у Татьяны Жук был один почерк, одна манера, у Александра Горелика - другая. Да и по внешним данным они сильно отличались: партнерша тонкая, небольшого роста, партнер очень рослый, плечистый, чуточку грубоватый. В новом сочетании безусловно был свой риск.

Но то, что казалось загадкой для многих специалистов, нисколько не пугало наставника этой пары — заслуженного тренера СССР Станислава Жука. Для этого человека вообще была характерна твердость и уверенность максималиста: если он брался готовить спортсмена или дуэт, то нацеливал их только на первое место. Без каких-либо вариантов.

Надо заметить, что незадолго до этого Станислав Жук ушел из московского балета на льду, где приобрел много друзей. Среди них была и хореограф Татьяна Сац, человек большой культуры и эрудиции, знаток русского балета. Она с удовольствием приняла предложение перейти в школу фигуристов ЦСКА, чтобы помочь новой паре. И это сыграло немалую роль в становлении индивидуального почерка фигуристов.

Февраль 1965 года Татьяна Жук и Александр Горелик ждали с трепетом и робостью новичков, хотя уже повидали на своем веку немало больших ледовых праздников. В Москве должен был проводиться чемпионат Европы по фигурному катанию, а держать экзамен перед взыскательной московской публикой было вдвойне трудно: хотелось не просто добиться почетного результата, но и сравнить свои силы с лидерами —с новыми олимпийскими чемпионами Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым.

— Мы очень долго искали музыку к своей произвольной программе,— говорил потом Александр Горелик.— Но зато выбор был великолепен: прекрасная музыка Тома и еще более эмоциональная, многоплановая мелодия Шостаковича. Композиция захватывала нас, вызывала у нас особый душевный подъем. Поэтому и выходили мы на старт чемпионата Европы с радостным чувством. Мы почему-то верили в свой успех...

И в самом деле, новая пара подкупала всех свободой, непринужденностью исполнения. Помня о советах хореографа, фигуристы были очень внимательны ко всем нюансам музыки. Дважды во время этого выступления Татьяна Жук упала после прыжков, но все искупалось жизнерадостным настроением, которое сквозило в каждом движении и жесте. Пара нравилась, смотрелась эффектно, и для всех зрителей был естественным первый успех фигуристов: сразу бронзовые медали!

А потом был чемпионат мира 1966 года в Давосе. На сей раз в споре за первенство участвовали две советские пары — Белоусова и Протопопов и Жук и Горелик. Драматичная дуэль стала своего рода кульминацией мирового чемпионата. Уже в обязательной программе преимущество олимпийских чемпионов свелось до минимума: у них было 104,2 балла, у молодых москвичей — 103,1. Некоторым казалось, что произвольная программа ленинградских мастеров с их изумительной пластикой, яркостью музыкальных образов сразу же склонит чашу весов на сторону лидеров. Но второй тур был еще более напряженным, блестящее исполнение всех парных комбинаций, удивительная слаженность, синхронность партнеров, многоплановость программы Жук и Горелика заставили судейскую бригаду заколебаться. Голоса судей разделились: пять арбитров отдали первенство Бе-лоусовой и Протопопову, четверо — Жук и Горелику. Давосский каток, собиравший многие «звезды» мирового класса, да;вно уже не был свидетелем столь яркого и динамичного зрелища.

Об этом памятном выступлении Александр Горелик говорил:

—  Я думаю, причина нашего успеха была в том, что нам удалось, наконец, найти гармонию спорта и хореографии. В программе 1966 года мы выполняли более десяти сложнейших поддержек, целую серию прыжков в два оборота, тодесы, вращения, дорожки шагов. Но это обилие комбинаций воспринималось как совершенно естественная картина движений. Мы катались без малейшей тени скованности, без суеты, без нервозности. Мы чувствовали контакт со зрителем, потому что доставляли радость публике...

Первый тренер Александра, Екатерина Васильевна, увидев программу Жук и Горелика, воскликнула:

—   Вот это именно та композиция, о которой я мечтала! Я увидела диалог нежной девушки и мужественного партнера. Я увидела красоту молодости, силы. Наш дедушка фигурного катания Николай Панин о такой программе сказал бы: это близко к олимпийскому идеалу...

Фигуристы были полны радужных надежд, с нетерпением ждали нового сезона. И вдруг все оборвалось, Отрезало, как ножом. Тяжелая травма Татьяны Жук, долгая болезнь полностью расстроили все планы. Решение врачей было безоговорочным: год без тренировок. На чемпионат мира 1967 года в Вену Татьяна и Александр приехали без коньков, в группе туристов. Они приехали наблюдать.

А следующий сезон был вдвойне ответственным: олимпийский. В такой ситуации не каждый рискнет начать все с нуля, понимая, что все соперники ушли далеко вперед. Многие месяцы Александр готовился на катке вместе с Ириной Родниной и Алексеем Улановым, новыми учениками Станислава Жука, и видел, как быстро прогрессирует этот дуэт. Александр твердо верил в большое будущее этой пары, как и их тренер.

В этот период специалисты заговорили и о новой надежде нашей сборной — ленинградцах Тамаре Москвиной и Алексее Мишине, которые удачно выступили в Вене и были шестыми.

Да, темп спортивной жизни приобрел новое качество: перемены, новшества в фигурном катании следовали, как волны, создавались новые элементы, рождались новые пары. Резко возросла конкуренция на международной арене.

И все же ни Татьяна Жук, ни Александр Горелик не испугались сложности задач, когда осенью 1967 года вышли на лед московского катка «Кристалл». Они знали, что только борьба закаляет характер спортсмена. И им нужно было преодолеть себя, выдержать борьбу за свой стиль, чтобы вернуться в шеренгу лучших дуэтов мира.

Сейчас трибуны пусты. Яркий свет ламп озаряет в центре катка двух спортсменов в черных тренировочных костюмах. На их лицах спокойствие, они улыбаются, движения их четки, размеренны. Но Станислав Жук замечает в улыбках какое-то напряжение и в размеренности жестов чувствует желание замедлить скольжение, подстраховать движения. Ему ли не знать, как могут быть быстры и резки Татьяна и Александр?!

Это возвращение на лед напоминало тренеру какой-то дурной сон. Да, пара по-прежнему хороша, партнеры мгновенно понимают мысль тренера, тотчас переносят ее «а лед, все делают синхронно, изящно. Но все чуточку не так, как было весной 1966 года.

Потребовалось четыре месяца, чтобы войти в нужный режим тренировок. Это была сложнейшая психологическая борьба. Борьба незримая, тонкая, утомительная. К счастью, Александр Горелик проявил в этой ситуации на редкость большой такт, терпение. Шуткой он умел вовремя разрядить напряжение, подбодрить Татьяну, показать, что все получается, как задумано, и на льду.

Каждый день был на счету у фигуристов. И все же времени явно не хватало: приближался чемпионат страны 1968 года, а с ним и главный рубеж, когда надо было показывать настоящую олимпийскую готовность. Готовность номер один!

Когда-то, начиная совместные тренировки, Татьяна и Александр усиленно использовали штангу, гимнастику, плавание, хоккей, теннис. Словом, самый обширный комплекс средств развития силы, быстроты, резкости. Но теперь для Татьяны, которая входила в форму очень осторожно, без больших нагрузок, многие из этих средств были под запретом врачей. Оставался один путь — путь тончайшей шлифовки элементов на льду.

На катке в Воскресенске был разыгран первый акт предолимпийской репетиции. Как и все ожидали, превосходно исполнили короткую программу Роднина и Уланов, Москвина и Мишин и, конечно, олимпийские чемпионы Белоусова и Протопопов. Здесь же дуэт Жук и Горелик стартовал с новой короткой программой. Их выступление захватило весь зал: на глазах у зрителей возрождался серебряный дуэт мира. Элегантная под. держка, чистый прыжок, точный тодес. Форма вращений безупречная. И лишь концовка программы была чуточку замедлена. Оценки — 5,7—5,8.

Этот чемпионат был огромным эмоциональным стимулом для мужественных спортсменов: они поняли, что выдержали трудный бой за признание. И через месяц в составе сборной СССР Жук и Горелик отправились в Гренобль на зимние Олимпийские игры.

Позднее все специалисты отмечали, что на олимпийском турнире была лишь одна пара, способная бросить вызов Белоусовой и Протопопову, дуэту, который был в расцвете сил и зените славы. Этой парой были Татьяна Жук и Александр Горелик, они заслуженно получили серебряные медали: взяли вторую высоту, причем взяли очень дорогой ценой.

В свое время Станислав Жук и его жена Нина Жук были первыми фигуристами сборной СССР, которые вы-

Шли на старт зимней Олимпиады. Это было в 1960 году в Скво Вэлли (США). У спортсменов был достаточный авторитет и достаточный опыт, они верили, что добьются успеха. Но на олимпийских турнирах оценка идет по более высоким критериям, и здесь каждая ошибка обходится намного дороже, чем в европейских чемпионатах. Дебют принес нашей паре тогда пятое место.

Но то, что не удалось сделать Станиславу, осуществили его ученики — младшая сестра Татьяна и ее блестящий партнер Александр Горелик. Они поднялись на олимпийский пьедестал почета вместе с Белоусовой и Протопоповым. Успех двух советских дуэтов окончательно убедил всех любителей спорта в превосходстве советской школы парного катания, открывшей новые грани мастерства, поразившей весь мир тонким художественным вкусом, несравненной пластикой, взлетом творческой мысли.

 
Звезды ледяной арены. Сборник. М, "Сов. Россия", 1976, 144 с.
Разделы
Звезды ледяной арены. Сборник.
Цветы триумфатора (Чайковский А.)
Поэты и романтики (Шелухин А.)
Чешский фейерверк (Шелухин А.)
Вторая высота (Шелухин А.)
Впереди идущий (Доброва Л.)
Это так здорово, когда можно отдать все (Токарев С.)
Карин Магнуссен (Доброва Л.)
Предтавитель французской школы - Ален Кальма (Шелухин А.)
Наследник Карела Дивина (Доброва Л.)
Им суждена долгая жизнь... (Доброва Л.)
Трудолюбие — его отличительная черта (Доброва Л.)
Сын капитана (Шелухин А.)
"И тогда я понял, что могу все" (Гескин В.)
Большое чудо маленькой феи (Шелухин А.)
Сложная совместимость (Токарев С.)
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.008 сек.