В скором времени в их жизнь вошел человек, сыгравший впоследствии в ней решающую роль. Это была Бетти Каллауэй — их будущий тренер. С тех пор, как Крис и Джейн расстались с Джанет, им не раз предлагали услуги различных тренеров, да и сами они обращались то к одному, то к другому с просьбой работать с ними. Среди них были Хилари Грин, в прошлом претендентка на титул чемпионки мира, Глэдис Хогг, опытная фигуристка из Лондона, Джоан Слэтер, тренер одной из английских танцевальных пар, и Бобби Томпсон, тренер из Лондона. Но договориться ни с кем из них не удалось, так как каждый раз требовался переезд,в другой город, а Крис не мог уехать, из-за службы в полиции.
|
Бетти показывает Джейн некоторые технические тонкости |
Их первая встреча с Бетти Каллауэй произошла в Оттаве на чемпионате мира. Еще в Страсбурге Бетти Каллауэй издалека наблюдала за Крисом и Джейн. Они ей показались очень застенчивыми. Тогда же она сказала Кристине Регоци и Андрашу Шаллаи—венгерской паре, которую она тренировала в то время: «Мне понравилась эта третья английская пара. Они еще молоды и неопытны, но, мне кажется, что-то в них есть». Впервые они разговорились в лифте в Оттаве. Бетти посочувствовала простуде Криса, а тот в ответ пробормотал что-то невразумительное.
Через некоторое время после возвращения в Англию они встретились. Этому способствовал управляющий катком в Ноттингеме Рой Сандерс, который попросил Бетти Каллауэй помочь молодой и способной паре.
Бетти обсудила это предложение с мужем и через неделю отправилась в Ноттингем, чтобы обговорить все проблемы, связанные с ее будущей деятельностью в качестве тренера Криса и Джейн..
Бетти Каллауэй, как это ни парадоксально для трене.-ра, никогда не занималась любительским спортом. В 16 лет, за четыре месяца до окончания школы, она впервые в жизни вместе с классом побывала на катке в Квинсе. Затем вскоре переехала в Блэкпул, курортный город на побережье Ирландского моря, чтобы поступить в кордебалет местного балета на льду. «Я совсем не умела кататься,— со смехом признается она,— но могла сделать прыжок с поворотом, прыжок в три оборота и спираль, а для кордебалета этого было достаточно».
Родители были недовольны ее решением выступать в кордебалете, но она настояла на своем.
Зимой Бетти вернулась домой и стала брать уроки фигурного катания у Глэдис Хогг. Следующим летом (в 1946 году) она опять отправилась в Блэкпул и получила уже более интересную роль. Теперь помимо кордебалета она выступала в сольном номере с Роем, ее будущим мужем.
Несколько лет Бетти и Рой выступали в балете на льду, а затем, решив перейти на тренерскую работу, подыскали себе место в Ричмонде. Здесь Бетти преподавала в течение 19 лет. В числе ее учеников были даже принц Чарлз, принцесса Анна и другие члены королевской семьи. Вместе с Роем Бетти тренировала Ивонне Суздик и Роджера Кеннерсона — пару, завоевавшую бронзовые медали на чемпионате мира 1964 года.
В 1971 году Бетти переехала в ФРГ. Первая же немецкая пара, тренером которой она стала — Эрих и Анжелика Бук,— выиграла чемпионат Европы и заняла 2-е ме-|Сто на чемпионате мира в 1972 году.
Позднее Бетти работала с венгерской парой — Андрашем Шаллаи и Кристиной Регоци.
Таким образом к моменту встречи с Крисом и Джейн Бетти обладала огромным тренерским опытом. Она вообще была очень талантливым педагогом, прекрасно разбиралась во всех мелочах фигурного катания, могла объяснить не только, как надо делать элементы, но и почему именно так. Поэтому наиболее сильна Бетти была в обязательной программе, к которой, как известно, Международная федерация фигурного катания предъявляет чрезвычайно строгие требования. Работая со своими подопечными над произвольной программой, она выступала скорее в роли консультанта, а не учителя — давала советы, будет ли удачным тот или иной элемент. Здесь, она считает, нужно давать фигуристам как можно больше свободы, чтобы они смогли полнее выразить себя.
Когда Бетти в 1978 году отправилась в Ноттингем для встречи с Крисом и Джейн, ее не особенно интересовали их спортивные достижения, значительно больше ее волновали их личные качества.
Бетти.
«Если ты занимаешься только с одной парой, то все замыкается на них. Приходится проводить много времени вместе. Значит, люди, с которыми ты общаешься так тесно, должны нравиться тебе и они должны тебе симпатизировать. Тогда естественно складываются дружеские отношения, которые очень помогают работе. Я считала, что их спортивный уровень достаточный и нам легко будет работать на льду. К тому же, поговорив с Крисом и Джейн за столиком в кафе ноттингемского катка, я поняла, что они очень приятные, толковые и искренние ребята.
Да, мы решили попробовать. До этого я никогда не тренировала английские пары, и это было еще одним стимулом. Мы договорились о финансовой стороне дела. Мои условия были для них приемлемы. Условились также, что я буду приезжать в Ноттингем на субботу и воскресенье, а в течение недели они сами будут работать по определенной программе».
Надо сказать, что, договариваясь с Крисом и Джейн о тренировках, Бетти считала, что Регоци и Шаллаи, которых она до этого тренировала, больше не будут заниматься спортом. Но вскоре выяснилось, что венгерская пара собирается продолжать выступления.
|
Бетти Каллауэй со своими подопечными набираются сил перед чемпионатом мира 1983 года в Оберсдорфе |
Джейн.
«Если бы Бетти знала об этом заранее, она не связывала бы себя договоренностью с нами, но было уже поздно, и она не хотела подводить нас. Занятиям с венгерской парой Бетти стала вновь уделять много внимания, но и от тренировок с нами не отказывалась».
Такое положение, казалось, должно было усложнить отношения между фигуристами и их тренером, на деле же дало даже некоторые преимущества. Между двумя парами началось острое соперничество, что положительно сказывалось на их успехах.
В первое же лето тренировок Бетти с Крисом и Джейн, Регоци и Шаллаи приехали в Ноттингем. Бетти приезжала туда на выходные, затем возвращалась к себе домой в Бейконсфилд. Венгры стали хорошими друзьями Криса и Джейн. Регоци и Шаллаи были очень душевными и искренними людьми. И эта дружба вскоре начала сказываться на поведении Криса и Джейн — они почувствовали себя увереннее в обществе других людей.
Польза от их общения оказалась обоюдной, Они учились друг у друга, перенимали все ценное, что было накоплено одной и другой парой за время занятий фигурным катанием. Например, Крис и Джейн лучше, чем венгерская пара, исполняли обязательные танцы. Тренируя обе пары, Бетти никогда не ставила их друг другу в пример. К каждой из них у нее был свой подход.
Крис.
«Если что-то не получалось, она учила меня думать самостоятельно. Раньше мне говорили: «Не делай так, а делай вот так». Теперь же я слышал: «Не делай так, потому что...» или «А что будет, если ты сделаешь это так?» Она могла прервать танец и спросить; «Почему, как ты думаешь, так получается?» Это нам очень помогало, мы уже могли заранее видеть, где и когда можем ошибиться, и представляли, как самим же исправить ошибку. В произвольных танцах она давала лишь общие указания и сама элементы не показывала. По ее мнению, программа, которую мы показали в Страсбурге и Оттаве, немного «отдавала» парным катанием, поэтому на тренировках Бетти, работая с нами над новой программой, добивалась, чтобы у нас стало получаться настоящее танцевальное движение. И постепенно дело шло на лад. Мы не обвиняли Джанет Соубридж за допущенные нами в прошлом ошибки. В начале своего спортивного пути мы должны были пройти и через эту стадию. Для того времени наша манера катания не была неправильной. Более того, если бы первая наша программа не «отдавала» парным катанием, то, возможно, впоследствии мы не достигли бы того, к чему пришли».
Бетти, занимаясь со своими подопечными, никогда не теряла выдержки и не срывалась на крик. Порой, правда, она очень спокойно давала понять Крису и Джейн, что ее терпение подходит к концу. Это обычно происходило, когда между партнерами разгорались споры.
Крис легко выходил из себя, если у них что-то не получалось. И тогда Бетти всячески успокаивала его.
Бетти.
«В таких ситуациях я отводила его в сторону и говорила: «Слушай, Крис, хватит». Я никогда не обижалась на вспыльчивость Криса, а иногда и Джейн. Ведь если бы они не обладали сильным темпераментом, они никогда не стали бы на льду художниками. Стоило мне вмешаться в их перепалку, как они сразу успокаивались, и никогда не уходили со льда, дуясь друг на друга. Во время тренировок я еще допускаю ссоры, но на соревнованиях, я считаю, им вообще не место. Дома они могут время от времени ссориться, возможно, это даже необходимо, чтобы чего-то достичь. Выяснять же отношения на виду у судей, зрителей, журналистов просто недопустимо. И надо отдать должное Джейн, которая хорошо умела гасить вспышки Криса. На первый взгляд она кажется маленькой девочкой, которая вот-вот тоненьким голоском попросит мороженого. Но эта девушка обладала большой выдержкой, решительностью, оптимизмом и здоровым взглядом на жизнь».
Профессия Криса явно не соответствовала романтическому характеру его любимого вида спорта. В то время он работал посменно в центральном подразделении полиции.
Крис.
«Я просто с ног сбивался, делая все, что только может делать полицейский, в том числе переводил старушек через улицу и спасал кошек, забравшихся на дерево, разбирал мелкие магазинные кражи, пресекал различные нарушения общественного порядка. Нередко, разнимая дерущихся, получал и сам тумаки.
Мои смены чередовались следующим образом: один День с 8 часов утра до 4 часов дня, другой — с 2 часов Дня до 10 вечера или с 5 часов вечера до часа ночи. Джейн же работала с 9 до 5 вечера. И естественно, у нас появилась проблема, как найти время для тренировок».
Но, несмотря на загруженность по работе, Крису все-таки удалось вместе с Джейн подготовиться к первым под руководством Бетти Каллауэй соревнованиям— и победить. Правда, их победа была чистой формальностью, так как они были единственными членами сборной Великобритании, участвовавшими в этих соревнованиях. Чемпионы Великобритании Максвелл и Томпсон здесь не выступали.
В ноябре 1978 года Крис и Джейн впервые стали чемпионами Великобритании. Максвелл и Томпсон из-за травмы не смогли защитить свой титул. Однако не это было главной причиной их победы. Просто за время тренировок с Бетти Каллауэй они заметно продвинулись вперед. А выступление Максвелла и Томпсон в Ричмонде примерно за месяц до чемпионата Великобритании не произвело особого впечатления. При исполнении произвольного танца Максвелл упал, и пару спасли лишь хорошие оценки за обязательную программу. По мнению многих, Крис и Джейн стали чемпионами страны по праву.
Не считая себя суеверными, Крис и Джейн постепенно, выступая в соревнованиях, выработали определенную манеру поведения, которая стала для них чем-то вроде ритуала. Например, Крис всегда надевал одни и те же брюки синего цвета. Выходя на лед, Крис всегда ступал сначала левой ногой, уходя, также последний раз ступал на лед левой ногой. Чехлы от коньков они всегда аккуратно раскладывали на полу возле выхода на лед, причем чехлы Джейн обязательно должны были лежать справа от чехлов Криса. В раздевалке, пока пара выступала, в сумке Джейн ее дожидались три маленьких плюшевых медвежонка. Сама сумка была украшена ленточками от букетов, подаренных ей на чемпионатах Европы и мира. Для «защиты от злых духов» Джейн всегда носила золотые сережки в виде коньков. Они всегда были на ней с тех пор, как однажды в Стритхэме, помыв голову, Джейн забыла их надеть и упала во время выступления. Никогда не снимала Джейн и золотую цепочку с медальоном, купленные в Оттаве на память о своем первом чемпионате мира.
Перед выходом на лед Бетти Каллауэй всегда хлопала их по спинам и говорила: «Катайтесь хорошо».
Она считала, что стоит им только изменить этим маленьким приметам, как удача отвернется от них.
В январе 1979 года новые чемпионы Великобритании совершили первую из своих поездок в Будапешт вместе с Бетти и венгерской парой Регоци и Шаллаи. Здесь они познакомились с Золтаном Наги, известным танцовщиком, ставившим хореографию венгерской паре. От него Крис узнал, что и мужчина может быть грациозным и не казаться при этом женоподобным. Советы Наги пошли явно на пользу Крису.
Начало 1979 года не было особенно удачным для Криса и Джейн. На чемпионате Европы в Загребе они заняли только 6-е место, а на чемпионате мира в Вене — 8-е.
Чемпионаты Европы в Загребе и мира в Вене показали также, что пора расцвета знаменитой советской пары Моисеевой и Миненкова заканчивается. В 1978 году на чемпионате мира ее оттеснили на 2-е место их же соотечественники Линичук и Карпоносов. Они же и в Загребе завоевали золотые медали. На чемпионате мира в Вене 1979 года первое место завоевали Регоци и Шаллаи.
Когда-то Крис и Джейн считали Моисееву и Миненкова застрахованными от неудач. И вот всего лишь за год они спустились с вершины.
Джейн.
«И это было печально, потому что они очень обогатили танцы на льду и были необычайно талантливы».
В том же сезоне закатилась звезда Максвелла и Томпсон. Со 2-го места, занятого в Токио в 1977 году, они .спустились на 4-е в Оттаве и 5-е в Вене. Крис и Джейн стали лучшей танцевальной парой Великобритании.
|