Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Глава 1

Страницы: 123456789101112131415   
 

12 марта 1983 года на чемпионате мира по фигурному катанию в Хельсинки Джейн Торвилл и Кристофер Дин в третий раз подряд поднялись на высшую ступеньку пьедестала почета. Государственный флаг Великобритании под звуки национального гимна гордо поднимался вверх в окружении флагов Советского Союза и США. Мелодии гимна вторили приехавшие на чемпионат английские болельщики: «Боже, храни королеву».

Джейн Торвилл безуспешно пыталась сдержать слезы, и Кристофер, как никто другой, понимал состояние партнерши. Уже два месяца Джейн Торвилл страдала от боли из-за травмы, полученной на тренировке после двух неудачных падений. Он помнил, как оба они переживали, когда месяц назад в Дортмунде не смогли отстоять свой титул чемпионов Европы. Тогда казалось, что из-за травмы Джейн они не смогут выступить и в Хельсинки. Поэтому, приехав на чемпионат, они решились на маленький обман: «Теперь все прекрасно, Джейн много тренируется, чтобы обрести прежнюю форму». Собственно, что она много тренируется, было правдой, что же касалось спортивной формы, то ежедневно на протяжении всех соревнований Джейн бинтовали, чтобы хоть как-то облегчить нагрузку на правое плечо и большую часть спины. Потом каждый вечер бинты снимали, что причиняло ей мучительную боль, хотя Крис так осторожно работал ножницами и очищающим лосьоном.

Была у них и еще одна тайна. За два дня до отъезда из Оберстдорфа, где они тренировались, то есть за восемь дней до начала соревнований в Хельсинки, у Криса в правом колене стала скапливаться жидкость. Боли он не ощущал, но появилось опасение, что колено потеряет гибкость. В Хельсинки по два раза в день его лечили физиотерапией, на ночь колено плотно забинтовывали, а после каждой тренировки прикладывали лед и массировали. Кроме этого он делал специальные упражнения. К счастью, эта травма не сказалась на выступлениях.

И вот, пройдя через все злоключения, они стояли теперь на пьедестале почета. Джейн знала, что где-то среди ликующей публики сидит ее мама, неожиданно прилетевшая сюда днем вместе с мачехой Криса по предложению газеты «Ноттингем Ивнинг Пост», оплатившей их поездку. Позже Джейн призналась: «Тогда, на пьедестале почета, я была на грани нервного срыва. Представьте, как нелепо бы это выглядело».

А несколькими минутами раньше фигуристы стояли перед телекамерой вместе с тренером Бетти Каллауэй и консультантом по цирковой технике Майклом Крауфор-дом, работавшим ранее в лондонском театре «Палладиум». Зал застыл в ожидании. Оценки за технику исполнения были уже объявлены — все 5,9 из 6,0 возможных.

Джейн.

«В ожидании оценок за артистизм все затаили дыхание. Я понимала, что после нашего выступления мы можем рассчитывать на несколько высших оценок. Но на сколько?.. Наконец зажглось табло. Впервые в истории фигурного катания появились только оценки 6,0, выставленные всеми девятью судьями».

Бетти Каллауэй, обычно сдержанная, вся светилась от счастья, а Майкл Крауфорд взвился вверх подобно футболисту, забившему решающий гол в финальном кубковом матче.

Торвилл и Дин сделали то, что многим казалось невозможным. Они превзошли даже собственные прошлогодние результаты, когда, исполнив в произвольной программе танец из бродвейского мюзикла «Мак и Мейбл», а в обязательной — танец на музыку Джорджа Гершви-на «Лето», установили новые рекорды чемпионата.

Обратимся к цифрам, ведь они в спорте решают больше, чем гром аплодисментов публики.

А цифры свидетельствуют, что если в 1982 году они собрали 14 высших оценок— и это само по себе рекорд, то теперь их число было доведено до 16. За аргентинское танго все судьи выставили им 5,9. Беспримерный случай в обязательном танце.

Этой молодой красивой паре воздавались такие почести, будто они были членами королевской семьи. Однако их происхождение было далеко не королевским. Оба они родились в пригородах Ноттингема, она — в семье рабочего велосипедного завода, он — в семье электрика. Ни в той, ни в другой семье никто до этого не блистал умением кататься на коньках.

Их знакомство с фигурным катанием было типичным для многих английских подростков, для которых кататься на коньках было скорее развлечением, чем спортом. Джейн в первый раз побывала на катке в Ноттингеме вместе с классом и по своим физическим данным ничем не выделялась среди своих сверстников, впервые в жизни вставших на коньки. У Криса же все началось с рождественского подарка — пары прекрасных коньков. Но они оба с раннего возраста отличались серьезным отношением ко всему, за что брались. Катаясь, Крис однажды врезался в ограждение катка и подвернул ногу, но не потерял прежнего энтузиазма. Ему в ту пору было около 10 лет, и должны были пройти годы, прежде чем будущие партнеры узнали о существовании друг друга.

Начать, видимо, надо с того, что в фигурном катании они шли разными путями. Джейн выбрала традиционный путь, который в конце концов привел бы ее к одиночным или парным выступлениям. Крис же с самого начала тяготел к спортивным танцам на льду.

Первой добилась признания у себя в стране Джейн, когда в двенадцатилетнем возрасте вместе с Майклом Хатчинсоном (партнером из Ноттингема) завоевала 1-е место в чемпионате Великобритании в парном катании среди юниоров. В том же году они заняли 2-е место в аналогичных соревнованиях взрослых пар, а в 1971 году завоевали титул чемпионов страны. К тому времени ей исполнилось 14 лет (родилась она 7 октября 1957 года). На следующий год пара распалась, и Майкл Хатчинсон уехал в Лондон в поисках другой партнерши, а Джейн до встречи с Кристофером Дином еще три года продолжала выступать в одиночном катании.

Крис же как бы выжидал благоприятного момента: в танцах на льду взрослеют позже, чем в парном катании. Кроме того, в технике исполнения он тогда еще не мог сравниться с Джейн, так как не был знаком с классической школой фигурного катания.

Крис впервые заявил о себе, победив в 1972 году в первом туре чемпионата Великобритании в паре с Сандрой Эльсон. В то время ему исполнилось 13 лет (он родился 27 июля 1958 года). Через два года эта пара завоевала титул чемпионов в спортивных танцах на льду среди юниоров, но, несмотря на успех, партнеры вскоре расстались. Сейчас, зная сильную натуру Криса, трудно даже вообразить, что он мог находиться в тени партнерши. Но именно такие отношения сложились у него с Сандрой Эльсон,

Заслуга в объединении двух таких талантливых фигуристов, как Джейн Торвилл и Кристофер Дин, принадлежит Джанет Соубридж, в период с 1963 по 1971 год трижды завоевывавшей титул чемпионки Великобритании в танцах на льду. Это была необычайно многосторонняя фигуристка. В 1965 году она участвовала в чемпионате Европы как в одиночном катании, так и в спортивных танцах на льду. Крис.

«Наш тогдашний тренер Лен Сейвард весной отправился в Гримсби, и Сандра решила, что мы должны поехать вместе с ним. Но я в то время учился в полицейской школе, где занятия проводились по субботам и воскресеньям. И уехать я не мог. Тогда же управляющий катком в Ноттингеме предложил место Сейварда Джанет Соубридж, и та с радостью согласилась. Она только что ушла из любительского спорта, и мы приступили к тренировкам.

А через неделю произошла ссора, после которой Сандра уехала. Мы абсолютно не понимали друг друга, и в таких условиях размолвки время от времени были неизбежны. Но дело осложнялось еще и тем, что из-за взаимных упреков и обид у нас попросту срывались тренировки.

За время первых тренировок у меня сложились дружеские отношения с Джанет, возможно, и потому, что она плохо знала Ноттингем и там у нее было мало друзей. А потом возникла идея, за которую мы с Джейн и не знаем, как ее благодарить,— познакомить нас друг с другом».

Джейн.

«Я очень обрадовалась предложению Джанет Соубридж, потому что не знала, что делать дальше. Я не смогла добиться результатов з соревнованиях юниоров. И танцы на льду казались выходом из создавшегося положения».

Крис плохо помнит, как начинался эксперимент, который привел новую пару к чемпионским титулам. Зато у Джейн события того времени хорошо сохранились з памяти. Однажды вечером, после урока с Крисом, Джанет попросила его и Джейн вытянуть руки, чтобы проверить, подойдут ли они друг другу. Если бы у него руки оказались намного длиннее, чем у Джейн, то ему в танце приходилось бы их сгибать, а ей держать прямыми, что не очень красиво. Судя по всему, Джанет была удовлетворена проверкой, поскольку вскоре спросила Джейн, не хотела ли она попытать счастья в фигурном катании с Крисом. С тех пор, как уехала Сандра, эта мысль уже приходила Джейн в голову. Немалым стимулом была и привлекательная внешность светловолосого Криса.

И вот как-то майским утром 1975 года Крис, Джейн и их будущий тренер Джанет Соубридж собрались на катке.

Все было очень чинно. Джейн беспокоила одна мысль, удастся ли ей преодолеть трудности, связанные с переходом в другой вид фигурного катания. Крис же размышлял, не допустил ли он ошибки, согласившись на предложение Джанет за неимением более подходящей партнерши. Они очень стеснялись друг друга, и эта стеснительность долго оставалась потом у Джейн, да и Крис не сразу преодолел ее. На первых занятиях эта пара ничем не выделялась. Они просто катались вместе, время от времени делая прыжок в три оборота.

Джейн.

«Мне приходилось тянуть свободную ногу, чтобы сравняться с Крисом и таким образом преодолеть, насколько возможно, разницу в росте между нами. Вскоре мы выступили на катке с нашим первым танцем. Это было ужасно. На нас смотрели с такой ирокией, что у меня появилось ощущение, будто я оказалась под микроскопом. А один из наших друзей сказал Крису: «Мне кажется, ничего у тебя с ней не получится». При исполнении танца я упала, ушибла голову и локоть, но постаралась, как могла, сделать вид, что мне совсем не больно. Сейчас от такого ушиба я стонала бы несколько часов.

Возможно, мы тогда слишком остро все воспринимали, но нам казалось, будто все считают, что Джанет сошла с ума, решив что-то сделать из нас».

Через пару недель Джанет попросила судей Майкла и Кей Робинсонов, которые часто заходили на каток, взглянуть на новую пару и высказать свое мнение. Но и судьи не смогли сказать ничего определенного.

Крис.

«Наверное, судьи решили, что еще слишком рано говорить, получится ли у нас что-нибудь. И это не удивительно. Мы и не могли в то время произвести хорошего впечатления, да и опыта у нас не было. У меня за плечами остался лишь один чемпионат Великобритании, а у Джейн и того не было. Судьи, правда, не сказали, что наши тренировки бесполезное занятие, и это было уже своего рода поощрением».

По счастливому стечению обстоятельств еще до того, как сформировалась пара, семья Кристофера Дина решила переехать на новое место и поселилась в нескольких минутах ходьбы от книжного магазинчика, который тремя годами раньше приобрели Торвиллы. Таким образом время на дорогу между двумя домами сократилось до 20 минут. Теперь они жили ближе друг к другу, много времени проводили вместе вне катка и подружились.

Первую более или менее значительную победу они одержали на состязаниях танцевальных пар в Бристоле осенью 1975 года, то есть через четыре месяца после начала совместных тренировок. Они заняли 2-е место после Ники Слэтера и Катрин Уинтер. Это было лучшим результатом, чем тот, на который они могли рассчитывать, поскольку Слэтер и его партнерша были бронзовыми призерами чемпионата Великобритании того же года. Более того, Крис и Джейн победили пары, обладающие большим опытом, которые, как предполагалось, должны были обойти их.

Более значительной оказалась победа на Северном чемпионате, который проходил тоже в Бристоле, но в апреле 1976 года. Хотя эти соревнования и не очень престижны, поскольку фигуристы высокого класса стремятся к титулу чемпионов Великобритании, тем не менее эта победа была очень важна для их самоутверждения. Титула чемпионов Великобритании приходилось ждать, они еще должны были завоевать право бороться за золотые медали.

К тому времени фигурное катание прочно вошло в их жизнь. Они все реже и реже искали встреч с друзьями. Им казалось, что любое общение нарушило бы строгое расписание их жизни: каждый вечер получасовая тренировка, за ней полтора часа общего катания, каждый четверг два часа занятий и еще два часа тренировок в понедельник. По воскресеньям они занимались три часа.

У них были довольно скромные заработки, но с помощью родителей они все-таки сводили концы с концами. Но однажды из-за размолвки отец отказал Крису в материальной поддержке. И именно тогда Джанет Соубридж согласилась давать им бесплатные уроки.

Такое бескорыстие встречается в фигурном катании довольно часто. Учителя помогают таким образом ученикам, если видят, что те достаточно способны и старательны.

В 1975 году Национальная ассоциация фигуристов включила их в состав участников соревнований в Оберст-дорфе (ФРГ) и Сен-Жерве (Франция), признав этим заслуги молодой пары, всего за год добившейся значительных успехов. Кроме Торвилл и Дина список соревнующихся включал Робина Казинса, олимпийского чемпиона 1980 года, и Скотта Хэмилтона, который, как и они, через год впервые завоюет медаль чемпиона мира.

Итак, они впервые едут вместе за границу, в Оберст-дорф, которому суждено будет стать местом их постоянных тренировок, и в Сен-Жерве, где кроме соревнований проводятся подготовительные летние сборы. До этого они оба уже побывали за границей с родителями. Джейн даже выступала в 1972 году на чемпионате Европы в парном катании в шведском городе Гетеборге. Но тогда они постоянно находились под опекой взрослых, поскольку были еще очень молоды. Сейчас же им предстояло заботиться о себе самостоятельно.

Соревнования в Оберстдорфе и Сен-Жерве славятся тем, что знакомят спортивный мир с новыми именами. Именно здесь многие фигуристы выступают впервые на международной арене и судьи оценивают их достижения, не зная еще, на что они способны. В Англии, правда, малоизвестная пара из Ноттингема была уже замечена и английскими спортивными специалистами и публикой, которые с интересом ожидали ее выступления на международных соревнованиях.

На своем первом чемпионате Великобритании осенью 1976 года они заняли 4-е место и произвели хорошее впечатление, станцевав вальс Равенсбургера, впервые исполненный Эрихом и Анжеликой Бук, воспитанниками тренера Бетти Каллауэй. Крис и Джейн блестяще выполнили новые трудные элементы и продемонстрировали катание в более быстром темпе. 4-е место позволило им войти в резерв сборной команды Великобритании. Для молодых фигуристов поездка за границу была чем-то вроде приключения, которое, однако, основательно опустошило их и без того полупустые карманы.

Джейн.

«Национальная ассоциация фигуристов взяла на себя оплату только половины стоимости поездки, но и эти деньги выплачивались лишь по возвращении. Мы и так жили по-спартански, но все равно вынуждены были постоянно сокращать расходы. И все же мы с готовностью мирились со всеми неудобствами. Главное для нас было — накопить побольше опыта.

Мы выбрали самый дешевый способ, чтобы добраться до Оберстдорфа. Вылетели в Цюрих ночным рейсом, с 12 часов ночи до 6 утра спали прямо в аэропорту, потом первым же поездом выехали в Оберстдорф, до которого было несколько часов езды.

В Оберстдорфе мы каждое утро завтракали яичницей с ветчиной. В дешевом рыбном ресторанчике покупали себе какое-нибудь блюдо, чтобы взять с собой и потом пообедать. В остальное время подкармливались печеньем, привезенным из дому, и кофе, тайком сваренным в гостиничном номере».

Тогда они были еще очень молоды, не замечали трудностей, наслаждались новыми впечатлениями и полной свободой. Они были совсем одни, поскольку Джанет Соубридж не смогла с ними поехать. Они учились сами о себе заботиться, планировать занятия и готовиться к соревнованиям без опеки — учились стоять на собственных ногах. И именно тогда они поняли, что любят друг друга.

На льду между ними сохранялась небольшая разница: Крис, по его словам, был более «затанцованным». Джейн, даже несмотря на дополнительные уроки Джанет Ссубридж, смогла догнать партнера только через пару лет. В то время, на пути к первому международному испытанию, из них двоих лучше выглядел Крис. Их результаты обнадеживали: в Оберстдорфе они шли вторыми после советской пары — Марины Зуевой и Андрея Витмана, оттеснив на 3-е место Кэрол Лонг и Филипа Стоувелла, занявших прошлой зимой 5-е место на чемпионате Великобритании.

После Оберстдорфа советская пара уехала домой и путь к высшим наградам соревнований в Сент-Жерве оказался свободным. Крис и Джейн не упустили возможности одержать первую международную победу.

 
Хеннесси Д. Торвилл и Дин: Пер. с англ.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 144с
Разделы
Торвилл и Дин (Хеннесси Д.)
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Несколько слов после финиша
Торвилл-Дин: Продолжение следует
Приложение
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.011 сек.