ВАЛЬСОВЫЙ ПРЫЖОК
Он состоит из прыжка с ребра вперед-наружу одной ноги на ребро назад-наружу другой ноги — таким образом в воздухе делается пол-оборота. Хотя этот прыжок называется так потому, что он похож на движение вальсовой тройки, осуществляемой в воздухе, оборот в воздухе начинается с помощью свободной ноги, а не с помощью плеч. В самом деле вы делаете то, что вас просили не делать при выполнении вальсовой тройки, то есть вы начинаете разворот маховым движением свободной ноги вперед (снимки 38, а, б, в).
Вы набрались достаточно мужества, чтобы попытаться совершить прыжок. Теперь подумайте о следующих важных моментах. Перед самым прыжком, который вы будете делать с левого наружного ребра, левое плечо опустите немного вниз, но выдвиньте его вперед (снимок 38, а). Свободная нога делает мах вперед и вверх, увлекая за собой всю свободную сторону, а поднятые руки в этот момент помогают набрать высоту.
Общая ошибка, заключающаяся в том, что сначала разворачиваются плечи, показана на снимке 38, е.
Другая ошибка — колено ноги, с которой вы прыгаете, выпрямляется слишком рано. Делайте толчок в то время, как свободная нога начинает подниматься вверх — в этом случае одна нога помогает другой. Многие фигуристы прилагают слишком много усилий, чтобы сделать поворот. Если плечи следуют за свободной ногой, то движение ноги вперед автоматически начнет разворачивать вас.
Когда вы приземляетесь на ребро назад-наружу, смотрите точно в направлении, откуда вы сделали прыжок; свободную руку и плечо держите впереди в четко контролируемой позиции (как показано на снимке 38, б). Не приземляйтесь, как это показано на снимке 38, ж. При приземлении очень важно также держать бедра перпендикулярно линии движения.
Не позволяйте, чтобы бедро свободной ноги отводилось назад при приземлении. Помните, пожалуйста, что это ошибка, которую трудно заметить, но она очень распространена.
Позицию, в которую вы приходите при приземлепии, необходимо держать до тех пор, пока не почувствуете, что хорошо контролируете ребро, на которое приземлялись.
Еще одна общая ошибка показана на снимке 38, з, где у фигуристки как бы завалилась вся свободная сторона корпуса.
При приземлении держите свободную сторону поднятой вверх, не позволяйте ей заваливаться.
В фигурном катании много прыжков, и в большинстве из них приземление происходит на ребро назад-наружу, как при вальсовом прыжке. Поэтому есть смысл разобрать это приземление более детально.
Имеются две другие позиции рук и плеч при приземлении, которые очень нравятся некоторым тренерам. Одна — нейтральная позиция (как показано па снимке 38, г), а другая — очень открытая (снимок 38, д). Лично я предпочитаю, чтобы новичок пользовался достаточно контролируемой позицией (снимок 38, в), при которой он может видеть, что делает свободной рукой. Если он четко контролирует ее, нейтральная позиция тоже хороша (снимок 38, г). Открытая позиция (снимок 38, д) приятно смотрится и эффектна, но если фигурист сразу не научится контролировать положение плеч, у него появятся серьезные трудности позднее, при выполнении более сложных прыжков, в которых делается больше одного оборота в воздухе.
|
Снимок 38. Вальсовый прыжок е — з— неправильно |
Важно отметить одну общую черту для всех трех позиций — положение головы: взгляд должен быть направлен четко вдоль кривой в направлении, с которого фигурист начал движение. Если вы смотрите на место приземления (снимок 38, ж), то почти невозможно удержать позицию.
После приземления стойте абсолютно спокойно и скользите на ребре определенное время, демонстрируя тем самым, что вы его чувствуете. Если при приземлении свободная нога хорошо развернута, то не опускайте ее бесконтрольно на лед и держите абсолютно прямой.
Если прыжок не получился так хорошо, как вы надеялись, не смотрите с извиняющимся видом: стойте спокойно и делайте вид, что прыжок был хороший — ведь только вы знаете, что он мог быть лучше.
Учитесь при падении переворачиваться и подниматься одним движением; не сидите на льду, не будьте похожи на клоуна.
Даже самые лучшие фигуристы падают. Если вам доводилось видеть как падает профессионал, считайте, что вам повезло: он поднимается необычайно быстро. Если вы отвлечетесь хотя бы на долю секунды, падение его останется незамеченным.
ПРЫЖОК «ТУЛУП»
В фигурном катании большинство прыжков делается непосредственно с одного ребра на другое, в некоторых из них прибегают к помощи зубцов, и один из этих прыжков вы сейчас изучите. Его называют прыжок с легкого толчка зубцом конька («тулуп»). Он показан на снимке 39.
Скользите на ребре назад-наружу (снимок 39, а) и начинайте разворачивать плечи, отталкиваясь носком свободной ноги ото льда (снимок 39,6), затем продолжайте делать поворот и прыгайте вверх так, чтобы приземлиться на ребро назад-наружу (снимок 39, г). Вспомните, что мы вам говорили о приземлении в вальсовом прыжке, и повторяйте здесь. Упор левого носка в лед должен проходить плавно с небольшой остановкой или совсем без паузы.
|
Снимок 39. Прыжок «тулуп» |
Чтобы понять смысл прыжка, представьте, что вы делаете вальсовый прыжок с носка. Внимательно проследите, куда смотрит фигуристка на снимке 39, а перед тем, как сделать толчок носком конька. Правда, смотреть одно, а разучить — другое. Поначалу вам может помочь следующее: перед толчком больше поворачивайте голову к левому плечу.
Ошибки здесь в основном те же самые, что и в других прыжках, но об одной стоит предупредить особо. При выполнении толчка вы должны видеть, что носок направлен точно вниз, иначе он не врежется в лед, и в результате — неожиданное падение.
Самый простой способ оказаться на ребре назад-наружу до того, как вы прыгнете, — сделать внутреннюю тройку. Это нетрудно — только попробуйте. Здесь те же самые принципы, что и при выполнении тройки вперед-наружу, то есть имеются подготовленная позиция, разворот и контроль. Если вы прыгаете против часовой стрелки, то в первой позиции должны быть на ребре вперед-внутрь, сильно раскрутить руки и плечи против часовой стрелки и сделать троечный поворот. Пусть свободная нога в это время проходит вокруг опорной по сравнительно широкой дуге, чтобы вы закончили движение в позиции, показанной на снимке 39, а. Если сразу же начать делать тройку, то перед толчком будет очень небольшая пауза или ее вообще не будет, и все движение покажется безостановочным и плавным.
|