Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Раздел 2. Скольжение вперед на одной ноге. Сущность толчка. Скольжение назад.

Страницы: 123456789101112131415161718192021   
 

СКОЛЬЖЕНИЕ ВПЕРЕД НА ОДНОЙ НОГЕ

Наступило время научиться распределять вес тела вдоль конька так, чтобы можно было уверенно скользить по прямой линии.

Наберите небольшую скорость ж скользите вперед на обеих ногах, держа их как можно ближе друг к другу (снимок 3, а). Голову и плечи надо держать, как и туловище, прямо, руки раздвинуть в стороны немного впереди тела, вес тела распределить равномерно на обе ноги, а колени чуть-чуть согнуть. Теперь осторожно перемещайте вес тела на правую ногу, не отрывая левой ото льда (снимок 3, б). Наступает самый сложный момент. Как только вы почувствуете, что почти весь вес вашего тела перенесен на правую ногу, аккуратно оторвите левую ногу ото льда и оттяните ее назад так, чтобы она находилась примерно на расстоянии длины конька от правой ноги (снимок 3, б). Когда вы отрываете левую ногу ото льда,— не отталкивайтесь ею — пусть она сама отойдет назад. Это очень важно. Помните, что это всего лишь упражнение. Пока левая нога будет оторвана ото льда, продолжайте скользить на правой, если сможете, по прямой.

Снимок 3. Скольжение вперед на одной ноге: г — д — неправильно
Снимок 3. Скольжение вперед на одной ноге: г — д — неправильно

Запомните, что ногу, на которой вы скользите, называют «опорной», а ногу, которая в этот момент оторвана ото льда и находится в воздухе, — «свободной».

Если вы катитесь на правой ноге, то правая сторона вашего тела называется опорной. Опорная нога, опорное колено, опорное бедро, опорная рука, опорное плечо; а сторона тела, связанная с ногой, которая в этот момент поднята надо льдом (в данном случае левая), носит название свободной: свободная нога, свободная рука и т. д.

После первых попыток выполнить это упражнение новички неизменно жалуются на одно и то же: не удается сделать так, чтобы конек катился по прямой линии. Если они катятся на правой ноге, их заваливает налево, если на левой — направо. Это происходит либо потому, что в самом начале упражнения вес тела не перемещен на опорную ногу (снимок 3, г) (вероятнее всего потому, что обе ноги не были плотно сведены вместе, как показано на снимке 3, а), либо потому, что выворачивается внутрь голеностоп опорной ноги (снимок 3,д). Любая из этих ошибок приводит к тому, что конек переходит на внутреннее ребро и фигурист двигается по кривой. Вы узнаете, как пользоваться ребрами, чтобы добиться движения по кривой, в разделе 5, но в данный момент эти кривые являются лишь помехой. Если вы хотите, чтобы конек катился по прямой линии, то его нужно так ровно держать на льду, чтобы на каждое ребро приходилась одинаковая тяжесть; а когда конек западает на левую сторону, вы будете двигаться по кривой влево, и наоборот.

Во время исполнения этого упражнения следите за положением бедер.

Другая частая ошибка — попытка удержать равновесие движениями свободной ноги. Хотя в определенных случаях свободная нога помогает удерживать равновесие, нет никакого сомнения в том, что главным фактором здесь является опорное колено, точно так же, как у велосипеда эту роль выполняет переднее колесо. Помните, однако, что колено опорной ноги почти никогда не держат в одном положении;'даже когда опорная нога полностью выпрямлена — колено ее немного сгибается.

Так как конек изогнут от передней части до задней (см. рис. 2), получается, что в каждый определенный момент вы скользите лишь на пебольшой его части. В каждом коньке они немного неодинаковы (как неодинаковы сами коньки). Если вам покажется, что вы скользите не на той части конька, которая, как вы думаете, более подходит для выполнения тех или иных движений, посоветуйтесь с тренером. Может оказаться, что конек короче, чем нужно для вашего ботинка, или слишком сильно изогнут от передней части до задней («качалка» очень большая). Возможно, также плохая заточка привела к тому, что прогиб в сторону пятки совершенно исчез.

Разобранное упражнение предназначается, конечно, и для левой ноги. Старайтесь поддерживать равновесие и скользите по прямой линии, по крайней мере, метра два. Примите меры к тому, чтобы не стать «одноногим»., Помните старое изречение фигуристов: «На слабую ногу — двойную нагрузку».

СУЩНОСТЬ ТОЛЧКА

Теперь, когда вы умеете скользить на одной ноге, как на правой, так и на левой, давайте рассмотрим сущность толчка более детально. Сначала поупражняйтесь. Встаньте спокойно, ноги вместе, спину выпрямите, голову держите прямо, как будто вы собрались скользить вперед на обеих ногах. Теперь согните колени, а когда будете их сгибать — держите спину абсолютно прямой. Естественное стремление при этом — наклонить верхнюю часть тела вперед, но этого делать не следует. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не отвыкнете выгибать спину назад во время сгибания коленей.

Снимок 4. Правильное отталкивание
Снимок 4. Правильное отталкивание

Теперь рассмотрите снимок 4: а — встаньте прямо по направлению движения; голова и плечи прямые; колени слегка расслаблены, ладони примерно на уровне бедер;

б — согните оба колена. Разверните правую ногу;

в — решительно оттолкнитесь правым коньком;

г — скользите на левой ноге, продолжая немного сгибать колено;

д — правая нога теперь оторвалась ото льда, носок вывернут в сторону и вниз. Очень важно в этот момент не оттолкнуться носком. После действий, показанных на снимках в is. г, вы двигаетесь в полную силу;

е — теперь правая нога возвращается в прежнее положение. Как только начинается это возвратное движение — осторожно переходите на л.евую ногу;

ж — как только ноги опять окажутся вместе, начинайте сгибать оба колена перед тем, как...

з — сделать новый толчок левой ногой.

Снимок 5. Ошибки при отталкивании: а —  правильно; б — г —неправильно
Снимок 5. Ошибки при отталкивании: а — правильно; б — г —неправильно

Здесь стоит сделать несколько замечаний, из которых главным является то, что толчок из позиции, когда вы, как говорят, находитесь «на месте», отличается от толчка, который вы совершаете уже в движении. На снимке 4 (в, г, д) толчок правой ногой из положения «с места» делается непосредственно назад, в то время как толчок левой ногой (снимок 4, з), так как фигурист уже в движении, делается немного в сторону; каждый последующий толчок, как левой, так и правой ногой, делается также немного в сторону. Заметьте, что независимо от того, в какую сторону производится толчок, нога, на которой вы скользите, движется более или менее прямо, а не в одну сторону, а затем в другую. Но запомните, пожалуйста, когда у вас будет достаточно опыта, чтобы вычерчивать обязательные фигуры, не делайте толчок в сторону. Он нужен только при простом скольжении.

Очень важно проследить, как возвращается свободная нога из положения, показанного на снимке 5, а, к опорной. Колено свободной ноги сгибается не очень сильно. Это возможно потому, что, когда свободная нога возвращается к опорной, колено опорной ноги медленно выпрямляется, а это дает возможность свободной ноге сблизиться с опорной, не зацепляя носком за лед. Теперь сравните (на снимке 5, в), как возвращается нога. Носок повернут к поверхности льда, вместо того чтобы быть параллельным ей, и в результате задевает за лед, фигурист спотыкается (как показано на снимке 5, г). Это одна из самых распространенных ошибок тех конькобежцев, которые не привыкли к фигурным конькам. Отсюда вывод: вместо того чтобы спиливать зубцы на коньках, учитесь правильно возвращать ногу.

На снимке 5, а показан правильный толчок, а на снимке 5, б явная ошибка — наклон вперед и отталкивание носком. Перед тем как нам перейти к разговору на другую тему, взгляните еще раз на снимок 5, в, г, д и обратите внимание, что корпус всегда остается в одном положении.

Важнейшая аксиома для новичка: одна нога всегда должна находиться по центру тяжести.

СКОЛЬЖЕНИЕ НАЗАД

Вы можете и должны научиться скользить назад одновременно со скольжением вперед. То, что вам трудно освоить скольжение назад, надо объяснять обыкновенной робостью.

Есть два различных способа, которые обычно используются для обучения новичка скольжению назад. Оба способа включают в себя движения на двух ногах; позднее вы научитесь скользить назад на одной ноге, но не в данный момент.

Первый способ

Без сомнения, этот способ гораздо труднее, чем второй, но если освоить его, то это в большой степени подготовит вас к сложному скольжению назад на одной ноге. На снимке 6 (а—г) показано это движение. Встаньте, как показано на снимке 6, а, ноги поставьте на ширину конька. Руки в стороны, плечи держите ровно; сдвиньте обе пятки вправо резким поворотом корпуса в пояснице (снимок 6, б). Теперь другим резким поворотом корпуса разверните пятки влево, опять вправо и продолжайте движение, стараясь при этом скользить назад. Вероятнее всего, что после первых попыток вы не сдвинетесь с места, по немного настойчивости (и удачи, конечно) — и вы скользите назад. Однако если вам кажется, что ничего не получается, то ниже дается более детальный разбор движения, и если внимательно проанализировать его, то это вам поможет.

Во время поворота ног с одной стороны на другую нужно немного покачивать корпусом, перекладывая таким образом тяжесть тела с одной стороны на другую; скольжение назад у вас не получится, если покачивание корпусом не совпадет с тем моментом, когда вы поворачиваете ноги. Когда обе пятки повернуты вправо, большая часть веса тела должна приходиться на правую ногу (снимок 6, б). Во время разворота пяток в левую сторону вес тела перемещается налево, но так, чтобы оказаться на левой ноге в тот момент, когда поворот уже завершен. На льду появляется полукруг, очерченный внутренним ребром правого конька; именно тогда происходит толчок, который приведет к скольжению. Если вы переместите вес тела с правой ноги слишком рано или слишком быстро (как на снимке б, д), то не будет необходимого давления на лед правым коньком и соответственно не получится никакого движения назад. Это относится и к развороту с левой стороны на правую. Почувствовать движение часто помогает следующее: встаньте в положение, показанное на снимке 6, а, слегка разверните носки внутрь и, покачиваясь из стороны в сторону, отрывайте ото льда сначала одну, а затем другую ногу. Делая это, начните поворачивать тело из стороны в сторону, и вполне возможно, что вы начнете скользить.

Снимок 6. Скольжение назад — первый способ. д — неправильно: тяжесть тела снята слишком быстро с опорной ноги. Сравните со снимком б
Снимок 6. Скольжение назад — первый способ. д — неправильно: тяжесть тела снята слишком быстро с опорной ноги. Сравните со снимком б

Второй способ

Он гораздо проще и с его помощью скольжением назад овладевают намного быстрее. Однако с точки зрения техники этот способ не такой хороший, как первый; если вы взглянете на снимок 7, то сразу увидите, что все время нарушается принцип размещения центра тяжести на одной ноге.

При этом способе начало такое: поставьте ноги достаточно близко одну к другой и одновременно согните их в коленях (снимок 7, а). Теперь разводите ноги и, по мере того как они будут расходиться, усиливайте давление на внутренние ребра коньков. Когда ноги начнут расходиться — вы начнете двигаться назад. И когда они разойдутся возможно дальше одна от другой — опять сведите их вместе (снимок 7, в, г), а затем повторяйте все сначала. Скольжение назад должно быть безостановочным, безо всяких пауз, пока ноги вновь не соединятся. Это движение по льду» когда обе ноги то сходятся, то расходятся, называют «гребля». Между прочим, подобным образом можно скользить в вперед, что часто и делают девушки в представлениях на льду, когда выступают в очень длинных платьях, скрывающих ноги. Таким образом, они передвигаются по льду без видимых усилий.

Снимок 7. Скольжение назад — второй способ
Снимок 7. Скольжение назад — второй способ

Как только вы хорошо освоите один из этих способов и сможете скользить назад с достаточной скоростью, соедините обе ноги вместе (в движении, конечно), но не настолько, чтобы потерять равновесие, и скользите назад на обеих ногах по прямой. Это подготовит вас к упражнению, которое мы будем, осваивать в следующем разделе.

 
Огилви Р., Азы фигурного катания. (Пер. с англ.) Под редакцией В. И. Рыжкина. М., «Физкультура и спорт», 1974. 120 с. с ил.
Разделы
Азы фигурного катания (Огилви Р.)
Предисловие
Раздел 1. Впервые на льду. Падения. Начальное скольжение. Торможение.
Раздел 2. Скольжение вперед на одной ноге. Сущность толчка. Скольжение назад.
Раздел 3. Переход от скольжения вперед к скольжению назад. Реберное скольжение вперед на обеих ногах. Скольжение назад на одной ноге.
Раздел 4. Т-образная остановка. Хоккейная остановка. Остановка при движении назад. Описание ребер и позиций.
Раздел 5. Скольжение на ребрах вперед-наружу. Скольжение на ребрах вперед-внутрь. Пробежки вперед.
Раздел 6. Открытые и закрытые позиции. Тройка вперед-наружу. Внутренний открытый моухок. Скольжение на ребре назад-наружу.
Раздел 7. Последовательные дуги вперед-наружу. Последовательные дуги вперед-внутрь.
Раздел 8. Вальсовая тройка вперед-наружу.
Раздел 9. Скольжение на ребре назад-наружу с места. Последовательные дуги назад-наружу. Пробежки назад.
Раздел 10. Выполнение с места дуги назад-внутрь. Смена ребра — перетяжка. Основные положения свободного стиля.
Раздел 11. Выбор, направления. Вращение на двух ногах. «Заячий» подскок. Спираль вперед.
Раздел 12. Вальсовый прыжок. Прыжок "тулуп".
Раздел 13. Пируэт на зубце конька вперед-внутрь. Спираль вперед-наружу.
Раздел 14. Прыжок «мазурка». Прыжок «сальхов».
Раздел 15. Вращение на одной ноге. Циркуль назад-наружу. Последовательность шагов.
Раздел 16. Прыжок «ритбергер» («петля»). Циркуль назад-внутрь. Последовательность шагов. Основные танцевальные движения.
Раздел 17. Выполнение дуг вперед-наружу под счет. Шассе вперед. Беговые шаги вперед.
Раздел 18. Скользящее шассе. Дуги назад-наружу под счет. Кросс ролл вперед.
Раздел 19. Шассе назад. Беговой шаг назад. Маховый моухок вперед-внутрь.
Раздел 20. Открытый моухок вперед-наружу. Закрытый моухок вперед-наружу. Танцевальные позиции. Три танца. Как вычертить на льду восьмерку.
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.007 сек.