Сходил на выборы (в Москве — выборы мера). Я всегда участвую в любых выборах, начиная с того момента, когда стало больше одного кандидата (в советское время кандидат был всегда 1). Очень забавно: в Москве — никаких объявлений (ни место голосования неизвестно, ни какой либо информации о кандидатах — а ведь раньше на дверях подъездов вешали объявления, в частности, указывали, где участок голосования, в почтовые ящики опускали листовки кандидатов и т.п.).
Первым делом меня уже на участке спросили — а не хочу ли я проголосовать электронно? Я отказался, меня попросили расписаться на электронном тач-паде (раньше роспись была в бумажном журнале, и можно было увидеть, например, сколько людей проголосовало, проголосовал ли мой брат и т.п.). Мне выдали бумажный бюллетень, я поставил галочку (достойных кандидатов не было, за лучшего среди худших) и попытался опустить бюллетень в ящик. Но этого не удалось, в зале были только электронные терминалы для голосования (много — не меньше четырех). И только 1 ящик для бумажных бюллетеней, причем мне самому сразу не удалось его найти, помогла администрация. В общем, мне показалось, что сделано было всё, чтобы склонить людей именно к электронному голосованию — даже тех, кто пришел на участок и очевидным образом решил проголосовать по-старинке. Зато реклама электронного голосования из дома была очень навязчивой, с какими-то бонусами и премиями (я раньше 1 раз проголосовал электронно, когда еще использовалась московская система ДЭГ, но точно больше этого делать не буду).
Я в принципе на стороне электронного голосования, но только если я доверяю тем, кто его проводит. Конечно, и бумажное голосование нетрудно фальсифицировать, но электронное вообще уничтожает любой контроль, да и делает фальсификацию уже совершенно несложной (гомоморфная криптография, block-chain — ничего не поможет, есть много способов обойти всё это).