Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Урок четвертый

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

Ненадежная опора + Рекомендации для всех одинаковы + Нелегки первые шаги + «Земная схема» непригодна + Колебания центра тяжести

Сегодня у нас наконец первое занятие на льду. Вот наш каток: он окружен высоким бортиком. На этой площадке могут тренироваться и хоккеисты. В борту — узкая калитка. Она уже открыта — пожалуйте на лед. (Это, конечно, идеальный вариант катка. Но обычно, в особенности во дворах, начинающие фигуристы тренируются на не очень большом катке, без хоккейной разметки, без бортов и калиток, однако сути наших занятий это не изменит.)

Впрочем, прежде чем перешагнуть через порог, хочу дать вам один очень существенный, скажу даже — принципиальный совет. Высокий борт катка сразу же, кдк магнит, потянет к себе: опора все-таки, и опора надежная, а лед такой скользкий! Но именно к борту ни в коем случае не надо тянуться.

Постарайтесь устоять сами. Постарайтесь сделать первый шаг без посторонней помощи.

Некоторые тренеры вообще советуют выходить на лед с таким простейшим «спортивным» снарядом, как обыкновенный стул. Чем не опора — да еще передвижная — для новичка! А другие рекомендуют в первые дни попросить старших и более опытных товарищей о поддержке: их руки тоже надежная опора. Но на практике впоследствии эта зависимость от чужой поддержки обернется замедленной «акклиматизацией». И пройдет очень много времени, пока вы избавитесь от чувства робости, зависимости, неуверенности.

Словом, можно, конечно, и держаться за бортик или за спинку стула. Но тогда не рассчитывайте на то, что первые шаги будут уверенными.

И еще раз напоминаю вам о том, что падения на льду будут. Будут с самого начала. Надеюсь, что уроки в комнате, когда мы разучивали приемы падений, не пропали даром.

А теперь пора на лед. Калитка открыта. Жду. Первым на площадку пропустите совсем маленького мальчишку.

Ну, ребята, не надо бояться. Вы видите: я стою на льду, как на полу. Вы тоже вскоре сможете стоять так же уверенно. До меня всего два шага. Так чего вы боитесь?

Вам, ребята, конечно, хочется как можно скорее почувствовать себя на льду уверенно. Вам просто необходимо приспособиться к непривычным условиям существования. Тем более что мимо проносятся мальчишки и девчонки чуть постарше, и так вольготно и хорошо им на льду, что зависть берет!

И вот вы делаете свои первые шаги на льду, вы пробуете сделать какое-то движение, совершенно необычное, непонятное, и хотя белое поле льда несет навстречу страх — идете ему навстречу. И сразу наступает облегчение — независимо от того, устоял на ногах или нет. чТеперь это значения не имеет, первый шаг сделан.

Мне приходилось много раз видеть, как дети впервые выходят на лед. Не отдавая себе никакого отчета в своих действиях, ребенок просто старается как-нибудь продвинуться вперед. Одни даже начинают крутиться на месте — получается это у них совершенно автоматически. Другие, оттолкнувшись от борта или про-скользив чуть вперед благодаря первому толчку коньком, застывают затем неподалеку от границы катка.

Они нашли удобную позу, в которой уже чувствуют себя уверенно и вовсе не собираются ее нарушать. Они как бы говорят всей этой позой: «Смотрите, я стою на льду и даже чувствую себя вполне уверенно. Зачем же мне нужно еще что-нибудь делать?»

Иногда я поступаю так. Отхожу на два-три шага от новичка. Протягиваю к нему руки и говорю: «Постарайся одолеть (огромное по твоим меркам) расстояние, разделяющее нас».

И каждый раз, шаг за шагом, я увеличиваю расстояние, которое приходится преодолевать новичку.

Присматривайтесь, ребята, ко льду. Привыкайте с ним ладить. Это на первых порах самое главное — почувствовать, что лед не враг тебе, а самый первый и надежный друг. И что так будет всегда. И тем крепче будет дружба, чем больше шагов ты сделаешь.

И вот приходит время — у одних быстрее, у других позже,— когда вы, ребята, путем опыта найдете для себя вполне приемлемый способ передвижения на льду. Я вижу, вижу, что у вас сегодня получается. Молодцы! Правильно. Так и надо. Сейчас еще кое-что расскажу.

Я произношу эту фразу в тот момент, когда ребята уже научились твердо стоять на ногах, делать слабые толчки и скользить по льду. Это скольжение доставляет всем искреннее удовольствие. И теперь самое время объяснить, как правильно нужно скользить по льду.

Но прежде я должна предупредить некоторых торопливых родителей, чтобы они не подгоняли своих детей. Нетерпеливость обернется и травмами чисто психологическими, и чрезмерной осторожностью, которая скажется на дальнейших занятиях. Спешить надо, согласно римской пословице, медленно.

Что же надо сказать маленькому фигуристу после того, как он почувствовал себя на льду уверенно стоящим?

Первое. Спина должна быть прямой, голову нужно держать прямо, смотреть — перед собой.

Второе. Руки разведены в стороны ладонями вниз и подняты чуть выше талии. Руки не болтаются, они помогают вам держать туловище прямо.

Третье. Толчок осуществляется внутренним ребром конька. Ноги перед толчком согнуты в коленях. Толкнитесь внутренним ребром левого конька и скользите немного на правой ноге. Отрезок, который вы проедете, окажется совсем коротким. Обязательно разучивайте толчки и с правой и с левой ноги.

А теперь о каждой этой рекомендации — подробно.

Запомните: вперед не наклоняйтесь, спину держите прямо. Я могу это повторять десятки, сотни раз, но вы постарайтесЗь запомнить сразу...

Перемещение по льду фигуристов осуществляется не за счет каких-то движений туловища. Движение — красивое, мягкое, как и таящее в себе взрывную скорость,— может быть осуществлено только за счет толчков согнутых в коленях ног, а корпус в это время прям, неподвижен. Именно в этом и кроется очарование движения фигуриста, который мчится с огромной скоростью, как бы не прилагая при этом никаких усилий.

С тем, как делать правильно толчки, мы еще познакомимся на этом уроке. Но, подводя вас к этому движению, я должна еще сообщить несколько крайне необходимых сведений.

Каждый начинающий фигурист должен как можно быстрее обрести чувство равновесия. Новичок в поисках равновесия на льду автоматически готовит себя и к скольжению по нему. Прочное, устойчивое чувство равновесия невозможно найти, если не научился правильно использовать руки при движении на льду. Вначале даже кажется, что руки просто-напросто мешают тому, кто впервые вышел на лед. Почему же возникает такое ощущение?

Да прежде всего потому, что у фигуриста нет и никогда не будет того маршевого движения рук, к~ко.торому все мы привыкли во время ходьбы по земле. Обычной ходьбы, при которой у любого человека вместе с шагом правой ноги происходит взмах левой руки, а вместе с шагом левой ноги взмах делает правая рука. И когда новичок выходит на лед, он сразу пытается делать первые шаги вместе со взмахами рук по привычной «земной схеме». Но это совершенно невозможно в новой среде. И для того чтобы не было неуклюжих размахиваний руками, для того чтобы из-за этой «мельницы» новичок не терял равновесия и не плюхался беспрерывно на лед, надо сразу же научиться правильно держать руки.

Поднимите руки ладонями вниз и разведите в стороны чуть ниже уровня плеч, вы должны почувствовать, что руки выполняют роль своеобразного баланса. Вы не пеняли, о чем идет речь? Вы в цирке бывали? Тогда не раз, наверное, видели, как ходит по канату циркач и держит на плечах длинную палку. Руки его как бы обвиваются вокруг этой палки и сливаются вместе с ней. Палка покачивается, дрожит, зато тело циркача сохраняет уверенную позу. Незамысловатый снаряд помогает сохранять устойчивость, или, можно сказать, держать баланс, равновесие. У фигуриста не может быть никаких дополнительных снарядов на льду для поддержания равновесия. Роль баланса выполняют разведенные в стороны руки.

Теперь начнем разучивать правильные толчки ногой. Это будет самой сложной частью нашего урока, самой ответственной, самой нужной на первых порах. Без толчка нет скольжения по льду, нет движения вообще. С толчков начинается движение новичка.

Станем в исходную позицию для разучивания этого движения. Ее вы можете увидеть на рис. (см. с. 33), но я вам все-таки еще раз объясню. Любой фигурист, который провел на катке хотя бы один сезон, может выступить в роли демонстратора.

Ноги ставятся в так называемую третью позицию (левая нога развернута под углом 90 градусов и прижата к правой ноге). Носок правой ноги нацелен вперед, по направлению будущего скольжения.

Катарина Витт
Скотт Хамильтон
Марина Черкасова и Сергей Шахрай

Согнув ноги в коленях, отталкиваемся внутренним ребром левого конька ото льда, переносим вес тела на правую ногу, а левую ногу немножко поднимаем надо льдом, оставляя при этом носок развернутым. Надо постараться сразу же какое-то время простоять на одной правой ноге. Конечно, расстояние, которое удастся проскользить, на первых порах будет просто ничтожным. Но это не должно огорчать: естественно, новичок захочет получить после толчка надежную опору и просто автоматически поставит вторую ногу на лед. Разучивание толчков потребует много времени, и не будем корить новичка, если у него не сразу хватило смелости долго скользить на одной ноге.

Удлинить шаг можно с помощью несложной и общедоступной игры. Отмерим какое-нибудь расстояние на льду, отметим его полосками и попросим ученика проскользить эту дистанцию. Для начала посчитаем, за сколько шагов удастся ему это сделать. И при каждом следующем заходе надо только одно: удлинять шаги.

Одновременно с толчком с левой ноги начнем разучивать и толчок с правой. Все здесь выглядит в принципе так же, только то, что делала левая нога, будет делать правая и т. д. И очень важно, чтобы изучение и закрепление навыков шло одновременно как для правой, так и для левой ноги, потому что одна нога сильнее и толчок именно с нее получаться будет лучше. И если упустить какой-то момент, то потом «односторонность» сохранится надолго.

Удлиняя расстояние при скольжении на одной ноге, новичок обретает и все большую уверенность. А это существенный психологический фактор, и о нем надо неизменно помнить.

Каковы характерные ошибки в этих движениях начинающих фигуристов? Если внимательно присмотреться к новичкам, то, вполне вероятно, их сумеет заметить любой. Основное условие скольжения фигуриста на одной ноге — перенос центра тяжести на одну ногу, а почти все ребята, пробуя сделать толчок с левой ноги, оставляют все же вес тела именно на левой, толчковой, ноге. И в результате ноги разъезжаются... Движение, да не то!

Займи стартовую позу: левая нога сзади, на ней вес тела. Теперь я возьму одного из учеников за руки.

Только держи руки так, как я учила. Делай толчок, переноси центр тяжести, а я поддержу и даже потяну вперед. Все правильно. Повторим упражнение...

Такую же помощь можно оказать новичку и при толчке с правой ноги. Помощь не должна быть подчеркнутой. Это всего лишь легкая поддержка, дающая возможность ученику сразу почувствовать необходимое движение, чтобы затем уже совершенно самостоятельно повторить его.

Одна из самых распространенных ошибок — когда вы, пробуя снова сделать толчок, стоите на совершенно прямых ногах. А именно этого делать нельзя. Ноги должны быть чуть согнуты в коленях, чтобы вы почувствовали их пружинящую силу. Теперь оттолкнитесь ребром конька. Вот и молодцы...

После толчка, когда ребята смогут уже преодолевать какое-то расстояние, надо проследить за тем, чтобы «занятая нога», то есть та, на которой происходит скольжение, была чуть согнута в колене.

Чтобы урок не проходил монотонно, однообразно, можно толчки разучивать не только с места, но и с ходу.

На этот раз, ребята, попробуем переносить центр тяжести немножко по-другому. Разгонитесь и скользите на двух ногах. Правильно. А теперь на ходу попробуйте перенести центр тяжести на одну из ног и продержитесь на этой ноге хотя бы несколько секунд, а другую чуть-чуть поднимите. Потом опустите на лед эту ногу и перенесите центр тяжести уже на нее. Дальше можно несколько раз повторить упражнение. Для меня важно, чтобы вы почувствовали себя уверенно именно в момент смены ног, перемещения центра тяжести...

Вообще переход с ноги на ногу — один из узловых моментов при разучивании толчков. Мгновенная «невесомость» при переходах заставляет детей бояться, они торопятся, движение выходит корявым. Я расскажу, за чем надо следить особенно внимательно.

Во-первых, толчок должен производиться только от опорной ноги. Расшифрую это положение. Если ученик ехал на правой ноге, то он должен приподнять левую ногу, которая была сзади во время скольжения, пронести ее немного вперед, прижать к правой ноге в третьей позиции (продолжая при этом скользить на одной правой ноге) и, перенося вес тела на левую ногу, поставить ее затем на лед, оттолкнувшись одновременно внутренним ребром правого конька.

Это расчлененное движение. А на деле все происходит практически одновременно. И даже опытный глаз не сможет заметить того неуловимого момента, когда произошла смена центра тяжести.

Ирина Воробьева и Игорь Лисовский

После того как вес тела перенесен на левую ногу и произошел толчок правой, правая нога приподнимается надо льдом с развернутым носком. Пока идет скольжение на левой ноге, правая, в свою очередь, подносится к левой и немножко выводится вперед до уровня третьей позиции. Дальнейший ход движения такой же, как и при толчке правой.

Вы, очевидно, заметили, что я акцентирую внимание на том, что ногу свободную надо подводить близко к ноге опорной и прижимать ее к ней. Я обращаю на это особое внимание из-за того в первую очередь, что тяжесть тела необходимо держать на той ноге, на которой происходит скольжение. И перенос центра тяжести тела должен происходить в момент толчка, слитно с ним, иначе будет падение. Это не означает, конечно, что в фигурном катании нет движений, начинающихся с толчка не «от ноги». Но эти движения под силу только фигуристу, уже серьезно обученному технике нашего вида спорта.

А теперь вспомним все, о чем я говорила, и повторим то, что вы уже успели узнать о правильном положении тела фигуриста на льду. Туловище с прямой спиной чуть-чуть наклонено вперед по ходу движения. Это — раз. Руки разведены в стороны ладонями вниз и подняты выше пояса. Это — два. Ноги немного согнуты в коленях. Это — три. И наконец, надо немножко приподнять подбородок и смотреть прямо перед собой по ходу движения. К этому можно добавить лишь одно: движение ног никак не должно отражаться на положении рук. Во всей этой кажущейся скованности фигуристов, как вы увидите в недалеком будущем, есть свой особый, великий смысл!

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.008 сек.