О мужестве фигуристов и опасностях, которые их подстерегают на льду. + Воспитание характера. + Прежде чем научиться прыгать, научитесь... падать + Страховки — никакой
Ах какое оно красивое, фигурное катание! Ах какое красочное! Прожектора, музыка, улыбки, аплодисменты!..
И очень немногие мамы и папы, а уж тем более дети знают.что фигурное катание еще и очень суровый вид спорта, требующий от спортсменов огромного мужества, выносливости, умения терпеть удары и боль — пожалуй, не меньше, чем, скажем, в боксе.
Я не собираюсь вас запугивать, ребята, я только прошу вас с первых же шагов запомнить, что звезды воспитываются на льду. На холодном, скользком, очень твердом во время падений льду. Он у нас единственная опора — надежная, если ты к нему привык и знаешь его повадки, и очень коварная, если ты относишься к нему легкомысленно, если видишь только его сверкание.
Мне неизвестны фигуристы, которые, став большими мастерами, не продемонстрировали бы на пути к мастерству и большое мужество. Фигурное катание день за днем воспитывало настоящие характеры.
Вот типичный пример. Юный фигурист осваивает сложный прыжок, скажем в два оборота. Это дело нелегкое — на скорости вдруг вымахнуть вверх, совершив в воздухе два оборота, возвратиться на лед на одну ногу и закончить прыжок красивым выездом. Первая попытка всегда заканчивается падением. Да и не только первая...
Бывает — и не раз! — что даже опытный фигурист и на тренировке и на состязаниях падает. И все-таки, несмотря на падение, от которого у зрителей даже сердце екает, он тут же поднимается и как ни в чем не бывало продолжает свое выступление. Но это опытный фигурист. А новичок? Он тоже «не чувствует» боли?
Чувствует, да еще как! И приходится даже к врачу обращаться, чтобы заморозил ушибленное место. И это несмотря на то, что любой тренер фигурного катания с первых же шагов учит юного фигуриста не только хорошо держаться на льду, но и уметь падать на этот лед, падать так, чтобы не получить серьезного ушиба, чтобы не было вывихов или переломов. Падать так, чтобы отделаться, так сказать, легким дспугом, синяком в худшем случае.
И большинство опытных фигуристов так падать умеют. Не валятся они на лед всем телом, плашмя, так, что кости трещат и зрители за голову хватаются, а успевают в одно мгновение сгруппироваться и вывернуться в воздухе, чтобы «приледниться» как можно мягче.
Между прочим, умение падать впоследствии может сослужить хорошую жизненную службу. Огромного количества переломов в гололед можно было бы избежать, если бы каждый человек умел падать. Это умение сохраняется у спортсмена-фигуриста на всю жизнь. Я об этом сужу и по себе самой, ибо сколько раз ни пытался бросить меня на землю тот же гололед, ни разу добиться своей цели ему так и не удалось.
И именно здесь мне хочется сразу, не ожидая следующего ледового урока, познакомить вас с некоторыми приемами падений, чтобы в дальнейшем, когда занятия на льду пойдут полным ходом, избежали вы и травм, и серьезных ушибов.
Вначале обучение «мастерству падений» происходит на полу. Инвентарь особый здесь не требуется. На полу можно расстелить коврик или матрас. Форма для занятий может быть самая обычная.
Начнем с первого падения, которое обычно сразу же случается, как только начинающий фигурист выходит на лед. Это падение вызывается самим строением конька. Помните, что на передней части конька имеются специальные зубцы, и если человек переносит тяжесть туловища чрезмерно вперед, то он автоматически нажимает на зубцы, и при скольжении вперед зубец превращается в тормоз, препятствие, и фигурист тут же падает.
Помимо того что это первое и самое распространенное, это еще и самое опасное падение. Как правило, начинающие спортсмены падают в этой ситуации на колени, на локти и умудряются даже иногда стукнуться об лед подбородком.
Итак, встаньте рядом с ковриком, с короткой его стороны, и поднимитесь на носки. Падайте вперед. При этом вам необходимо повернуть тело в воздухе так, чтобы соприкосновение с ковриком приходилось на всю наружную часть колена и бедра.
Но этого мало. Нужно себя подстраховать еще и руками. Руки смягчают удар. Вы приземляетесь на кисти согнутых, пружинящих рук. Если приземляться на жесткие руки, можно повредить и локтевые и плечевые суставы.
А в дальнейшем, когда вы будете падать на льду, такое упражнение поможет вам после падения вывернуться на бок или сесть.
Сразу хочу предупредить: руки должны быть хотя и согнутыми, но очень напряженными. В этом упражнении есть и что-то от обычных отжиманий от пола, потому что именно на руки приходится значительная доза удара об лед. И рука должна выдержать этот удар, а не «соскочить» в сторону, подставляя под удар плечо и голову.
Теперь о положении головы. У каждого фигуриста, который занимался в секции, автоматически срабатывает навык. При падении вперед голова должна резко уходить назад. И самое главное, удерживаться, фиксироваться в этом положении.
Вторая разновидность — падение назад. Вернемся снова к строению конька. Кривая лезвия конька изогнута и спереди и сзади. Когда фигурист скользит, центр тяжести его — над серединой конька. Если фигурист завалил туловище назад, происходит естественный перенос центра тяжести тоже назад, и конек — поскольку он закруглен — просто выскакивает из-под спортсмена.
При этом падении чаще всего страдает голова, затылок. Так что фигурист должен молниеносно среагировать и резко наклонить голову вперед, прижав подбородок к груди. Это особенно важно при так называемых молниеносных падениях, когда не успеваешь в воздухе повернуться и приземляешься на спину.
Подстраховать здесь должны руки. Но опять-таки — и я напоминаю об этом — руки упругие. Они обязаны принять часть удара на себя и не соскользнуть при этом.
|
Кристина Эрат |
Проделайте следующее упражнение. Встаньте у короткой части матраса или коврика. Чуть согните ноги. Падайте назад. Обратите особое внимание на одну деталь: нельзя прямо сверху сразу садиться да копчик. Падение должно внешне напоминать перекат. При этом голова сразу же должна резко пойти вперед, подбородок намертво «приковывается» к груди!
Это основные виды падений. Необходимо помнить об одном: при любом падении тело должно быть предельно сгруппированно.
Поскольку без падений нет фигурного катания, бояться их не надо. Мы, тренеры, если признаться откровенно, даже не любим фигуристов, которые боятся падать и делают все, чтобы только не упасть. К падениям надо относиться как к необходимому этапу подготовки, в особенности при разучивании новых элементов. И чем сложнее элемент, тем спокойней надо относиться к падениям.
Опытные тренеры в детских группах давно заметили одно очень любопытное — с точки зрения спортивной психологии — обстоятельство: малыши любят падать на льду. Низко присев, детишки валятся на лед, стараясь при этом даже не подставлять руки. Затем, улыбаясь — падение для них как маленькая игра с самим собой,— они встают на колени, руками упираются в лед и стараются одним рывком подняться. Ребенок должен научиться не только правильно падать, но и правильно и очень быстро вставать. Это умение ему, кстати, пригодится и тогда, когда он станет уже опытным фигуристом. Вы видели — и не раз! — как фигурист после сложнейшего прыжка неудачно приземляется и как мгновенно вновь оказывается на ногах и продолжает свое выступление, не выходя из музыкального ритма.
В начале этого урока я сказала, что фигурное катание очень суровый вид спорта. При этом я как раз и имела в виду огромное количество различных падений, которые случаются с фигуристами на льду. И в отличие от других видов спорта рядом с вами в этот момент никогда не бывает тренеров, которые могли бы вас подстраховать. В фигурном катании нет специальных лонж, которые есть в акробатике или гимнастике, тех предохранительных устройств, которые по крайней мере могли бы смягчить удар при падении. Именно это и позволяет мне заявить, что фигурное катание воспитывает характер и требует от спортсмена большого мужества и ответственности!
|