Приступая к описанию выполнения кругов, необходимо еще раз подчеркнуть, что овладению устойчивым, уверенным скольжением всеми четырьмя ходами должно быть уделено особое внимание. Технические приемы, усвоенные спортсменом, должны не только обеспечить уверенное выполнение фигур № 1, 2, 3 и 4, но и быть основой для всего комплекса обязательных упражнений. Уместно заметить, что при выполнении кругов первостепенное значение имеет не только точность кругов и покрытия, но и совершенство манеры скольжения: мягкая работа опорной ноги, правильная смена позиций, осанка, правильное движение свободной ноги, скольжение на нужной части конька, оптимальная величина наклона конька ко льду и т. д.
Именно поэтому к кругам следует подходить как к компоненту техники, чрезвычайно важному для быстрого и точного разучивания всего комплекса элементов обязательных фигур.
Рис. 38. Толчок назад-внутрь: а — стартовый, б — классический; в — модифицированный
При разучивании фигур № 1, 2, 3 и 4 целесообразно определить необходимость овладения различными вариантами выполнения этих фигур, а также относительную методическую ценность каждого из вариантов.
При выполнении кругов вперед взгляд фигуриста, естественно, обращен вперед. Это позволяет ему хорошо видеть след независимо от направления подготовки: в сторону закривления дуги (для троек и крюков) или в противоположную (для скобок и выкрюков). Для того чтобы видеть след при скольжении назад, фигурист вынужден поворачивать голову назад, в сторону движения. Если при этом выполняется подготовка к тройке или крюку, т. е. в положительном направлении, то фигурист, чтобы видеть след, должен повернуть голову наружу круга. Если при скольжении назад выполняется подготовка к скобке или выкрюку, то голова должна быть повернута внутрь круга.
Таким образом, при скольжении назад-наружу и назад-внутрь необходимо владеть как минимум двумя вариантами выполнения дуг. С учетом различных вариантов отталкивания число их возрастает.
Разучивая дуги вперед, нет необходимости осваивать несколько вариантов выполнения. В начале обучения и на этапе становления мастерства целесообразно отдать предпочтение первым, выполняемым в скрещенных позициях II и IV. Преимущество их заключается в том, что они позволяют овладеть одной из важнейших деталей техники — встречным вращением плечевого пояса относительно таза. Эта деталь, как известно, определяет правильность овладения техникой выполнения перетяжек и поворотов.
Другие варианты выполнения кругов вперед могут быть применены на этапе совершенствования для отработки отдельных позиций и придания навыкам большей гибкости.
Круг вперед-наружу (рис. 39). Круг начинают в сильной II позиции. После толчка первую треть окружности выполняют в неизменной позиции. На второй трети окружности свободную ногу подтягивают к опорной и выносят вперед в слегка скрещенное положение. Одновременно с этим опорную руку проносят вперед, а свободную — назад. Степень скрученности тела при этом должна быть такой же, как и в начале фигуры. Особенно важно, чтобы выведение свободной ноги вперед и перевод рук выполнялись и ощущались спортсменом как встречное вращение плечевого пояса относительно таза. Суммарный вращательный эффект этих двух встречных движений должен быть близок нулю. Другими словами, вращение верхней части тела должно быть компенсировано встречным движением нижней. Поворот плечевого пояса относительно таза, так называемый перевод, должен быть совершен на второй трети круга. Последнюю треть окружности выполняют в неизменной IV позиции. При толчке происходит переход к скольжению на другой ноге, положение верхней части тела сохраняется неизменным, и фигурист оказывается вновь во II позиции и начинает второй круг, который выполняет аналогично.
Рис. 39. Круг вперед-наружу
Рис. 40. Круг вперед-внутрь
Существует вариант выполнения круга вперед-наружу, в котором начинают фигуру в I позиции. В этом варианте и верхняя, и нижняя части тела при переводе вращаются в одну сторону ■— в сторону закривления дуги. Практически отсутствуют встречные, компенсаторные движения звеньев тела. В результате при скольжении все тело имеет тенденцию к приобретению вращения в сторону закривления дуги. Часто, особенно у юных фигуристов, в этом варианте встречается перекрученность тела и связанное с ней искажение следа.
Круг вперед-внутрь (рис. 40). Начинают его с сильной II позиции. Первую треть окружности выполняют в неизменной позиции. На второй трети выводят свободную ногу вперед в слегка скрещенное положение и одновременно свободную руку проносят назад, а опорную — вперед. При этом необходимо достичь той же степени скрученности плечевого пояса относительно таза, какая была на первой трети круга. Вращение, создаваемое выведением свободной ноги вперед, должно полностью компенсироваться поворотом верхней части тела при смене положения рук. В результате при выполнении заключительной трети окружности общего вращения тела не должно быть. Последнюю треть окружности, как и первую, выполняют в неизменной IV позиции. При смене ноги в толчке вновь принимают II позицию и второй круг выполняют аналогично первому.
Существует вариант выполнения круга вперед-внутрь, в котором начинают фигуру в I позиции. В этом варианте при смене положения тела верхняя и нижняя его части движутся в одном направлении, что нередко сопровождается возникновением общего вращения тела в направлении, противоположном закривлению дуги и затрудняет выполнение (особенно у начинающих).
Рис. 41. Круг назад-наружу: а — классические вариант; б — модифицированный
Круг назад-наружу. Существуют три основных варианта выполнения круга назад-наружу. Первый, использовавшийся еще в первых соревнованиях по обязательным фигурам, можно назвать классическим. Поворот головы в этом варианте выполняют в средней трети фигуры. Начинают движение обычным стартовым толчком назад-наружу с переходом к скольжению в III позиции; голова обращена внутрь круга. Первую треть окружности выполняют в неизменной позиции. Во второй трети окружности свободную ногу и руку проносят назад; голову в это время поворачивают еще больше внутрь таким образом, чтобы в некоторой степени компенсировать вращение тела в сторону закривления дуги. В конце второй трети окружности голову поворачивают наружу круга. Последнюю треть выполняют в неизменной I позиции. Данный вариант перевода встречается после выполнения крюка вперед-наружу.
Для подготовки к крюку назад-наружу и тройке назад-наружу в этом варианте выполнения круга назад-наружу применяется другая последовательность поворота плеч, головы и свободной ноги. После окончания первой трети круга верхнюю часть тела и голову поворачивают наружу. Свободная нога при этом остается впереди и незначительным движением вперед создает внутреннее напряжение, препятствующее общему вращению тела в сторону закривления дуги. Кроме того, описанное напряжение благоприятно сказывается на выполнении троек и крюков назад-наружу. В конце средней трети окружности завершают перевод движением свободной ноги назад.
Второй вариант применяют после выполнения выкрю-ка вперед-наружу. В начале круга принимают III позицию, на второй трети свободную ногу отводят назад, переходя во II позицию. Голова почти на всем протяжении выполнения фигуры обращена внутрь круга, что позволяет хорошо видеть след. Поворот головы и плеч осуществляют непосредственно во время толчка.
Третий вариант круга назад-наружу применяют при выполнении крюка назад-наружу и восьмерки с тройкой назад-наружу. Выполняют его только после переходных толчков, голова обращена назад. Опорная нога должна быть сильно согнута, в противном случае эффективность толчка резко падает. Голова при толчке повернута наружу круга, взгляд направлен назад, в направлении отталкивания. Толчковую ногу после окончания отталкивания выводят вперед. Свободная рука сзади. Первую треть круга выполняют в неизменной IV позиции. На средней трети окружности верхняя и нижняя части тела начинают встречное движение: плечи и голова поворачиваются внутрь круга, свободная нога выносится назад. Как обычно, в подобного рода встречных движениях необходимо стремиться к взаимной компенсации одного движения другим, чтобы суммарный вращательный эффект был близок к нулю. К началу последней трети вновь принимают II позицию, которую сохраняют до начала нового толчка.
Рис. 42. Круг назад-внутрь: а —классический вариант; 6, в — модифицированные варианты
Круг назад-внутрь. Существует несколько вариантов выполнений этой фигуры. Первый вариант, известный со времен появления обязательных фигур, классический, начинают обычным толчком с переходом к скольжению в IVпозиции; голова повернута наружу круга (рис.42, а).
Сразу же, как только начнется устойчивое скольжение, голову поворачивают внутрь круга, чтобы зрительно контролировать след. На средней трети фигуры свободную ногу проносят назад, переходя во II позицию. Верхней частью тела оказывают своего рода противодействие этому движению, незначительно поворачивая в сторону закривления дуги. Таким образом, достигается взаимная нейтрализация двух движений, в результате чего след не уплощается и не выпрямляется. На последней трети окружности верхнюю часть тела плавно поворачивают в сторону, противоположную закривлению дуги. Тело оказывается в I позиции. Вариант применяют при выполнении перетяжек назад-внутрь — назад-наружу.
Для выполнения скобки назад-внутрь и выкрюка назад-внутрь целесообразно модифицировать приведенный способ. Движение в начале второй трети окружности начинают с поворота верхней части тела в отрицательном направлении. Свободная нога остается впереди. Голова обращена внутрь круга, в направлении движения. На последней трети фигуры свободную ногу выносят назад. Так же как и в первом случае, принимается I позиция.
Второй вариант круга назад-внутрь используют для выполнения крюков и троек назад-внутрь (рис. 42,6). Начинают его в IV позиции. Голова обращена наружу круга. На средней трети фигуры свободную ногу проносят назад. Тело оказывается во II позиции в скрученном положении. Это положение является исходным для выполнения троек и крюков назад-внутрь. Во второй половине средней трети круга голову, а затем плечи поворачивают внутрь круга, т. е. в отрицательном направлении. В последней трети круга свободную ногу отводят еще больше назад в развернутое положение.
Третий вариант, наиболее молодой, может быть применен для облегчения зрительного контроля следа после крюка вперед-внутрь и после второй скобки в восьмерке со скобками назад (рис. 42, в). Начинают его в IV позиции; голова повернута наружу круга. В средней трети круга свободную ногу выносят назад, и спортсмен оказывается во II позиции. Эта позиция сохраняется вплоть до толчка. Поворот головы и верхней части тела в сторону будущего круга осуществляют в толчке. Этот способ наиболее сложен, но позволяет практически весь круг выполнять, зрительно контролируя след. Неудобство позы ощущается в последней трети круга. Для того чтобы не потерять равновесия в конце круга, следует плавно поворачивать верхнюю часть тела в отрицательном направлении.
Подводя итог описанию вариантов выполнения дуг и кругов, необходимо отметить, что в ряде учебных пособий существуют не совсем точные рекомендации. Весь круг для выполнения поворота условно разбивают на две части. Поворот рекомендуют начинать после того, как пройдена половина окружности. Такой подход несколько устарел. В настоящее время с точки зрения методики обучения предпочтение следует отдать такой схеме движений в кругах, в которой вся окружность условно делится на три части. В первой и конечной трети имеется тенденция к сохранению неизменной позы, а движения поворота выполняют в средней трети круга. Это позволяет осуществлять их более плавно, а следовательно, более точно.
Вызывает также сомнение целесообразность выполнения первого и второго кругов фигуры различными способами. Ведь основной целью овладения дугами является не начертание фигур № 1, 2, 3 и 4 самих по себе, а разучивание вариантов, в наибольшей степени совершенствующих навык скольжения, его устойчивость и мобильность.
|