Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Методика обучения обязательным фигурам

Страницы: 123456789101112131415161718192021   
 

Выполнение обязательных фигур связано с начертанием рисунка на льду. В силу этого основным направлением, своего рода стержнем методики должно быть воспитание у спортсмена аккуратности, внимательности, точности, совершенного владения движениями.

Другая особенность методики обучения обязательным фигурам связана с тем, что выполнение основных элементов базируется на элементах более простых. Такая связь между простым и сложным существует, конечно, и в других разделах фигурного катания, как и в других видах спорта вообще. Но в обязательных фигурах она наиболее тесна: простые элементы — толчки, дуги, тройки, перетяжки и т. д. в различных сочетаниях образуют другие, более сложные фигуры.

Именно поэтому необходимо рассматривать любой разучиваемый элемент не как законченный, самостоятельный, а как составную часть сложной фигуры. Например, разучивая тройку вперед, нужно учитывать, что кроме фигур № 7 и 8 эта тройка встречается как составная часть еще в семи обязательных фигурах. В каждой из них выполнение тройки может иметь некоторые различия в скорости скольжения, степени наклона конька, положении подготовки и завершения и т. д.

Современная техника выполнения обязательных фигур отличается сдержанной, лаконичной манерой. У мастеров высокого класса, как правило, не увидишь дерганых, резких движений, резких качаний продольной оси тела, сильных махов большой амплитуды и других подобных движений.

При ознакомлении спортсменов с новой фигурой необходимо обращать особое внимание на те движения, позиции, способы отталкивания, перевода свободной ноги и головы, которые встречались ранее в более простых, уже знакомых фигурах. Они должны стать фундаментом, своего рода опорными точками при изучении новой фигуры.

Фигуристы, приступающие к изучению новой фигуры, должны уверенно выполнять весь комплекс движений вне льда. Овладевать позициями лучше в зале, перед зеркалом (рис. 25). Занятие проводится по следующей схеме:

1.  Словесное объяснение сути фигуры, принципа выполнения.

2.  Показ кинограммы образцового выполнения.

3.  Разучивание позиций и движений:

а)  стартовое положение;

б)  подготовка к элементу;

в)  положение линии плеч, рук, линии таза и свободной ноги перед элементом;

Рис. 25. Разучивание обязательных фигур в зале

г)  движение плечевого пояса относительно таза в элементе;

д)  движение свободной ноги в элементе;

е)  движение опорной ноги в элементе;

ж)  положение линии плеч, рук, линии таза и свободной ноги после элемента;

з)  подготовка к следующему элементу и далее по приведенной схеме.

Большую помощь на этом этапе овладения обязательной фигурой может оказать тренажер в виде вращающейся платформы, типа «Грация» (рис. 26). Использование его особенно эффективно при разучивании и совершенствовании встречного движения плечевого пояса относительно таза, движения свободной ноги в поворотах.

Первоначально все движения разучивают, держась одной рукой за внешнюю опору (гимнастическую лестницу, палку в хореографическом зале и т. д.), затем переходят к выполнению движений без опоры.

При разучивании нового элемента, допустим одного из поворотов, на льду вначале отрабатывают позиции перед поворотом и после него. При этом основное внимание уделяют положению линии плеч и четко выраженной реберности скольжения. Затем переходят к овладению встречным движением плечевого пояса относительно таза. Разучивают его вначале при скольжении на обеих ногах, добиваясь точных движений туловища, отсутствия перекоса линии плеч, горизонтального движения рук.

Рис. 26. Использование тренажера «Грация»

Рис. 27. Разучивание поворота с опорой на борт катка

Движение свободной ноги отрабатывают у борта катка, держась за него руками (рис. 27). При этом обращают особое внимание на три основные детали. Первая: движение свободной ноги должно быть точно согласовано с движением опорной, выполняющей въезд и выезд из поворота (см. раздел «Повороты»). Вторая: овладевая поворотом у борта, тщательно контролируют ребер-ность линий въезда и выезда. Третья важная деталь: сохранение точной координации движения опорной и свободной ног с работой плечевого пояса.

После того как фигурист освоит все движения поворота удовлетворительно и будет выполнять с опорой о борт катка, приступают к выполнению элемента в условиях скольжения, опираясь сначала обеими руками на руки преподавателя, а затем — одной рукой (рис. 28). Таким образом, хорошо разучивать как повороты, так и перетяжки, а также выполнение переводов.

Рис. 28. Разучивание деталей техники с помощью преподавателя

Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры — следующий этап разучивания. Не следует сразу же переходить к выполнению поворота, петли или перетяжки, контролируя рисунок. На начальном этапе разучивания первостепенное значение имеет точность соблюдения позиций и реберность выполнения. Излишне ранний переход к выполнению элемента по рисунку кругов может исказить точность позиций, вызвать, например, наклон головы, перекос линии плеч, неправильное положение бедер и другие ошибки. Однако после того как фигурист усвоил основную схему выполнения (обычно проходит 2—5 тренировочных занятий), нужно приступить к выполнению разучиваемого элемента по начерченным кругам.

После того как в принципе освоен основной учебный вариант выполнения, начинается непрерывный процесс совершенствования. Кроме общей для всей спортивной деятельности фигуриста задачи повышения психической устойчивости этап совершенствования обязательных фигур имеет еще две основные задачи:

1.  Шлифовка техники.

2.  Создание функциональной избыточности. Шлифовка техники проводится с целью совершенствования следующих деталей выполнения:

1.  Отработка точности позиций, и в первую очередь положения линии плеч и линии бедер, положения рук, ног, головы и свободной ноги.

2.  Отработка точности начертания кругов, коридоров, формы толчков, начальных участков следа, подъезда к толчкам, формы центра фигуры.

3.  Обеспечение реберности элементов.

4.  Отработка симметрии рисунка поворотов.

5.  Совершенствование покрытия дуг, толчков, перетяжек и поворотов.

Создание функциональной избыточности тесно связано с совершенствованием техники выполнения. В обязательных фигурах функциональная избыточность можег быть достигнута в процессе работы над вариативностью выполнения. Имеется в виду использование в тренировке различных вариантов техники выполнения обязательных фигур. В первую очередь это касается формы и амплитуды движения свободной ноги в поворотах, способов отталкивания в крюках и выкрюках, вариантов перевода плечевого пояса и головы, а также подготовки туловища к поворотам.

Другим средством повышения функциональной избыточности являются специальные упражнения, модифицированные и усложненные варианты обязательных фигур. Подробно некоторые из таких упражнений и вариантов рассмотрены в разделах, посвященных методике освоения соответствующих элементов. В общих чертах модификация и усложнение элемента приобретают такие, например, формы, как двойное выполнение круга, поворота, петли, многократное повторение различных поворотов и т. п.

В переходном и в начале подготовительного периода подготовки можно проводить испытания различных по конфигурации лезвий, моделей коньков, способов заточки, высоты каблука, расположения конька на ботинке. Такие поиски, с одной стороны, позволяют определить оптимальный для данного фигуриста комплект инвентаря, с другой — повышают функциональную избыточность.

Следует учитывать, что эксперименты с инвентарем крайне нежелательны в конце подготовительного периода и недопустимы в соревновательном.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Под структурой учебно-тренировочного занятия подразумевают определенную последовательность в решении задач обучения и тренировки. Построение занятия должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности человека. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние, состояние врабатываемости, устойчивое состояние, состояние сниженной работоспособности.

В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия. Данные задачи решают в трех частях занятия: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия включает разъяснение задач, порядка выполнения фигур и количества следов каждой фигуры. Спортсмены подготавливают коньки, одежду, раскладывают циркули. Разминка состоит из общей части, проводимой в зале. В нее входят обще-развивающие упражнения с низкой интенсивностью движений и большим числом повторений. В общей части разминки очень важны проверка точности кинестезиче-ских ощущений, контроль чувства равновесия. Для этого используют упражнения, связанные с поворотом плечевого пояса относительно таза, вращения головой, приседания на одной ноге, движения, имитирующие повороты и перетяжки. В этой части разминки основное внимание уделяют приведению в готовность анализаторных систем—двигательной, вестибулярной, тактильной.

Вторая часть разминки носит специальный характер. Ее проводят на льду. Сюда входит выполнение простых фигур и частей фигур, являющихся подготовительными для тех, что будут выполняться в основной части урока. Специальная часть разминки не должна занимать много времени, иначе не выполняется основная программа урока, оказывается скомканной заключительная часть, сокращается время тренировки фигур с петлями — одного из наиболее сложных и ответственных разделов обязательных упражнений.

Если фигуристу в специальной части разминки не удается достичь требуемого уровня выполнения подготовительной фигуры (например, круга № 4 или параграфа назад), то эти фигуры целесообразно включить в основную часть занятия. В разминке следует использовать только движения и фигуры, выполняемые уверенно.

Основная часть занятия, как правило, включает выполнение фигур, которые составляют соревновательную программу для фигуриста данного разряда. Содержание этой части и характер ее проведения меняется в зависимости от этапа подготовки и уровня мастерства занимающихся.

На общеподготовительном этапе (июль — август) содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, фигуристы отрабатывают наиболее трудные для себя элементы фигуры. Для занятий характерно большое число повторений, малое количество разных фигур. Значительную часть тренировки (70—80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования (раз в неделю) по простым фигурам, отдельным толчкам, поворотам и т. п.

На этапе специальной подготовки (сентябрь — октябрь) постепенно переходят к выполнению соревновательного варианта фигур. Меньше используют циркуль для предварительного начертания рисунка (40—50%), с его помощью больше контролируют точность начертания фигур. Объем работы над одной и той же фигурой падает; увеличивается число фигур, выполняемых в одном занятии. Проводятся контрольные соревнования по отдельным фигурам (раз в неделю) и подробный разбор допущенных ошибок.

На этапе контрольных соревнований в соревновательном периоде (ноябрь — декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур можно проводить по группам классификации, утвержденной на данный сезон. Уменьшается в этот период время, отводимое для работы над отдельной фигурой.

Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).

На этапе основных соревнований (январь — февраль — март) ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время отводятся контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.

В переходный период (апрель — май) постепенно отказываются от контрольных выполнений фигур. Главная задача этого периода-—расширение двигательных возможностей спортсмена, поиск и разучивание новых способов выполнения, определение путей совершенствования наиболее отстающих звеньев в подготовке фигуриста.

Говоря об общих чертах содержания основной части занятий в различные периоды подготовки, необходимо обратить особое внимание на недопустимость монотонности, однообразия в выборе средств тренировки и форме проведения занятий в годовом цикле. Занятия подготовительного, соревновательного и переходного периодов должны существенно отличаться друг от друга по своему содержанию и форме проведения. В этом — залог эффективности обучения и поддержания интереса фигуристов к овладению обязательными фигурами.

В заключительную часть занятия входят упражнения, не требующие максимальной концентрации внимания. Здесь целесообразно использовать имитацию поворотов, выполняемых многократно по прямой, специальные фигуры (тюльпанчики, звездочки и т. п.) и другие упражнения.

ОБУЧЕНИЕ ТОЧНОСТИ СКОЛЬЖЕНИЯ

В основе точного скольжения в обязательных фигурах лежит умение воспроизвести заданное движение во времени и пространстве.

Одним из информативных показателей точности скольжения является качество покрытия фигуры, т. е. расстояние между отдельными следами при многократном ее выполнении. Таким образом, перед фигуристом стоит задача стандартизации движений. Точное повторение рисунка фигуры основано на кольцевом характере управления движениями.

Принципиальные основы кольцевого управления движениями, т. е. управление с участием обратной связи, впервые сформулированы Н. А. Бернштейном. Упрощенно говоря, сущность его заключается в том*, что выполнение движений сопровождается непрерывными сигналами, поступающими от рецепторов зрительного, двигательного и других анализаторов к мозгу и несущими информацию о степени рассогласования требуемого направления скольжения от имеющегося в данный момент. Стандартизация скольжения, т. е. точное покрытие следа, возможна только на основе высокоразвитой, подвижной системы обратной связи.

Сигналы о рассогласовании требуемого направления скольжения и имеющегося в настоящий момент (сигна-. лы обратной связи) поступают в первую очередь от зрительного анализатора. При этом центральное и периферическое зрение выполняет несколько разные функции. Периферическое обеспечивает пространственную ориентацию фигуриста и очень важно для точности воспроизведения движений, например поворотов и толчков. Центральное зрение решает несколько более узкую задачу ■— создает возможность для предельно точного покрытия следа. Однако другие анализаторы отнюдь не играют второстепенной роли. Более того, важнейшую информацию о взаимном положении частей тела и всего тела относительно льда дают рецепторы опорной ноги, и в первую очередь голеностопного сустава, а также тактильные рецепторы свода стопы. Большая роль в управлении движениями при скольжении принадлежит вестибулярному аппарату, особенно при таких быстрых движениях, как повороты.

Таким образом, совершенствование точности движений в обязательных фигурах (или, более узко, точности покрытия) должно идти по пути совершенствования функций мышечно-суставной системы спортсмена и анализаторных систем, обеспечивающих в данной ситуации сигналами обратной связи, ибо именно эти сигналы на основе гибкой системы управления позволяют обеспечивать высокую стабильность движений. Другими словами, в основе точности покрытия, т. е. стабильности движений, лежит гибкость двигательного навыка, вариативность структуры управления.

Точность при простом скольжении может быть улучшена благодаря правильному выбору места следа, в которое должен быть направлен взгляд фигуриста (рис. 29). У квалифицированного спортсмена это 20—• 30 см впереди конька. У начинающих это расстояние больше. Выполняя второй след, необходимо стремиться, чтобы он был расположен несколько внутри первого. Это, как правило, уменьшает разброс следов. Последующие следы прокладывают в своего рода коридоре, образованном первым и вторым следами. Если один из следов или его участок нарисованы неправильно, то в дальнейшем исправляют рисунок и выполняют фигуру по правильному следу. Фигурист должен стремиться рисовать фигуру след в след.

Рис. 29. Схема зрительного контроля следа

Качество покрытия, а также гладкость следа улучшаются, если при скольжении акцентировать внимание на том, чтобы расположить конек по касательной к следу в точке скольжения.

Наиболее сложна точность покрытия поворотов. Совершенствование здесь необходимо начинать с выявления системы разброса. Можно установить, например, что каждый последующий поворот у фигуриста располагается несколько дальше предыдущего. В этом случае спортсмен получает задание располагать каждый последующий элемент перед предыдущим.

Помогают совершенствовать точность покрытия и специальные упражнения. Например, фигурист должен расположить элементы по заранее заданной преподавателем схеме, допустим: первый — на оси; второй — до первого элемента; третий — после него и т. п. Другая разновидность этого упражнения: заранее определить чередование расположения элементов в направлении «выше — ниже». Например, первый элемент выше, второй— ниже, третий — выше (рис. 30).

Важно обучить спортсмена выполнять покрытие следа непрерывно, не фиксируя взгляда и внимания на одной точке. Следить за следом нужно по правилу непрерывного переключения внимания на последующие участки следа. Это особенно трудно осуществляется при покрытии поворотов. В момент выполнения въезда в поворот фигурист должен «прицеливаться» к вершине элемента, в момент прохождения коньком вершины поворота сконцентрировать внимание на выезде из поворота и т. д. Таким образом осуществляется принцип слежения с опережением (см. рис. 29).

Рис. 30. Упражнения для совершенствования точности покрытия поворотов

Чем выше мастерство фигуриста, тем ближе друг от друга располагаются участки скольжения и участок, на котором сконцентрировано внимание.

Одним из путей совершенствования точности покрытия следа является поиск вариантов выполнения, способов отталкивания и таких смен позиций, которые обеспечивают достаточно длительный зрительный контроль. Эти варианты обычно более сложны с точки зрения техники выполнения.

Для уменьшения разбросов следов, а также устранения хронических искажений рисунка целесообразно использовать ориентиры, положенные на лед (например, кусочки бумаги), ограничивающие возможный диапазон разброса следов и создающие своего рода коридор, в котором должны пролегать следы. Мастерство скольжения, его точность, как мы уже говорили, можно значительно улучшить в процессе совершенствования двигательных возможностей фигуриста. Хорошим средством для этого являются специальные фигуры, выполняемые в заключительной части занятия в форме игры, соревнования на качество покрытия, точность и красоту рисунка (рис.31).

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

При разучивании обязательных фигур возникают погрешности или ошибки в технике выполнения отдельных элементов. Для того чтобы исправлять ошибки, необходимо знать причины их возникновения. Эти причины можно разделить на четыре группы: биомеханические, физиологические, психолого-педагогические, инвентарь. К первой группе ошибок относятся:

1.  Нерациональное использование сил инерции и реактивных сил. На начальных этапах овладения навыком эти силы вызывают большое число ненужных, мешающих движений. При этом ошибки, допущенные в одной части фигуры, в дальнейшем, как правило, вызывают своего рода цепочку новых ошибок.

2.  Невозможность объективно оценить правильность, своих движений. Катание на плохом, изрезанном льду резко уменьшает возможность наблюдения за качеством следов. Это часто приводит к тому, что показатель качества выполнения — рисунок фигуры трудноразличим.

3. Нарушение заданного ритма движений. Этот показатель особенно важен в фигурах с петлями, где характер движений приближается к циклическому.

Рис. 31. Специальные фигуры для совершенствования двигательных возможностей фигуриста

Ко второй группе ошибок относятся:

1.  Иррадиация возбудительных и тормозных процессов, ведущая к напряжению и расслаблению тех групп мышц, участие которых усложняет выполнение фигуры. Эта причина возникновения ошибок, имеющая физиологическое обоснование, тесно связана с умением эффективно использовать реактивные силы и силы инерции.

2.  Трудность дифференциации кинестезических ощущений, связанная с филигранностью и тонкостью движений в обязательных фигурах.

3.  Отрицательный перенос двигательных навыков.

4.  Плохое состояние, утомление, болезнь спортсмена. Важнейшие причины ошибок, имеющие психологическое и педагогическое обоснование:

1.  Недостаточное развитие двигательных качеств.

В обязательных фигурах это прежде всего слабый уровень развития групп мышц, обеспечивающих поддержание требуемой позы. Отсюда опущенные, висящие руки, оттопыренный носок свободной ноги, отсутствие напряженного состояния туловища в нужный момент, недостаточно выраженное положение подготовки к элементу, слабое встречное движение плеч относительно таза. С развитием качества силы тесно связано развитие активной гибкости тела, и. в первую очередь активной вращательной подвижности позвоночного столба.

2.  Неточное представление о структуре выполняемых движений. Эта причина вызывает большое число ошибок, которые легко определить по неверно принятым позициям, неправильным движениям туловища, рук, свободной и опорной ног.

3.  Неуверенность, страх, смущение после слабо выполненной фигуры, отсутствие интереса к изучению определенного раздела катания.

Для исправления ошибок рекомендуется использовать вспомогательные устройства и тренажеры. В обязательных упражнениях, как и в других разделах фигурного катания, вспомогательные устройства и тренажеры применяются все еще недостаточно широко во многом из-за отсутствия удобных, компактных, легко используемых в условиях спортивной тренировки устройств такого рода.

Один из наиболее трудоемких разделов обязательных фигур — исправление ошибок в форме поворота. Анализ техники выполнения поворотов позволяет установить некоторые общие связи между различными пространственными, скоростными и силовыми компонентами техники выполнения поворота и его формой. На практике часто встречаются искажения формы поворота, вызванные такими причинами, как, например, недостаточная подготовка и неправильная смена участка скольжения конька. Иногда неправильная форма поворота вызвана сочетанием большого числа технических погрешностей. Для того чтобы разобраться в них, необходимо иметь ясное представление о роли каждого компонента движения в начертании рисунка поворота.

Дальше приведены некоторые рекомендации по методике совершенствования формы поворотов, разработанные на основе биомеханического анализа движений в поворотах. При рассмотрении влияния одного из движений другие считаются выполненными идеально.

Степень скрученности туловища перед поворотом. Недостаточная подготовка к повороту (малая степень скрученности туловища) обычно приводит к круглому въезду и пологому выезду.

Чрезмерная степень скрученности туловища в практике встречается весьма редко, поэтому, как правило, во всех фигурах, особенно в скобках и крюках, полезно совершенствовать степень подготовки к элементу.

Амплитуда движения свободной ноги. Уменьшение амплитуды движения свободной ноги вызывает уменьшение величины поворота, и наоборот — увеличение амплитуды движения свободной ноги вызывает увеличение величины поворота.

Скорость движения свободной ноги. Медленному движению свободной ноги на въезде или выезде соответствует малая кривизна дуги въезда или выезда; быстрому движению соответствует дуга большей кривизны. В результате при быстром движении обычно дуга въезда или выезда крутая, при медленном — пологая.

Участок скольжения. Перемещение участка скольжения с заднего по ходу к переднему (т. е. «перекат») вызывает увеличение размера соответствующей дуги. Другими словами, использование «переката» увеличивает величину дуги, на которой он был выполнен. При выполнении дуг въезда и выезда на передней и задней частях конька кривизна следа большая, чем при выполнении на средней части.

Скорость разрешения. Как правило, быстрый поворот имеет недокрученную форму, а медленный — более перекрученную. Под скоростью разрешения подразумевается скорость встречного вращения верхней части тела относительно нижней.

Увеличение скорости разрешения сопровождается уплощением въезда и увеличением кривизны выезда. Уменьшение скорости разрешения сопровождается увеличением кривизны въезда и уплощением выезда. Скорость разрешения влияет также и на размер элемента. Увеличение ее вызывает уменьшение величины поворота, а уменьшение, напротив, — увеличение размера поворота.

Реберность. На форму дуг въезда и выезда влияет степень наклона конька ко льду. Большой наклон конька сопровождается более плоской дугой скольжения. Меньшая реберность поворота увеличивает вероятность выполнения дуги с большой кривизной. Другими словами, это правило можно сформулировать так: более реберный — менее докрученный поворот, менее реберный — более докрученный.

Аналогичный механизм действия имеет степень «облегченности» участка поворота. Если в результате разгибания опорной ноги сила взаимодействия конька со льдом уменьшена (более тонкий след), то на этом участке можно легче добиться закругленной формы дуг. Если вертикальная составляющая силы взаимодействия конька со льдом значительна, то можно ожидать более плоских дуг.

Начало выезда. Разрешение поворота состоит из двух движений — въезда и выезда. При вращении нижней части тела с коньком фигурист имеет некоторую возможность регулировать самое начало выезда. Чем раньше начался выезд, тем менее докручен будет элемент. Позднее начало выезда приведет к перекрученной форме поворота.

Перенос о.ц.т. тела. Некоторое влияние на форму крюков и выкрюков оказывает момент переноса о.ц.т. тела из одного круга в другой и связанное с этим направление подъезда к повороту. Следует иметь в виду, что на форму крюка и выкрюка этот фактор оказывает противоположное влияние.

Ранний перенос о.ц.т. во второй круг приводит к тому, что выкрюк оказывается перекручен, а крюк недокручен. Поздний перенос о.ц.т. приводит, напротив, к тому, что выкрюк получается недокручен, а крюк перекручен.

Рис. 32. Взаимное расположение среднего и крайнего кругов при начертании крюков и выкрюков: а — круги касаются — форма поворота несимметрична; б — круги пересекаются — форма поворота симметрична

Следует обратить внимание на одну деталь начертания крюков и выкрюков. На рис. 32 приведены два варианта начертания поворота — с касающимися и пересекающимися кругами. Для того чтобы получить симметричную форму поворота крюком, необходимо, чтобы средний и крайний круги пересекались. Глубина пересечения выбирается с таким расчетом, чтобы расстояние между точками пересечения окружностей кругов равнялось длине поворота.

Одной из наиболее распространенных ошибок в рисунке поворотов является наличие в вершине так называемой «шляпки». Эта погрешность возникает в результате скобления льда передней частью конька в поворотах вперед и задней частью — в поворотах назад. Для предотвращения этой ошибки необходимо следить, чтобы конек не поворачивался в вершине поворота. Другими словами, любой поворот должен состоять только из движений въезда и выезда. По ощущению спортсмен воспринимает правильное выполнение как въезд конька в вершину и выезд из нее, а не как поворот конька в вершине элемента.

Переход от въезда к выезду необходимо выполнять как можно быстрее. В поворотах вперед вслед за перекатом с задней части конька на переднюю должен сразу же начинаться перекат конька к задней части, в поворотах назад — наоборот. Остановка движения переката в вершине элемента может привести к появлению «шляпки».

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Совершенствование методики обучения может идти по пути поиска общих, подобных движений в разных фигурах. Он позволяет несколько изменить подход к последовательности обучения и содержанию материала, осваиваемого на различных этапах подготовки. В настоящее время в подавляющем большинстве обучение идет по принципу возрастания номеров разучиваемых упражнений. Этот принцип методически оправдан, так как в большинстве случаев с возрастанием номеров фигур постепенно переходят от простых фигур к более сложным. Однако его нельзя считать идеальным. Наряду с положительными сторонами практика выявила и некоторые недостатки. В первую очередь — это длительность и трудоемкость обучения.

Предлагаемый путь совершенствования методики основывается на систематизации элементов обязательных фигур по принципу подобия схемы движения, подобия исходных и конечных положений.

Весь объемный материал обязательных упражнений основывается на относительно небольшой группе движений тела и его звеньев. Уверенные владения этими своего рода элементарными движениями — залог более быстрого овладения комплексом обязательных фигур. Причем традиционный метод обучения от простого — к сложному не заменяется, а лишь дополняется. Смысл дополнений заключается в том, что с первых занятий по обязательным фигурам спортсмен параллельно с разучиванием конкретной фигуры (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.) осваивает движения, положения тела, позиции, которые являются общими для всех обязательных фигур. К таким общим деталям техники относятся: - 1. Работа опорной ноги.

2.  Работа свободной ноги.

3.  Работа туловища.

4.  Стандартные положения, встречающиеся на въездах и выездах в поворотах, перетяжках и петлях.

С первых лет обучения фигурист должен целенаправленно подготавливаться к выполнению всего комплекса элементов — поворотов, перетяжек, петель. Уже на втором году обучения целесообразно приступить к разучиванию перечисленных движений опорной и свободной ног в поворотах, движений туловища в поворотах, перетяжках и петлях, а также стандартных положений.

Первоначально все эти движения осваивают, держась двумя руками за борт катка или специальную опору, затем в движении с опорой на обе или одну руку преподавателя, а в дальнейшем самостоятельно.

Практика показывает, что подавляющее большинство начинающих спортсменов воспринимают каждую следующую разучиваемую фигуру как самостоятельную, совсем не связанную или очень мало связанную с предыдущими и последующими фигурами.

Выявление общих черт, объединение аналогичных позиций в группы ставит своей целью придать обучению стройность, создать у обучающихся четкое представление о взаимосвязи движений фигуриста в разных элементах и фигурах. Этот принцип должен проходить красной нитью через весь процесс обучения, с первых уроков до этапа высшего спортивного мастерства.

Рассмотрим общие для элементов обязательных фигур движения звеньев, а также группы аналогичных положений тела.

Работа опорной ноги. Для уверенного выполнения элементов обязательных фигур необходимо владеть двумя основными вариантами движения опорной ноги —■ при поворотах вперед и назад.

После разъяснений, разучивания в зале перед зеркалом переходят к освоению движения на льду, держась за борт катка. При этом контролируют две основные детали: реберность, т. е. наклон конька и смену ребра в тройках и скобках, а также согласованность смены участка скольжения и сгибания и разгибания опорной ноги. Смена участка скольжения должна происходить от средне-задней части конька к среднепередней и затем к передней на въезде в поворот и в обратном порядке — на выезде из него (рис. 33, а).

В поворотах назад схема движения аналогична — разгибание опорной ноги во въезде в поворот и сгибание на выезде. Однако смена участка скольжения выполняется в противоположном порядке: на въезде — от среднепередней части к среднезадней и затем к задней, а на выезде— от задней к средней части (рис. 33,6).

Рис. 33. Смена участка скольжения: а — в поворотах вперед; б — в поворотах назад

Как и в поворотах вперед, контрольным является момент прохождения вершины поворота - в этом положении лезвие должно быть перпендикулярно окружности в месте поворота. В этих же точках необходимо контролировать реберность скольжения.

Таким образом, кроме близкого к статическому согнутому положению опорной ноги при скольжении назад и вперед существуют два рассмотренных основных варианта движения опорной ноги. Эти варианты охватывают практически все режимы скольжения во всех фигурах.

Рис. 34. Основные варианты движения свободной ноги в поворотах: а — в поворотах вперед; б — в поворотах назад

Изучение описанных вариантов обеспечивает в дальнейшем более быстрое освоение любой сложной фигуры.

Работа свободной ноги. Несмотря на кажущееся разнообразие движений свободной ногой, в сущности, необходимо овладеть несколькими схемами движения свободной ноги.

Если не различать ребро, на котором происходит въезд или выезд, то в принципе движения свободной ноги в поворотах сводятся к двум вариантам: движение в поворотах вперед и движение в поворотах назад (рис. 34). Разучивание этих двух основных движений позволяет охватить все повороты. Обучение ведется таким образом, чтобы возможные изменения характера движения свободной ноги преподносились обучающимся не как самостоятельные варианты, а как упрощенные модификации двух основных. Например, тройки лучше выполнять простым приближением свободной ноги к опорной, хотя на практике иногда встречаются и другие варианты движений.

Работа туловища. Методически очень важно подробно объяснить фигуристам, что, несмотря на разнообразие позиций подготовки и завершения в поворотах, несмотря на различие рисунка поворотов, ребра конька и фронта скольжения, движение, вызывающее поворот, всегда одно и то же. Это встречное вращение плечевого пояса и рук относительно таза. Для иллюстрации тезиса можно попросить спортсмена выполнять, например, тройку, скользя вперед на обеих ногах: на правой ноге — на наружном ребре, на левой — на внутреннем ребре. В этом случае при одном и том же движении плечевого пояса относительно таза при опоре на правую ногу получается тройка вперед-наружу, а при опоре на левую ногу — тройка вперед-внутрь. Аналогичным образом можно продемонстрировать полное подобие работы туловища в крюках вперед-внутрь и вперед-наружу, в скобках вперед-внутрь и вперед-наружу, крюках назад-наружу и назад-внутрь и т. д.

Причем важно разъяснить, что некоторое различие во вращательном движении верхней части тела относительно нижней имеется в амплитуде движения и его быстроте. Как мы уже говорили, быстрый поворот значительной амплитуды используется в скобках и крюках, более медленный, с меньшей амплитудой — в тройках и выкрюках.

Стандартные положения. Одной из сложных задач овладения высоким мастерством является совершенное выполнение кругов, уверенное скольжение по дугам в различных позициях, приобретение специфического для фигуристов чувства круга. Эти качества развивают в основном при выполнении кругов и их сочетаний, параграфов и восьмерок. Однако практика обучения свидетельствует о необходимости специальной, весьма трудоемкой отработки позиций подготовки, разрешения и завершения поворотов, позиций в перетяжках и петлях.

Неумение удержать нужную позицию часто мешает быстро освоить сложную фигуру. Именно это обстоятельство наталкивает на мысль о необходимости изучения основных стандартных положений тела в обязательных фигурах с первых шагов на льду в том объеме и с той степенью совершенства, которые определяются этапом подготовки.

Такой подход к обучению позволяет юному фигуристу, например, к началу разучивания выкрюка наружу уже иметь четкое представление о позициях подготовки и завершения элемента и удовлетворительно владеть ими.

Необходимость и целесообразность введения в практику обучения так называемых стандартных положений тела объясняется тем, что они, составляя костяк обязательных элементов, тесно связаны с выполнением конкретных поворотов, петель и перетяжек. Нередко выполнение какого-либо элемента возможно, например, с различным исходным и конечным положениями свободной ноги. В сущности, вынесение ноги вперед или удержание ее в положении сзади перед поворотом не имеет принципиального значения. Главным в обязательных фигурах является не положение свободной ноги, а направление скрученности туловища относительно опорного конька, фронт и направление скольжения в данный момент.

Так, перед скобкой вперед-наружу в практике одинаково часто встречается положение свободной ноги сзади и спереди. Известно, что вынесение ноги вперед или удержание ее сзади не меняет сущности исходного положения, однако описывается в классификации Н. А. Панина разными позициями: I — с ногой сзади и III —с ногой спереди. Аналогичная ситуация при описании положения после скобки вперед-наружу — с ногой спереди — IV позиция, с ногой сзади —II позиция.

Однако биомеханический анализ исходного перед скобкой вперед-наружу положения говорит о том, что оно может быть одно: скрученность туловища направлена в сторону свободной ноги, фронт скольжения — вперед, направление скольжения — наружу, направление подготовки — отрицательное.

Результаты анализа позиций, встречающихся в элементах обязательных фигур, приведены в табл. 4. Как видим, все многообразие положений может быть сведено к восьми так называемым стандартным, используя которые можно выполнять все элементы, встречающиеся в фигурах. Методический смысл данной таблицы заключается в первую очередь в том, что спортсмены конкретно могут представить (в плане предварительного овладения основными положениями) объем, число и сложность позиций. Приведенные стандартные позиции — своего рода азбука начинающего фигуриста. Овладевать ими целесообразно одновременно с разучиванием соответствующих дуг и кругов. Практически это соответствует второму и третьему годам обучения. Практика показала, что владение данными положениями необходимо. Это существенно облегчает освоение всего комплекса элементов обязательных фигур.

Рассмотрим эти положения. Положение А (рис. 35). Туловище скручено в положительном направлении. Линия плеч и рук располагается вдоль следа. Линия таза перпендикулярна направлению скольжения. Положение свободной ноги чаще всего сзади. Скольжение происходит на среднезадней части полоза конька. Свободное плечо (переднее по ходу) несколько выше опорного. Эта деталь исключительно важна, так как предотвращает изгиб продольной оси тела на въездах и выездах из поворотов и при простом скольжении. Положение отрабатывают в зале, на тренажере «Грация» и на льду. После овладения простым скольжением в этой позе приступают к выполнению специальных упражнений с поворотами.

Рис. 35. Стандартные положения тела

Наиболее характерны два сочетания: последовательное выполнение тройки вперед-наружу со скобкой назад-внутрь и крюка вперед-наружу с крюком назад-наружу. В первом случае акцентируется подготовка к тройке, завершение скобки, во втором — подготовка к крюку вперед и завершение крюка назад. Модификацией этой позы

является подготовка к крюку вперед-наружу, при которой свободная нога находится впереди. Однако это не меняет сущности позы.

Свободное владение позицией А важно также для выполнения подготовки к петле вперед-наружу, особенно в параграфах и восьмерках, где после перетяжки часто возникает изгиб продольной оси, наклон туловища р,пе-ред, опускание свободного плеча, отведение свободной ноги в сторону. Эта деталь тесно связана с выполнением перетяжки вперед-внутрь, в которой выезд выполняется в позиции А.

Другие стандартные положения также изображены на рис. 35. Овладение ими ведется по приведенной схеме. Отработка положений на льду идет весьма эффективно при выполнении упражнений с поворотами. Для каждой позиции выбирается свое сочетание поворотов, исходя из данных таблицы (как это сделано для позиции А).

 
Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 175 с, ил.
Разделы
Школа в фигурном катании (Мишин А. Н.)
Основные понятия и терминология
Общие положения техники выполнения обязательных фигур
Биомеханическое обоснование основных движений в обязательных фигурах
Основы техники выполнения обязательных фигур
Методика обучения обязательным фигурам
Выполнение элементов обязательных фигур
Толчки
Круги
Перетяжки
Тройки
Скобки
Крюки
Выкрюки
Петли
Выполнение сложных фигур
Фигуры с тройками, выкрюки
Фигуры с двукратными тройками
Фигуры со скобками, крюки
Фигуры с петлями
Особенности зарубежных школ фигурного катания
Инвентарь, тренажеры, вспомогательные устройства
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 1.02 сек.