анон-анон пишет: |
Человек без амбиций скорее всего не будет учить иностранные языки. |
Не совсем так. Само по себе изучение иностранного языка — увлекательное занятие. Я учил итальянский язык, хотя знал, что в Италии вряд ли когда-нибудь побываю (теперь после СВО уж точно, я даже 3 года как не возобновляю свой загранпаспорт). Правда, польза была только от чтения художественных книг на языке оригинала, а также итальянских фильмов и особо итальянского ТВ (RAI-1, RAI-2), всё это оказалось достаточно интересным. Я очень увлекся популярной на итальянском ТВ викторине "Reazione a catena" (Цепная реакция), это своего рода игра в слова и фразы (полного аналога на нашем ТВ нет), что замечательно, если учишь язык. Но какие тут амбиции? Даже и не с кем об этом поговорить, только жизнь чуть-чуть разнообразит. Интересно сравнивать грамматику разных языков. Мне это также чуть-чуть помогло как математику & computer scientist'у, поскольку я давно увлекался теорией формальных языков и грамматик и написанием компиляторов, даже читаю на мехмате спецкурс по этой теме. Но а'приори об этом я не думал и ни на что не рассчитывал.
анон-анон пишет: |
Хвоствил пишет:
а что насчет философии на Мехмате МГУ? ВУЗ сложно назвать техникумом, но много ли студентов воспринимали там этот предмет всерьез?
Там предмет было бы точнее называть "история философии", то есть предмет о том, когда какие основные философы жили, какие примерно у них были взгляды и какие основные концепты они придумали. Причём по-моему в основном про совсем древних философов. В общем чтобы люди просто какое-то представление о предмете имели. В принципе так везде, думаю, в не-гуманитарных ВУЗах. |
Неправда, что на мехмате философию не воспринимали всерьез. По крайней мере, по моему опыту это не так. На меня в свое время сильное впечатление произвели несколько страниц из Иммануила Канта, то место, где речь идет о пространстве и времени (формах "чистого созерцания"), о трансцедентальном субъекте и т.п. По-моему, всё это очень близко к мировоззрению математиков. Когда я был студентом, у нас философию вёл Спиркин, но на меня самое сильное впечатление произвел Василий Яковлевич Перминов, который преподавал философию в аспирантуре. Он убедил нас, что философия — именно наука, не какая-то разновидность истории или искусства. На занятиях по философии в группе аспирантуры мы, например, изучали книгу Куна "Структура научных революций" (для меня слово "парадигма" пришло оттуда), сам я эту замечательную книгу вряд ли бы когда-нибудь прочитал. Да и сами теории Перминова достаточно увлекательны, они в какой-то степени продолжают взгляды Канта (есть вещи, которые не сводятся к опыту). Также мне близок его взгляд на философию как набор моделей, описывающих мир (как объективно существующий независимо от субъектов, где все явления имеют причину и всё детерминировано, так и с точки зрения субъекта, где есть свобода воли; как в квантовой механике, где, казалось бы, квантово-волновой дуализм противоречив только на первый взгляд; нет единой модели, которая применяется всегда и везде, есть разные модели, применимые в разных контекстах, аналогично волновому и корпускулярному подходу в физике; в общем, советую почитать статьи Перминова). Например, почему наше пространство трехмерно? Кажется нам это, на самом деле это так (ведь в физике есть модели, где и пространство 6-мерно, и время не вещественное, а комплексное), что такое "на самом деле". Это философские вопросы или физические? И т.п. Уверяю, все в нашей группе воспринимали эти (обязательные) семинары по философии всерьез. А я даже читал в Ленинке статьи Пуанкаре, Адамара, Лузина (у меня был реферат по философским воззрениям Лузина), и это реально было интересно. Как и популярные статьи по квантовой механике (история ее в замечательном виде излагалась в журналах "Наука и жизнь" в 70-е годы, которые я читал еще в школе). В общем, позитивистская философия, которая была у нас на мехмате (на старших курсах и в аспирантуре) — вещь и увлекательная, и близкая к физике и математике.