Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Прыжки во вращение

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223   
 

Прыжки, в которых вращение продолжается и после приземления, называют прыжками во вращение (рис. 52—60). Исторически они появились до многооборотных прыжков. Попытки начать вращение на льду с помощью прыжка стали первыми прыжками во вращение.

Рис. 52. Прыжок в волчок па толчковую погу — «чинян»
Рис. 53. Прыжок в волчок на маховую ногу

При выполнении прыжков во вращение не ставится задача выполнить в полете максимальное число оборотов. По этой основной причине прыжки и выделены в отдельную группу. Главная задача фигуриста в прыжках во вращение — большая высота полета и затем быстрое, устойчивое вращение в правильной позе после приземления.

Рис. 54. Прыжок в волчок на маховую ногу через положение ласточка

Различают прыжки с приземлением и последующим вращением на толчковой ноге и прыжки, в которых приземление и вращение происходят на ноге, выполняющей мах.

В зависимости от позы, в которой осуществляется вращение, различают прыжки в волчок и во вращение ласточка. Возможны также прыжки во вращение и с другими конечными и- промежуточными положениями.

Существенное влияние на выполнение прыжка во вращение оказывает характер позы, которую фигурист принимает в полете. С этой точки зрения можно выделить прыжки с положением в полете, соответствующим волчку вперед, волчку назад, ласточке и т. п.

Рис. 55. Прыжок в ласточку
Рис. 56. Прыжок в волчок оллером
Рис. 57. Прыжок в волчок петлей
Рис. 58. Прыжок в волчок сальховом на толчковую ногу
Рис. 59. Прыжок в волчок сальховом на маховую ногу
Рис. 60. Прыжок в ласточку «бабочкой»
Рис. 61. Схема следов, оставленных на льду при выполнении прыжка во вращение

Способ толчка позволяет существенно изменить технический рисунок прыжка во вращение. В программах фигуристов можно встретить прыжки с использованием толчка способом аксель, сальхов, ол-лер, петлей, «бабочкой» и др.

Все они имеют различный угол поворота тела в полете, однако с этой точки зрения их обычно не классифицируют и угол поворота выбирают из соображений удобства приземления и устойчивости последующего вращения. В табл. 5 приведена классификация основных прыжков во вращение по способу толчка, наличию смены ноги в полете и положению тела, в котором выполняется вращение после приземления.

Таблица 5

Классификация основных прыжков во вращение

Название

Способ толчка

Смена ноги

Способ вращения после приземления

Прыжок в волчок

Аксель

Нет

Волчок вперед

Прыжок в волчок на маховую ногу

Аксель

Есть

Волчок назад

Прыжок в ласточку

Аксель

Есть

Ласточка назад

Прыжок в ласточку «бабочкой»

«Бабочка»

Есть

Ласточка назад

Прыжок в волчок оллером

Оллер

Есть

Волчок вперед

Прыжок в волчок петлей

Петля

Нет

Волчок назад

Прыжок в волчок сальхвом на толчковую ногу

Сальхов

Нет

Волчок вперед

Прыжок в волчок сальховом на маховую ногу

Сальхов

Есть

Волчок назад

Рис. 62. Определение направления толчка в прыжках во вращение

Своеобразие прыжков во вращение заключается в том, что они тесно объединяют прыжок и вращение. В одних способ выполнения подхода и толчка аналогичен подходу и въезду во вращениях (прыжок во вращение ласточка, прыжок в волчок «чинян»), в других подход и толчок осуществляются почти так же, как и в соответствующих многооборотных прыжках (оллер в волчок, петлей в волчок и т. п.).

Остановимся коротко на основных правилах выполнения и способах разучивания тех прыжков во вращение, в которых подход и толчок аналогичны подходу и въезду во вращения. К этой группе прыжков следует в первую очередь отнести прыжок во вращение ласточка и прыжок в волчок на толчковую ногу (см. рис. 52 и 55).

На рис. 61 схематически изображены следы, оставленные на льду при выполнении прыжка во вращение, относящегося к рассматриваемой группе. Каждый такой прыжок состоит из подхода, содержащего дуги (1, 2, 3 и 4); толчка, выполненного на дуге (5), полета (6); приземления (7); вращения вокруг этой точки и выезда по дуге (8).

Подход. Для начального обучения лучше использовать подход, аналогичный подходу во вращениях вперед, но с несколько большей скоростью (3—4 м/сек). Последнюю дугу подхода — назад-внутрь — следует выполнять уверенно, не касаясь льда зубцами конька.

Толчок. Он имеет решающее значение. Поэтому фигурист в первую очередь должен правильно определить его направление (рис. 62). Направление толчка следует считать правильным, если точка отрыва (Б) и точка приземления (В) лежат на одной прямой, являющейся касательной к дуге подхода в точке А. В этом случае направление общего движения тела фигуриста, приобретенное в подходе, сохраняется и вращение получается более устойчивым, а весь прыжок — более естественным и легким.

Следует учитывать, что, пожалуй, важнейшим качеством, определяющим красоту прыжка во вращение, является его вывота. Поэтому при выполнении толчка необходимо стремиться, чтобы прыжок во вращение не напоминал переступание с одной ноги на другую (а такие случаи нередки в практике фигурного катания). Мощный полет вперед-вверх с ярко выраженными свободными маховыми движениями — вот каким должен быть толчок.

Полет. В полете фигурист принимает положение, близкое к тому, в котором он будет вращаться после приземления. Как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения техники не следует стремиться к плотной группировке в полете. Это позволяет избежать излишне быстрого вращения и облегчает приземление.

В прыжках в волчок уже в верхней точке траектории полета следует принять положение пистолетик. При этом важно, чтобы вертикальная ось вращения в полете проходила через стопу толчковой ноги.

В прыжке во вращение ласточка следует обратить внимание на жесткость положения тела в полете, иначе при приземлении неминуемо опускание свободной ноги и туловища. Это часто вызывает потерю равновесия и ухудшает внешний вид прыжка.

В полете тело фигуриста вращается вокруг вертикальной оси. Величина угла поворота в прыжках во вращение не столь важна, как в многооборотных прыжках. Оптимальная величина его определяется обычно путем поиска наиболее удобного, устойчивого приземления, позволяющего выполнить быстрое, хорошо центрованное вращение. В прыжке в волчок поворот тела вокруг вертикальной оси колеблется в пределах 1—1,5 оборота, в прыжке во вращение ласточка — около оборота.

Приземление. Во всех прыжках во вращение его следует выполнять на зубцы конька, плавно переходя затем на переднюю часть полоза конька. Движение это может сопровождаться группировкой рук для поддержания или увеличения скорости вращения.

Другая группа прыжков во вращение, в которых подход и толчок выполняются аналогично соответствующим движениям в многооборотном прыжке, также имеет некоторые особенности. В первую очередь несколько уменьшается скорость разбега и характер финального усилия в толчке. Если в многооборотном прыжке после толчка следует группировка, то в соответствующем прыжке во вращение в полете принимается положение волчка, ласточки или какая-либо промежуточная поза. В результате уменьшается величина угловой скорости в полете, что облегчает фигуристу выполнение приземления и вращения.

В этом отношении характерным является прыжок в волчок олле-ром. При его выполнении следует максимально увеличивать амплитуду маховых движений и, сохраняя раскрытое положение, принять позу волчка в конце полета. Уменьшение скорости разбега позволяет увеличить долю вращательного движения в прыжке и таким образом уверенно выполнить финальное вращение.

Другой существенной деталью этой группы прыжков во вращение является более акцентированное стопорящее движение. В прыжках в волчок петлей, в волчок сальховом на толчковую и маховую ногу стопорящее движение должно быть выражено ярко, чтобы уменьшить поступательное движение и усилить круговое движение всего тела. Во всех рассматриваемых элементах вращение, возникающее после приземления, а также выезд выполняются совершенно так же, как в соответствующем пируэте. Поэтому, приступая к разучиванию прыжков во вращение, следует прежде освоить соответствующий пируэт, уверенно выполнять его. В качестве подготовительных упражнений можно использовать многократные подъемы и приседания, а также выполнение подскоков на опорной ноге при вращении.

Прыжок во вращение очень эффектен, если финальный пируэт будет представлять собой комбинацию вращений.

Известно, что приближение звеньев тела к оси вращения во время группировки, т. е. уменьшение момента инерции тела, вызывает увеличение скорости вращения его и наоборот. Эта закономерность позволяет выполнять интересные комбинации вращений, которыми можно завершать прыжки во вращение.

Сравнение моментов инерции тела в различных положениях позволяет, в частности, установить, что группировка рук из положения в сторону может увеличить скорость вращения тела почти вдвое, а переход из положения ласточка в положение стоя, руки вдоль тела — более чем в семь раз. Эти данные не учитывают сил сопротивления, испытываемых телом при вращении, поэтому реальное увеличение угловой скорости меньше и зависит от характера контакта конька со льдом. С этой точки зрения выгодна опора на переднюю треть конька, когда фигурист не касается льда зубцами и не соскабливает лед ребром конька. Наименьшее сопротивление оказывается, если конек опорной ноги во время вращения описывает петли небольшого размера (3—5 см).

Овладение прыжками во вращение расширяет координационные возможности фигуриста, помогает быстрее и лучше овладеть наиболее сложными, многооборотными, прыжками.

 
Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.
Разделы
Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)
Введение
Основы техники прыжков
Одноопорное скольжение
Разбег
Толчок
Полет
Приземление
Техника тройных прыжков
Методика обучения прыжкам
Общие положения
Выбор скорости разбега. Определение направления прыжка
Обучение толчку
Совершенствование движений в полете
Основные ошибки в приземлении
Особенности основных прыжков
Реберные прыжки
Носковые прыжки
Каскады прыжков
Прыжки во вращение
Прыжки в парном катании
Затраты энергии и частота сердцебиений при выполнении прыжков
Специальная прыжковая подготовка фигуриста
Методы исследования прыжков
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.011 сек.