Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Основные ошибки в приземлении

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223   
 

Причины, вызывающие неправильное выполнение приземления, можно условно разделить на две группы: ошибки, возникающие до касания коньком льда и после касания, т. е. в момент приземления. В первую группу входят ошибки в разбеге, толчке и полете. Ко второй группе относятся ошибки, допущенные при выполнении собственно приземления.

Поэтому при обучении приземлению очень важно дифференцировать эти группы ошибок. Несмотря на разнообразие ошибок, встречающихся при выполнении разбега, толчка и полета, их можно, суммируя, свести к следующим основным:

  1. Продольная ось тела занимает положение, при котором в момент касания льда невозможно удержать равновесие.
  2. Недостаточен поворот тела вокруг продольной оси.
  3. Высокая остаточная угловая скорость вращения тела.
  4. Малая горизонтальная скорость движения тела.

При обучении фигурист нередко к началу приземления допускает две и даже больше ошибок (например, малая горизонтальная скорость движения и высокая остаточная угловая скорость вращения тела). Очень важно в таких случаях быстро выявить причину каждой из них.

Рассмотрим возможные причины возникновения наиболее распространенных ошибок. При этом целесообразно применить структурный анализ причин и последствий ошибок: Д. Д. Донской пишет: «...если возникает где-либо ошибка, то по цепям и сетям связей она может распространиться далеко в пространстве и во времени от места ее возникновения. Получается уже не одиночная ошибка, а, как говорят, целая «цепочка». Но надо искать источник ошибки не только по «цепочке» (до ошибки), но и по «сети» (в самый момент ошибки, но в другом месте, в другом звене). Поэтому часто следует искать причину ошибки довольно далеко от места ее появления»
Рис. 36. Поступательное движение продольной оси тела в хорошо выполненном прыжке

Практика обучения показывает, что наибольшее количество падений при выполнении прыжков происходит потому, что продольная ось тела фигуриста к моменту приземления оказывается в положении, при котором невозможно сохранить равновесие. Встречаются падения, вызванные нарушением равновесия в следующих направлениях: внутрь дуги приземления, наружу этой дуги, вперед, назад, а также одновременно в двух направлениях, из которых чаще приводит к падению наклон тела вперед-внутрь и назад-наружу.

В хорошо выполненных прыжках движение продольной оси тела в полете и в начале приземления близко к поступательному, т. е. она не вращается (рис. 36). Если же движение продольной оси в полете не поступательное, т. е. ось тела вращается, то к моменту приземления ее положение может не отвечать условию равновесия. Кроме того, вращательное движение продольной оси, суммируясь с вращением тела вокруг оси, вызывает более сложное пространственное движение, управлять которым весьма сложно.

Правда, положение тела в момент приземления может не отвечать условию равновесия, даже если продольная ось двигалась в полете поступательно. Это происходит в тех случаях, когда угол наклона продольной оси тела, приобретенный при отрыве, не обеспечивает сохранения равновесия при приземлении. В обоих случаях нарушение положения продольной оси тела при приземлении объясняется ошибками в толчке. В первом случае причиной является вращательный импульс, полученный продольной осью в толчке, во втором - неправильное положение продольной оси в момент отрыва.

Иногда нарушение требуемого положения продольной оси возникает в полете вследствие несимметричности движений во время группировки и разгруппировки. Обычно эти нарушения невелики, встречаются реже, и справиться с ними несложно на тренировках со страховочно-вспомогательным устройством.

Высокая остаточная угловая скорость вращения тела вокруг продольной оси в момент касания льда, как правило, вызывает вращение тела при приземлении. Из-за этого фигурист, приземляясь, вынужден выполнять тройки, а при повороте конька опорной йоги перпендикулярно направлению движения он неизбежно падает.

Чрезмерный поворот тела к моменту приземления, так называемый перекрут, существенно затрудняет выполнение приземления. Возникает он из-за высокой остаточной угловой скорости вращения. Основной причиной высокой остаточной угловой скорости вращения тела является недостаточно эффективная разгруипировка. Для уменьшения ее необходимо максимально увеличить момент инерции тела относительно продольной оси тела. Выполнение разгруппировки и приземления с поворотом верхней части тела навстречу общему направлению вращения создает предпосылки для погашения остаточного вращения при скольжении по дуге приземления.

Анализ кинограмм приземления в многооборотных прыжках, полученных с помощью зенитной съемки, показывает, что оптимальным в этот момент является положение, при котором поворот выполнен не полностью и в момент касания льда зубцом конька линия плеч приблизительно параллельна направлению движения, а плоскость конька составляет с направлением общего движения тела угол порядка 30—45°.

Недостаточный поворот тела вокруг продольной оси чаще встречается в прыжках в 2, 2,5 и более оборотов. Объясняются эти ошибки несколькими причинами. Наиболее распространенная причина - недостаточно плотная группировка, в результате чего средняя угловая скорость вращения тела в полете оказывается низкой и фигурист за время полета не успевает совершить нужное число оборотов.

Другой причиной может быть недостаточное начальное вращение, приобретенное в толчке. В этом случае даже при максимально плотной группировке средняя угловая скорость оказывается недостаточной.

Третья причина - малая высота прыжка, из-за чего фигурист не располагает достаточным для совершения нужного числа оборотов временем полета.

Низкая горизонтальная скорость, которой обладает тело в момент, непосредственно предшествующий приземлению, ухудшает качество выполнения этой части прыжка; из-за увеличения крутизны дуги приземления очень трудно сохранить равновесие на выезде. Это происходит либо вследствие недостаточной скорости разбега, либо из-за большой потери горизонтальной скорости в толчке.

Перечисленные ошибки фигуристы допускают до начала приземления. Практика показывает, что если к этому моменту характеристики движения тела находятся в допустимых пределах, то выполнение приземления не вызывает существенных трудностей. Тогда уже перед фигуристом стоят две основные задачи: с помощью амортизации погасить вертикальную скорость движения тела и обеспечить жесткость взаимного положения звеньев тела при выполнении выезда.

Для освоения амортизации и выезда рекомендуется использовать упражнения, выполняемые в зале и на льду. Разучивание приземления в зале следует начинать с отработки позы приземления и подскоков, выполняемых в этой позе. Целесообразно включать в занятия спрыгивание с небольшой высоты (30- 40 см). Фигурист при этом должен контролировать положение свободной ноги, рук и головы. Хорошим упражнением, помогающим совершенствовать приземление на занятиях в зале, является перекидной прыжок, в котором делается акцепт на качество приземления.

Рис. 37. Обучение приземлению с помощью подвижной подставки

После того как освоена поза выезда, можно усложнить упражнение и выполнять подскоки с вращением в полете сначала в половину, а затем в один и более оборотов. Чтобы точнее воспроизвести условия, в которых выполняется многооборотный прыжок, хорошо делать это упражнение сериями по 10- 15 прыжков. Таким образом фигурист совершенствует пространственную ориентировку в конечные моменты полета.

Эталоном качества освоения приземления служит выполнение спирали в позе выезда на большом ходу. Когда фигурист освоил уверенное скольжение в приземлении, можно усложнить упражнения и приступить к выполнению троечных переходов, пируэтов назад, прыжков без поворота из положения назад на обеих ногах с приземлением ходом назад-наружу и акцентированием разучиваемой позы. Касаются льда носком конька и тут же переходят на ребро конька. Полезно использовать прыжки в глубину, выполняемые с небольшого возвышения (30—50 см), например с подставки, помещенной на льду.

Амортизационную фазу приземления отрабатывают последовательно, выполняя перекидные прыжки и прыжки петля. Основное внимание уделяется качеству выполнения переката с носка на ребро конька. Если фигуристу особенно сложно освоить приземление на зубцы, в качестве подводящего упражнения рекомендуется использовать прыжки во вращение. Вращение может осуществляться в различных позах; наиболее эффективные из них - ласточка и волчок на маховой ноге. При выполнении следующего после прыжка вращения очень важно возможно дольше сохранять опору на зубцы конька.

Эффективным подводящим упражнением являются прыжки в глубину с движущейся подставки, имеющей форму стула (рис. 37). Фигурист становится на сиденье «стула», держась за его спинку. Преподаватель приводит в движение подставку, а спортсмен спрыгивает с нее и выполняет приземление на ход назад-наружу. Высота сиденья «стула» - 30—50 см, спинки - 130—150 см (в зависимости от роста фигуриста).

Для совершенствования позы при приземлении, предотвращения сгибания тела и опускания свободной ноги в момент касания льда описанные упражнения целесообразно выполнять с отягощениями, прикрепляемыми к кистям рук, к стопе свободной ноги.

Как видим, приземление зависит от качества выполнения всех предыдущих частей прыжка. В случае неудачи важно определить ошибку и тогда уже совершенствовать ту часть прыжка, в которой она была допущена.

 
Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.
Разделы
Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)
Введение
Основы техники прыжков
Одноопорное скольжение
Разбег
Толчок
Полет
Приземление
Техника тройных прыжков
Методика обучения прыжкам
Общие положения
Выбор скорости разбега. Определение направления прыжка
Обучение толчку
Совершенствование движений в полете
Основные ошибки в приземлении
Особенности основных прыжков
Реберные прыжки
Носковые прыжки
Каскады прыжков
Прыжки во вращение
Прыжки в парном катании
Затраты энергии и частота сердцебиений при выполнении прыжков
Специальная прыжковая подготовка фигуриста
Методы исследования прыжков
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.013 сек.