figushka пишет: |
|
Меня цепляют картинки с Ярославой Магучих, потому что
1) безусловно, она сейчас не просто лучшая прыгунья в высоту — самая талантливая;
2) ее техника с моей точки зрения ужасная.
Надо сказать, легкая атлетика — вид моей юности (и я даже сам прыгал в высоту на 15 см выше своей головы, несмотря на то, что прыжки в высоту не были моим видом, только хобби). И мне всегда было абсолютно всё равно, из какой страны спортсмен, какие места он завоевывает на соревнованиях. Интересовала меня исключительно техника (причем не только в легкой атлетике — в плаваньи, например, где стоило рассмотреть технику Марка Спитца или прочесть книгу его тренера Джеймса Каунсилмена — книга, которая повлияла на меня куда сильнее, чем "Война и мир").
Главным моим журналом юности была "Легкая атлетика", в которой постоянно разбиралась техника спортсменов в разных видах, приводились кинограммы прыжков и т.п. И я хорошо помню статью где-то первой половины 70-х годов, посвященную прыжкам в высоту и конкретно стилю Фосбери. Вот как сейчас пишут про то, насколько хороша была жизнь в Советском Союзе, так и в той статье писали про то, насколько хороша была техника перекидного прыжка в высоту. И что Дик Фосбери — выскочка, одиночка, лишь случайно победивший на олимпийских играх-1968, что повторить его стиль никто не сможет, что его стиль опасен и т.п. Но потом быстро выяснилось, что каждое слово в этой статье неверно, что освоить стиль Фосбери можно за полгода, тогда как для перекидного нужно 10 лет как минимум; что самый главный недостаток перекидного — огромная нагрузка на связки колена и опасность травм в связи с этим (вспомним, что произошло с лучшим прыгуном XX века Владимиром Ященко). Сама жизнь опровергла всех этих "охранителей" (любителей старины) — десятиборцы, у которых и нет времени на освоение сложнейшей техники перекидного, и может быть лишний вес (поскольку в многоборье входит и спринт, и метания, требующие силы), все как один стали прыгать фосбери (единственное исключение — Николай Авилов, у которого в многоборье прыжки в высоту были ударным видом и который прыгал перекидным).
Уже чуть позже, когда стало понятно, что перекидной уже вряд ли кто-то сможет выучить (последним таким уникальным спортсменом был Владимир Ященко), советские тренеры стали осваивать технику фосбери. И, по-моему, с той же целью доказать, каким дураком был Дик Фосбери и насколько неэффективна его техника. Техника советских тренеров заключалась в
1) если прыгаешь с левой ноги (как Ярослава Магучих), то перед отталкиванием вытягиваешь правую руку максимально вверх, чтобы максимально поднять центр тяжести;
2) мах совершается практически прямой ногой, как в перекидном прыжке.
Вспомним, что Дика Фосбери в свое время исключили из университетской секции легкой атлетики как бесперспективного, поскольку он был совершенно не способен освоить технику перекидного. И он стал самостоятельно придумывать технику, которая ему бы подошла. Начал он, естественно, с варианта "ножниц" (такая техника прыжка в высоту используется на школьных уроках физкультуры). Но потом модифицировал ее. Главные ее элементы:
1) быстрый мах согнутой ногой, как в прыжках в длину;
2) скрестная работа рук в оттталкивании, как в прыжках в длину;
3) естественный разворот спиной к планке, планка преодолевается лежа (что понижает центр тяжести над планкой);
4) благодаря всему этому эффективное использование скорости разбега (длинный мах почти прямой ногой в перекидном невозможно выполнить на скорости).
Надо отметить, что с точки зрения высоты центра тяжести над планкой перекидной гораздо выгоднее стиля фосбери (в рекордном прыжке Брумеля на 2.28 превышение центра тяжести над планкой всего 1 см, высота траектории 2.29; в прыжках стилем фосбери превышение составляет 10-15 см). Но всё остальное в фосбери настолько лучше перекидного, что фосбери выигрывает по совокупности параметров, что мы и видим сейчас (в мире нет ни одного прыгуна перекидным топ-уровня).
Надо сказать, что на фоне большинства советских тренеров-ортодоксов в советской легкой атлетике появились и такие люди, как упомянутый американский тренер по плаванью Джеймс Каунсилмен: все утверждения не принимаются на веру, а исследуются, проводятся эксперименты и т.п. (еще раз советую прочитать книгу Каунсилмена). В частности, Евгений Загорулько (совсем недавно покинувшим мир, но его бывший учений Даниил Лысенко сейчас лучший в мире); все эти идиотские советские варианты фосбери в стиле перекидного давно ушли в прошлое, а его ученица Тамара Быкова (талант которой в сравнении с Ярославой Магучих — как подмосковный холмик в сравнении с Эверестом) установила мировой рекорд 205 еще 40 лет назад.
Те же самые 205 — личный рекорд Ярославы Магучих (на открытых стадионах), хотя с ее данными она должна бы прыгать как минимум на 215. Причина — на мой взгляд, в том, что она (или ее тренер) возродили наполовину ту самую дурацкую технику прыжка в высоту, которую в начале 70-х изобрели советские тренеры с единственной целью — доказать, что фосбери ничтожен, как и все американцы, что всё советское по определению лучше, что все изобретатели нового — идиоты, что новое могут изобретать только русские и никто другой, и т.п. Это задирание правой руки максимально вверх и выклчение ее из отталкивания — черта той самой советской техники (к счастью, Ярослава хоть не пытается выполнить амплитудный мах прямой правой ногой, а то бы она вообще прыгала бы не выше 1.90).
Вот поэтому Ярослава Магучих и проигрывает все крупнейшие соревнования — той же Марии Кучиной-Ласицкене на олимпиаде, или совсем ранее неизвестной спортсменке на прошедшем чемпионате мира-2022 в Юджине (Элеанор Паттерсон, Австралия, результат 202). Все ее соперницы могут, образно говоря, "прыгнуть выше головы", но техника Магучих этого не позволяет. Сравните технику Магучих с техникой Елены Слесаренко, выигравшей олимпиаду-2004 с результатом 206 (все высоты, включая 202, 204, 206, взяты с первой попытки; я не помню ничего подобного на любых соревнованиях), что является олимпийским рекордом.
Рост Елены Слесаренко 179 см, она прыгнула на 27 см выше головы, это было уже 19 лет назад.