Несмотря на то, что история эта о художественной гимнастике а не о ФК , родители, не поленитесь, прочитайте.
"КАК Я НЕ СТАЛА ЧЕМПИОНКОЙ"
ВСПОМИНАЯ О СВОИХ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ,Я НИКОГО НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИЗЫВАЮ.И ПРОСТО ЧЕСТНО РАССКАЗЫВАЮ СВОЮ ИСТОРИЮ
АННА ГАМАЛОВА
Начиналось всё очень трогательно: в наш детский сад пришла тётя и отобрала девочек,лучше других двигавшихся под музыку,в гимнастическую группу. Кончилось ночными рыданиями,вечной болью в коленях и снами,в
которых мне звонит тренер и зовет вернуться.
Было начало 70-х,художественная гимнастика пользовалась невероятной популярностью. Я ещё помню Галиму Шугурову и Ирину Дерюгину в черно-белом телевизоре...как же мы хотели быть "как они"!
Нам купили чешки и купальники,мы ходили кругами и размахивали капроновыми ленточками,привязанными к карандашам. Мне это очень нравилось.После детсада я твердо решила,что хочу заниматься дальше,и мама нашла секцию во дворце культуры.Там был балетный зал с зеркалами и станками,где я чувствовала себя настоящей феей.Через два или три года группа закрылась,и я опять пристала к маме:хочу! В соседней школе нашлась секция ДЮСШ.и тут началась жесткая работа.
ДЕТСТВО КОНЧИЛОСЬ
Тренировки каждый день- сначала двухчасовые,а потом трехчасовые. Любое упражнение отрабатываешь до совершенства, каждое движение повторяешь до изнеможения, ошиблась- всё,"мало работала,ленишься, жалеешь себя"!
Воспитательные средства у моего тренера были простые:по неоттянутым носкам и коленям,по откляченным попам просто шлепали наотмашь.Часто больно. Всегда- обидно. Мне ещё доставалось за сутулость:"Спину выпрями!"
Еще у нас были хореографы,которых мы дружно ненавидели. И ненавидели станок.Я до сих пор с содроганием вспоминаю медленные мучительные опускания в плие... спинку держать... колени ровно в стороны...ниже...еще ниже...Петрова,ты на горшок садишься?...Еще ниже...теперь поднимаемся...
плааавно ручка идет...плавно! Зайцева,ты тупая? Покажи,что значит плавно!
И снова встали...спинки прямые,ручку опустили,подняли,плие...
Упала,ушиблась, музыка не ждет-встала,собралась,дальше пошла. Булава на голову упала,ну шишка,великое дело!Нечего тут валяться на полу, отойди к станку,поделай батманчики,коленка пройдет. Уступи место,следующий!
ЗАТО ВОЛШЕБСТВО
Зато музыка- вся мировая классика.Шуберт, Шуман,Бетховен,Чайковский...
Скакалочка под "Цыганочку",произвольная под "Жил отважный капитан",
мне сшили купальник из старой тельняшки,я была озорным и отважным капитаном. Скачешь себе такая воздушная и вдохновенная...Стоп!
Ещё раз!Как корова на льду!
Я не корова на льду. Я закушу губу и буду повторять десять раз,сто раз, пока моя цыганочка не станет безупречной,пока я не покорю всех своим "Парижским танго". Вот это,наверное ,самое главное.Это актерство,
жизнь в меняющихся образах,слияние с музыкой.Это ощущение полета. Подвластность тела- ты его понимаешь,ты им поёшь,танцуешь,слагаешь поэмы.
На вопрос,что меня держит в гимнастике,я никогда не могла ответить внятно.
Наверно именно счастье творчества. И только потом- желание доказывать и побеждать. Даже не побеждать,а выйти на площадку и покорить всех своим мастерством. Потому мастерства добивались иступленно,не щадя себя. После тренировок я приходила домой и полчаса молча лежала- ни на что сил не было.
КРАСОТА
Гимнастика должна быть стройной. Тренер звала нас "жирными кроликами"
и "жирными куропатками" Самая незабываемая компания по сгонке веса была банная:нас загоняли в жаркую сауну и держали там полчаса. Мы толкались у двери,чтобы сунуть нос в щелочку,от которой веяло спасительной прохладой.Выпущенные,мы вываливались в предбанник,хватали ртом воздух,шли под душ.
Гимнастика должна быть красивой. Наши мамы из чего могли шили нам купальники,мы сами строчили себе тапочки,красили ленты полосками и обматывали обручи узорами изоленты.Делали прически: настоящая гимнастика должна иметь тугой пучок.Мои лохмы в пучке никогда не держались.Однажды я после тренировки в отчаянии отхватила ножницами
свой злополучный хвост Вместе с бантиком.
На соревнования мы ехали гордыми красавицами.Непременно стайкой- с уже
закрученными пучками,с торчащими из сумок лентами,с обручами в чехле,
поглядывая на окружающих с чувством превосходства. Самое страшное на соревнованиях было- потерять легкость. Ноги тяжелые,руки не слушаются,
мяч скачет за границу площадки,музыка играет дальше,а ты уныло рысишь за мячом. Судьи показывают 6.2...5.7...5.3... из 10 возможных. Команда твоими усилиями откатывается на последнее место.Хочется умереть.
На одно соревнование я пришла ,согнувшись в бараний рог от боли в животе. Выступила из рук вон плохо. Тренер дышала огнём,разила молниями
и обещала никогда в жизни меня больше не выпускать на соревнования. Обещание сдержала. Но я была уверена,что упорным трудом докажу,завоюю.
БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ
Я выросла и перестала подавать надежды.Появились младшие девочки- прыгучее,легче,перспективнее меня.К 13 годам я приобрела округлые формы,и это стало последней каплей:тренер заговорила о том,что мне гимнастикой заниматься не нужно.
После летних каникул я позвонила тренеру,чтобы узнать,когда приходить.
Она удивилась:"Разве тебе папа с мамой не сказали?Гимнастика не для тебя".
Я заревела, положила трубку и поняла,что моя жизнь кончилась.Наверно так чувствуют себя пенсионеры и списанные летчики.
У меня появилось много свободного времени- и ровно никакого желания его тратить:спорт вытеснил из жизни все другие интересы. Так,в 14лет меня забраковали и поставили крест на судьбе,которую я выбрала для себя. Никакой альтернативы у меня не было.И никто из взрослых не смог меня вразумить необидно и вразумительно. Найдись тогда для меня лингвистический или переводчиский кружок- и не нужна была бы мне никакая гимеастика.
Выбираться из ловушки "я- самая никчемная" пришлось долго. И еще дольше пришлось бороться с перфекционизмом и постоянно ожидать окрика
и боятся ошибки- и в жизни,и в работе.
До сих пор в моих ночных кошмарах занимает " сон про гимнастику":тренер
звонит и зовет вернуться. Я собираю сумку,иду,переодеваюсь, выхожу в зал
и начинаю заниматься.Снится уже 23года.И я не знаю:приобретенное мною .
НА КОНВЕЙЕРЕ
Как многие бывшие спортсмены, своих детей я ни в спорт,ни в балет не пустила.Сын ходит на общую подготовку- тренировки 2раза в неделю плюс бассейн.Этого достаточно для хорошей формы и выработки воли,но недостаточно для того,чтобы спорт подмял под себя всю жизнь.
Воспитывать волю и поддерживать спортивную выправку- совсем не вредно.Вредно становиться мономаном.Спорт ненасытен- сожрет все и потребует больше.И даже олимпийская медаль не смысл жизни.
А если вы все-таки ренили,что плюсов в детских занятиях спортом больше,
чем минусов,то может быть стоит задуматься вот о чем.Трех двухчасовых занятий в неделю вполне хватает для того,чтобы поддерживать хорошую спортивную форму.Если тренер говорит,что ребёнок перспективный,и предлагает усиленный режим тренировок- хорошенько подумайте. Ваш ребенок может оказаться на конвейере по выработке чемпионов из детского сырья.Нужно ли ему это?
Увлеченный ребенок не слишком здраво оценивает себя и свои возможности.Иногда необходимо разумное вмешательство взрослого,чтобы помочь ребенку со стороны посмотреть на свои цели,способности и возможности,обнаружить другие сильные стороны.Тренер не должен быть для вас главным авторитетом.Тренеру важен не столько сам человек,сколько
его спортивный потенциал.
Если ребенок всеръёз занимается спортом,очень внимательно отнеситесь к его здоровью- особенно к состоянию суставов и связок.Спортивные врачи тоже не слишком объективны в том,можно или нет заниматься с той или иной травмой;поговорите с независимым специалистом.
Если ребенок собирается на тренировку с температурой или травмой,это основание для того,чтобы поговорить с ним оценностях и приоритетах. Насторожитесь,если ребенок утверждает,что не может жить без спорта. Спорт не должен быть единственным наполнением жизни,иначе психологические последствия крушения спортивных надежд окажуться крайне тяжелыми.
Развивайте другие сильные стороны ребенка,осторожно переключайте его на другие интересы.Его самооценка не должна опираться только на спортивные достижения.И конечно,спорт не должен быть для ребёнка единственной возможностью проявлять творческие способности.
__________