В процессе обучения дети должны овладеть различными движениями на коньках: сохранять равновесие при скольжении, управлять туловищем, уметь отталкиваться поочередно то одной, то другой ногой во время движения по скользкой поверхности, выполнять разнообразные фигуры на коньках (цапля, ласточка, пистолетик, вращение и т. д.). Этими движениями дети овладевают постепенно. Процесс обучения катанию на коньках проходит в два периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обучения
В подготовительном периоде решаются следующие задачи:
- вызвать у детей интерес и желание кататься на коньках;
- обеспечить общую физическую подготовку детей;
- формировать первоначальные двигательные представления о технике катания на коньках;
- выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;
- усвоить способы самостраховки при падении.
Соответственно этим задачам определяется содержание занятий подготовительного периода. На первом занятии воспитатель беседует с детьми, вместе с ними рассматривает иллюстрации, фотографии о конькобежцах, рассказывает о конькобежном спорте, о фигуристах.
В подготовительном периоде дети впервые знакомятся с необычным для них видом движения на льду, которое требует устойчивого равновесия, больших физических затрат. С этой целью проводятся различные упражнения: подготовительные, подводящие и специальные.
Подготовительные упражнения применяются для совершенствования функции равновесия, для укрепления соответствующих групп мышц, а также для подготовки всего организма к катанию на коньках. К ним относятся наклоны, повороты, приседания, упражнения на равновесие, разнообразные прыжки.
Подводящие упражнения знакомят детей с элементами техники катания на коньках. К ним относятся следующие упражнения: «Конькобежец», «Неваляшка» (наклоны стоп влево или вправо), «Перекачка» (перенос центра тяжести туловища на одну, затем на другую ногу) и другие, имитирующие скольжение на коньках на месте и с продвижением вперед.
Специальные упражнения проводятся на снежной утрамбованной площадке и способствуют формированию первоначальных умений катания на коньках по прямой, поворотов, торможений.
Двигательные умения, приобретенные в упражнениях, закрепляются в подвижных играх. Они проводятся на протяжении всего подготовительного периода. Наиболее полезны игры с бегом, прыжками, равновесием: «Сделай фигуру», «Быстрей по местам», «Ловишка», «Волк и зайцы», «Мышеловка», «Кружки и звездочки» и т. д.
Подготовительные упражнения (2—3) включают уже в осенний период в одно из двух физкультурных занятий и повторяют на утренней гимнастике ежедневно. Подготовительные и подводящие упражнения на асфальтированной дорожке на коньках начинают проводить в конце октября с подгруппами из 5—6 детей 2 раза в неделю на утренней и вечерней прогулке. Желательно, чтобы остальные, не участвующие а данный день на занятии, присутствовали здесь же: помогали своим товарищам, давали оценку качества выполнения движения.
К началу обучения дети, как правило, не знают техники катания на коньках, хотя многие из них знакомы с этим видом движения по телепередачам, по различным наблюдениям за конькобежцами. Однако эти наблюдения не позволяют детям понять все тонкости конькобежной техники. Поэтому важной задачей является формирование первых представлений о движении.
В подготовительный период целесообразны такие формы работы, как беседа с детьми с демонстрацией специально подобранных фотографий, открыток о конькобежцах или иллюстраций в книгах. Хорошее впечатление оставляют у детей диафильмы, фильмы о конькобежном спорте. С наступлением устойчивой зимы хорошо организовать с детьми экскурсию на каток. В городах, где есть каток с искусственным льдом, такую экскурсию желательно организовать осенью. Во время экскурсии детей знакомят с различными видами движения на коньках, обращают внимание на одежду конькобежцев, на их позу, знакомят с разными типами коньков, на которых катаются спортсмены, на фигуры, которые они выполняют.
После этого на физкультурном занятии можно провести с детьми 2—3 упражнения, такие, как «Конькобежец», прыжки с поворотами, ходьба по узкой рейке, гимнастической скамейке и др. Упражнения следует повторять в течение недели на утренней гимнастике.
Представления о позе конькобежца можно закрепить в повторных беседах с просмотром различного наглядного материала. Обращая внимание на позу конькобежца, можно спросить детей, почему именно так надо держать туловище во время движения на коньках. Ценно, когда ребята сами придут к выводу о важности такой позы с целью сохранения устойчивости.
Альбом с фотографиями, книги с иллюстрациями целесообразно поместить на весь осенний период в уголке книги, чтобы дети самостоятельно рассматривали их, совершенствовали зрительные представления о технике катания на коньках.
На первых занятиях перед выходом на прогулку детям нужно часто показывать и объяснять технику шнуровки. Постоянный контроль позволит в дальнейшем намного сократить время подготовки к занятию. С этой целью перед детьми можно поставить песочные часы (пяти- и десятиминутные) и дать задание: «Кто быстрее и лучше зашнурует ботинки». |