Одним из весьма эффективных вспомогательных устройств, которое может быть использовано для совершенствования техники и повышения уровня физических качеств, необходимых для выполнения прыжков, является лонжа, как стационарная, так и переносная (рис. 39 а, 6). Стационарную лонжу можно укрепить и на катке, и на открытом воздухе— на спорт-площадке или просто на высоком дереве (на прочной наклонной ветке).
Продуктивность использования лонжи в значительной степени зависит от цели, которую ставят перед собой тренер и спортсмен при занятиях на этом снаряде. Напрасно предполагать, например, что упражнения на лонже эффективно влияют на качество толчка и увеличение взрывной силы разгибателей толчковой ноги. В то же время ряд компонентов техники и двигательных возможностей могут быть улучшены в сравнительно короткое время. Рассмотрим наиболее важные варианты использования этого снаряда.
|
Рис. 39. Различные типы лонж: а — стационарная; б — переносная |
Одним из важных показателей техники многооборотных прыжков является положение звеньев тела в группировке. Рациональное положение рук и ног может быть с успехом отработано с помошью упражнений на лонже. Простейшие из них — туры, выполняемые точно над местом крепления лонжи. Фигурист прыгает, отталкиваясь обеими ногами вверх, набирает в толчке вращение и выполняет группировку максимальной плотности. При этом легко корректировать встречающуюся почти у всех спортсменов недостаточно плотную группировку рук и ног. Тренер, поддерживая фигуриста в поднятом положении, следит, во-первых, за максимальной плотностью группировки; во-вторых, — за устойчивым положением оси вращения тела. «Биение» оси вращения является одной из распространенных и весьма опасных ошибок. Причинами этого могут быть сгорбленное или, наоборот, прогнутое положение туловища, а также недопустимые сгибания в боковом направлени. Часто встречается ошибка, обусловленная неточным отталкиванием в сторону, а не вверх. Это свидетельствует об отсутствии у спортсмена ощущения вертикали толчка.
При совершенствовании устойчивого положения оси вращения тела в полете следует объяснить обучающемуся, что при прыжках в левую сторону (например, аксель с левой ноги) воображаемая ось вращения должна (по ощущению самого спортсмена) проходить через правую часть туловища, правое бедро и оттянутый вниз носок правой стопы. Левая нога при этом скрещена впереди с правой, и ее стопа слегка приподнята.
Представляет значительный интерес техника группировки, при которой левая нога скрещена сзади с опорной (рис. 40 в). Этот способ группировки в настоящее время почти не встречается в практике. Однако сравнение этого способа с традиционным показывает некоторые преимущества группировки со скрещением ноги сзади: при скрещении ноги сзади легче добиться более плотной группировки.
Вторым существенным преимуществом группировки со скрещением ноги сзади является легкость выполнения разгруппировки и выезда. Выполняя приземление из прыжка, достаточно лишь оттянуть свободную ногу назад. При положении ноги сзади это сделать, безусловно, легче. Практика показывает, что подавляющее число ошибок на выезде связано с трудностью вынесения свободной ноги из положения скрещения спереди в положение назад при приземлении.
|
Рис. 40. Варианты группировки в прыжках: а - несмещенное положение ног; б — скрещенное спереди; в — скрещенное сзади |
Туры, выполняемые на лонже, являются, как мы уже говорили, простейшими упражнениями, с которых следует начинать занятия на этом снаряде. После них следует приступить к имитации различных прыжков. При этом целесообразно начать с уточнения маховых движений. Контролируется направление махов и точность положения звеньев тела. Следующий этап отработки техники прыжка—переход к вращению и группировке. Особое внимание при этом обращают на создание оси вращения, часто образно называемое на практике переходом на ногу. Вращения отрабатывают так и при выполнении туров.
Разгруппировку осуществляют еще в воздухе, и благодаря поддержке тренера касание пола или льда опорной ногой происходит в положении полного раскрытия.
Особое место в тренировке на лонже занимают прыжки с грузами на руках и ногах.
В чем же эффективность применения утяжелителей и кому рекомендуются эти упражнения?
Использование утяжелителей увеличивает центробежные силы, препятствующие группировке. В результате скоростные и силовые возможности соответствующих групп мыщц развиваются быстрее. Именно поэтому упражнения на лонже с утяжелителями целесообразны в первую очередь для спортсменов с относительно низкой силой и быстротой сокращения мыщц, выполняющих группировку.
Применение лонжи в зале может быть весьма эффективно и для разучивания и совершенствования элементов, не связанных с вращением вокруг вертикальной оси. К ним относятся прыжки шпагат и баттерфляй, а также различные перевороты и подскоки. При работе над прыжками типа шпагат тренер, страхуя спортсмена, увеличивает время безопорной фазы, благодаря чему фигурист имеет возможность точнее зафиксировать положение разножки, отработать положение рук, головы, туловища и ног, выражение лица.
При разучивании прыжка баттерфляй фигуриста пристегивают к лонже за пояс, а подтягивание вверх осуществляют только во второй половине полета.
При совершенствовании многооборотных прыжков с помощью лонжи упражнения целесообразно выполнять с частичным и полным выключением зрения. Фигуристы делают прыжки перекидной, аксель, двойной сальхов и двойная петля по три раза в течение десяти тренировок в специальных очках трех типов в следующей последовательности: в очках, выключающих центральное зрение; затем в очках, выключающих периферическое зрение, и в очках, полностью выключающих зрение. Спортсмены быстро, за три-десять попыток, приспосабливаются к таким условиям. Подобные тренировки положительно влияют на стабильность выполнения прыжков.
Для частичного выключения зрения используют очки с затемненными стеклами и очки, ограничивающие периферическое зрение. При полном выключении зрения применяют очки с непроницаемыми стеклами (например, заклеенные темной бумагой—для слесарных работ).
Целью этих упражнений является совершенствование работы анализаторных систем, обеспечивающих управление движением. В таких условиях происходит полное или частичное замещение зрительного анализатора, что обостряет де-ятельность других анализаторов, и в первую очередь двигательного и вестибулярного, а также тактильного и звукового. Практика показывает, что применение таких упражнений обостряет также ощущения временных интервалов, чрезвычайно важны для выполнения четкого приземления. В ряде случаев полное выключение зрения приводит одних спортсменов к запоздалой разгруппировке, у других -к преждевременной.У некоторых фигуристов выключение зрения не привело к сколько-нибудь заметным изменениям картины прыжка. Следует отметить, что эксперименты с выключением зрения носили эпизодический характер и для уточнения результатов необходимы более длительные исследования среди большого круга спортсменов.
|