При всем разнообразии движений элементы произвольного катания можно разделить на шаги, спирали, вращения и прыжки.
Шаги состоят из элементов обязательных упражнений, выполняемых, как правило, на более высокой скорости скольжения. Овладение различными шагами повышает координационные возможности фигуриста, совершенствует мастерство скольжения, создает базу для изучения других элементно фигурного катания.
Спирали вносят в произвольные программы разнообразие, подчеркивающее присущую фигуристам способность длительно, без видимой потери скорости скользить в красивой позе.
Характерными элементами фигурного катания являются вращения (пируэты). Безукоризненное выполнение вращения свидетельствует о совершенной работе афферентных систем организма фигуриста, создает возможность использовать эти движения для отдыха в процессе исполнения композиции.
Исключительно яркую эмоциональную окраску катанию придают прыжки.
Практика показывает, что решающее условие успеха — высокое мастерство выполнения всех элементов произвольного катания. Важной группой элементов являются прыжки, в наибольшей степени отражающие атлетические возможности спортсмена и являющиеся главным техническим компонентом современного произвольного катания.
Шаги и спирали
Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Эти комбинации могут выполняться на обеих ногах, с переходом с одной ноги на другую. Комбинации на обеих ногах называют змейками.
В произвольной программе шаги служат для соединения элементов (прыжков, вращений и спиралей) в единую композицию.
Различают два вида шагов. Одни служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие играют эстетическую роль, помогая наиболее полно и точно отражать характер музыки, ее колорит. Последний вид в настоящее время представлен в виде комбинаций шагов с различным рисунком, включенных в качестве непременных элемент он в обязательную программу произвольного катания.
Повороты, перетяжки, петли, подскоки и вращения, многократно повторяемые в различных сочетаниях, улучшают композиционный рисунок программы.
Шаги в обязательных программах выполняют по прямой, по кругу и в виде так называемого серпантина. Серпантин — это комбинация шагов, состоящая из крутых дуг, имеющая извилистый рисунок. Использование в программе различных шагов делает ее более разнообразной.
Спираль представляет собой элемент, при выполнении которого след, оставляемый на льду, носит характер кривой с плавно меняющейся кривизной. Суть спиралей заключается в длительном скольжении на одном или обоих коньках в относительно неизменной позе. Здесь встречаются различные положения тела. Наиболее распространены спирали, выполняемые в положении ласточки и кораблика.
Разновидностью спиралей являются циркули. При выполнении циркуля фигурист одну ногу фиксирует на льду с помощью зубцов или пятки конька; другая нога описывает спираль, центром которой является точка фиксации. Циркули выполняют слитно, без рывков, точно фиксируя центр на сильно согнутой ноге. Положение верхней части тела определяет характер композиции.
Изучение спиралей (ласточка вперед и назад, ласточка на сильно согнутой ноге, спираль в положении пистолетика и т. д.), а также циркулей— необходимое условие овладения вращениями, требующими умения сохранять равновесие в сложных статических положениях.
Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно весьма сложна. На рис. 16 приведена схема перемещения по катку фигуриста высокого класса во второй половине произвольной программы. Общая длина шагов, выполненных за 2,5 мин, составила около 1500 м (И. Дедич, 1980). Как видим, здесь очень важны уверенное экономичное . скольжение, владение шагами различной формы, умение кататься на крутых дугах, используя широкие возможности фигурных коньков, создающих исключительно благоприятные условия для скольжения по инерции.
Исследования автора в области затрат энергии фигуристом говорят о том, что большая часть энергии расходуется на разбеги и шаги, а не на прыжки и вращения*.
Это еще раз подчеркивает, что мастерство скольжения, рациональное использование сил инерции лежат в основе овладения искусством фигурного катания.
|
Рис. 16. Схема перемещения фигуриста по катку |
Специальные упражнения и вспомогательные устройства в тренировке шагов. Тренировка шагов и шаговых комбинаций наряду с традиционными упражнениями для развития общей и специальной выносливости, повышением уровня координации движений должна включать имитацию шагов в зале. Это дает возможность добиться необходимой точности каждого промежуточного положения, отработать их до автоматизма.
Традиционным и весьма эффективным упражнением является выполнение шагов с отягощениями в виде пояса, манжет на руках и ногах фигуриста. Такие упражнения развивают силу, выносливость, способствуют повышению быстроты и качества выполнения шагов. Однако общее увеличение веса тела приводит к тому, что, получив скорость в результате разбега, фигурист в дальнейшем в основном лишь управляет движением разогнанного тела и сохраняет скорость в значительной степени благодаря увеличенной массе тела.
В этом отношении более эффективным с точки зрения развития силового компонента шагов является выполнение их с отягощением в виде груза, находящегося на льду и прикрепленного с помощью шнура к поясу. Тогда «разогнанное» отягощение не «подталкивает» спортсмена и постоянно оказывает сопротивление (рис. 17). Для удобства катания нужно, чтобы веревка не заматывалась вокруг тела. Устройство пояса должно обеспечивать свободное вращение наружного кольца пояса вокруг внутреннего, подобно поясу акробатической лонжи.
Для совершенствования шагов по кругу можно использовать резиновый амортизатор, как показано на рис. 18. Предложенный автором способ дает хорошую эффективность при совершенствовании перебежек вперед и назал, а также шагов по кругу (рис. 18, а). При этом лучше использовать так называемый вращающийся пояс описанной конструкции. Резиновый амортизатор, прикрепленный к вращающемуся поясу, можно использовать также для совершенствования шагов любой конфигурации и даже целиком всего шагового рисунка программы (рис. 18, б). Тренер следит за спортсменом, создавая нужную степень натяжения амортизатора. Данное упражнение особенно эффективно для увеличения разгона после фигур с остановкой, например после вращения, циркуля, остановки или прыжка, выполненного с небольшого хода. Способность быстро набрать ход в «промежуточных стартах» программы крайне важна для фигуриста.
|
Рис. 17. Упражнение с отягощением |
|
Рис. 18. Упражнения с резиновым амортизатором: а — по кругу, б — по прямой |
Описанный способ использования резинового амортизатора позволяет ускорить процесс приобретения этого крайне ценного качества и таким образом повысить общую скорость скольжения, улучшить качество выполнения прыжков.
Выполнение личных элементов произвольного катания вызывает неодинаковую ответную реакцию со стороны pазличных систем организма. Информация о характере физиологических изменений, происходящих в процессе выполнения различных по биомеханической структуре движений фигуриста, дает возможность получить более полное представление об их энергетической стоимости. В совокупности же с числовыми данными различных биомеханических параметров движений фигуриста данная информация может быть использована для работы над построением соревновательных композиций и тренировочных занятий по произвольному катанию.
Физиологическая реакция организма при выполнении различных по биомеханической структуре и координационной сложности элементов произвольного катания исследовалась с помощью радиотелеметрической регистрации частоты сердечных сокращений. Спортсмены последовательно выполняли все основные элементы фигурного катания с интервалом отдыха не менее 40 с (фоновый пульс при этом был около 110 уд/мин). Исследования, проведенные Ж. Ю. Морозовой среди шестнадцати спортсменов высокой квалификации, дали следующие результаты.
Как видим, все элементы произвольного катания в зависимости от ответной реакции организма на их выполнение могут быть разделены на отдельные группы.
Частота сердечных сокращений, как/показатель реакции организма на нагрузку, является в значительной степени кумулятивным показателем, отражающим широкий круг характеристик элемента. К таким характеристикам могут быть отнесены общая механическая работа, затраченная на выполнение элемента, его координационная сложность, степень риска падения, величина усилий, длительность выполнения и т. п.
Результаты исследований, приведенные в табл. 1, позволяют более объективно подойти к оценке степени «нагрузочности» того или иного элемента и тем самым облегчают планирование объема и интенсивности учебно-тренировочных занятий.
|