ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ
Короткая программа парного катания представляет собой композицию, задача которой — способствовать качественному выполнению элементов, предписанных правилами соревнований, в рамках единой музыкально-хореографической композиции. Поэтому при составлении программы тренер в первую очередь должен так соединить элементы и разместить их на площадке, придумать такие разбеги и подходы к ним, чтобы фигуристы возможно лучше выполнили предписанные элементы в наиболее удобном для просмотра судьями месте площадки.
Элементы короткой программы должны органически сочетаться с танцевальными движениями, с движениями из художественной гимнастики, с музыкальным сопровождением. Музыка является связующим звеном между элементами программы и ее хореографией.
В фигурном катании движения из классического и народного танцев используются в несколько измененном виде, обусловленном особенностями скольжения фигуриста по льду.
Для хореографического оформления программы следует заимствовать наиболее характерные элементы танцев, которые помогают раскрыть индивидуальность фигуристов, способствуют развитию выразительности, воспитанию культуры движений.
Составление программы в соответствии с характером выбранной музыки формирует ее стиль. Стиль программы во многом определяет ее зрелищность.
При составлении короткой программы следует учитывать основные законы создания композиции: законы единства, контраста и нарастания.
Закон единства предполагает создание программы как единого целого в едином стиле, соответствие ее комбинаций единому замыслу.
Закон контраста проявляется как в различии композиционных элементов, так и в смене движений, различных по пространственно-временным и динамическим характеристикам. Высокие положения тела сочетаются с низкими в комбинации шагов, например по прямой, когда низкие выпады либо высокие махи вперед или в сторону контрастируют с вертикальным положением тел фигуристов. Напряженные движения рук в позе выезда из поддержки чередуются с расслабленными, свободными при разбеге к следующему элементу. Особенно ярко проявляется закон контрастности в смене быстрого темпа движений медленным или статической позой, высокой скорости скольжения низкой или остановкой, изменением ритма движений. Для разделения комбинаций желательно заканчивать их позами, которые, как точки или восклицательные знаки в предложении, заканчивают определенную мысль.
Закон нарастания проявляется в увеличении скорости, темпа движений, в выборе такой последовательности элементов, которая отражает эту закономерность. Чтобы короткая программа не утомила своей монотонностью, обычно на протяжении комбинаций с двумя-тремя первыми элементами следует определенное нарастание, а затем и кульминация. На протяжении комбинации с одним-двумя элементами в середине — снижение скорости, темпа движений, предшествующее последующему развитию повторной кульминации в двух следующих комбинациях. Чередование этих закономерностей в композиции может проявляться и в каждой отдельно взятой комбинации.
Структура короткой программы проста: вступление, основная часть и финал. Ввиду ограниченности времени программы вступление и финал короткие — не более двух тактов музыки. Обычно вступление состоит из стартовой позы и одного-двух вступительных шагов, после которых начинается разбег для выполнения первого элемента. Финал чаще всего составляют подготовительные шаги к остановке, остановка и финальная поза.
При создании основной части программы следует предусмотреть кульминацию, чтобы избежать монотонности. Композиция основной части включает составление комбинации с элементами, разработку ритмической структуры отдельных комбинаций и всей программы в целом и хореографическое оформление программы в единстве с музыкой.
Каждый элемент комбинации должен быть оформлен позой в исходном положении и на выезде из элемента, которые контрастировали бы со связками между элементами. Желательно также выделить контрастными движениями начало и конец комбинации, в особенности если они совпадают с началом и концом музыкальных тем или фраз. От ритмической структуры зависит общее впечатление. Сочетание равномерного и изменяющегося ритма позволяет избежать монотонности, примитивности и однообразия. То же впечатление создает и чересчур сложный, рваный ритм. При выполнении элемента ритмическую структуру не следует варьировать, чтобы не нарушить его технику. Поэтому ритмического разнообразия следует добиваться в связках, в подготовительных и завершающих элементах движения.
Добиваясь разнообразия структуры, темпа, ритма и хореографического оформления комбинаций и всей программы в целом следует стремиться, чтобы разнообразие это не выходило за рамки стилевого единства, диктуемого музыкальным сопровождением.
При составлении программы необходимо постоянно ориентировать ее на судейский борт, несмотря на то, что площадка со всех сторон окружена зрителями. Такая ориентировка позволяет представить программу судьям в наиболее выгодном свете и придает цельность всей программе. Следует тщательно выбирать ракурс размещения каждого элемента, поскольку каждый элемент хорошо воспринимается в определенном ракурсе и совершенно не зрелищен в другом.
Некоторые советы по размещению элементов на площадке:
- Совместные вращения и тодесы желательно располагать по продольной оси, в промежутке между синими линиями разметки, а раздельное вращение — симметрично продольной оси в том же промежутке.
- Поддержка хорошо смотрится при размещении вдоль борта, противоположного судейскому (поддержки с разбегом вперед), или по диагонали из левого верхнего в правый нижний угол (поддержки с разбегом назад). При таком размещении элемента достаточно простора для выполнения разбега и выезда из поддержки.
- Разбег к прыжку раздельно и сам прыжок необходимо ориентировать так, чтобы партнерша находилась на переднем плане по отношению к судейскому борту, а при последовательном расположении фигуристов прыгала вслед партнеру.
- Комбинация шагов лицевой стороной должна быть ориентирована в основном на судейский борт.
- Желательно не загружать центральную треть площадки разбегами, а смещать их к боковым бортам.
- Следует разнообразить челночное передвижение между боковыми бортами, однако нужно помнить, что передвижение перпендикулярно судейскому борту в центральной трети площадки скрадывает впечатление скорости.
- По тактическим соображениям для «маскировки» некоторых недочетов приходится располагать элемент в таком ракурсе или в таком месте площадки, где они не так заметны. Например, при стойком смещении партнеров друг относительно друга в боковом направлении при раздельном вращении можно сместить вращение к крайней трети площадки либо расположить в центральной трети параллельно продольной оси. При стойком приближении или удалении друг от друга во время раздельного вращения лучше располагать элемент в средней трети площадки. Такой прием можно использовать и при размещении прыжка раздельно, особенно если взаимное смещение партнеров значительно. При различной длине полета в прыжках ни в коем случае не следует размещать прыжок вдоль длинного борта, противоположного судейскому.
Стартовые и финальные позы в короткой программе должны соответствовать характеру музыки, быть запоминающимися и зрелищными- В качестве таких поз обычно используют статические равновесия. Они представляют собой позы на одной или обеих ногах раздельно или совместно. Наиболее трудные из них — на одной ноге. Позы типа стоек одного или обоих партнеров на коленях, выпадов служат для стилевого оформления программы. Часто одной и той же позой начинается и заканчивается программа. На рис. 53 и 54 приведены варианты стартовых и^ финальных поз, встречавшихся в программах сильнейших фигуристов мира и СССР.
|
Рис. 53. Стартовые позы |
|
Рис. 54. Финальные позы |
Составление короткой программы требует творческого подхода, умения тренера, хореографа и спортсменов импровизировать. Однако только знание законов композиции, владение многообразием средств, изучение практического опыта поможет тренеру правильно составлять короткую программу, которая позволит продемонстрировать техническое и исполнительское мастерство фигуристов, раскроет их индивидуальность.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Основой композиции короткой программы является музыка. К музыкальному материалу, из которого в дальнейшем будет составлено музыкальное сопровождение короткой программы, предъявляют ряд требований.
Музыка должна быть яркой, иметь отчетливые музыкальные темы и, главное, соответствовать индивидуальности исполнителей — их возрасту, внешности, темпераменту, уровню технической подготовленности, манере катания, степени развития музыкального вкуса. В основу композиции желательно положить одно музыкальное произведение, поскольку время, отведенное для короткой программы, не позволяет логически соединить фрагменты нескольких музыкальных произведений и подчинить их одной композиционной концепции.
При монтаже музыкального сопровождения из различных фрагментов одного произведения очень важно придерживаться логики музыкального развития темы, а при монтаже из различных музыкальных произведений подбирать произведения, близкие по жанру, оркестровке и манере исполнения.
Для музыкального сопровождения коротких программ используют произведения различных музыкальных жанров: симфонические, эстрадные (различные манеры исполнения), народные.
В основном выбирают произведения в быстром темпе, так как большинство элементов короткой программы требует высокой скорости скольжения.
Для создания контрастности исполнения часто подбирают или монтируют музыкальное сопровождение трех-частной формы: первая часть — в быстром темпе, вторая — в умеренном или медленном, последняя — в быстром. Под музыку второй части, а она, как правило, длится от 20 до 30—40 сек., исполняют комбинации с одним или двумя элементами. Это чаще всего тодес, раздельное вращение, совместное вращение или комбинации шагов серпантин.
Приведем примеры музыкальных произведений, которые частично или полностью использовались для сопровождения коротких программ парного катания: Э. Григ — танец Анитры из симфонической поэмы «Пер Гюнт», И.-С. Бах — токатта и фуга, П. Чайковский — первый концерт для фортепиано с оркестром, А. Вивальди — «Времена года», Ф. Шопен — вальсы, А. Хачатурян— «Танец с саблями» из балета «Гаяне», Д. Герш-вин — музыка из оперы «Порги и Бесс», И. Штраус — полька «Трик-трак», А. Кладницкий — сюита «Песни моей отчизны», Т. Шуман — «Велогонка», Д. Кабалевский — «Комедиантский галоп», А. Петров — музыка из кинофильма «Мишель и Мишутка», Д. Шостакович — «Народный праздник», музыка из кинофильма «Овод», В. Соловьев-Седой — «Веселый поезд», музыка из кинофильма «Первая перчатка», А. Петров — музыка из кинофильма «Укрощение огня», Г. Свиридов — музыка из кинофильма «Время — вперед», грузинский народный танец «Лезгинка», молдавские народные танцы «Жок» и «Жаворонок», цыганские народные танцы, мексиканский народный танец «Танец со шляпой», вариации В. Дителя на тему народной песни «Коробейники», Г. Динику— «Мартовский хоровод» и т. д.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
Последовательность элементов короткой программы не регламентируется правилами соревнований. Она диктуется тактическим замыслом тренера, выбранным музыкальным сопровождением, особенностью размещения различных элементов на площадке.
Тактический замысел тренера основан на знании возможностей воспитанников — их умении технически правильно выполнять элемент программы первым, вторым, третьим номером и т. д. Например, данная пара может технически правильно выполнить поддержку только первым номером, а прыжок раздельно им следует выполнять только после другого элемента, чтобы прочувствовать лед. Важно учитывать и уровень психологической устойчивости спортсменов, чтобы определить место наиболее сложных в психологическом плане элементов. Например, если спортсмены умеют собираться на выполнение наиболее ответственного элемента в начале программы, следует ставить этот элемент в программе первым, если же спортсмены не справляются с волнением в начале программы, следует размещать наиболее ответственный в психологическом плане элемент после тех, что придают фигуристам уверенность в своих силах.
Целесообразно рационально расположить элементы с учетом их воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Например, энергичные разбеги, поддержки, прыжки раздельно, тодесы, комбинации шагов вызывают значительное учащение пульса и дыхания, тогда как совместные и раздельные вращения и прыжки во вращения могут быть использованы в качестве своеобразной передышки.
Не менее важно, чтобы элементы соединялись между собой кратчайшими связками, достаточными и необходимыми для качественного выполнения элемента. Это вызвано ограниченным временем короткой программы.
Следует учитывать соотношение скоростей, на которых выполняется тот или иной элемент, чтобы использовать остаточную скорость для выполнения последующего разбега. Например, нерационально после поддержки гасить остаточную скорость, чтобы выполнить вращение раздельно, и снова разбегаться практически с места на прыжок раздельно. Лучше остаточный ход после поддержки усилить разбегом на прыжок раздельно, а вращение раздельно сделать после прыжка.
Определяя последовательность элементов, следует выбирать место размещения элемента на площадке, наиболее благоприятное для просмотра судьями. Например, поддержка лассо хорошо просматривается, если ее расположить вдоль борта, противоположного судейскому, из правого верхнего в левый верхний угол. Кроме того, на таком удалении от судей будет меньше слышен шум, создаваемый перемещением партнера по льду при повороте. Комбинацию шагов по прямой лучше располагать от левого бокового борта к правому, чтобы большинство шагов выполнять лицом к судьям. Совместные вращения хорошо просматриваются на продольной оси, в промежутке между синими линиями разметки хоккейного поля, вращения раздельно — симметрично продольной оси в этом же районе. Желательно, чтобы при выполнении прыжка раздельно, вращения раздельно и комбинаций шагов серпантин и по кругу партнерша находилась на переднем плане по отношению к судьям.
Характер музыкального сопровождения, и особенно его структура, также определяет последовательность элементов. При несовпадении музыкального сопровождения с заранее спланированной тренером последовательностью элементов лучше смонтировать музыкальный материал. Если это невозможно, следует поменять местами элементы непринципиального значения так, чтобы их последовательность соответствовала характеру музыкального сопровождения. Менять местами следует только те элементы, качество выполнения которых не нарушится с изменением положения в программе.
|
Рис. 55. Частота выполнения каждого элемента короткой программы: а — прыжок раздельно, б — вращение раздельно, s—поддержка, г — тодес, д — воащение совместно, е — комбинация шагов |
Учитывая сказанное, можно заключить, что выбор последовательности элементов короткой программы сложен и определяется многими факторами.
Для того чтобы определить типичную последовательность элементов короткой программы, мы проанализировали 259 коротких программ сильнейших фигуристов СССР и мира (рис. 55).
Программа, включающая любую группу элементов, обычно начинается с поддержки, вслед за которой чаше всего следует прыжок раздельно. Завершается программа в большинстве случаев совместным вращением. Остальные элементы — комбинация шагов, раздельное вращение и тодес обычно выполняют третьим, четвертым или пятым номерами (табл. 2).
Таблица 2 Типичная последовательность элементов короткой программы
В короткой программе с группой А типичная последовательность элементов: поддержка лассо в 2,5 оборота, прыжок Сальхов в 2 оборота раздельно, комбинация шагов серпантин, вращение в волчке со сменой ног раздельно, тодес назад-наружу, вращение в ласточке в танговой позиции совместно (табл. 3). В таблице приведены конкретные примеры последовательности элементов в программах сильнейших фигуристов СССР и мира.
В короткой программе с группой В типичная последовательность элементов: поддержка петлей в 2 оборота рука в руку, прыжок тулуп в 2 оборота раздельно, комбинация шагов по прямой, прыжок во вращение в ласточке раздельно, тодес вперед-внутрь, вращение в волчке совместно (табл. 4). В этой же таблице приведена последовательность элементов в программах сильнейших фигуристов мира сезона 1976/77 г.
В короткой программе с группой С типичная последовательность элементов: поддержка лассо на одной руке в 3,5 оборота, прыжок петлей в 2 оборота раздельно, вращение в ласточке со сменой ног раздельно, комбинация шагов по кругу, тодес назад-наружу, прыжок в совместное вращение в волчке. Примеры последовательности элементов в конкретных программах сильнейших фигуристов мира в сезоне 1978—1979 гг. представлены в табл. 5.
В короткой программе с группой Д типичная последовательность элементов: поддержка Аксель за бедро на одной руке, прыжок флип в 2 оборота раздельно, комбинация шагов серпантин, вращение в волчке со сменой ног раздельно, тодес назад-внутрь, вращение в ласточке совместно хватом за талию. Примеры последовательности элементов в программах сильнейших фигуристов мира в сезоне 1979/80 г. представлены в табл. 6.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Подготовительная работа. Подготовительная работа по составлению короткой программы начинается с ознакомления с документами, регламентирующими композицию короткой программы: правилами соревнований, разъяснениями правил и методическими пособиями по судейству коротких программ. По этим документам тренер определяет требования к программе и к ее элементам, которые подлежат неукоснительному соблюдению, и выделяет направления, по которым пойдет его творчество. Это в основном музыкальное сопровождение, хореографическое оформление, размещение элементов по площадке, пбследовательность элементов, положения тел фигуристов при их выполнении, подходы и выходы из элементов.
Желательно просмотреть киноматериалы с записью коротких программ предыдущих сезонов, чтобы ознакомиться с опытом создания композиций программ и выявить оригинальные моменты.
Хорошим подспорьем тренеру может служить картотека по разделам: музыкальное сопровождение, схемы размещения программы по площадке, последовательность элементов, варианты исполнения, описание комбинаций шагов различной формы.
Тренер накапливает материал по композиции программы следующего сезона на протяжении текущего сезона на бланке своего дневника. Бланк разделен на семь граф, шесть из которых предназначены для шести элементов короткой программы. В этих графах тренер записывает варианты подходов, выходов, нестандартных движений при выполнении элемента, подмеченных у других участников, придуманных самим, позаимствованных из других видов спорта и т. д. Седьмая графа предназначена для заметок о последовательности элементов, стиле, музыкальном сопровождении, вариантах стартовых и финальных поз. Заметки по элементам должны быть краткими. Можно использовать сокращения и условные обозначения, схемы и рисунки. Так как группы элементов периодически повторяются, записи с заметками по композиции необходимо сохранять и из года в год пополнять, чтобы использовать при составлении программ, включающих эти повторяющиеся элементы.
Подготовка к созданию программы начинается с составления комбинаций, содержащих элементы короткой программы следующего сезона. Комбинации формируют в апреле — мае заканчивающегося сезона, чаще всего еще до окончательного выбора музыки. Это позволяет ускорить усвоение элементов в заранее подготовленных комбинациях, которые в дальнейшем будут включены в программу целиком или в слегка измененном виде.
При составлении тренировочных комбинаций тренер стремится к тому, чтобы спортсмены выполняли данный элемент в соответствии с требованиями правил, чтобы комбинация способствовала качественному выполнению элемента, а также была своеобразно оформлена.
Подбор музыкального материала, который будет использован для компоновки музыкального сопровождения программы, ведется на протяжении сезона, предшествующего началу составления программы. Тренер прослушивает пластинки, музыкальные передачи по радио, телевидению и т. д. и записывает названия музыкальных произведений, которые, по его мнению или по мнению специалистов по музыке, могут подойти для сопровождения короткой программы. По этому списку, в котором указаны автор произведения, его название и исполнители, тренер заказывает запись этих произведений в студии звукозаписи.
Большим подспорьем в работе может служить личная фонотека и дискотека тренера. По мере появления пластинки или пленки с заинтересовавшей записью тренер записывает подходящие отрывки на отдельную кассету или пленку. В течение сезона на пленке накапливаются музыкальные произведения, которые тренер много раз прослушивает, определяет их достоинства, сравнивает. Желательно уже в мае выбрать музыкальный материал, из которого в дальнейшем будет скомпоновано музыкальное сопровождение программы.
Составление программы. При многократном прослушивании музыки тренер подбирает отрывки, характер которых соответствует характеру элементов. Например, совместные и раздельные вращения лучше исполнять на фоне трелей, прыжок хорошо акцентируется аккордом, комбинация с поддержкой требует фразы с развитием и кульминацией в момент подъема или спуска партнерши и т. д. При первоначальной, мысленной «примерке» элементов к музыкальному материалу необходимо расположить их в последовательности, соответствующей тактическому замыслу тренера, или в последовательности, сложившейся у данной спортивной пары в предыдущем сезоне. Наиболее благоприятен случай соответствия музыкального материала характеру элементов желаемой последовательности. Например, музыкальное произведение начинается с фразы, подходящей для выполнения разбега на поддержку, а акцент или яркий конец выделяют приземление партнерши после поддержки. Следующая фраза сопровождает стремительный разбег на прыжок, а аккорд в середине или конце фразы акцентирует прыжок. Желательно, чтобы требуемую последовательность элементов сопровождал цельный отрывок музыкального произведения, как можно меньше отличающийся от оригинала. Если музыкальный материал по длительности или последовательности музыкальных фраз не соответствует длительности-программы или последовательности элементов, приходится делать купюры. Здесь обязательно нужна помощь музыкального редактора. Задача сохранить целостность музыкального отрывка может быть решена при изменении последовательности элементов непринципиального значения. Например, раздельное вращение, комбинация шагов и тодес в середине программы могут быть расставлены в соответствии с музыкой, вопреки запланированной последовательности.
Далее на льду проводят «примерку» заранее составленных комбинаций под выбранный музыкальный отрывок или несколько отрывков для последующей компоновки. Во время этого опробования фигуристы должны выполнять элемент с оптимальной скоростью, с количеством оборотов, требуемых правилами соревнований. Только тогда удастся сопоставить характер музыки с характером выполняемого элемента и реально определить время (количество тактов музыки), необходимое для выполнения собственно элемента и связок между элементами. Для определения музыкального отрезка, соответствующего и достаточного для комбинации шагов, выполняют произвольный набор шагов в форме, предписанной правилами (серпантин, по кругу, по прямой) с оптимального разбега. При первой «примерке» уточняется длительность музыкального отрезка или отдельных отрезков, из которых компонуется черновой вариант музыкального сопровождения. Далее на листе бумаги составляют ориентировочную схему размещения на площадке каждого из шести элементов программы и приблизительный путь передвижения фигуристов от одного элемента к другому, т. е. рисунок связок. На этих схемах целесообразно размечать рисунки разбегов, необходимых для хорошего и удобного выполнения элемента. Никогда не следует приносить в жертву композиционной новизне высокое качество выполнения элемента и удобство разбега к нему. Далее на льду составляют комбинации, включающие разбег, сам элемент и выход из него, соответствующие музыкальному сопровождению. При многократном повторении удобной комбинации определяется точное место элемента на площадке — его фиксируют ориентирами, расположенными на льду и на бортах катка. Например, стартовая поза находится на пересечении продольной оси катка с синей линией разметки хоккейного поля; выезд из прыжка начинается на расстоянии около двух метров от синей линии, причем выезд партнера должен начинаться на расстоянии пяти метров от судейского борта и т. д. В последнюю очередь составляют связки между комбинациями, учитывая особенности музыкального сопровождения.
Когда составление программы вчерне завершено, необходимо несколько раз прокатать программу целиком, чтобы выяснить, успевают ли фигуристы выполнить элементы и связки программы в запланированные такты, с акцентами музыкального сопровождения, размещаются ли элементы на запланированных местах площадки и т. д. Совершенствуют композицию программы, изменяя шаги, связки, направления перемещений, выездов из вращений или тодеса, смещая некоторые элементы по площадке.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Хореографическое оформление следует начинать тогда, когда программа составлена полностью и спортсмены усвоили последовательность элементов, связок и выполняют их музыкально.
Подготовительная работа хореографа начинается с прослушивания музыкального сопровождения. Это важно для того, чтобы определить стиль, в котором будет оформляться программа. Далее хореограф подбирает характерные для данного стиля движения из богатого арсенала балета. На заключительном этапе подготовительной работы хореограф многократно просматривает программу и отдельные комбинации, выполняемые спортсменами на льду под музыку, и определяет, как оформить программу в едином стиле в соответствии с характером музыки и рисунком программы.
Далее работу переносят в зал. Спортсмены имитируют движения программы по небольшим фрагментам или комбинациям, а хореограф находит нужное оформление.
В основном это касается движений рук, туловища, головы, свободной ноги, общей выразительности движений, мимики спортсменов. Сначала находятся узловые движения, наиболее эффектные, которые оттеняют стартовую позу, начало комбинации, ее окончание, исходное положение перед элементом, конечное положение после элемента, движения, акцентирующие музыкальные фразы. Переходя от одной яркой детали к другой, находят промежуточные движения, уточняют направление движений, их амплитуду таким образом, чтобы каждая комбинация представляла собой слитную хореографическую комбинацию, выдержанную в едином стиле.
В зале спортсмены занимаются перед зеркалом в сопровождении магнитофона. Каждый партнер овладевает своей партией индивидуально и подстраивает свои движения под движения партнера, чтобы уже в зале овладеть синхронностью движений. Однако хореографу необходимо использовать и такие движения, которые способствуют выражению общения партнеров между собой, созданию дуэта. Постановочную работу с фигуристами высокой квалификации хореограф может проводить на льду.
Когда первоначальное оформление программы хореографом закончено, спортсмены выполняют комбинации программы на льду под музыку. Здесь тренер и хореограф могут убедиться, что поставленные движения не мешают общему рисунку программы, помогают выполнению элементов и соответствуют характеру выбранной музыки. Важно определить и переделать те движения, которые идут в ущерб удобству при подходе, выполнении элемента и выходе из него. Замеченные недостатки исправляют на льду и в зале таким образом, чтобы поставленные хореографом движения соответствовали движениям фигуриста при скольжении на льду и отражали характер музыки.
После окончательного уточнения всех движений начинается шлифовка исполнения. Хореограф добивается, чтобы фигуристы выполняли движения правильно по форме, выразительно, эмоционально. Иными словами, чтобы внешней формой спортсмены могли выразить свое внутреннее состояние, свои чувства. Программа должна смотреться как двухминутная хореографическая миниатюра на льду, исполняемая в рамках спортивной программы.
Эту работу ведут в июле — августе. Совершенствование исполнения — длительный творческий процесс.
При хореографическом оформлении программы используют движения и гимнастического, и хореографического характера. Все движения, сопутствующие передвижению фигуриста, подразделяются на элементарные движения, позы и хореографические элементы. Эта классификация, заимствованная из классификации элементов вольных упражнений гимнастов, с успехом используется в фигурном катании.
Группа хореографических элементов и соединений объединяет движения классического, характерного, народного и современного танцев. Их ярко выраженный стилизованный характер, соответствующий канонам танца, придает им особую выразительность и самостоятельность и отличает от гимнастических движений. Сопутствующие движения, выражение лица, взгляд придают элементам осмысленность, выразительность.
Элементарные движения. Многочисленная группа технически несложных движений, выполняемых в соответствии с требованиями стиля, используется для соединения элементов. Элементарные движения подразделяют на движения частями тела и комбинированные движения.
Как и в хореграфических упражнениях, точность исходных и конечных положений, пластичность, ритмичность служат критерими оценки качества выполнения элементарных движений.
Позы. Позы делят на элементарные и комбинированные положения и силовые элементы.
Элементы хореографии. Имеются в виду следующие движения. Движения руками в трех позициях — вперед, в стороны, вверх; асимметричные — одна рука вперед, другая в сторону; одна вверх, другая в сторону и т. п.
Движения ногами: полуприсед на двух; полуприсед на одной, другая вперед, назад, в сторону на носок; взмахи ногой вперед, в сторону, отведение ноги вперед, назад, в сторону.
Движения головой: сопровождение движением головы движений других частей тела (рук, ног); опережающие, одновременные и с отставанием.
Движения туловищем: «волна», боковая «волна».
Комбинированные движения: смена положения выпадов в сочетании с наклоном туловища; сочетания взмахов ногой с «волной»; взмах и выпад.
Прыжки с ног на ноги.
Прыжки прогнувшись; ноги врозь; согнув ноги назад; согнувшись; согнувшись ноги врозь; согнувшись, согнув одну ногу коленом наружу; прогнувшись, согнув одну ногу вперед («олень»); с поворотом на 90—180°; шагом; ноги врозь — одна вперед, другая назад; махом ноги вперед и назад; согнув ноги с последующим выпрямлением вперед.
Способы выполнения: с обеих ног на обе; с обеих ног на одну; с одной ноги на одну; с одной ноги на другую; с одной ноги на обе; с поворотом; на месте; с продвижением вперед, назад, в сторону; с места; с разбега (передвижения) вперед, по дуге, в сторону; с дополнительными движениями руками, головой, телом.
Способы выполнения движений руками. По степени участия звеньев рук: двумя руками; одной рукой; кистями; предплечьями; всей рукой; прямыми руками; согнутыми руками; комбинированно — одна прямая, другая согнутая.
По форме движений: поднимания; опускания; круговые движения; сгибания; разгибания; повороты; рывки; взмахи; броски; хлопки; «волны»; захваты; скрещения.
По направлению: однонаправленно; разнонаправленно; вперед; назад, в сторону; в промежуточных направлениях; симметрично; асимметрично.
По характеру движения: одновременно; разновременно (поочередно, последовательно); равномерно (в одном темпе); неравномерно (с ускорением, с замедлением); быстро; медленно; плавно; резко; силой; расслабленно.
Способы выполнения движений ногами. По степени участия звеньев ног: двумя ногами; одной ногой; голенью; стопой; всей ногой.
По форме: прямыми ногами; согнутыми; комбинированно — одна прямая, другая согнутая.
По форме движений: поднимания; опускания; круговые движения; сгибания; разгибания; взмахи; притопы; скрещения; шаги; подскоки.
По направлению: однонаправленно; разнонаправленно; вперед; назад; в сторону; в промежуточных направлениях; симметрично; асимметрично.
По характеру движения: одновременно; разновременно (поочередно, последовательно); равномерно (в одном темпе); неравномерно (с ускорением, с замедлением); быстро; медленно; плавно; резко; силой; расслабленно.
Способы выполнения движений головой: наклоны вперед, назад в сторону; в промежуточных направлениях; повороты налево, направо, круговые движения; комбинированные движения (наклоны с поворотом).
Способы выполнения движений туловищем: наклоны вперед, назад, в сторону, в промежуточных направлениях; повороты налево, направо; комбинированные наклоны с поворотами; круговые движения; круговые движения тазом; повороты таза влево, вправо, при фиксированном положении плеч (скручивания); «волна».
Комбинированные движения: наклоны; повороты; «волны»; приседания; выпады.
Элементарные положения:
руки — прямые; согнутые; пронированные; супиниро-ванные; симметрично; асимметрично; в основных направлениях (вперед, вверх, в стороны, назад); в промежуточных положениях (вперед-вниз в стороны-вверх, вперед-в стороны, скрестно вниз, скрестно перед грудью и т. д.); перед грудью; за голову; к плечам; на пояс, за спину;
кисти — в кулак; в замок; в продолжение предплечья; в хореографической позиции;
ноги — положение обеих, одной, бедра, голени, стопы, всей ноги; симметрично; асимметрично; прямых; согнутых; вместе и врозь; в основных и промежуточных направлениях;
голова: в наклоне; в полунаклоне; в повороте (вполоборота);
туловище: в наклоне, в полунаклоне; в повороте (вполоборота); в наклоне с поворотом; скруглив спину; прогнувшись.
Комбинированные положения:
на ногах: основная стойка; полуприсед; присед; стойка на носках; стойка ноги врозь; стойка на одной, другая на носок или поднята вперед, назад, в сторону; стойка на коленях (на одном колене, другая нога в сторону, согнута вперед и т. п.); широкая стойка ноги врозь с наклоном вперед; широкая стойка ноги врозь, одна нога вперед, другая назад; выпады вперед, назад, в сторону, в промежуточных направлениях; то же с наклоном туловища с различными положениями рук.
|