Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Техника и композиционные особенности исполнения элементов короткой программы

Страницы: 1234567   
 

Прыжки

Количественные критерии определения качества выполнения прыжка как индивидуально, так и раздельно в паре отсутствуют. Рекомендуется руководствоваться требованиями к качеству элементов, изложенными в правилах МСК, а также в «Методических рекомендациях по судейству короткой программы в одиночном и парном катании» (1972—1979 гг.). Основными показателями правильно выполненного прыжка являются высота, длина, скорость и легкость исполнения.

В паре необходимо уделять особое внимание единообразию внешней формы и одинаковым пространственно-временным характеристикам прыжков партнеров. Единообразие внешней формы прыжков предполагает одинаковое исходное положение перед прыжком, отталкиванием, в полете и при приземлении. Одинаковые временные характеристики предполагают одновременность (синхронность) отталкивания, одинаковую длительность полета и одновременность приземления. Одинаковые пространственные характеристики предусматривают одинаковую амплитуду всех движений, общее направление прыжка и различных его фаз, перемещения партнеров в прыжке и постоянство интервала и дистанции между ними во всех фазах прыжка. Партнеры должны стремиться сокращать интервал и дистанцию между собой до 1,5 м (расстояние вытянутых рук). Прыжок следует выполнять после оптимального разбега и в полете сохранять поступательное движение, полученное при разбеге. Больше внимания нужно уделять эстетичности положений тела.

В практике фигурного катания можно выделить типичные особенности выполнения прыжков.

Прыжок Сальхов в 2 оборота. Прыжок располагают вдоль или поперек площадки, чаще всего на крайней трети площадки (в районе одной или другой синей линии разметки хоккейной площадки).

Разбег для выполнения прыжка обычно начинают с крайней трети площадки, противоположной месту прыжка. Он состоит из беговых шагов вперед, назад или их сочетаний в комбинации с различными шагами, служащими для приобретения скорости, и выполняется чаще всего раздельно. Реже партнеры начинают разбег совместно в позиции рука в руке или килиан, а затем разъединяются, чтобы выполнить прыжок с параллельным либо последовательным построением.

Рис. 27. Варианты положения рук на выезде из прыжков
Рис. 27. Варианты положения рук на выезде из прыжков

Наиболее распространено во время прыжка последовательное расположение партнеров, когда один из партнеров прыгает вслед другому. Обычно партнерша прыгает вслед партнеру. Реже встречается параллельное расположение партнеров. На переднем плане по отношению к судьям чаще всего находится партнерша.

Большинство пар выполняют Сальхов с тройки ЛВН — ЛНВ. Реже встречается вариант исполнения после открытого моухока ПВВ — ЛНВ или после кросс-ролла ПВН и тройки ЛВН — ЛНВ. Другие варианты подхода к прыжку Сальхов в коротких программах парного катания используют редко.

Положение рук и головы на выезде по дуге ПНН зависит от характера музыки и стиля катания пары. Встречаются следующие положения рук (рис. 27): руки в стороны, правая — вперед, левая — назад (1) и наоборот (2); правая — вперед, левая — вверх (3), правая — вперед-вверх, левая — назад (4), правая — вверх, левая на поясе (5) и наоборот; обе руки согнуты на поясе (6), обе руки вверх (7).

После приземления и скольжения по дуге ПНН следуют поворот влево на ЛВН и беговые шаги вперед, скрещенная сзади дуга ЛНВ и беговые шаги назад-влево, дуга ЛНН, с поворотом влево выпад на ЛВН, с поворотом влево через зубец левого конька на ПВВ и т. д.

Прыжок тулуп в 2 оборота. Фигуристы стремятся расположить прыжок вдоль площадки или по диагонали в крайней или средней трети ее, чаще всего в районе синей линии разметки хоккейного поля. Разбег для выполнения прыжка в большинстве случаев начинают с левой крайней трети площадки. Реже встречаются варианты разбега с правой трети площадки, противоположной месту прыжка. При любом варианте разбега партнерша находится на переднем плане по отношению к судьям. Расположение партнеров перед прыжком в основном параллельное; последовательное встречается крайне редко. Наиболее распространенными являются два варианта разбега:

Рис. 28. Схемы разбега к прыжку тулуп в 2 оборота
Рис. 28. Схемы разбега к прыжку тулуп в 2 оборота

1. Несколько беговых шагов вперед-влево вдоль бокового борта в позиции килиан или рука в руке. Распуская хват на расстояние вытянутых рук или слегка больше, фигуристы выполняют толчок на ЛВН или ЛВВ в I позицию в скольжение параллельно длинному борту (рис. 28а). Прыжок начинают из этого исходного положения или из IV позиции (если правую ногу выносят вперед при скольжении на левой вперед).

Рис. 29. Схемы разбега к прыжку петлей в 2 оборота
Рис. 29. Схемы разбега к прыжку петлей в 2 оборота

2. Несколько беговых шагов назад-вправо вдоль бокового борта в хвате рука в руке (партнерша впереди партнера). При прохождении параллели с боковым бортом площадки партнеры распускают хват на расстояние вытянутых рук и делают 1—2 беговых шага назад в параллельном построении (партнерша ближе к судейскому боргу). После дуги ПНВ с поворотом влево следует дуга ЛВВ в I или IV позиции (рис. 286).

Оба варианта выполняют также с параллельным расположением партнеров с самого начала комбинации. Наряду с общераспространенным вариантом прыжка с тройки ПВВ — ПНН, прыжок выполняют с тройки ЛВН — ЛНВ с одновременным толчком на ПНН после вершины поворота; после двух троек ПВВ — ПНН, следующих друг за другом без промежуточного толчка левой ногой. Возможно такое же положение рук и головы на дуге ПНН при выезде из прыжка, как в прыжке Сальхов.

Прыжок петлей в 2 оборота размещают на площадке подобно прыжку Сальхов. Варианты разбега обычно повторяют варианты разбега к прыжку Сальхов. В любом варианте на переднем плане по отношению к судьям в большинстве случаев находится партнерша. Прыжок выполняют и с последовательным, и с параллельным размещением партнеров.

Чаще всего прыжок следует после тройки ЛВН—ЛНВ и дуги ПНН, с которой выполняют отталкивание (рис. 29 а, б). Используют также следующие подходы к прыжку: после дуги ЛВН открытый моухок ПВВ — ЛНВ и дуга ПНН (рис. 29в); четырехшажный переход; ЛВН, скрещенная сзади ПВВ, скрещенный открытый моухок ПВВ — ЛНВ, дуга ПНН (рис. 29г); беговые шаги назад-влево, после ЛНВ дуга ПНН и прыжок (рис. 29(3); многократное сочетание тройки ПНН — ПВВ, с открытым моухоком ПВВ— ЛНВ (рис. 29е). Положения рук во время приземления после прыжка те же, что и при выполнении других прыжков.

Прыжок флип в 2 оборота обычно выполняют на крайней трети площадки после разбега, начатого с противоположной крайней трети. Шаблонные варианты повторяют варианты разбега к прыжку тулуп. При любом варианте разбега на переднем плане по отношению к судьям в большинстве случаев находится партнерша. Чаще встречается параллельный вариант взаимного положения партнеров, реже-— последовательный.

Наиболее употребителен вариант прыжка с тройки ЛВН — ЛНВ, начатой после дуги ЛВВ в IV позиции, и следующей за ней перетяжки ЛВВ — ЛВН, выполненной одновременно с толчком зубцом правого конька. Тройку ЛВН — ЛНВ также выполняют после дуги ПНН. Возможно выполнение прыжка после открытого моухока ПВВ — ЛНВ. На выезде из прыжка возможно не только стандартное положение рук в стороны, но и варианты, используемые в других прыжках.

Поддержки

Количественных критериев определения качества выполнения поддержек нет. Рекомендуется руководствоваться общими положениями и требованиями, предъявляемыми к поддержке. В правилах МСК указано, что в поддержке прыжок партнерши с помощью партнера должен представлять собой непрекращающееся восходящее и нисходящее вращательное движение.

Рис. 30. Поддержка лассо на одной руке
Рис. 30. Поддержка лассо на одной руке

Поддержкой является совместное движение партнеров, при котором партнерша отталкивается ото льда ребром или зубцом конька, а партнер, используя толчок фигуристки, поднимает ее на высоту, предусмотренную видом поддержки.

Успех выполнения поддержки зависит от координации прыжка партнерши и подъема партнера, от быстроты принятия фигуристкой положения упора на руках партнера, от вертикальности и жесткости системы партнер — партнерша и от координации движений при повороте партнера и спуске партнерши.

Поддержки лассо в 2,5 оборота на руках и в 3,5 оборота на одной руке. Поддержка лассо названа так по подобию движения партнера с движением при раскручивании над головой и броске лассо.

В исходном положении оба фигуриста скользят вперед-наружу на правой ноге в позиции бок о бок, партнерша— справа от партнера (рис. 30,/). Прямая левая рука партнерши опирается на левую руку партнера. Правые руки фигуристов соединены в хват, причем кисть партнера повернута так, чтобы большой палец был направлен вниз. Для большей жесткости можно использовать глубокий хват, при котором спортсмены сжимают руки друг друга за запястья.

Рис. 31. Схема   размещения разбега и поддержки лассо в 2,5 оборота на руках
Рис. 31. Схема размещения разбега и поддержки лассо в 2,5 оборота на руках

Наиболее типичные варианты разбега для принятия исходного положения следующие:

  1. Партнеры выполняют беговые шаги вперед-влево в позиции килиан, заканчивая их скольжением на ЛВН, затем переходят на ПВН, принимая исходное положение для поддержки, после чего партнерша делает толчковую дугу ЛВН (рис. 31).
  2. Партнеры заканчивают беговой шаг вперед-влево в позиции килиан скольжением на ПВВ; затем следует скрещенная сзади дуга ЛВВ, во время которой фигуристы принимают исходное положение для поддержки; далее партнерша выполняет перетяжку ЛВВ — ЛВН с помощью толчка зубцом правого конька. Отталкивание на поддержку выполняют с ЛВН как в индивидуальном прыжке Аксель. В разбеге в среднем шесть беговых шагов. Некоторые пары выполняют от трех до десяти таких шагов. Поддержку обычно располагают вдоль площадки, реже, — по диагонали.

Из исходного положения на ПВН партнерша отталкивается на левую вперед-наружу как перед прыжком Аксель. Одновременно с приседанием на левой она приближает прямую левую руку к левому бедру, а правую поднимает над головой, если в исходном положении она была перед грудью.

Одновременно с толчком партнерши на левую ногу партнер приставляет левую ногу к правой, выдвигает ее на полстопы вперед и приседает, поворачивая туловище вправо, грудью к партнерше. Слегка сгибает в локте левую руку и выдвигает ее в направлении к партнерше, создавая ей лучшие условия для опоры на левую руку при толчке. Правая рука фигуриста вытянута вверх. Партнерша отталкивается левой ногой с дуги вперед-наружу. При этом она опирается на левую руку и делает мах свободной ногой в направлении левого плеча партнера, как бы желая напрыгнуть на него верхом.

Партнер помогает прыжку активным разгибанием ног и левой руки, осуществляя основную часть подъема партнерши левой рукой. Легким круговым движением правой руки над головой фигурист переводит партнершу за спину, в положение упора на выпрямленных руках. Его руки находятся на ширине плеч. Для обеспечения более устойчивого положения в упоре плечи партнерши слегка выведены вперед, голова приподнята, спина прогнута. Наиболее распространенное положение — голова прямо, ноги разведены в стороны, руки, прямые у обоих партнеров, плотно прижаты спереди к бедрам партнерши (рис. 30,2). На этом фаза подъема заканчивается.

Далее партнер делает один оборот с партнершей, находящейся в упоре на руках над его головой, а она совершает в воздухе 2,5 оборота. Поворот на льду партнер осуществляет поворотом на обеих ногах и переступанием. Поворот со скольжения вперед на скольжение назад партнер начинает выведением правой ноги на полконька вперед и заканчивает поворотом на обеих ногах на 180°. Дальше следует толчок на ЛВН, переступание с ПНВ на ход вперед с приведением стопы правой рядом и на полконька сзади к левой. На этом поворот партнера в поддержке лассо в 2,5 оборота закончен. Партнерша находится в воздухе с момента отталкивания до момента приземления 3—4 секунды. В поддержке в 3,5 оборота партнер поворачивается таким же образом еще на один оборот.

Кроме поворота преимущественно на обеих ногах выполняют поворот с переступанием с ноги на ногу (ЛВН, ПВВ, ЛНВ, ПНН и т. д.). Это более медленный способ поворота, часто сопряженный со скоблением зубцами, но более безопасный, позволяющий лучше корректировать отклонение положения системы партнер — партнерша от вертикали. После окончания поворота партнер, скользя вперед на обеих ногах, начинает спускать партнершу. Для этого он слегка выводит правую руку вперед, левую— назад, а партнерша переносит вес тела на правую руку и поворачивается влево на 180°, помогая себе левой ногой, направленной через сторону назад.

Для того чтобы поставить мягко партнершу на лед, партнер опускает ее перед собой на согнутой правой руке и разгибает руку, как только фигуристка коснется льда (рис. 30, 4). При этом левые руки разъединяют и партнеры оказываются на расстоянии вытянутых рук, скользя она — на правой назад-наружу, он— на левой вперед-наружу или на правой вперед-внутрь (рис. 30, 5). Свободные ноги партнеров развернуты и вытянуты назад.

Рис. 32. Положение партнеров в поддержке петлей хватом рука в руку в 2 оборота (положение рук — см. рис.  12)
Рис. 32. Положение партнеров в поддержке петлей хватом рука в руку в 2 оборота (положение рук — см. рис. 12)

При выполнении поддержки на одной руке партнеры разъединяют левые руки как можно быстрее после подъема. Левую руку партнерша поднимает вверх или в сто-рону-вверх, а партнер опускает в сторону или вниз (рис. 30,5). Перед приземлением хват возобновляют. Спускают партнершу на обеих руках.

Длина перемещения партнера во время поддержки лассо в 3,5 оборота от момента толчка партнерши до момента ее приземления в среднем 11—18 метров.

Поддержка петлей хватом рука в руку в 2 оборота. В исходном положении перед поддержкой партнеры скользят друг за другом на ЛНН, правые ноги отведены назад, партнерша перед партнером (рис. 32). Левые руки партнеров в хвате и опущены вниз-в сторону либо прижаты к талии партнерши слева; правые руки могут быть в хвате и опущены вниз-в сторону или правая рука партнера — на талии партнерши справа, правая рука партнерши — вверху. Положение рук партнеров в исходном положении влияет на расстояние между ними перед поддержкой. Разбег для принятия исходного положения.перед поддержкой выполняют двумя способами:

Рис. 33.  Схема   размещения разбега и поддержки петлей в 2 оборота
Рис. 33. Схема размещения разбега и поддержки петлей в 2 оборота
  1. Беговые шаги назад-вправо в хвате рука в руке вдоль короткого борта до выхода партнеров в направлении диагонали площадки. На дуге ПНВ партнер подтягивает партнершу в позицию друг за другом (фигурист сзади), меняя хват на требуемый для исходного положения. Далее следует толчок обоих партнеров на ЛНН с правой сзади (рис. 33).
  2. Беговые шаги вперед-влево в позиции килиан до выхода в направлении вдоль катка на ЛВН с правой сзади. Выполняя кросс-ролл ЛВН — ПВН и шаг тройкой ПВН — ЛНН, партнеры выстраиваются в исходное положение для подъема и меняют хват на хват рука в руке.

В обоих вариантах разбега — 5—9 беговых шагов. Поддержку обычно располагают по диагонали или вдоль площадки. Перед отталкиванием партнерши фигуристы соединяют правые руки и вместе с левыми, находящимися в хвате, подводят под ягодицы или сбоку к бедрам партнерши. Партнер приседает на обеих ногах так низко, чтобы руки партнерши, выпрямленные в локтевых суставах, оказались в упоре на его согнутых руках. Приседание на ПНН перед отталкиванием партнерша выполняет, сохраняя вертикальное положение тела, а отталкивание— в направлении вверх-назад. Партнер подхватывает толчок партнерши и поднимает ее на вытянутые руки. По окончании подъема руки партнеров предельно вытянуты, поза партнерши зафиксирована.

Партнер начинает поворот влево либо в конце подъема партнерши на выпрямленные руки, либо сразу же по окончании подъема. Поворот влево партнер осуществляет переступанием на ЛВН; этому способствует одновременное маховое движение левой ногой партнерши из положения спереди перед правой в начале отталкивания в положение шпагата с левой сзади. Мах выполняют круговым движением в горизонтальной плоскости.

Переступив на ЛВН, партнер сразу же приводит правую ногу как можно ближе к левой, стопы параллельны и, продолжая выводить правую вперед, поворачивается на обеих ногах назад. Один оборот завершен. Второй оборот выполняют подобно первому. Сначала толчок на ЛВН, перенос веса тела на левую ногу, приведение правой, выведение ее рядом с левой на полботинка вперед.

Завершается второй оборот поворотом назад на обеих ногах, скольжением на обеих ногах и толчком с ЛВН на ПНН с левой ногой сзади. При повороте партнер не снимает со льда левую ногу, а только правую — когда она приводится к левой с хода ПНВ на ПВВ.

Спуск партнерши, т. е. сгибание обеих рук или только правой большинство фигуристов начинают после завершения второго оборота, при скольжении на обеих ногах назад. При этом заключительный толчок на ПНН совпадает с приземлением партнерши в это же положение. Некоторые партнеры начинают спускать партнершу на ПНН в позе выезда, т. е. скользя на одной ноге. Встречаются варианты, когда фигурист начинает сгибание рук за пол-оборота до выезда из поддержки и опускает партнершу на лед одновременно с собственным толчком на ПНН.

Партнерша находится в упоре 4—5 секунд — с момента отрыва до касания льда при приземлении.

Скорость поступательного движения при перемещении партнера не должна снижаться. Фигуристы после приземления не разъединяют левые руки, а поднимают в сторо-ну-вверх, правые — назад-вниз (рис. 32 б). Партнер может перехватить правой рукой талию партнерши справа, она выпрямляет правую руку вперед. Скорость скольжения при приземлении партнерши не должна падать из-за торможения зубцами. Положения тел на протяжении всех фаз поддержки должны быть эстетичными.

Варианты выполнения поддержки различаются по положению тела партнерши в упоре. Позы, принимаемые фигуристкой, разделяют на статические, когда она сохраняет в упоре принятое положение ног, и динамические, когда она в упоре один или несколько раз меняет положение ног.

Варианты выполнения поддержки со статическим положением партнерши. Приведенные варианты положения партнерши с согнутой одной или двумя ногами не разрешаются правилами соревнований 1977 г., однако могут быть разрешены в дальнейшем.

Рис. 34. Варианты положения партнерши при выполнении поддержки петлей руки в руки в 2 оборота
Рис. 34. Варианты положения партнерши при выполнении поддержки петлей руки в руки в 2 оборота
  1. Партнерша находится спиной к партнеру, ноги максимально разведены: правая — вперед, левая — назад (рис 34,/).
  2. Левая нога направлена вертикально вниз, правая поднята вперед под углом около 90° (рис. 34,2).
  3. Левая нога направлена вниз, правая согнута в коленном суставе и скрещена с левой сзади (рис. 34,5).
  4. Прямые ноги внизу, левая скрещена с правой впереди (рис. 34,4).
  5. Ноги согнуты в коленях, левая супинируется и приводится слегка вправо, правая пронируется и заводится за правую руку партнера (рис. 34,5).
  6. Правая нога в таком же положении, как в варианте 5, левая, разогнутая в коленном суставе, отведена влево-вперед (рис. 34,6).

Варианты выполнения поддержки с динамическим положением партнерши.

  1. Левая нога поднята вперед с правой под углом 90°, правая — внизу (рис. 34,2). При повороте партнера фигуристка сгибает левую ногу в коленном суставе, слегка супинируя ее (рис. 34,7). В такой же позе выполняется один оборот. Затем она разгибает левую ногу в коленном суставе по направлению вправо-вверх (рис. 34,8) и в таком положении выполняет еще один оборот.
  2. При подъеме ноги максимально разведены в стороны, партнерша находится спиной к партнеру. Спустя пол-оборота партнерша сгибает правую ногу в коленном суставе в положение «олень» и поворачивается к партнеру правым боком (рис. 34,9). При опускании махом разгибает правую ногу в коленном суставе.
  3. При подъеме партнерша принимает «угол» в упоре. Разгибаясь в тазобедренном суставе, приходит в положение шпагата с правой ногой спереди.

Выезд из поддержки обычно выполняют вдоль короткого борта. После ПНН возможны следующие варианты окончания комбинации:

Рис. 35. Поддержка Аксель за бедро на одной руке в 2 оборота
Рис. 35. Поддержка Аксель за бедро на одной руке в 2 оборота
  1. Толчок на ЛВН, распуская правые руки. Правой рукой партнер подтягивает партнершу за талию справа, выводя ее вправо относительно себя. Толчок на ПВВ, партнерша впереди партнера, ее левая рука в его правой. Дуга ПВВ в хвате рука в руке.
  2. То же, только при толчке на ПВВ хват килиан сохраняется. Дуга ПВВ в килиане.
  3. После ПНН, когда обе руки в хвате, фигуристы выполняют одновременный поворот прыжком влево на 0,5 оборота на ПВВ с толчком зубцом левого конька. При этом партнер пропускает партнершу вперед и, распуская хват правыми руками, перехватывает ее за талию справа. Дуга ПВВ в килиане.
  4. Распуская хват обеими руками, партнеры отталкиваются на ЛНВ, скрещение сзади, партнер перехватывает левой рукой правую руку партнерши. Дуга ЛНВ в хвате рука в руке.
  5. Скользя на ПНН, партнеры поднимают обе руки вперед в хвате. Партнер проводит партнершу слева, стоя на ПНН, мимо себя и отталкивает так, что она оказывается сзади него, скользя на ПНН. Когда расстояние между ними достигнет вытянутых рук, оба одновременно выполняют толчок на ЛВН и продолжают шаги в параллельном построении.

Поддержка Аксель за бедро на одной руке в 2 оборота. На рис. 35 показано исходное положение перед поддержкой (1), после подъема (2), и в момент опускания партнерши на лед (3),

Тодесы

В исходном положении фигуристы скользят друг за другом; партнер—по спирали на правой назад-наружу, партнерша — по спирали в зависимости от требуемого тодеса (назад-наружу, назад-внутрь, вперед-внутрь). Правой рукой спортсмен ведет партнершу за правую руку на тодесах назад (рис. 36, /, 2) и за левую — на тодесе вперед (рис. 36, 3, 4, 5). Помощь второй рукой партнера запрещена. Когда партнер резко увеличивает кривизну дуги, въезжая в положение циркуль, партнерша сильно сгибает опорную ногу в коленном и голеностопном суставах, пронирует в тазобедренном суставе (на тодесах внутрь) и супинирует (на тодесах наружу). При этом кривизна дуги фигуристки остается прежней. Благодаря этому партнерша выдвигается несколько в сторону от партнера, и между ними возникает ощущение натяжения, характерное для правильно выполняемого тодеса. Руки партнеров предельно вытянуты. Благодаря натяжению партнерша принимает положение под углом к линии скольжения своего конька. В момент постановки партнером конька свободной ноги на зубец с фиксацией в одной точке площадки партнерша принимает самое низкое положение, при котором голова откинута назад и находится в нескольких сантиметрах ото льда. Опора головой или свободной рукой о лед при вращении считается ошибкой. В этом положении туловище фигуристки и соединенные руки партнеров располагаются вдоль радиуса окружности, по которой скользит конек партнерши. Тодес считается выполненным, если спортсменка совершает в этом положении не менее 1,5 оборота (отсчет идет с момента фиксации партнером зубца конька в положении циркуль до начала подъема партнерши).

Выполнять тодес партнерша должна на устойчивом наружном (в тодесе наружу) или внутреннем (в тодесах внутрь) ребре опорной ноги. Партнер в самом тодесе, когда находится в позиции циркуль, держит колени сильно согнутыми до тех пор, пока не закончится движение. Скольжение партнерши вокруг партнера не должно резко снижаться из-за торможения зубцом конька или скобления ребром. Выезд из тодеса и партнерша и партнер должны выполнять на одной ноге. При выполнении всех частей тодеса необходимо сохранять равновесие. Позы партнеров во всех фазах выполнения элемента должны быть эстетичными.

Рис. 36. Варианты хватов при выполнении тодесов назад (1, 2), тодеса вперед (3, 4, 5)
Рис. 36. Варианты хватов при выполнении тодесов назад (1, 2), тодеса вперед (3, 4, 5)
Рис.  37.  Варианты  положения  партнерши  при  выполнении тодеса назад-наружу
Рис. 37. Варианты положения партнерши при выполнении тодеса назад-наружу

Тодес назад-наружу. Расположение тодеса на продольной оси, проходящей через центр площадки, создает условия для хорошего обозрения фигуры в различных ракурсах как судьями, так и зрителями. Чаще всего тодес располагают в средней трети площадки, значительно реже— в крайней трети.

Количество беговых шагов в разбеге колеблется от 2 до 7. Наиболее типичны два варианта разбега к тодесу:

  1. Беговые шаги назад-влево в позиции рука в руке, партнерша перед партнером.
  2. Беговые шаги вперед-влево в позиции килиан (или раздельно), скольжение на ПВВ, скрещение ЛВВ сзади, открытый моухок ПВВ — ЛНВ, соединение партнеров в исходное положение перед тодесом, ПНН в хвате рука в руке и тодес.

В тодесе свободная рука партнерши может быть отведена назад-вниз, поднята вверх, находиться на поясе (рис. 37). Возможна смена положения, например: руку, отведенную назад-вниз, через сторону поднимают вверх и снова опускают вперед и назад-вниз.

Подъем партнерши в вертикальное положение партнер начинает с приведения правой ноги к левой, находящейся на зубце, выпрямлением ног и сгибанием правой руки в локтевом и слегка в плечевом суставах. При этом партнерша приближается к нему, сгибает правую руку, подтягивается на ней до вертикального положения и приводит ее к бедру правой ноги. В этот момент партнер разгибает правую руку, а партнерша поднимает ее вперед, тем самым отъезжая от него на вытянутую руку. При разгибании правой руки партнер отталкивается на ПВВ или на ЛВН, свободная нога сзади (рис. 38, 1). Партнерша выполняет выезд на ПНН, левая нога сзади, иногда — в ласточке. Выезд из тодеса обычно располагают вдоль продольной оси площадки.

Фигуристка принимает горизонтальное положение за 1,5—4 сек., считая с момента опускания из вертикального положения. У большинства пар вращение в тодесе 1,5— 2 оборота. Время выполнения тодеса (с момента постановки партнером зубца левого конька на лед) — 5—8 сек. Диаметр окружности, описываемой партнером в положении циркуля, — 40—60 см, партнерши — 6—8 см. Средняя скорость вращения партнерши — 0,5 оборота в 1 сек.

Тодес назад-внутрь. Расположение тодеса на площадке такое же, как в тодесе назад-наружу. Существуют различные варианты подхода к элементу:

1. Оба партнера выполняют беговые шаги назад-влево, партнерша перед партнером, хват рука в руке. Набрав достаточную скорость, партнер перехватывает правую руку фигуристки своей правой и, скользя на правой назад-наружу, левая нога сзади, начинает выполнять вход в циркуль. В момент, когда он отталкивается на ПНН, партнерша, продолжая скольжение на ЛНВ, выносит правую ногу вперед и скрещивает перед левой. Левую руку, слегка согнутую в локтевом и лучезапяст-ном суставах, поднимает вперед-вверх (рис. 39).

Рис. 38. Положение партнеров на выезде из тодеса назад-наружу (1), назад-внутрь (2), вперед-внутрь (3)
Рис. 38. Положение партнеров на выезде из тодеса назад-наружу (1), назад-внутрь (2), вперед-внутрь (3)
Рис. 39. Схема размещения разбега и тодеса назад-внутрь
Рис. 39. Схема размещения разбега и тодеса назад-внутрь

2. Партнеры выполняют беговые шаги назад-вправо, чтобы набрать оптимальную скорость, партнерша перед партнером, ее левая рука в правой руке партнера. После дуги ПНВ выполняют выпад на ЛНВ и, распуская руки, меняют направление скольжения и хват. Фигуристы начинают скользить назад-влево. Партнер держит правую, руку партнерши левой рукой. После одного или нескольких беговых назад-влево партнер отталкивается правой назад-наружу, партнерша остается на левой назад-внутрь с правой сзади. Свободные руки партнеров вверху-в стороне, слегка согнуты в локтевом и лучезапястном суставах. Постепенно партнерша выносит правую ногу вперед, а свободную руку сгибает в локтевом суставе, касаясь пальцами бедра опорной ноги.

Спортсмены варьируют выполнение тодеса назад-внутрь, изобретая оригинальные подходы к фигуре, изменяя положения различных частей тела в элементе и принимая необычные позы при выезде из фигуры. В тодесе туловище партнерши может быть повернуто вправо или влево относительно опорной ноги. Вместе с поворотом туловища партнерши меняется положение ее свободной руки, головы и направление взгляда. Свободная нога может быть как перед опорной, так и сзади нее. Партнерша один или несколько раз может менять положение свободной руки, головы и т. д.

Варианты положения партнерши в тодесе: туловище повернуто влево, в сторону опорной ноги, правая нога впереди на расстоянии стопы, рука отведена назад (рис. 40,1), вверху (рис. 40,2), в стороне (рис. 40,3), слегка согнута в локтевом суставе, отведена назад-в сторону (рис. 40,4), свободные руки партнеров на поясе (рис. 40,5), туловище повернуто правым боком ко льду, правая нога сзади левой, рука в сторону-назад, свободная левая рука партнера повернута ладонью вверх (рис. 40,6), туловище повернуто вправо лицом ко льду, голова опущена, свободная рука вверху, правая нога сзади левой (рис. 40,7).

Рис. 40. Варианты положения партнерши при выполнении тодеса назад-внутрь
Рис. 40. Варианты положения партнерши при выполнении тодеса назад-внутрь

На выезде из тодеса партнерша скользит на ЛНВ, правая нога сзади, правая рука в хвате с правой рукой партнера, левая рука в стороне. Партнер — на ЛВН или ПВВ (см. рис. 38,2), затем партнерша выполняет перетяжку ЛНВ — ЛНН, а партнер отталкивается на ПВВ, свободная нога сзади, рука в стороне.

Тодес вперед-внутрь. В исходном положении перед тодесом вперед-внутрь партнер скользит на ПНН, левая нога сзади, партнерша — на ПВВ, левая нога сзади или впереди.

Расположение тодеса на площадке и варианты разбега такие же, как и в тодесах назад. Независимо от варианта разбега последний беговой шаг партнеры выпол-. няют назад-влево, правая рука партнерши в левой руке партнера. Для принятия исходного положения после дуги ЛНВ партнер отталкивается на ПНН, левая нога сзади; партнерша выполняет тройку ПНН — ПВВ, шаг или прыжок на ПВВ и переходит на дугу ПВВ, левая нога спереди или сзади.

При переходе партнерши на ПВВ партнер перехватывает правой рукой ее левую руку. В момент принятия партнером положения на ПНН, а партнершей — на ПВВ оба располагаются либо по радиусу окружности, которую образует дуга партнера, либо партнерша находится спереди и справа от фигуриста.

Из исходного положения, стоя на ПВВ, партнерша опускается в крайне низкое положение надо льдом, отъезжая от партнера, пока он выполнит половину окружности, скользя на ПНН. Как только партнерша примет крайне низкое положение, партнер, пройдя к тому моменту половину окружности, сильно сгибает опорную ногу и ставит зубец левого конька как можно дальше к центру окружности. С этого момента он в положении циркуля вращает партнершу вокруг себя 1,5—2,5 оборота. Подъем партнерши и вывод ее на нужное направление выполняется на протяжении полуокружности.

Время принятия партнершей крайне низкого положения может затягиваться — пока партнер описывает от одной до полутора окружностей, а постановка партнером левого конька на зубец — совпадать с окончанием опускания партнерши в низкое положение.

Встречаются несколько вариантов положения партнерши в тодесе, различающиеся по положению свободной ноги, руки, по направлению и амплитуде поворота туловища партнерши относительно опорной ноги. Свободная, левая, нога может быть: прямой, скрещенной сзади с опорной, бедра сомкнуты; с захватом правой рукой конька левой ноги, которая согнута в колене; прямой, скрещенной спереди, ноги сомкнуты; прямой, скрещенной спереди, поднятой над опорной на 20—50 см; из положения скрещенной сзади опорной может быть переведена вперед и скрещиваться спереди. Правая рука партнерши может быть вытянута вперед-влево, вверх-влево, назад-вниз, согнута и прижата ладонью к затылку. Туловище может быть слегка повернуто вправо, влево относительно опорной ноги или без поворота сильно прогнуто назад.

Поднимая партнершу из горизонтального положения в вертикальное, как и в тодесах назад, партнер выталкивает ее на расстояние вытянутых рук, не распуская хвата, на ПВВ, одновременно выполняя толчок левой ногой также на ПВВ, левая сзади (см. рис. 38, 3). Выезд ори. ентирован вдоль или поперек судейского борта.

Время выполнения тодеса с момента опускания из вертикального положения до выезда на ПВВ — 7—13 сек.

Раздельные вращения

Раздельные вращения в короткой программе партнеры начинают в последовательном, параллельном или зеркальном положении на возможно более близком расстоянии друг от друга; партнерша, как правило, на переднем плане по отношению к судьям.

Отличительные признаки правильно выполненного вращения — высокая скорость, центровка вращения и эстетичность всех его фаз. Требования к единообразию внешней формы и пространственно-временных характеристик движений партнеров относятся ко всем фазам вращений и прыжка во вращение. Они предполагают одинаковую скорость вращения, тогда фазы вращения партнеров совпадают. Осуществляться оно должно с минимальным перемещением конька по льду так, чтобы создавалось впечатление вращения их на одной точке с постоянным расстоянием между опорными коньками. Во всех фазах движения партнеры должны оценивать свое положение относительно друг друга и производить коррекцию, если нарушилась параллельность вращения. При этом партнер, более быстро вращающийся, замедляет движение, тормозя зубцом или ребром передней части конька. Партнер, вращающийся более медленно, старается не допустить дальнейшего замедления вращения или даже слегка ускорить его, незначительно (не меняя внешнюю форму вращения) приближая руки к оси вращения, увеличивая жесткость всего тела (чтобы закрепить взаимное положение звеньев тела и способствовать лучшей центровке вращения). Коррекция производится до восстановления параллельности вращения. Следят партнеры друг за другом, не поворачивая головы. Для того чтобы при быстром вращении уметь увидеть вращающегося партнера, оценить его положение по отношению к своему и произвести коррекцию, необходима длительная практика. Чаще всего вращение выполняется между синей и красной линиями разметки хоккейного поля, реже — на синей, на красной линии или между синей линией и боковым бортом площадки,

Рис. 41. След прыжка во вращение в ласточке
Рис. 41. След прыжка во вращение в ласточке

Взаимное положение партнеров при выполнении дуги ЛВН — дуги въезда во вращение может быть как параллельным, так и последовательным, причем на переднем плане по отношению к судьям следует находиться партнерше. Зеркальное расположение вращения или прыжка во вращение необходимо, когда партнеры вращаются на разноименных ногах. В практике при любом варианте взаимного положения фигуристов воображаемая линия, соединяющая центры их вращений, чаще перпендикулярна продольной оси, реже — параллельна ей.

При выполнении раздельного вращения партнеры ориентируются на судейский борт, на борт, противоположный судейскому, или на боковые борта, а при зеркальном положении — друг на друга.

Прыжок во вращение в ласточке. Варианты подхода к прыжку во вращение в ласточке, за которым следует ЛВН — дуга отталкивания: тройка ПВН — ПНВ и 1 — 2 беговых шага назад-вправо (рис. 41); дуга ПНН, тройка ПВВ — ПНН; кораблик ЛВВ с согнутой в колене и расположенной внутри относительно правой левой ногой; такой же кораблик ПВВ, торможение внутренним ребром правой, поворот на обеих ногах влево для выполнения дуги ЛВН; двукратная тройка ЛВН — ЛНВ, выполняемая в положении ласточки 2—3 раза подряд без промежуточного толчка правой ногой.

Положение рук во вращении различно (рис. 42): правая вперед, левая назад-в сторону; правая на пояс, левая назад-в сторону; руки за спину на пояс; кисть правой руки касается правого колена, кисть левой руки — левого бедра; руки назад-в стороны. Некоторые пары во вращении один или несколько раз меняют положение рук, например: 2 оборота — руки в стороны-назад, 3 оборота — руки за спину и т. д.

Рис. 42. Варианты положения рук фигуриста при выполнении прыжка во вращение в ласточке
Рис. 42. Варианты положения рук фигуриста при выполнении прыжка во вращение в ласточке
Рис. 43. След вращения в ласточке со сменой ноги
Рис. 43. След вращения в ласточке со сменой ноги

Переход из горизонтального положения в вертикальное сильнейшие пары выполняют за пол-оборота, но допустимо и дольше.

Варианты выезда: дуга ПНН, ЛВН и далее беговой шаг вперед-влево; ПНН, поворот влево через зубец левого конька на ПВВ; ПНН, прыжком ЛВН и торможение наружным ребром правого конька.

Вращение в ласточке со сменой ноги. Расположение элемента на площадке, взаимное положение партнеров и варианты въезда во вращение такие же, как и в прыжке в ласточку. След вращения со сменой ноги представлен на рис. 43.

При вращении в ласточке на ЛВН возможны следующие положения (рис. 44): левая рука вперед, правая вверх; левая вперед, правая назад-в сторону; правая назад-в сторону, левая на талии, локтем вперед; левая согнута перед грудью; кисть левой руки прижата к левому колену, правая рука вдоль туловища или назад-в сторону.

Рис. 44. Варианты положения рук при выполнении раздельного вращения в ласточке
Рис. 44. Варианты положения рук при выполнении раздельного вращения в ласточке
Рис. 45. Варианты положения фигуриста при вращении в волчке
Рис. 45. Варианты положения фигуриста при вращении в волчке

После смены ноги во вращении на ПНН возможны такие же положения рук, как и после прыжка в ласточку.

Вращение в волчке со сменой ноги. При вращении в положении сидя партнеры выполняют не менее 5 оборотов, после чего следует смена ноги с предельно малым выпрямлением и последующим продолжением вращения в волчке на другой ноге не менее 5 оборотов. При вращении в волчке не следует касаться льда руками, свободной ногой, а при смене ноги — вращаться на обеих ногах более 1 оборота. Выезд не должен быть сильно затянут. Важна синхронность при выполнении всех фаз вращения, высокая скорость вращения, центровка, эстетичность поз. Партнеры должны выполнять элемент в одном стиле.

Варианты выполнения волчка со сменой ноги различаются по положению тела во время вращения. Смена положения возможна до смены ноги, во время смены и после нее. Смена ноги выполняется при сгруппированном положении рук и с разгруппировкой в момент самой смены.

Варианты положения тела при вращении, которые можно принимать как до смены ног, так и после нее, следующие (рис. 45): руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90°, скрещены перед грудью; обеими руками спортсмен держится за щиколотку свободной ноги; обе руки вытянуты вперед, кисти касаются друг друга; руки на колене опорной ноги; туловище наклонено к свободной ноге, руки вытянуты вдоль свободной ноги, голова опущена; одноименная рука на колене опорной ноги, другая вытянута вперед параллельно свободной ноге; обе руки отведены назад-вниз; свободная рука вытянута вперед-вниз, одноименная опорной поднята назад-вверх, туловище повернуто в сторону свободной ноги; обе руки скрещены на груди, пальцы касаются плеч; одна рука на поясе, другая вытянута вперед.

Окончание вращения подобно окончанию вращения после прыжка в ласточку. Средняя скорость вращения в волчке 1,5—1,7 оборота в 1 сек., вращение продолжается 9—11 сек.

Совместные вращения

Отличное качество выполнения этого элемента предполагает высокую скорость вращения, хорошую его центровку, эстетичность поз.

Принцип совместного вращения заключается в создании вращения вокруг общей оси, расположенной в центре между опорными ногами партнеров. Фигуристы, находившиеся ранее на расстоянии друг от друга, приобретают вращение, выполняя встречные дуги постоянно увеличивающейся кривизны, по которым приближаются друг к другу с диаметрально противоположных сторон. Дуги выезда в момент соединения партнеров переходят в окружность с постоянным и единым центром. Диаметр окружности равен расстоянию между коньками фигуристов. По мере взаимного притягивания партнеров друг к другу, т. е. к общей оси вращения, угловая скорость вращения увеличивается.

Вращение в ласточке в танговой позиции. В исходном положении партнеры находятся на расстоянии 2—4 м друг от друга, левым плечом друг к другу, грудью в противоположные стороны (рис. 46). Одновременно оттолкнувшись в противоположных направлениях — партнер на ЛВН, партнерша на ПВВ (после короткой дуги ЛВВ), фигуристы скользят в ласточке по направлению к центру, находящемуся между ними. При сближении правая рука партнерши соединяется с левой рукой партнера. Правой рукой он обхватывает фигуристку за талию и подтягивает ее к себе. С одновременным выпрямлением опорных ног в коленных суставах начинается совместное вращение ласточке в танговой позиции.

Рис. 46. Исходное положение партнеров перед совместным вращением
Рис. 46. Исходное положение партнеров перед совместным вращением
Рис. 47. Схема размещения совместного вращения в ласточке
Рис. 47. Схема размещения совместного вращения в ласточке

При вращении партнеры находятся близко друг к другу. Их туловища и свободные ноги параллельны и одинаково направлены. Обе ноги выпрямлены в коленных суставах, носки свободных ног супинированы. Вращение должно быть центровано, иметь высокую скорость и четкую фиксацию позы. Подход к элементу не должен быть затянутым. При входе во вращение и выезде из него необходимо соблюдать синхронность движений. Выезд выполняют на одной ноге; он должен быть четко фиксирован. Эстетические требования остаются теми же, что и к предыдущим элементам короткой программы-

Обычно совместное вращение размещают на продольной оси в средней трети площадки. Однако можно выполнять его и в крайней трети, если это требует композиция программы. Наиболее употребителен подход к вращению после тройки ПВН-^ ПНВ и одного-двух беговых назад-вправо. Партнеры выполняют тройку синхронно в противоположные стороны (рис. 47). Перед выполнением тройки спортсмены часто останавливаются торможением на ПВВ, левая нога впереди; торможением ПВН, скользя на левой вперед; торможением в выпаде на ПВ. Торможение резко уменьшает скорость скольжения и позволяет мгновенно остановиться в нужном месте площадки. Примеры подходов к вращению:

1. Партнерша — тройка ПВН — ПНВ, тройка ЛНВ — ЛВН, ПВВ.

Партнер — тройка ПВН — ПНВ, беговой шаг ЛНН— ПНВ, ЛВН.

2. Партнерша — тройка ПВН — ПНВ, беговой шаг ЛНН—ПНВ..ЛВВ, ПВВ.

Партнер — тройка ЛВН — ЛНВ, выпад на ПНВ, беговой шаг ЛНН, ПНВ, ЛВН.

Вместо дуги ЛВВ возможно скольжение в выпаде на ПВН, затем следует ПВВ —дуга въезда во вращение.

Рис. 48. Варианты положения партнерши при выполнении совместного вращения в ласточке в танговой позиции
Рис. 48. Варианты положения партнерши при выполнении совместного вращения в ласточке в танговой позиции

Положение партнеров во вращении может быть неизменным на протяжении всего вращения. Однако возможны смены положений головы и свободной руки партнерши.

Варианты положений партнеров во вращении (рис. 48): лицом друг к другу, левая рука партнерши направлена назад-вверх; оба партнера опускают голову лицом вниз, партнерша кладет кисть левой руки на кисть правой; оба партнера опускают голову лицом вниз, рука партнерши направлена назад-в сторону, кисть согнута; левая рука партнерши слегка согнута в локтевом суставе, направлена назад-вверх; первоначально левая рука партнерши параллельна левой ноге или направлена назад-вниз, после нескольких оборотов она резко опускает ее вниз, касаясь левого бедра, и резко вскидывает до вертикального положения.

Средняя скорость вращения — 0,5—0,9 оборота в сек., вращение продолжается 7—9 сек.

Выезд из вращения обычно начинают с возможно быстрого совместного перехода из горизонтального положения в вертикальное. Опуская правую ногу на внутреннее ребро или на зубец конька, партнер затормаживает вращение; партнерша в этот момент начинает тройку ПВВ — ИНН. Отталкиваясь правой на ЛВН, партнер распускает хват правой рукой и отталкивает партнершу левой рукой на расстояние вытянутых рук. Не распуская хвата правой рукой, партнерша скользит на ПНН.

Варианты выезда из вращения:

а)  партнерша заканчивает тройку ПВВ — ПНН, пока партнер останавливает вращение. Одновременно с его толчком на ЛВН она переходит также на ЛВН, ее правая рука продолжает оставаться в левой руке партнера;
б)  при переходе в вертикальное положение партнер распускает хват правой рукой и делает тройку ЛВН — ЛНВ одновременно с партнершей, которая делает тройку ПВВ — ПНН. Партнер, оказавшись сзади партнерши в хвате за руку, переходит на ПНН; она делает мах левой ногой вперед, чтобы принять исходное положение для бегового шага назад-влево в позиции рука в руке;
в)  распуская хват, партнерша быстро выполняет двукратную тройку ПВВ — ПНН — ПВВ, открытый скрещенный моухок ПВВ — ЛНВ и торможение внутренним ребром правого конька, стоя на левой. Партнер обычным способом выходит на ЛВН и останавливается одинаково с партнершей;
г)  при переходе в вертикальное положение оба фигуриста вонзают носок свободной ноги в лед, останавливая таким образом вращение. Последующие шаги диктуются композицией программы.

Начинать выезд из вращения необходимо таким образом, чтобы скользить по дуге выезда параллельно судейскому борту или перпендикулярно ему.

Вращение в волчке с параллельным расположением свободных ног партнеров. Исходное положение для начала вращения и механизм приобретения вращения, размещение элемента на площадке, варианты подхода к нему такие же, как и во вращении в ласточке. Различие состоит в том, что партнер скользит по дуге въезда на согнутой левой ноге и делает круговой мах вперед правой ногой как в индивидуальном волчке, чтобы в момент соединения с партнершей или спустя оборот оказаться в положении традиционного волчка. Партнерша въезжает во вращение по дуге вперед-внутрь на сильно согнутой правой ноге с оттянутой назад левой. При сближении партнер обхватывает ее вокруг талии и соединяет руки в замок за ее спиной. С этого момента оба фигуриста должны вращаться вокруг общего центра на сильно согнутой опорной ноге, свободные ноги супинированы и параллельны, во вращении правая нога партнерши располагается справа от опорной ноги партнера. Опорные ноги фигуристов предельно согнуты, свободные развернуты. Для поддержания устойчивого вращения партнерам необходимо оттягиваться друг от друга. У партнерши положение рук во вращении может быть различным: вверх; в стороны-вверх; в стороны-назад; одна рука вверх, другая в сторону; одна рука вперед, другая назад; одна рука вверх, другая на пояс; обе руки упираются в плечи партнера. Часто партнерша один или несколько раз меняет положение рук (рис. 49).

Рис. 49. Варианты положения партнерши при выполнении совместного вращения в волчке
Рис. 49. Варианты положения партнерши при выполнении совместного вращения в волчке

Примеры изменений положения рук партнерши в волчке:

а) в течение 2 оборотов правая рука — к плечу, левая — вверх, обе руки вверх, прогибаясь назад, партнерша отводит руки в сторону-назад;

б) обе руки вверх, правая в сторону;

в) правая вверх, левая в сторону, левая вверх, правая в сторону-вниз;

г) правая в сторону, левая вверх, руки за спину, левая вверх, правая в сторону, сгибание кисти левой руки вправо и обратно, сгибание кисти правой руки влево и обратно;

д) правая в сторону-вниз, левая в сторону-вверх, одновременные махи правой вверх, левой вниз в боковой плоскости и обратно;

е) руки в стороны, запрокинуть голову, согнуть руки за спиной в «замок» и вытянуть их назад-вниз, не распуская «замка», руки развести в стороны;*

ж) руки вверх, попеременно ударить правой кистью левую, левой кистью правую, развести руки вверх-в сторону;

з) руки в стороны, плавно поднять вверх, правую медленно опустить в сторону, быстро опустить левую и так повторить дважды;

и) левая вверх, правая в сторону, смотреть на кисть левой руки, правую руку резко отвести вниз-назад одновременно с поворотом головы вправо, смотреть на кисть правой;

к) прямая правая рука касается локтем левого плеча партнера сверху, левая назад, голова опущена, левую руку через верх резко перевести вперед и положить партнеру на правое плечо, голову поднять вверх, левую через сторону отвести назад, голову опустить;

л) руки согнутые, кисти сжаты в кулак, выпрямляют резко вверх, одновременно раскрывая кисти, на акцент в музыке руки сгибают к плечам, кисти сжимают в кулак, голову опускают; и так повторяют дважды.

При выполнении вращения партнерша может менять направление наклона туловища и поворота головы. Количество оборотов при вращении в среднем 6—9, вращение длится 6,5—7,5 сек. Партнер останавливает вращение, вонзая зубец правого конька в лед и выполняя толчок на ЛВН. Выезд из волчка партнерша выполняет на ПНН подобно выезду из совместного вращения в ласточке.

Волчок в закрытой позиции, свободные ноги партнеров спереди. Отличие этого вращения от вращения в волчке состоит в том, что оба партнера выполняют въезд во вращение на ЛВН и вращаются на левой ноге, правая спереди.

Возможно несколько вариантов хвата: партнер обхватывает кистью правой руки запястье левой за спиной партнерши; партнер удерживает партнершу предплечьем и кистью обеих рук, обхватывая ее с боков за плечи; левой рукой удерживает партнершу за кисть правой руки. Правая рука партнера может обхватывать партнершу от талии и выше вплоть до плеча.

Положение левой руки партнерши, когда правая в хвате, или обеих рук может быть различным, например: партнер обхватывает ее талию обеими руками, ее кисти находятся на его лопатках, оба склонили голову друг другу на левое плечо.

Вращение в ласточке хватом за талию. Типичный вариант захода: оба партнера делают один-два беговых шага назад-вправо в противоположные стороны, а затем дугу ЛВН, во время которой сближаются. Вход во вращение возможен двумя способами:

после дуги ЛВН, во время которой фигуристы обхватывают друг друга правыми руками за талию, или

после прыжка в ласточку с дуги ЛВН на правую ногу, так что вращение выполняется на правой ноге назад.

При любом варианте партнеры выполняют вращение в положении ласточки, обхватывая друг друга правой рукой за талию. Свободная левая рука вытянута параллельно свободной ноге партнера (рис. 50). Иногда свободная рука вытянута в сторону. Фигуристы делают в среднем 6—7 оборотов.

Рис. 50. Вращение в ласточке хватом за талию
Рис. 50. Вращение в ласточке хватом за талию

Выезд из вращения, начатого с дуги ЛВН, партнерша выполняет на ПНН, партнер — на ЛВН. Хват правыми руками за талию распускают, и партнер левой рукой берет фигуристку за правую кисть или плечо. После выезда на ЛНВ также следует остановка зубцом правой ноги. Выезд из вращения, начатого прыжком в ласточку, осуществляют на ПНН в разные стороны, распуская хват. Чаще всего сразу же следует остановка ребром правого конька с опорой на зубец левого.

Комбинации шагов

Шаги выполняют в теневом, зеркальном и совместном вариантах. Состоят они из шагов одиночного катания и спортивных танцев на льду или их комбинаций.

В короткой программе комбинации шагов выполняют по прямой, по кругу, в форме серпантина. При подборе шагов важно учитывать соответствие их сложности технической подготовленности фигуристов, характеру выбранной музыки. Существенно и разнообразие и оригинальность шагов. Необходимо определить лицевую сторону комбинации шагов, чтобы правильно расположить ее относительно судей.

Особое внимание следует уделять поступательному характеру каждого шага. Шаги, исполненные в такой манере, позволяют быстро набирать и поддерживать необходимую скорость скольжения.

При выполнении шагов очень важна скатанность партнеров. Под скатанностью принято понимать согласованность движений фигуристов, создающую впечатление единого целого. Это требует четкого выполнения движений в одинаковой манере (положение тела, наклон, толчок, мах свободной ноги, амплитуда и скорость движений ног и рук, головы и т. д.). Скатанность формируется при активном участии зрения, особенно его периферического отдела. Партнеры следят за движениями друг друга, когда находятся в поле зрения друг друга. Когда партнерша скользит к партнеру спиной и не видит его, то функция слежения полностью переходит к партнеру, и наоборот. Слежение осуществляется незаметно для судей и зрителей.

Комбинация шагов по прямой располагается вдоль площадки или по диагонали, причем шаги выполняют преимущественно лицом к судьям. Разбег начинают из левого верхнего угла беговыми шагами вперед-влево или назад-влево, чтобы располагать шаги по прямой параллельно и ближе к судейскому борту. Если шаги располагают по диагонали из верхнего левого в нижний правый угол, то разбег выполняют беговыми шагами назад-вправо.

Разбег включает в среднем 5—7 беговых шагов. Типичным при выполнении комбинации шагов по прямой является последовательное расположение фигуристов, партнер впереди, хват рука в руке. Реже используют хват за предплечье и распускание хвата для выполнения поворотов. Параллельное расположение партнеров встречается крайне редко. Комбинация обычно включает одну серию шагов в среднем на 16 счетов или две серии на 8 счетов и длится 10—12 сек. Темп выполнения шагов быстрый.

Пример комбинации шагов по прямой представлен на рис. 51.

Комбинация шагов серпантин (рис. 52), имеющая общий рисунок «змейки», исполняется фигуристами на крутых дугах вдоль продольной оси катка. Делать ее нужно уверенно, синхронно, без остановок и потери темпа, не используя мелкие поддержки на уровне пояса, плеча и т. д Следует избегать длительных отрезков шагов по прямой или на зубцах конька, прыжковых элементов. Комбинация должна состоять из разнообразных шагов. Большие требования здесь, как и в других комбинациях, предъявляются к скатанности партнеров. Много внимания уделяется эстетичности положения тел фигуристов на всем протяжении выполнения комбинации.

Рис. 51. Схема комбинации шагов по прямой
Рис. 51. Схема комбинации шагов по прямой
Рис. 52. Схема комбинации шагов серпантин
Рис. 52. Схема комбинации шагов серпантин

Для разбега перед серпантином выполняют несколько беговых шагов вперед или назад в сочетании с различными шагами. Обычно партнерша располагается на переднем плане по отношению к судейскому борту, когда воображаемая линия, соединяющая фигуристов, параллельна боковым бортам. Возможно такое расположение партнеров, когда воображаемая линия, соединяющая их, параллельна судейскому борту. Дистанция между партнерами во время выполнения шагов не должна превышать расстояния вытянутых рук.

Крайне редко встречается вариант выполнения шагов серпантин, когда партнеры держатся друг за друга.

Обычно в серпантине 3—5 витков. Ширина витка различна (8—18 м), она определяется количеством витков. Темп выполнения различный. В среднем серпантин продолжается 18—20 сек.

Комбинация шагов по кругу чаще всего располагается в средней трети площадки симметрично ее центру, однако возможно смещение ее к боковому борту площадки. Шаги выполняют раздельно. Наиболее распространено такое расположение, когда воображаемая линия, соединяющая партнеров, параллельна боковому борту. Реже встречается передвижение партнеров, при котором воображаемая линия, соединяющая их, параллельна судейскому борту. И совсем редки случаи выполнения шагов с соединением и разъединением партнеров.

Комбинация состоит из одной или нескольких серий. Темп шагов очень разнообразен, преимущественно быстрый. Комбинация шагов длится в среднем 17 сек.

Разбег партнеры выполняют раздельно или совместно. Состоит он из беговых шагов в сочетании с различными шагами.

 
Москвина Т. Н. Короткая программа в парном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1980.— 112 с, ил.
Разделы
Короткая программа в парном катании (Москвина Т. Н.)
Официальные положения о короткой программе парного катания
Особенности выполнения элементов короткой программы
Терминология и условные обозначения
Техника и композиционные особенности исполнения элементов короткой программы
Составление короткой программы
Совершенствование программы
Подготовка к старту в соревнованиях по короткой программе
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.011 сек.