bregalad, у меня тоже двоякое отношение к стандартизированным экзаменам. С одной стороны это лучший способ оценить всех универсально и отобрать лучших. С другой стороны перед глазами крайне негативный пример. В Китае система стандартизированных экзаменов (не только в ВУЗ, но и в средние-старшие классы) существует давно (и имеет на удивление глубокие культурные корни, можно погуглить кэцзю, например), но при этом уровень знаний и способностей их применять, даже у хорошо образованных людей очень низкий. В целом отношение к учебе подавляюще такое, что это нужно чтобы сдать экзамен, а не что это интересно или открывает какие-то возможности для решения задач или дальнейшего обучения. А экзамен нужно сдать чтобы получить социальный статус, ассоциированный с образованием. Социальный статус учитывается почти в любом разговоре, но особенно важен в ситуациях вроде получения должности, выбора супруга и т.п. В общем, такая комбинация рынка, бюрократии и феодализма, плюс своя версия DEI, degrowth и прочая идеология, связанная со всем этим коррупция, непотизм и прочие прелести в одном флаконе. Ну, и у всего этого, понятно, последствия второго, третьего и т.д. уровней, можно книги писать если все это как следует разобрать.