Поводом к старту «Союзной силы» со стороны НАТО послужил продолжавшийся на тот момент конфликт в Косово. При этом Североатлантический альянс легитимизировал свое вторжение в Югославию через ООН. Совет Безопасности дал одобрение действиям сил НАТО при одном воздержавшемся члене совета (Китай).
Перед началом военных действий в западных средствах массовой информации был сформирован образ президента Югославии Слободана Милошевича как диктатора, внутренняя политика которого была якобы направлена на физическое уничтожение албанского населения Косово.
НАТО, надо заметить, в 1999 году представляло вторжение в Югославию не как войну, а как операцию (даже как «гуманитарную интервенцию»), имеющую цель заставить «югославского диктатора» уважать права албанского населения Косово на самоопределение.
Обьясните, пожалуйста,разницу между албанским населением Косово и русским населением Домбасса.
Первоначально к операции привлекалось более 430 самолетов, в том числе 333 боевых. В основном это были американские машины. Но кроме них имелись семь голландских и восемь турецких F-16, шесть итальянских и восемь немецких «Торнадо», шесть испанских F-18, семь британских «Харриеров», десять «Миражей» и три «Ягуара» из Франции.
Помимо ударных самолетов была задействована армейская авиация альянса (вертолеты АН-64 «Апач»). Важнейшие задачи по обеспечению авиационно-ракетных ударов выполняли самолеты ДРЛО и У Е-ЗА, E-3D, E-3F, РЭБ ЕА-6В, самолеты-разведчики RC-135, U-2, Е-8А.
К 12 мая альянс нацелил на Югославию уже до 610 боевых самолетов, а затем и еще большее их число. В ходе операции (в период с 24 марта по 17 мая 1999 года) авиация блока совершила более 16 тыс. самолето-вылетов, две трети из которых – с применением ракетно-бомбового и кассетного вооружения. Было запущено около 900 крылатых ракет воздушного и морского базирования.
На середину июня 1999 года группировка авиации стран-членов НАТО в зоне Балканского кризиса насчитывала 674 боевых самолета, в том числе 25 (19 В-52Н, 6 В-1В) стратегических бомбардировщиков ВВС США на авиабазе Фэрфорд; 88 машин палубной авиации (АВМА «Рузвельт» – Ионическое море, УДК «Кирсардж» и АВЛ «Дж.Гарибальди» – Адриатическое море) и 561 – в наземной группировке.
Морские подступы к зоне боевых действий блокировала эскадра НАТО, имевшая в своем составе авианосцы, ударные корабли и подводные лодки. В Адриатическом море находилась исходная военно-морская группировка альянса. Она включала постоянное средиземноморское соединение ОВМС НАТО и отряды ВМС США, Великобритании, Франции, Италии (всего более 30 боевых кораблей и 10 вспомогательных судов). В Эгейском море курсировал десантный отряд ВМС США (3 десантных корабля с морской пехотой, 5 штурмовиками AV-8В «Харриер» и 4 ударными вертолетами AH-1W на борту).
К середине апреля количественный состав группировки ВМС НАТО возрос до 60 единиц за счет авианосцев ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и других кораблей (крейсера УРО, эсминцы, фрегаты).
Сухопутные войска НАТО активного участия в конфликте не принимали.
А почему Россия не так действовала?
Audaces fortuna juvat (Вергилий)