Не хотелось отвлекаться на неурядицы пока шли прокаты и нужно было дело делать, но в качестве завершающего слова можно.
Арена старая, и в этом есть свои преимущества: традиционная «земельная», то есть прямоугольная архитектура, очень легко ориентироваться, как сказал Воронов, чувствуешь себя почти как в Лужниках. И теплые трибуны, не нужно было укутываться как обычно чтобы высидеть прокаты на близких ко льду рядах. На этом плюсы заканчиваются, минусы — старые грязные параши, простите, туалеты, но первое больше подходит (опустим подробности), убогие помещения, даже зал для пресс-конференций был совмещен с пресс-румом, крайне неудобное взаиморасположение смешанной зоны, выхода на трибуны и пресс-центра, отсутствие какой-либо сепарации секторов и так далее. Ну, такая арена, ничего не попишешь.
Гораздо меньше плюсов в организации: относительно либеральная политика сепарации спортсменов и журналистов. Можно спокойно входить хоть в раздевалки. Ну, это для меня плюс, спортсменам не всем понравилось. Еще любезные девушки в пресс-комнате. Остальное — бардак и маразм. Билеты продавали на все места, для прессы не выделили ничего, поэтому приходилось либо постоянно пересаживаться, когда приходил кто-то с билетом, либо включать режим дерзости. При этом охранники могли по своему усмотрению либо пропустить куда угодно кого угодно (90% случаев), либо упереться рогом, и не пускать никуда никого если нет билета (журналист, телевизионщик, спортсмен — не имеет значения). У китайцев вообще принято садиться на любые места, никто не парится. Иностранная пресса была в легком недоумении — как работать предлагается? Фотографы и операторы не могли нормально работать потому что прямо у них за спинами постоянно бесновались фанаты, хотя их там быть в принцинципе не должно. Много жалоб было, но мэйбанфа — «ничем не можем помочь». Интернета не было нигде. Были заявлены точки доступа, доступные из комнаты прессы, но они тупо не работали. Восточные ворота (выходящие к метро и автобусной остановке) каждый день закрывали до окончания соревнований, так что каждый раз приходилось по лужам 10 минут обходить всю территорию, чтобы выбраться со стадиона. Причем у закрытых ворот дежурило по два охранника, но никого выпускать они не соглашались. Точно так же после показательных закрыли единственный проход с трибун в журналистскую часть. Хорошо, что мы ничего не оставили в пресс-центре, а то пришлось бы как обычно долго ругаться и искать самого главного лаобаня. Короче, мрак, всего не перечислить.
По халатности китайцы в принципе значительно превосходят русских. У нас лень-матушка и авось, у них — цзыжань и вэньхуа. Готовить стенды, слегка отмывать толчки и вставлять выбитые стекла начали только в четверг, когда уже вовсю шли тренировки. Что-то успели привести в порядок, но далеко не все.
В Шанхае в прошлом году тоже были организационные проблемы, но совсем другого уровня. Так что, боюсь, если Пекин не предложит условий получше, исушники могут и отказаться в пользу Шанхая.
И еще одна деталь. Сегодня после завершающего общего круга почета фигуристов заставили выстроиться в две шеренги и присутствовать на рекламе автомобиля спонсора. Ведущий и какой-то местный менеджер Ауди распинались, наверное, минут 40, естественно по-китайски, естественно, без перевода. Спортсмены должны были просто стоять и улыбаться. Это здесь называется хэцзо, то есть при иностранцах особенно классно что-нибудь порекламировать. Прикрывали лицо ладонью даже местные. Ейный стыд.