Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223242526272829   
 

Реберные прыжки

Аксель *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Сейчас этот прыжок выполняют в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной). Существует прыжок вполоборота, так называемый перекидной, или прыжок тройкой*, аналогичный прыжку аксель по способу отталкивания. Этот прыжок является основой прыжков аксель с большим числом оборотов (рис. 62).

Рис. 62. Прыжок аксель: а — перекидной,  б — одинарный,  в — двойной, г — тройной
Рис. 62. Прыжок аксель: а — перекидной, б — одинарный, в — двойной, г — тройной

Выполняют аксель после мощного разбега. Во время подготовки к толчку переходят к скольжению назад-наружу, при выполнении которого важно сохранить устойчивое положение. Для этого за последним толчковым шагом разбега следует кратковременная фиксация звеньев тела. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не выпячивать таз, не опускать голову и не сутулиться. Переход от разбега к толчку должен исполняться легко, непринужденно. При обучении этой детали прыжка нужно объяснить начинающему фигуристу, что снижение скорости, скобление зубцами льда, сутулость не облегчают, а усложняют качественное исполнение прыжка.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Начальное вращение в этих прыжках создается стопорящим движением конька толчковой ноги. Иные способы, как правило, приводят к неудаче. Особенно ярко это проявляется при выполнении прыжка в 2,5 оборота и более.

Попытка приобрести начальное вращение за счет увеличения кривизны толчковой дуги обычно приводит к нарушению устойчивости движения продольной оси тела в полете. На рис. 63 приведены два варианта выполнения толчковой дуги — малой (а) и большой (б) кривизны. В первом случае направления движения конька и всего тела почти совпадают, и тогда условия для создания устойчивого движения в полете благоприятные. Во втором случае направления движения конька и всего тела расходятся, в результате чего к концу толчка происходит потеря устойчивости тела.

Рис. 63. Толчковая дуга в прыжке аксель: а — нормальной кривизны,  б — излишне большой кривизны
Рис. 63. Толчковая дуга в прыжке аксель: а — нормальной кривизны, б — излишне большой кривизны

Попытка создать начальное вращение тела за счет вращения верхней части тела вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это в конечном итоге приводит к увеличению кривизны толчковой дуги с отмеченными выше отрицательными последствиями.

В практике встречается несколько вариантов выполнения конца толчковой дуги, другими словами — различные варианты стопора: зубцовый стопор, при котором конек толчковой ноги отделяется от льда, совершая перекат через зубцы конька (след на льду в этом случае тонкий); реберный стопор, при котором конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и осуществляет торможение, соскабливая лед передней частью наружного ребра; комбинированный стопор, при котором начало его реберное, а конец —зубцовый. Выраженное скобление ребром переходит в следот зубцов.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Однако стопорящее движение, выполненное зубцом конька, короче по времени и для создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество начального вращения, приобретаемого фигуристом при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

Комбинированный стопор позволяет соединить достоинства обоих способов и создать у спортсмена очень важное ощущение уверенности, удобства отталкивания. Этот способ обеспечивает наиболее правильное, устойчивое движение продольной оси тела в полете. Фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно.

Положение тела во время толчка в прыжке аксель позволяет выполнить мощное маховое движение руками и свободной ногой в направлении вперед-вверх. Благодаря ярко выраженным маховым движениям большой амплитуды, с помощью которых можно достичь максимальной высоты и длины полета, прыжок аксель относится к наиболее эффектным прыжкам.

Сальхов *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 64). Наиболее распространенным вариантом подхода к прыжку является тройка вперед-наружу — назад-внутрь. Другой вариант выполняется переступанием, например правая вперед-внутрь, левая назад-внутрь. Встречается вариант подхода, начинающийся тройкой назад-наружу — вперед-внутрь с последующим переходом к толчковой дуге назад-внутрь. Этот вариант отличается динамичностью, эффектом неожиданности.

Рис. 64. Прыжок сальхов: а — двойной,  б — тройной,  в — четверной
Рис. 64. Прыжок сальхов: а — двойной, б — тройной, в — четверной

В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что начальное вращение создается двумя наиболее эффективными способами — скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, который завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу — назад-внутрь. Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.

Отрыв от льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается активным маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Уверенное скольжение по толчковой дуге — одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки назад-наружу — назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь. Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие.

В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот.

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу — назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко разгибая толчковую ногу и акцентируя маховые движения в конечный момент толчка.

Петля *. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 65). Выполняется аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит его название. Этот прыжок относится к сложным реберным прыжкам, так как приходится предотвращать преждевременный поворот тела в направлении вращения, а также выполнять маховые движения ограниченной амплитуды. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу— вперед-внутрь с последующим переходом на ход назад-внутрь на другой ноге. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить, чтобы свободная нога находилась перед толчковой в скрещенном положении, и не допускать преждевременного поворота верхней части тела в направлении вращения.

Рис. 65. Прыжок петля: а — двойной,  б — тройной
Рис. 65. Прыжок петля: а — двойной, б — тройной

Овладев этим шагом, можно приступать к разучиванию наиболее распространенного варианта подхода, выполняемого тройкой вперед-наружу — назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на ход назад-наружу. Здесь, как и в других прыжках, исключительно важна устойчивость скольжения при подготовке к толчку и непосредственно в толчке. Исходное для толчка положение отрабатывают, выполняя тройки вперед-науружу с длительным скольжением назад-внутрь. При этом рука, одноименная толчковой ноге, отведена назад, а голова обращена внутрь дуги скольжения. Начальное вращение в прыжке петлей достигается вращением верхней части тела, поэтому описанное исходное положение позволяет выполнить необходимый замах и увеличивает амплитуду вращательного движения.

При разучивании прыжка петлей полезно выполнять пируэт назад, подход и въезд в который аналогичны прыжку петлей.

Оллер *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 66). По способу отталкивания аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и, одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Рис. 66. Прыжок оллер
Рис. 66. Прыжок оллер

Валлей. Прыжок без перемены ног с отрицательным направлением вращения (рис. 67). Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу — назад-внутрь, во время которой голову и. руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляют внутренним ребром конька и сопровождают энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.

Рис. 67. Прыжки валлей, внутренний аксель, кораблик
Рис. 67. Прыжки валлей, внутренний аксель, кораблик
Рис. 67. Прыжки валлей, внутренний аксель, кораблик

Внутренний аксель. Прыжок выполняется толчком внутреннего ребра опорной ноги (рис. 67). ,В исходном перед толчком положении свободная нога сзади, противоположная рука впереди. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу. При разучивании важно-контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует слегка наклонить тело внутрь дуги, поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия во внешнюю сторону толчковой дуги.

Кораблик. Это название объединяет группу реберных прыжков, исполняемых с положительным и отрицательным направлением из положения «кораблик» (рис. 67). Приземление может быть также в положение «кораблик», т. е. на две ноги или на одну — в обычное положение. Толчок и приземление выполняют как на наружных, так и на внутренних ребрах. В любом варианте прыжка главное — четкость сохранения положения в толчке и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик». Выполняется в 1, 2 и 3 оборота. В программах эффектен, оригинален, делает прыжковый арсенал фигуриста более разнообразным.

Подводя итог описанию основных положений техники исполнения реберных прыжков, следует еще раз подчеркнуть, что главным условием успешного выполнения этой группы прыжков является уверенное, устойчивое скольжение на ребре конька. Именно скольжение по инерции по закрывающейся кривой создает предпосылки для создания в финальной части толчка начального вращения, необходимого для выполнения в воздухе значительного числа оборотов, достигающего в настоящее время 3 и 4.

Уверенность и динамическая устойчивость тела фигуриста на толчковой дуге в большой степени определяются исполнением предыдущих дуг — последней дуги разбега и дуг подхода. Эти дуги должны выполняться естественно, логично, так, чтобы при выполнении троек и переступаний тело не изменяло общего, генерального направления движения. В противном случае возникает потеря равновесия, сопровождающаяся, как правило, искажением естественного прямого положения тела, скоблением льда зубцами конька и другими ошибками. Важно, чтобы составляющие подход дуги были уравновешены и по длине. Например, в лрыжке сальхов не следует излишне удлинять одну и укорачивать вторую дугу подхода. Это же соображение справедливо и при подходе с переступанием в прыжках петлей, оллер и внутренний аксель.

Носковые прыжки

Лутц. Прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения (рис. 68). Один из наиболее сложных и в то же время эффектных прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, одноименная рука несколько отведена назад, взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу отводят рядом с опорной назад, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается от льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.

Рис. 68. Прыжок лутц в 2 и 3 оборота
Рис. 68. Прыжок лутц в 2 и 3 оборота

Вращательное движение создается двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги. Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. Только после этого можно начинать стопорящее движение. При обратном порядке или одноименном выполнении обоих способов эффективность поворота значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать необходимую угловую скорость верхней части тела.

Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и уменьшает высоту прыжка.

Попытки создать начальное вращение искривлением, толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка — он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой ноги.

При освоении прыжка важную роль играет амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической палкой или штангой на плечах., В качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного движения, рекомендуется использовать каскадное выполнение прыжка валлей, сопровождая его-энергичным вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения прыжком лутц.

Для согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед толчком фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот верхней части тела. Такое исходное положение обеспечивает необходимую амплитуду вращательного движения, создает предпосылки для повышения его эффективности.

Флип. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 69). Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу — назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней части тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Рис. 69. Прыжок флип в 3 оборота
Рис. 69. Прыжок флип в 3 оборота

Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной, иначе при приземлении тело наклонится вперед. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.

Прыжок флип может также начинаться переступанием с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. Этот вариант аналогичен подходу в прыжке сальхов, но отличается более плоскими дугами подхода, которые исполняются таким образом, чтобы подход воспринимался выполненным при скольжении по прямой.

Тулуп *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением движения (рис. 70). Толчок выполняется после поворота тройкой вперед-внутрь — назад-наружу, затем следует постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения. Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу. Первый способ предпочтительней при выполнении максимального числа оборотов; второй способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. По механике прыжок близок к прыжку сальхов.

Рис. 70. Прыжок тулуп: а — в 3 оборота, б— в 4 оборота
Рис. 70. Прыжок тулуп: а — в 3 оборота, б— в 4 оборота

Прыжок тулуп отличается быстрым нарастанием угловой скорости вращения тела в толчке. Это объясняется высокой эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех и более оборотов.

При открытом или затяжном варианте выполнения прыжка маховые движения в нем заканчиваются как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему варианту толчка в прыжке сальхов.

Распространенной ошибкой является чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки последовательное выполнение троек вперед-внутрь — назад-наружу.

Шпагат. Этот прыжок выполняют в 0,5 оборота. Главное здесь — высокий взлет и фиксация положения полного шпагата в верхней точке полета. Для овладения прыжком наиболее целесообразно использовать толчок после переступания с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены русский и классический варианты шпагата (рис. 71). Первый чаще выполняют мужчины, второй — женщины.

Рис. 71. Различные варианты прыжка шпагат: а — русский,   6 — классический
Рис. 71. Различные варианты прыжка шпагат: а — русский, 6 — классический

Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок конька, а затем фигурист возможно быстрее и энергичнее выполняет переход к тройке вперед-внутрь — назад-наружу.

Каскады прыжков. Каскады прыжков стали неотъемлемой частью не только произвольных программ. Они введены в качестве обязательного элемента в короткую программу произвольного катания.

Не следует смешивать каскады прыжков и комбинации прыжков. Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих один за другим и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом. Каскад является частным случаем комбинации прыжков без поворотов и смены ноги между прыжками.

Своеобразие техники каскадов заключается прежде всего в том, что для выполнения последующего прыжка используется скорость движения, оставшаяся от предыдущего.

Для достижения наибольшей скорости первый прыжок каскада целесообразно выполнять с пологой траекторией полета. Это позволяет облегчить амортизацию при приземлении. Глубокая амортизация после приземления из предыдущего прыжка часто усложняет выполнение последующего.

Различают два варианта соединения прыжков в каскады. В первом для вращения в последующем прыжке преимущественно используют остаточное вращение от предыдущего прыжка. Здесь особенно важна слитность выполнения, а глубокая амортизация между прыжками нежелательна. Примером такого варианта каскада является комбинация аксель — прыжок петлей (рис. 72, а), лутц — прыжок петлей, два прыжка петлей и т. п.

Рис. 72. Каскады прыжков: а — двойной  аксель — двойная  петля,   б — тройной  лутц — тройной  тулуп
Рис. 72. Каскады прыжков: а — двойной аксель — двойная петля, б — тройной лутц — тройной тулуп

Во втором варианте начальное вращение создается так же, как при выполнении одиночного прыжка, например в каскаде лутц — тулуп (рис. 72, б), сальхов — тулуп. При таком способе соединения приземление из предыдущего прыжка должно выполняться в положение исходное для толчка, что позволяет создать добавочное начальное вращение. Необходимо добиваться положения замаха, чтобы качественно выполнять второй прыжок.

В каскадах; как в любых прыжках, особенно важно сохранять жесткость взаимного положения звеньев тела в полете. Выполнение этих прыжков предъявляет высокие требования к уровню развития специфических физических качеств фигуриста, и в первую очередь к быстроте толчка, скорости и плотности группировки.

Специальные упражнения в тренировке прыжков

Эффективность обучения прыжкам на всех этапах в значительной степени определяется применением специальных подводящих и имитационных упражнений, а также специальных устройств.

При разучивании подготовки к толчку в первую очередь овладевают устойчивым, уверенным скольжением перед толчком. Для этого можно сочетать разбег с длительным скольжением в позе, соответствующей положению тела непосредственно перед началом толчка. Следует обращать особое внимание на то, чтобы переход к толчку возникал произвольно и уверенно контролировался. Весьма эффективен следующий методический прием. Фигурист разбегается, принимает фиксированную позу, а переход к толчку выполняет только по сигналу тренера. Таким образом вырабатывается навык выполнять толчок из устойчивого исходного положения в намеченном месте площадки. Фиксация позы перед толчком преследует цель добиться устойчивого скольжения. После овладения этой деталью разбега переходят к такому выполнению прыжка, при котором между разбегом и толчком нет длительной паузы.

Особенно важен последний шаг разбега. Он непременно должен быть мощным, энергичным, чтобы еще больше увеличить скорость движения тела в направлении прыжка. Важным условием, определяющим качество толчка и прыжка, является правильное сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой {рис. 73).

Рис. 73. Угол постановки толчковой ноги в некоторых прыжках: а — аксель,  б — тулуп, в — сальхов, г — флип
Рис. 73. Угол постановки толчковой ноги в некоторых прыжках: а — аксель, б — тулуп, в — сальхов, г — флип

Чтобы избежать резких изменений направления при переходе к толчковой дуге, можно использовать контрольное упражнение. Фигурист разбегается, переходит на толчковую дугу, но не отталкивается, а скользит в фиксированной позе. Если он способен достаточно долго (4—5 с) сохранять устойчивое положение, значит, сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой хорошее; потеря равновесия, нарушение позы свидетельствуют о неправильном выборе направления толчка. Чтобы исправить ошибку, например, в прыжке аксель, рекомендуется такой прием: если равновесие нарушено во внешнюю сторону толчковой дуги, то угол постановки толчковой ноги следует уменьшить; если же внутрь толчковой дуги, то угол следует увеличить. Этот прием полезен и при отработке таких прыжков, как сальхов, тулуп, флип.

Для уверенного создания начального вращения целесообразно использовать специальные упражнения. В их числе последовательное исполнение троек (рис. 74, вверху), серии прыжков на двух ногах из положения назад в 1 оборот с приземлением на две ноги (рис. 74, в середине), последовательное выполнение прыжка вал-лей, а также прыжка лутц в 1 оборот без толчка.

Рис. 74. Упражнения для  совершенствования   создания  начального  вращения
Рис. 74. Упражнения для совершенствования создания начального вращения

Стопорящее движение зубцами конька разучивают прыжком лутц, флип и тулуп без поворота в воздухе, а также путем имитации этих прыжков, заменяя вращение в полете вращением на льду, как показано на рис. 74 (внизу).

Перечисленные упражнения полезно включать в разминку перед выполнением прыжков. Они помогают лучше овладеть техникой вращательных движений и подготавливают афферентные системы организма фигуриста к безопорным вращениям.

При обучении многооборотным прыжкам следует обращать внимание на скорость выполнения группировки. Чем быстрее фигурист группируется, тем больше оборотов он может совершить. Для овладения высокой скоростью группировки имитационные упражнения рекомендуется выполнять с резиновыми амортизаторами (рис. 77).

Рис. 77. Упражнения для совершенствования группировки и разгруппировки
Рис. 77. Упражнения для совершенствования группировки и разгруппировки

Для совершенствования группировки используют и отягощения, прикрепляемые к кистям рук и ног, как браслеты.

Эффективным упражнением для совершенствования приземления на льду являются прыжки в глубину с предложенной автором подставки, имеющей форму стула (рис. 75). Фигурист становится на сиденье, держась за спинку. Преподаватель приводит в движение подставку, а спортсмен спрыгивает с нее и выполняет приземление на ход назад-наружу.

Рис. 75. Упражнения для совершенствования приземления
Рис. 75. Упражнения для совершенствования приземления

Для совершенствования позы при приземлении описанные упражнения целесообразно выполнять с отягощениями, прикрепленными к кистям рук и к стопе свободной ноги.

Специальным устройством, которое может быть использовано для совершенствования техники и повышения уровня физических качеств, необходимых для выполнения прыжков, является лонжа, как стационарная, так и переносная (рис. 76). Стационарную лонжу можно укрепить и на катке и на открытом воздухе — на спортплощадке. С помощью лонжи и отрабатывают правильное положение рук и ног при группировке, совершенствуют разгруппировку и положение тела в приземлении.

Рис. 76. Различные конструкции страховочных лонж
Рис. 76. Различные конструкции страховочных лонж

Применение лонжи в зале и на льду может быть весьма эффективным для разучивания и совершенствования элементов, не связанных с вращением вокруг вертикальной оси. К ним относятся прыжки шпагат и бабочкой. При совершенствовании многооборотных прыжков с помощью лонжи упражнения можно выполнять с частичным и полным выключением зрения.

 
Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
Разделы
Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)
Глава 1. Введение в специальность
Глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания
Глава 3. Физиологические особенности фигурного катания
Глава 4. Биомеханические основы техники движений фигуриста
Глава 5. Эстетические основы фигурного катания
Глава 6. Начальное обучение фигурному катанию
Глава 7. Обязательные упражнения
Основные понятия. Терминология
Общие положения техники обязательных фигур
Выполнение элементов фигур
Особенности методики обучения обязательным фигурам
Глава 8. Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращения
Прыжки во вращение
Многооборотные прыжки
Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам
Глава 9. Парное катание
Глава 10. Спортивные танцы на льду
Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ
Глава 12. Методика тренировки программ
Глава 13. Физическая подготовка
Глава 14. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 15. Управление подготовкой фигуристов
Глава 16. Организация и методика многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах
Глава 17. Массовые формы работы по фигурному катанию
Глава 18. Судейство соревнований
Глава 19. Научно-исследовательская работа в фигурном катании
Глава 20. Инвентарь фигуриста
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.01 сек.