Murchik пишет: |
Я пока склонен винить в этом слишком податливую опору |
Не понял, о какой опоре идет речь в прыжке?
А говоря о стереотипе, я имел в виду последовательность движений — отталкивание, группировка, обороты в воздухе, разгруппировка. Если посмотреть замедленный повтор (или раскадровку) прыжка фигуриста высокого класса, то видишь, насколько там сложная последовательность движений. Взять хотя бы положение головы, допустим, в акселе: в отталкивании фигурист смотрит по направлению движения, то есть, если рассмотреть случай прыжка против часовой стрелки, голова сначала поворачивается к правому плечу (корпус в первые моменты прыжка уже повернулся, а голова еще нет). Затем, уже при группировке, голова поворачивается в сторону вращения, т.е. к левому плечу. Наконец, в момент приземления голова снова разворачивается обратно, к правому плечу. (Разучивая одинарный аксель, в котором мало оборотов, можно вообще не поворачивать голову влево в середине прыжка, зафиксировав поворот головы к правому плечу; когда я услышал этот на первый взгляд парадоксальный совет, я в первый момент очень удивился.) Достаточно сложны в прыжках движения рук и ног. Повторяя многократно одинарные прыжки, очень трудно поначалу перейти к двойным (подозреваю, что и от двойных к тройным, от тройных к четверным). Глядя, например, на прыжки Ю На Ким, кажется, что четверные она точно никогда не будет прыгать (в отличие от Мики Андо, например) — настолько у нее отточена техника именно тройного прыжка, попытки четверного сразу ее сломают.