amateur пишет: |
Тоже формализм, но считают не набор дисциплин, а их условный "вес", нужный для зачёта пройденного семестра. |
Я давно, когда еще учился в школе (это первая половина 70-х), читал книжку Литлвуда "Математическая смесь". Там он приводил пример из какого-то университета, где вместо зачетов и экзаменов давался набор задач на семестр, причем каждая задача оценивалась в баллах (наверно, по логарифмической шкале — каждый дополнительный балл повышает сложность задачи вдвое); для сдачи предмета нужно было решить несколько задач, набрав необходимое число баллов. Причем решать их надо было в течение всего семестра, а не во время зачетной или экзаменационной сессии.
Мне эта идея еще тогда очень понравилась. Конечно, перестроить весь процесс обучения трудно, но я по крайней мере взял из этого следующее:
1) не тупо набор знаний, а умение их использовать важно;
2) надо уметь применять знания, т.е. уметь решать новые задачи, а не повторять то, что было сделано до тебя;
3) поэтому я на экзаменах всегда разрешаю пользоваться своими конспектами лекций;
4) я чаще всего на экзамене не выслушиваю доказательства теорем (зачем? они записаны в конспектах), а по ходу дела придумываю несложные задачи на интересующую тему (например, студент рассказывает про теорему Силова в теории групп, а я прошу доказать, что любая группа порядка 15 циклическая, применив ее; или в computer science — не рассказывать, что такое, к примеру, красно-черные деревья, а нарисовать красно-черное дерево максимальной высоты (какой?), содержащее 14 вершин, примеры см. здесь).
Вообще, конечно же, в обучении (на мехмате МГУ, про другие факультаты я мало что знаю) главное — это всегда самостоятельная научная работа (в идеале — когда ты можешь получить новые, еще никому раньше не известные результаты и опубликовать статью в научном журнале), это ценится прежде всего. А любой текст (диплом, статья, реферат и т.п.) оценивается только по одному критерию: сделал ли ты сам что-то новое. Обзорные материалы, возможно, тоже нужны, но это допустимо только на младших курсах (2-й, максимум 3-й).