Ольга ГРИГ, ну, я могу добавить в этот список греко-римскую борьбу, запускание фейерверков и бурение отверстий для подледной рыбной ловли. Нужно кататься, да, но:
а) бывают ситуации, когда надо остановиться, и если это сделано у борта, то это иногда безопаснее, чем ковылять поперек катка к выходу с болтающимся по льду шнурком (надо оценивать что безопаснее в конкретной ситуации);
б) часть игры (а любой спорт, включая тренировки, можно в общем свести к игре) в том чтобы соблюдать баланс между соперничеством и сотрудничеством, поэтому те кто всем всегда уступает при прочих равных не воплотит свой потенциал, а тех кто не уступает никогда просто перестанут тренировать / подставят ножку / найдут способ вытравить; поэтому да, надо кататься, и да надо делать это не в ущерб другим, но самое главное уметь делать это в нужной пропорции;
в) смотреть куда едешь нужно вообще всегда и всем, неважно, завязывают шнурки у борта или за бортом.
Можно сказать, что это все применимо только ко взрослым людям, и трудно ожидать от детей дошкольного возраста подобных выкладок, и это конечно так. Но есть исследования, согласно которым базовая стадия социализации закладывается в возрасте 2—4 лет и на последней стадии дети становятся способны не только играть, но и сформулировать правила игры (хотя формулировки варьируются). Кстати, если на этом этапе не происходит нормальной социализации, есть доказательства, что она не происходит потом уже никогда.